Кочетова Л.В. старший воспитатель МАДОУ д/с 12 «Ягодка» г. Зарайск, М.О
Технология – совокупность действий для достижения какого-либо результата. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. (В.А. Сластенин) Педагогическая технология – это оптимальный способ действий (достижения цели) в заданных условиях. (А.М. Кушнир)
Критерии технологичности педагогического процесса:
Автор технологии формирования начал экологической культуры. Светлана Николаевна Николаева доктор педагогических наук, главный научный сотрудник института психолого- педагогических проблем детства Российской академии образования. Автор технологии формирования начал экологической культуры. Светлана Николаевна Николаева доктор педагогических наук, главный научный сотрудник института психолого- педагогических проблем детства Российской академии образования.
Концептуальные понятия технологии формирования начал экологической культуры. Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг другу и окружающей их среде. (толковый словарь Ожегова) Экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе. Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг другу и окружающей их среде. (толковый словарь Ожегова) Экологическая культура – это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.
Концептуальность (в основе каждой технологии лежит её научная концепция) Концептуальность (в основе каждой технологии лежит её научная концепция) Формирование у дошкольников осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение, к себе и людям как части природы.
Системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность) Помочь понять, что человек играет важную роль в поддержании, сохранении и создании условий для всего живого. Системность (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность) Помочь понять, что человек играет важную роль в поддержании, сохранении и создании условий для всего живого. 1 этап. Становление первоначальных основ экологической культуры. -накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях, окружающих малыша, входящих в круг его жизнедеятельности. 2 этап. Сенсорный опыт и образные представления шире и глубже. -формирование у детей обобщённых представлений об окружающей природе через восприятие произведений искусства. 3 этап. Формирование осознанного - правильных отношений при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными. 1 этап. Становление первоначальных основ экологической культуры. -накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях, окружающих малыша, входящих в круг его жизнедеятельности. 2 этап. Сенсорный опыт и образные представления шире и глубже. -формирование у детей обобщённых представлений об окружающей природе через восприятие произведений искусства. 3 этап. Формирование осознанного - правильных отношений при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными.
Управляемость. Формы и методы работы с детьми: -циклы наблюдений за растениями и животными; -ведения различных календарей; -занятия (простые и комплексные), с целью формирования обобщенных представлений об окружающей природе; -целевые прогулки, экскурсии; -игровые ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей; -практическая деятельность по уходу за живыми существами; -чтение литературных произведений, которые достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом; -знакомство с произведениями искусств; -рисование иллюстраций к сказкам и рассказам; Формы и методы работы с детьми: -циклы наблюдений за растениями и животными; -ведения различных календарей; -занятия (простые и комплексные), с целью формирования обобщенных представлений об окружающей природе; -целевые прогулки, экскурсии; -игровые ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей; -практическая деятельность по уходу за живыми существами; -чтение литературных произведений, которые достоверно отражают экологическую специфику природных явлений, учат быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом; -знакомство с произведениями искусств; -рисование иллюстраций к сказкам и рассказам;
- изготовление с помощью взрослого самодельных книг ; -составление детьми рассказов о природе; -сюжетные и подвижные игры с имитацией животных, звукоподражания; -организация совместных выставок; -занимательные задания, беседы о прочитанном, пересказ детей; -занятия с целью познания детьми функций человеческого организма, значения чистоты, красоты, порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих; -беседы с детьми с целью выявления причинно – следственных связей, формулирования выводов и обобщений; -практическая деятельность: труд в природе, с целью приобретения умения практического взаимодействия с природой; -природоохранные акции совместно с сотрудниками ДОУ и родителями воспитанников. - изготовление с помощью взрослого самодельных книг ; -составление детьми рассказов о природе; -сюжетные и подвижные игры с имитацией животных, звукоподражания; -организация совместных выставок; -занимательные задания, беседы о прочитанном, пересказ детей; -занятия с целью познания детьми функций человеческого организма, значения чистоты, красоты, порядка в окружающей среде для здоровья всех живущих; -беседы с детьми с целью выявления причинно – следственных связей, формулирования выводов и обобщений; -практическая деятельность: труд в природе, с целью приобретения умения практического взаимодействия с природой; -природоохранные акции совместно с сотрудниками ДОУ и родителями воспитанников.
Эффективность. -Совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность. -Дошкольники устанавливают взаимосвязь, зависимость, причины и следствия 20%/50%. -Используют мерку, модели, схемы 20%/60%. -Улучшаются и развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснения, рассказ 30%/70%. -Проявляется способность сочувствовать, сопереживать, заботиться 30%/80%. -Замечают и понимают красоту в окружающей природе, в произведениях искусства 30%/70%. -Создают красоту своими руками через разные формы изобразительной деятельности 40%/90%. -Понимают и рассуждают о здоровье как о ценности 30%/80%. -Совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность. -Дошкольники устанавливают взаимосвязь, зависимость, причины и следствия 20%/50%. -Используют мерку, модели, схемы 20%/60%. -Улучшаются и развиваются разные формы речи: диалог, описание, объяснения, рассказ 30%/70%. -Проявляется способность сочувствовать, сопереживать, заботиться 30%/80%. -Замечают и понимают красоту в окружающей природе, в произведениях искусства 30%/70%. -Создают красоту своими руками через разные формы изобразительной деятельности 40%/90%. -Понимают и рассуждают о здоровье как о ценности 30%/80%.
Воспроизводимость. Технология апробирована в экспериментальных дошкольных учреждениях Москвы. Её реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников. Технология апробирована в экспериментальных дошкольных учреждениях Москвы. Её реализация на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.
Список используемой литературы: 1.С.Н. Николаева «Южный эколог» Москва, мозаика-синтез, 2010 г.; 2. В Танасийчук «Экология в картинках» М: Детская литература, 1989 г.; 3. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Москва «Сфера» Творческий центр, 2007 г.; 4.Т.В. Хабарова «Педагогические технологии в дошкольном образовании» Санкт-Петербург Детство-Пресс, 2011 г.
Спасибо за внимание!