140181 г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Разработка методов обоснования и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Zhukovsky Street, TsAGI Zhukovsky, Moscow Region, , Russian Federation TsAGI National composite center 1 Прикладные задачи в области математического.
Advertisements

1 Основы надежности ЛА ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ И АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ.
Технический проект системы Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач,
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СТЕКЛОНАПОЛНИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОСТАВЩИКОВ НА СТОЙКОСТЬ ИНФУЗИОННЫХ СТЕКЛОПЛАСТИКОВ К ВОЗДЕЙСТВИЮ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ Научно-практическая.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРУБОПРОВОДОВ ПОПУТНОГО НЕФТЯНОГО ГАЗА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ ЗАО « Проектнефтегаз.
1 Основы надежности ЛА Надежность сложных систем.
Разработка и внедрение технологии виртуального проектирования и компьютерного моделирования перспективных изделий автомобильной промышленности с использованием.
Центр инновационного развития ОАО «РЖД» Использование в ОАО «РЖД» композитных материалов.
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ Аналитические модели проектирования: - параметрический метод оптимизации варьируемых параметров или конструктивный.
Экспериментальные методы оценки проницаемости заготовок из сухого наполнителя, предназначенных для изготовления конструкций вакуумной инфузией ООО «Научно-технологический.
Управление ресурсными характеристиками электрооборудования АЭС Определение остаточного ресурса неметалических элементов электрооборудования. 1.
Система обеспечения надежности и безопасности полета самолетов «Ил» на всех этапах создания и эксплуатации М.С. Неймарк, Зам. Главного конструктора ОАО.
УТКИН Денис Михайлович ЗОЛЬНИКОВ Владимир Константинович УТКИН Денис Михайлович МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЛОЖНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИХ.
Система обеспечения надежности и безопасности полета самолетов «Ил» на всех этапах создания и эксплуатации М.С. Неймарк, Зам. Главного конструктора ОАО.
Формализованные методы в управлении предприятием Докладчик: С.И. Шаныгин Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального.
Центр профессиональный подготовки и переподготовки специалистов по геологии и нефтегазовому делу ТюмГНГУ.
Система анализа производственной технологичности конструкции изделия.
Тема 7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ИСО СЕРИИ 9000 НА СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА 1. Роль стандартизации в развитии.
Ф. Т. Алескеров, Л. Г. Егорова НИУ ВШЭ VI Московская международная конференция по исследованию операций (ORM2010) Москва, октября 2010 Так ли уж.
Транксрипт:

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Разработка методов обоснования и установления соответствия отечественным и зарубежным сертификационным требованиям на основе внедрения методологии повышения весовой и экономической эффективности при обеспечении требуемого уровня безопасности парка силовых элементов планера самолёта, изготовленных из композиционных материалов

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Введение Цели Актуальность Задачи Направления исследований Создание рабочей группы 2 Оглавление

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Безопасность через Эффективность 3 Допустимые повреждения Максимальные допускаемые напряжения Затраты на обнаружение дефектов и повреждений

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Перспективы повышения эффективности композитных авиаконструкций и реализации их конкурентных преимуществ Эффективность углепластиковых авиаконструкций при заданном уровне безопасности 2011 Поиск дефектов и повреждений в элементах конструкций 2015 Совершенствование методов неразрушающего контроля, снижение стоимости и повышение достоверности методов поиска дефектов и повреждений Год Определение на основе вероятностных методов «наиболее вероятного состояния КМ» в элементах планера на различных этапах жизненного цикла парка конструкций

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Обеспечение весовой и экономической эффективности конструкции из КМ при заданном уровне безопасности Традиционный подход Инновационный подход Обоснование дифференцированного подхода к определению коэффициента безопасности. Высокая эффективность при обеспечении требуемого уровня безопасности. Выбор и обоснование на основе вероятностных подходов рациональных свойств материала Выбор и обоснование на основе вероятностных подходов рациональных параметров технологических процессов Анализ на основе вероятностных подходов повреждаемости на всех этапах жизни конструкции Низкая эффективность при обеспечении требуемого уровня безопасности («Чёрный алюминий») Опытное производство и малые серии Серийное производство Реализация неблагоприятного сочетания факторов, находящихся в допустимых пределах, приводящего к дефекту или повреждению Отработка и «заморозка» техпроцесса Обеспечение весовой и экономической эффективности высоко ответственных конструкций из КМ при требуемом уровне безопасности Борьба за повышение характеристик базовых материалов Отработка процессов производства без учёта стохастического характера реализации их параметров Детерминированный подход к определению диапазона допустимых отклонений параметров материалов и процессов 5 Увеличение коэффициента безопасности Увеличения затрат на осмотры Увеличение затрат на ремонты Учёт многофакторных сочетаний вероятных повреждений на всех этапах жизни изделия: свойства базовых материалов + производственные дефекты + эксплуатационные повреждения + эффективность мониторинга + особенности обслуживания + технологии ремонтов + Определение «Наиболее вероятного состояния КМ» (обеспечение ничтожно малой вероятности критического повреждения для заданных условий производства и эксплуатации)

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Введение Цели Актуальность Задачи Направления исследований Создание рабочей группы 6 Оглавление

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Цели работы 7 Разработка методов обоснования и установления соответствия отечественным и зарубежным сертификационным требованиям российских самолётов транспортной категории с крылом из КМ с учётом: реализации на этапах проектирования и конструирования последних достижений в области конструктивно- технологических решений, моделей прогрессирующего разрушения и вероятностных методов оценки безопасности парка конструкций реализация при их серийном производстве не имеющих аналогов в мире автоматизированных без автоклавных технологий (вакуумной инфузии) реализация экспертных систем обработки и анализа данных на основе мониторинга состояния КМ при производстве и в эксплуатации

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Введение Цели Актуальность Задачи Направления исследований Создание рабочей группы 8 Оглавление

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр АКТУАЛЬНОСТЬ: Создание методов обоснования «наиболее вероятного состояния КМ» в авиа конструкции на основе анализа данных по повреждаемости ВС на всем жизненном цикле Производство 9 Building Block в инновационной постановке Экспертная система прогноза безопасности ProDeCompoS Эксплуатация ТОиР «Real-time» БД по расчётным характеристикам

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Введение Цели Актуальность Задачи Направления исследований Создание рабочей группы 10 Оглавление

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Задачи работы 11 Разработка расчетно-экспериментальных методов обоснования технологических параметров автоматизированных без автоклавных технологий, обеспечивающих снижение повреждаемости КМ в процессе производства и уровня разброса упруго-прочностных характеристик авиаконструкций из КМ Разработка на основе анализа повреждаемости КМ при производстве и эксплуатации методики формирования баз данных по расчетным характеристикам, характеризующим элементы планера из КМ, с целью их использования для прогноза безопасности и эксплуатационной технологичности парка авиационных конструкций с применением вероятностного подхода Разработка вероятностной методологии расчетного обоснования уровня безопасности парка авиаконструкций из КМ, учитывающей многофакторные сочетания вероятных повреждений композитных элементов планера (свойства базовых материалов + производственные дефекты + эксплуатационные повреждения + эффективность мониторинга + система наземного обслуживания + программа ремонтов + и т.д.) на основе анализа комплексной базы данных, наполняющейся в реальном времени по результатам мониторинга конструкции в условиях производства и эксплуатации и обеспечивающей возможность постоянного повышения достоверности используемых моделей прогноза прочности и ресурса

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Введение Цели Актуальность Задачи Направления исследований Определение «наиболее вероятного состояния КМ» с использованием расчетно-экспериментальных методов исследования технологических параметров автоматизированных без автоклавных технологий Разработка на основе анализа повреждаемости КМ на всех этапах жизненного цикла методики формирования базы данных по расчетным характеристикам, характеризующим «наиболее вероятное состояние КМ» Разработка вероятностной методологии расчетного определения уровня безопасности парка авиаконструкций из КМ, учитывающей многофакторные сочетания вероятных повреждений Создание рабочей группы 12 Оглавление

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Технология автоматизированной выкладки крупногабаритных преформ из сухих волокон Разработка расчетно-экспериментальных методов исследования технологических параметров автоматизированных без автоклавных технологий, обеспечивающих определение «наиболее вероятного состояния КМ»

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 14 Взаимодействие процессов при вакуумной инфузии

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 15 Модульный подход к моделированию

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 16 Причины появления пустот К причинам наличия пористости в конечной детали относят: воздушные включения в связующем, утечки в мешке и соединениях, усадку связующего, образование в ходе отверждения побочных летучих продуктов, воздушные включения в ровинге между филаментами и между ровингами. Макропора Микропора

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 17 Механизм образования пор у фронта пропитки Структура текстильного наполнителя В каналах между ровингами преобладает вязкий поток, а в каналах между филаментами – течение за счет капиллярного давления, скорость которого обратно пропорционально диаметру канала. При инфузии порообразование является следствием взаимодействия этих процессов. Схематичное изображение пропитки связующего. Два разных потока в между ровингами и филаментами (b) Воздушные включения внутри жгута (Δt T > Δt C : пора в микропоре). (c) Воздушные включения между жгутами (Δt T < Δt C : пора в макропоре)

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 18 Моделирование влияния зон с повышенной проницаемостью (Race-tracking) Термин Race-tracking' используется для описания деформации фронта потока связующего из-за локального повышения проницаемости преформы. Race-tracking может возникнуть по краям, в углах и других сложных частях формы. Для моделирования Race-tracking воздушные каналы и другие зоны с высокой пористостью в полости формы представляют в модели конечных элементов с помощью групп элементов, проницаемость которых выше, чем у элементов преформы объемной заготовки. Этот метод называют методом «эквивалентной проницаемости». Для аналитической оценки эквивалентной проницаемости можно использовать следующее уравнение k eq – это эквивалентная проницаемость в зоне Race tracking, k x – проницаемость преформы, h – высота канала или гидравлический диаметр

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 19 Схема моделирования образования технологических дефектов Температура формы и армирующего материала Температура связующего Температура полимеризации Система впуска и вакуумирования Содержание связующего Давление при инжекции Технологические параметры Свойства материалов Физические явления Технологические дефекты Реологические свойства Структура материала Реакционные свойства Проницаемость Уплотнение Заполнение формы Полимеризация Пропитка волокна Низкая степень полимеризации Неполная полимеризация Непропитанные зоны Пористость Неполная пропитка

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Алгоритм моделирования с учетом вариации данных Свойства материалов Среднее [ м 2 ] Отклонение [ м 2 ] Проницаемость канала (50%) Проницаемость преформы (20%) 20 Моделирование техпроцессов с учетом статистического распределения неоднородностей в преформе

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 21 Моделирование возникновения технологических дефектов с учётом вариации входных данных

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр ФАКТОРЫОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ Ударные воздействия Энергия удара Форма и материал поражающего объекта Структура композиционного материала Данные для оценки повреждаемости при ударе: Низкоскоростные удары (повреждаемость при наземных работах) Среднескоростные удары (град, удар птицы, разрыв покрышки) Данные при эксплуатации Экспертные оценки Технологические факторы: Технологические режимы (давление при пропитке, температура) Свойства материалов (проницаемость, химическая и термическая усадки, реакционная способность) Данные для оценки дефектности при изготовлении: Пористость Непропитанные зоны Расслоения Свилеватость Неравномерная полимеризация Температурная деструкция Данные по материалом от поставщиков Входной контроль материалов Технологические инструкции Выходной контроль изделий 22 Методики определения исходных данных Внешние повреждающие факторы

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр ФАКТОРЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ Повреждаемость при производстве: Закон Дарси для моделирования пропитки. Уравнение теплопроводности и кинетики полимеризации. Уравнения механики. сплошных сред в термо-вязко-упругой постановке. Описание возникновения пористости и непропитанных зон Неравномерная полимеризация, температурная деструкция. Поводки, расслоения, свилеватость при полимеризации и остывании Данные по материалом от поставщиков Входной контроль материалов Технологические инструкции Повреждаемость при эксплуатации: Уравнения движения. Определяющие соотношения для слоистых КМ. Критерии прочности. Модели контактного взаимодействия. Низкоскоростные удары (повреждаемость при наземных работах) Среднескоростные удары (град, удар птицы, разрыв покрышки) Данные по материалом от поставщиков Данные при эксплуатации Экспертные оценки 23 Методики определения исходных данных Определение повреждаемости

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр ФАКТОРЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ Технологические дефекты: Пористость Пустоты и расслоения Микромеханический подход к оценки влияния на жесткость, модели Budiansky and OConnell и Rubin and Jerina. Модели оценки прочности: Nielsen и Mar-Lin Модели расслоения Chai and Babcock и Kassapoglou. Численное моделирование МКЭ при пространственном расположении расслоений модель VCCT Данные по материалом от поставщиков Входной контроль материалов Технологические инструкции Повреждаемость при эксплуатации: Сквозные пробоины. Трещины. Расслоения. Сквозные пробоины: двухпараметрическая модель Трещины: Модель Mar-Lin Данные при эксплуатации Экспертные оценки 24 Методики определения исходных данных Определение жёсткости и остаточной прочности

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Введение Цели Актуальность Задачи Направления исследований Определение «наиболее вероятного состояния КМ» с использованием расчетно-экспериментальных методов исследования технологических параметров автоматизированных без автоклавных технологий Разработка на основе анализа повреждаемости КМ на всех этапах жизненного цикла методики формирования базы данных по расчетным характеристикам, характеризующим «наиболее вероятное состояние КМ» Разработка вероятностной методологии расчетного определения уровня безопасности парка авиаконструкций из КМ, учитывающей многофакторные сочетания вероятных повреждений Создание рабочей группы 25 Оглавление

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Создание системы анализа безопасности авиаконструкций в реальном времени Оценка безопасности парка ВС с элементами планера из ПКМ Экспертная система ProDeCompoS Прочность Нагрузка Методология сбора и анализа в реальном времени данных по повреждаемости на жизненном цикле (Real-Time БД) Предполётные и послеполётные осмотры Встроенные системы мониторинга нагрузок, деформаций и повреждений ТОиР Распределения характеристик повреждаемости: энергии, зоны, размеры, вероятности (Альбом Ударов) КД по парку ВС Методики расчётного анализа Учёт многофакторных сочетаний нагрузок, вероятных повреждений, системы ПЛГ в т.ч.: свойства базовых материалов + производственные дефекты + эксплуатационные повреждения + эффективность мониторинга + особенности наземного обслуживания + программа ремонтов + …. Постоянное повышение достоверности используемых моделей прогноза прочности и ресурса

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 27 Источники повреждений при наземном обслуживании 742 донесения 122 эксплуатанта 41 тип ВС Повреждаемость ВС при наземном обслуживании

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 28 Повреждение градом носка корневой части крыла самолета Ту-154 Повреждение со сквозной пробоиной секции предкрылка Вмятины в носке крыла самолета Ту-134 Пробоина в нижней панели кессона-бака самолета Ту-154, размеры 195 х 15 мм. Сбор данных по повреждениям конструкций из алюминиевых сплавов (по опыту эксплуатантов РФ)

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 29 Восстановление энергии ударного воздействия (по вмятинам на крыльях Ту-154) На основе найденной КД прекрылка Ту-154 построена конечно-элементная модель Повреждение предкрылка

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Законцовка крыла Энергия удара 185 Дж Носок крыла Энергия удара 53 Дж Ударник – острый клин Ударник – плоский клин Предкрылок Энергия удара 98 Дж Конический ударник со сферическим навершием Расчётные типы ударников и уровни энергии

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 31 Расчетный анализ повреждаемости кессона крыла из ПКМ методом прямого КЭ- моделирования ударного воздействия на выделенный участок кессона крыла (ВУК) Зависимость площади области расслоения от кинетической энергии удара Положение ВУК относительно глобальной модели кессона Конечно-элементная модель ВУК ВУК включает: 1. Фрагмент обшивки нижней панели крыла 2. Фрагмент пояса лонжерона 3. Фрагменты 10-го (3) и 11-го (4) стрингеров, ограниченные нервюрами 2 и 3 ВУК включает: 1. Фрагмент обшивки нижней панели крыла 2. Фрагмент пояса лонжерона 3. Фрагменты 10-го (3) и 11-го (4) стрингеров, ограниченные нервюрами 2 и 3 Зависимость повреждаемости при сдвиге от кинетической энергии удара Моделирование повреждаемости КМ и построение распределений по энергиям

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Конструктивно-технологические способы повышения эффективности нижних панелей крыла из углепластика путём снижения напряжений на краях люков 32 Уменьшенная толщина обшивки в районе отверстия Разный материал обшивки и бимсов Усиление ближнего бимса Изогнутый бимс Максимальное напряжение по Мизесу, МПа (100%) (65,2%) (63,7%) (62,2%) (60,3%) (48,8%) (46,3%) 100 % 62,5% 63,7% 62,2% 60,3% 48,8% 46,3% % Конструктивно- технологический способ Вариант Теоретическое снижение массы

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 33 Плотность распределения повреждений по зонам крыла на 1 м 2 за 1 млн. лётных часов

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 34 Распределение энергий ударных воздействий по зонам крыла

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Введение Цели Актуальность Задачи Направления исследований Определение «наиболее вероятного состояния КМ» с использованием расчетно-экспериментальных методов исследования технологических параметров автоматизированных без автоклавных технологий Разработка на основе анализа повреждаемости КМ на всех этапах жизненного цикла методики формирования базы данных по расчетным характеристикам, характеризующим «наиболее вероятное состояние КМ» Разработка вероятностной методологии расчетного определения уровня безопасности парка авиаконструкций из КМ, учитывающей многофакторные сочетания вероятных повреждений Создание рабочей группы 35 Оглавление

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Различные формы разрушения Прочность/жесткость = f(Т ˚ ) Влажность = f(время) Максимальная нагрузка = f(время с повреждением) Максимальная нагрузка = f(время с повреждением) Спектр размеров/типов повреждения Спектр температур Вероятность обнаружения размер/тип повреждения) Ресурс W,% Размер повреждения Разрушающая нагрузка Максимальная нагрузка T R 2L R Деградация прочности/жесткости из-за климатических воздействий Ресурс R Интервал между осмотрами, критерии качества ремонта, риск Вероятность разрушения Остаточная прочность/жесткость = f(размер/тип повреждения) Остаточная прочность/жесткость = f(размер/тип повреждения) Температура Размер повреждения Применение вероятностного подхода для прогноза безопасности и определение коэффициентов надёжности 36

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр условия производства и эксплуатации модель повреждения и разрушения ПКМ Воздействие окружающей среды: экстремальные спектры изменения факторов (t, P, влажность, УФ) циклы температуры, влагонасыщения молния и град Требуемые характеристики: контролепригодности ремонтопригодности удельной трудоемкости обслуживания Повреждаемость расчетные технологические дефекты интенсивности появления ударных воздействий особые случаи Определение коэффициентов безопасности с использованием детерминистического и вероятностного подходов Коэффициенты безопасности: по остаточной прочности ƒ Pc по продолжительности развития повреждений – ƞ nс по снижению характеристик за срок службы – ƒ кл по числу спектра факторов окружающей среды – ƞ кл Определение коэффициента безопасности: Детерминистический: К н = ƒ Pc ƒ Pc ƒ кл ƞ кл = 2.19 Вероятностный К н = 1.60 Снижение массы на 37% 37

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Создание базы данных учёта повреждений и дефектов композитных конструкции Летательный аппарат Описание повреждения Анализ повреждения

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Построение базы данных по повреждаемости по принципу «клиент-сервер» Аппаратная платформа сервера: 64-х битная система семейства системы Windows NT Аппаратная платформа клиента: любая (Windows, Linux, iOs, MacOs) Язык программирования ПК: C++, Fortran, Python, R и др. База данных: MySQL, Oracle Особенности: интерфейс программирования приложений (API) ProDeCompoS, защита данных, обмен данными и результатами расчетов между прикладными программами и сервером ProDeCompoS с помощью API/XML …… Платформы Прикладные програмы XML API/XML

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Прочность Нагрузка Факторы окружающей среды, манёвренная нагрузка, полезный груз и другие факторы Проектирование Готовность флота Прочность- температура, дефекты и повреждения, осмотры, ремонты, вероятность обнаружения и другие факторы Данные сервисного обслуживания Проверка и ремонт Жизенный мониторинг Эксплуатация и ремонт Производство Вероятностная оценка риска Описание допустимых дефектов Контроль качества Сертификация Образцы Элементы Детали Время Субкомпоненты Компоненты 40 Комплекс виртуального моделирования с «real-time» базой данных, обеспечивающий расчётное прогнозирование «наиболее вероятного состояния КМ»

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Введение Цели Актуальность Задачи Направления исследований Организационно-технические рекомендации по созданию рабочей группы в обеспечение сертификации самолета с композитным крылом 41 Оглавление

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Технология автоматизированной выкладки сухого волокна совместно с вакуумной инфузией не использовалась ранее ни одним авиапроизводителем Необходимость использования методологии повышения весовой и экономической эффективности композитного крыла при обеспечении требуемого уровня безопасности Отсутствие стратегии («Road Map») создания и внедрения требуемых методов неразрушающего контроля композитных конструкций в процессе производства и эксплуатации Отсутствие стратегии («Road Map») создания и внедрения требуемых методов ремонта композитных элементов планера 42 Проблемы, осложняющие сертификацию самолёта с композитным крылом

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Отсутствия соглашения о взаимном признании Сертификата Типа между FAA и АР МАК в части композиционных материалов Отсутствие опыта FAA и EASA в области сертификации элементов планера, изготовленных методов вакуумной инфузии Отсутствие центров компетенции, способных выполнять экспертизу в области авиаконструкций, изготовленных методом вакуумной инфузии, а также внедрения методологии повышения весовой и экономической эффективности композитного крыла при обеспечении требуемого уровня безопасности 43 Проблемы, осложняющие валидацию российского сертификата типа в FAA и EASA

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 44 Валидация методов в FAA и EASA и в виде отраслевых технических документов: рекомендаций, инструкций и руководств Система разработки и валидации методов обоснования и установления соответствия требованиям сертификационного базиса Обучение персонала методам ремонта и контроля конструкций КМ (SRM) Апробация методов и технических решений на форумах CMH-17 Методы обоснования и установления соответствия требованиям сертификационного базиса Создание методов обоснования в сотрудничество с научно- исследовательскими центрами компетенций

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 45 Международная рабочая группа по сертификации самолёта с композитным крылом Техническое руководство J. Soderquist Представители FAA** (по согласованию) H. Offerman L. Ilsewicz Представители EASA ** (по согласованию) B. Moitre Научно-техническое руководство и организация работ А.Е. Ушаков Приглашённые зарубежные эксперты** (по согласованию) C. Kassapoglu P. Lagace D. Cairns А. Стюарт Сотрудники ЦАГИ* Замула Г.Н. Коновалов В.В. Панков А.В. Дубинский С.В. Сафонов Ал.А. Кленин Ю.Г. Представители: АР МАК Аэрокомпозит Иркут ГСС Приглашённые российские эксперты Качанов Е.Б. Сорина Т.Г. Лейбов В.Г. Национальный композитный центр ФГУП «ЦАГИ» * Предварительно **Список участников будет дополнен по рекомендации J. Soderquist

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 46 Joseph R. Soderquist FAA Structures Designated Engineering Representative (DER) with authorized area of delegated functions in Composite Materials an Processes & Damage Tolerance Has been involved in the certification of more than 70 aircraft, certificated under FAA Parts 23, 25, 27, and 29, employing composite materials in primary structure FAA Chief Scientific and Technical Advisor for Advanced Composite Materials Member of FAAs Senior Advisory Composite Committee Responsible for advanced composite material training, structural certification consultation, and national research program planning Editorial Board Member of the Journal of Composites Materials Worked on many of the significant aircraft and spacecraft development programs in the 1960s and 1970s.

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр 47 Зарубежные участники рабочей группы Henry Offerman, Designated Engineering Representative of FAA, USA Bruno Moitre, ENAC (Italian Civil Aviation Authority) Program Manager, EASA member, Italy Christos Kassapoglu, TU Delft, former certification engineer of composite aircrafts (Starship, e.t.c.), Netherlands Andrei Stuart, Gulfstream Aerospace Corporation, expert in probabilistic approach, USA Larry Ilsewicz, Chairman of CMH-17, Designated Engineering Representative of FAA, USA – to be confirmed

г. Жуковский (Московской области), ул. Жуковского д.1 ЦАГИ им. Н. Е. Жуковского Национальный композитный центр Сформулировать предложения по созданию и обеспечению функционирования международного консорциума по сертификации самолёта транспортной категории с цельнокомпозитным крылом и сформировать перечень предлагаемых участников консорциума, включая представителей FAA и EASA Подготовить для рассылки и организовать обсуждение с членами рабочей группы сертификационного базиса для самолёта транспортной категории с цельнокомпозитным крылом Подготовить предложения по применению вероятностных подходов при сертификации самолёта транспортной категории и организовать обсуждение данной темы в рамках заседания CMH 17 («Probabilistic Day») 48 План мероприятий рабочей группы