Нижегородский институт развития образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 2 р.п. Тумботино Методическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тест по простому односоставному предложению. 1. Найдите среди данных предложений односоставное. А) Не плачь ты попусту. Б) Часам к двум пополудни началась.
Advertisements

Односоставные предложения, их разновидности. Определённо-личные предложения.
Обобщение по теме «Односоставные предложения». Цели: обобщить изученное об односоставных предложениях, развивать навыки самостоятельной работы учеников.
Готовимся к ЕГЭ Простое предложение Простое предложение.
Виды односоставных предложений Разработано учителем русского языка и литературы высшей категории МОУ «СОШ 1» г.Энгельса Саратовской области Сосулиной Галиной.
Учитель русского языка и литературы: Михайлова И. А..
Цели: Закрепить: умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам умение различать типы односоставных предложений.
Односоставные предложения (обобщающее повторение).
Назывные предложения. Односоставные предложения. 8 класс.
Тема: Односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Назывные предложения.
Урок-обобщение по теме : « Односоставные предложения». Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы Шеламова Светлана Владимировна. ЦДО.
Обобщение изученного об односоставных предложениях (Урок обобщения и систематизация знаний)
Тема урока: Обобщающее повторение по теме: «Односоставное предложение».
Назывные предложения 8 кл. Цели урока: дать понятие о назывных предложениях; уметь находить назывные предложения; показать выразительные особенности предложений.
Задачи : систематизировать знания учащихся по теме ; продолжить формировать умение определять вид односоставного предложения ; развивать языковую грамотность.
Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме: Назывные предложения. Урок русского языка в 8 классе.
Автор: Прусова Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Нарышкинская СОШ».
Дремота Баловать Включит Закупорить Красивее Жалюзи Столяр Каталог Обеспечение Гравировать Егоза.
Урок в 8 классе с использованием мультимедийной презентации на тему: « Назывные предложения» Урок подготовила Урок подготовила учитель русского языка и.
Тест по теме «Односоставные предложения». 1. Найди определённо-личное предложение А. С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. Б. На пригорке то.
Транксрипт:

Нижегородский институт развития образования Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 2 р.п. Тумботино Методическая разработка раздела авторской программы факультативного курса «Система подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 8 классе» (Односоставные предложения) (Автор факультативного курса учитель русского языка и литературы Носова Г.И.) (Автор факультативного курса учитель русского языка и литературы Носова Г.И.) Работу выполнила: учитель русского учитель русского языка и литературы языка и литературы Носова Г.И. Носова Г.И г 2014 г

Цели факультативного курса: развитие и углубление коммуникативной развитие и углубление коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку за курс основной средней школы; компетенции учащихся при подготовке к итоговой аттестации по русскому языку за курс основной средней школы; систематизация знаний по наиболее сложным темам программы по русскому языку в 8 классе; систематизация знаний по наиболее сложным темам программы по русскому языку в 8 классе; совершенствование навыков по написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения; совершенствование навыков по написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения; предупреждение речевых и грамматических ошибок. предупреждение речевых и грамматических ошибок.

Задачи факультативного курса: повторить, закрепить знания, умения и навыки по наиболее сложным темам программы по русскому языку в 5–8 классах; повторить, закрепить знания, умения и навыки по наиболее сложным темам программы по русскому языку в 5–8 классах; сформировать прочные навыки написания сжатого изложения и сочинения – рассуждения на лингвистическую тему и нравственно- этическую тему; сформировать прочные навыки написания сжатого изложения и сочинения – рассуждения на лингвистическую тему и нравственно- этическую тему; научиться видеть, находить и исправлять речевые и грамматические ошибки. научиться видеть, находить и исправлять речевые и грамматические ошибки.

Требования, которые предъявляются к данному факультативному курсу являются: Требования, которые предъявляются к данному факультативному курсу являются: усиление практической направленности изучаемого материала, усиление практической направленности изучаемого материала, систематизация материала по развитию речи, который необходим при подготовке к итоговой аттестации, систематизация материала по развитию речи, который необходим при подготовке к итоговой аттестации, пристальное внимание на те разделы программы по русскому языку, которые вызывают особые затруднения у учащихся и требуют детальной проработки. пристальное внимание на те разделы программы по русскому языку, которые вызывают особые затруднения у учащихся и требуют детальной проработки.

Формы и методы работы: лекции учителя и разнообразные сообщения учащихся, лекции учителя и разнообразные сообщения учащихся, работа с различными видами словарей, работа с текстовым материалом, работа с различными видами словарей, работа с текстовым материалом, опорные записи в тетради, опорные записи в тетради, исследовательская работа учащихся с текстами художественных произведений, исследовательская работа учащихся с текстами художественных произведений, самые разнообразные формы индивидуальной, групповой, самостоятельной работы учащихся, самые разнообразные формы индивидуальной, групповой, самостоятельной работы учащихся, различные типы тестовых контрольных работ как промежуточных, так и итоговых. различные типы тестовых контрольных работ как промежуточных, так и итоговых. Так, формой подведения итогов данного факультативного курса должно быть итоговое тестирование в конце учебного года.

Урок закрепления изученного по теме: «Безличные предложения» Задание: Сделать синтаксический разбор предложения. 1. Ночь прошла. Рассвело, Нет нигде облачка, Воздух лёгок и чист, И замёрзла река. (И. Никитин) 2. Рассвело, щебечут птицы, Под окном моей темницы. (А. Одоевский) 3. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется, На душе светло. (С. Есенин)

Ученическая презентация Становится светлее, с востока поднимается солнце. Несколько часов шёл дождь. После дождя стало теплее. Целый день стояла тёплая погода, но к вечеру вдруг подул ветер. За дверью в комнате стало тихо. Становится свежо, я надеваю куртку. Задания: 1. Найдите номера сложных предложений, в которые входят безличные. 1. Найдите номера сложных предложений, в которые входят безличные. 2. Укажите номер предложения, который соответствует схеме – [безл.] [___ ___] 2. Укажите номер предложения, который соответствует схеме – [безл.] [___ ___] 3. Укажите номер безл. Простого предложения, в котором сказуемое выражено наречием. 3. Укажите номер безл. Простого предложения, в котором сказуемое выражено наречием.

Назывные предложения (урок изучения нового материала) Презентация одного из учеников подготовленных дома тестов 1. Найдите определённо-личное предложение. А. Весна берёт свои права (А. Фет) Б. Под музыку осеннего дождя иду во тьме (К. Фафанов) В. Наступает длинный зимний вечер. Г. Тепло на солнышке. 2. Найдите неопределённо-личные предложения. А. Ради розы терпят и шипы (пословица). Б. Нигде жилья не видно на просторе. В. Со скрипом опустили трап. Г. Еду-еду в чистом поле. 3. Найдите безличные предложения. 3. Найдите безличные предложения. А. Дни поздней осени бранят обыкновенно. Б. В дверь негромко постучали. В. Это утро, радость эта Г. Мне в душу повеяло жизнью и волей.

Переход к основной части урока. Текст стихотворения Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзание, и слёзы, И заря, заря.

Задание на опережение Далее записываем строчки из стихотворения А. Фета. Бриллианты в лунном свете, Бриллианты в небесах, Бриллианты на деревьях, Бриллианты на снегах. (При этом в предложениях есть второстепенные члены обстоятельственным значением – где - ?). Значит это неполные двусоставные предложения с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании (Более подробно об этом будем говорить на уроках о неполных предложениях). (При этом в предложениях есть второстепенные члены обстоятельственным значением – где - ?). Значит это неполные двусоставные предложения с опущенным сказуемым, а обстоятельства напоминают о его существовании (Более подробно об этом будем говорить на уроках о неполных предложениях).

Пример ученическая презентация 1 (форма работы – выборочный диктант) Текст стихотворения Текст стихотворения Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас воли. Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн. (К. Бальмонт) А. Куинджи «Лунная ночь»

Пример ученическая презентация 2 (форма работы – выборочный диктант) Текст стихотворения Осень. Сказочный чертог, Весь открытый для обзора, Просеки лесных дорог, Заглядевшихся в озёра. Как нам выставке картин: Залы, залы, залы, залы Вязов, ясеней, осин В позолоте небывалой (Б. Пастернак) И. Левитан «Золотая осень»

Пример ученическая презентация 3 (форма работы – выборочный диктант) А. М. Васнецов «Летний день» Последний день июля месяца. Кругом – Россия – родной край. Ровной синевой залито всё небо. Лишь одно облачко на нём не то плывёт, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух – парное молочко. Глубокий, но пологий овраг. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали края земли и небо. Синеватая черта большой речки. (По И. Тургеневу)

Этап проведения творческих работ (работа в группах) При этом начало данного этапа работы может быть начинаться со следующих строк: Летний день. Залитая солнцем комната. При этом, если трудно писать творческую работу по картине В. Серова, то можно составить или связный текст, или просто предложение на различные темы: При этом, если трудно писать творческую работу по картине В. Серова, то можно составить или связный текст, или просто предложение на различные темы: - «День чудесный»; - «Идет волшебница – зима»; - «В тот год осенняя погода стояла долго на дворе». В. Серова «Девочка с персиками»

Урок – исследование по теме: «Односоставные предложения» Стихотворение И. Бунина «Рассвет» и вопросы к нему – образец для работы на уроке такого типа: Высоко поднялся и белеет полумесяц в бледных небесах. Сумрак ночи прячется в лесах. Из долин зелёных утром веет. Веет юной радостью с полей, Льётся как серебряное пены, Звон костела, славя воскресенье. Разгорайся, новый день, светлей. Выйди в небо, солнце, без ненастья, Возродися в блеске и тепле, Возвести опять по всей земле, Что вся жизнь – день радости и счастья.

Урок итогового повторения и обобщения по теме «Односоставные предложения» Составление контрольной работы по следующему плану: Теоретический вопрос. Теоретический вопрос. Три тестовых задания. Три тестовых задания. Миниатюру, в которой обязательно должны входить односоставные предложения. Миниатюру, в которой обязательно должны входить односоставные предложения. Пять тестовых заданий по тексту миниатюры. Пять тестовых заданий по тексту миниатюры. Примеры для определения вида сказуемого – сделать синтаксический разбор предложения. Примеры для определения вида сказуемого – сделать синтаксический разбор предложения.

Один из примеров вышеуказанной контрольной работы Чем отличаются неопределённо-личные предложения от безличных? Чем отличаются неопределённо-личные предложения от безличных?Тесты Найдите среди данных предложений односоставные: Найдите среди данных предложений односоставные: А. Веет с поля ночная прохлада. Б. Осенний день шуршал жёлтой листвой. В. Свет луны во все концы. Г. В лесу держался запах прелой травы. Определите тип предложения. Определите тип предложения. В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час. В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час. А. неопределённо-личное Б. определённо-личное В. безличное Какая схема соответствует предложению? Какая схема соответствует предложению? Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой. Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой. А. [двусост.], и [двусост.] А. [двусост.], и [двусост.] Б. [определённо-личное.], и [двусост.] Б. [определённо-личное.], и [двусост.] В. [безличное], и [двусост.] В. [безличное], и [двусост.]

Миниатюра 1. Ночь. 2. Тишина. 3. Иду по лунной дорожке. 4. Мне хочется петь вместе с соловьём, хочется сказать кому-нибудь «как прекрасен этот мир». 5. Но вокруг никого не видно. 6. Продолжаю свой путь. 7. Слышу чьи-то шаги. 8. Удивляюсь, когда вижу маму. 9. Идём домой. 10. Засыпаю с улыбкой. 11. Светись, светись, далёкая звезда. Задания:I. Укажите номера назывных предложений. Укажите номера назывных предложений. Укажите номера определённо-личных предложений. Укажите номера определённо-личных предложений. Укажите номера безличных предложений, в которых есть прямая речь. Укажите номера безличных предложений, в которых есть прямая речь. Из предложения 4-6 выпишите пример отрицательного местоимения. Из предложения 4-6 выпишите пример отрицательного местоимения. Из предложений 7-10 выпишите пример обращения. Из предложений 7-10 выпишите пример обращения.II. Люблю дымок спалённой жнивы. Люблю дымок спалённой жнивы. Уже смеркалось, и надо было возвращаться домой. Уже смеркалось, и надо было возвращаться домой.

Контрольная работа по теме: «Односоставные предложения» (Данная контрольная работа включает элементы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе) Тестирование - начало 1. Найдите среди данных предложений односоставные. А. Не плачь ты попусту. Б. Часам к двум пополудни началась гроза. В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя (С. Есенин). Г. Тротуары заливают асфальтом. 2. Определите тип предложения. Ночь как год. А. односоставное Б. двусоставное.

Пример тестового задания - продолжение 3. Какое из данных утверждений является неверным? Определённо-личные предложения – это…. А. Предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы). Б. односоставные предложения. В. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи. 4. Найдите безличное предложение. А. Ещё не успевшая остыть земля получала тепло. Б. Хорошо в зимнем лесу! В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе. Г. Газеты приносят утром. 5. Определите тип предложения. Тропинки в лесу замело снегом. А. двусоставное Б. определённо-личное В. безличное Г. неопределённо-личное

Пример тестового задания - продолжение 6. Определите, какая схема соответствует предложению. Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой. А. [двусост.] и [двусост.] Б. [определённо-личное] и [двусост.] В. [безл.] и [двусост.] 7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме - [двусост.] и [безл.] – знаки препинания при этом не расставлены. А. Ещё молчаливы леса и в небе звенеть ещё некому. Б. Уже смеркалось и нужно было возвращаться домой. В. Небо было тёмное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжёлые тучи. Г. Ещё мгновение и лодка пошла под тёмные своды деревьев. 8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка. А. Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами. Б. Уже смеркалось и в комнате стало тихо. В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете и тотчас развязали и оставили (А. Пушкин).

Работа с текстом - начало Задание 1: Прочитайте текст и ответьте на вопросы: Утро. Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запущенный морозом, и не узнаю леса. Выглядываю в кусочек окна, не запущенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Над глубокими свежими снегами, завалившими чаши елей, - синее, огромное и удивительно нежное небо. Такие радостные краски бывают у нас только по утрам. Такие радостные краски бывают у нас только по утрам. И особенно хороши они и сегодня над свежим снегом и зелёным бором. И особенно хороши они и сегодня над свежим снегом и зелёным бором. Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. Солнце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом, прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. В колеях санного следа, смелым и чётким полукругом, прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. А на вершинах сосен, на их пышных зелёных венцах, уже играет золотистый солнечный свет. Становится радостно и спокойно на душе от этого великолепия (И. Бунин). Становится радостно и спокойно на душе от этого великолепия (И. Бунин). Задание 2: В каком предложении содержится главная мысль текста? А. 1 Б. 3 В. 5 Г. 9 А. 1 Б. 3 В. 5 Г. 9

Работа с текстом - продолжение Задание 3: Каков стиль и тип текста? А. публицистический, описание Б. художественный, описание В. художественный, рассуждение Г. разговорный, повествование Задание 4: Укажите номера назывных предложений. Задание 5: Укажите номера определённо-личных предложений. Задания с кратким ответом Задание 1: Из предложения 1-5 выпишите страдательное причастие прошедшего времени. Задание 1: Из предложения 1-5 выпишите страдательное причастие прошедшего времени. Задание 2: Из предложения 3 выпишите подлежащее. Задание 2: Из предложения 3 выпишите подлежащее. Задание 3: Из предложения 5 выпишите личное местоимение. Задание 3: Из предложения 5 выпишите личное местоимение. Задание 4: Из предложения 6 выпишите сказуемое. Задание 4: Из предложения 6 выпишите сказуемое. Задание 5: Из предложения 9 твыпишите уточняющий член предложения. Задание 5: Из предложения 9 твыпишите уточняющий член предложения. При этом два задания придумайте самостоятельно и ответьте на составленные вами вопросы.

Результаты апробации содержания данной программы