Министерство образования и науки республики Казахстан АО" Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу" по Жамбылской области филиал. СРС ТЕМА Формирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнила : Матвеева С. А. учитель начальных классов ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово 2012 г.
Advertisements

Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время является принцип связи обучения с жизнью (или связи.
Представление опыта работы: «Театрализованная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий». учителя начальных классов Туаева.
Филиппова Елена Анатольевна Учитель начальных классов МОУ СОШ 16.
2010 Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Самоанализ учителя начальных классов Коломыцевой Любови Ивановны.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ.
Профессионально -педагогическая компетентность преподавателя Китайский язык.
Из опыта работы Полухиной Елены Петровны, учителя начальных классов МОУ СОШ 3 г.Валуйки.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области Учитель математики высшей квалификационной категории Яковлева Мария.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
Ракчеева Ю.В., воспитатель д/с «Солнышко», СП МОУ ОУСШ, 2010 г.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Транксрипт:

Министерство образования и науки республики Казахстан АО" Национальный центр повышения квалификации "Өрлеу" по Жамбылской области филиал. СРС ТЕМА Формирование развитие творческой работы по деревообработке Выполнил: Учитель технологии гимназии 24 Кислов С.А. Проверила: Таукебаева К. С. г. Тараз.

Оглавление Введение 1. Обучение школьников художественно-творческим навыкам и умениям на уроках труда. 1.1 Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности 1.2 Декоративно-прикладное искусство в системе обучения школьников как процесс формирования художественно-творческих навыков 1. Формирование и развитие творческих способностей по деревообработке. Введение По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие художественно-творческих умений и навыков - важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хоты результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становятся в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п. Б. Никитин среди пяти условий развития способностей детей выдвигает на первое место раннее начало. Из всего этого следует, что перед учителем встает задача развития способностей ребенка, его творческих умений и навыков, воспитания творческой личности в целом. Авторы большинства изобретений известны. В окружающей нас жизни творчество - необходимое условие существования, и всё, в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому началу человека. При формировании художественно-творческих навыков, прежде всего, воспитывается эстетический взгляд на предмет, культура речи, поведения, труда, эстетический вкус, творческое начало личности. Главное в педагогике творчества - не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку» в душе ребенка. Творчество доступно детям, более того оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее. В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка. Творческий подход значительно влияет на общую подготовку школьников, содействует лучшему усвоению новых знаний по другим дисциплинам и гармоничному развитию личности.

- Раскрыть роль декоративно-прикладного искусства в формировании художественно-творческих навыков и умений. -Выявить методические условия, которые способствуют формированию устойчивых -художественно-творческих умений и навыков. - Разработать систему заданий, направленных на формирование художественно-творческих умений и навыков. Для решения поставленных задач используются следующие методы: - изучение школьных программ по трудовому обучению; - беседа с учащимися; - направленная работа с учащимися на разработку и изготовления творческих проектов. - метод-наблюдение за деятельностью учащихся в процессе работы. - качественный и количественный анализ экспериментальных данных. 1.1 Образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности. Обучение школьников художественно-творческим навыкам и умениям при работе над проектом как социально-педагогическая проблема В процессе формирования творческой деятельности учителю необходимо развивать у учащихся художественно-творческие умения и навыки, что обуславливается требованиями общества к подрастающим поколениям. А процесс развития творческих умений напрямую связан с развитием творческих способностей личности и эстетическим воспитанием. На основе отмеченного, дадим общую характеристику и структуру творческого обучения и учения учащихся. Творческого обучение представляет собой цель усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладевании специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. Основой учения в структуре творческого обучения является связь «цель - средство - контроль», а центральным технологическим звеном - самостоятельная учебно-познавательная деятельность ученика, основанная на способности ребенка регулировать в ходе обучения свои действия в соответствии с осознаваемой целью. Эти действия, направленные на изменение предметов и явлений, вызывают в поведении ребенка определенный процесс, мотивированный той или иной потребностью. Чтобы овладеть содержанием деятельности, ученик должен увидеть и раскрыть систему содержательных операций, заключенных в ней. Следовательно, усвоение знаний и формирование способов деятельности выступают в структуре творческого обучения как процесс и результат деятельности ученика. Без знаний нет умений и творческой деятельности. Вместе с тем одни знания не способны обеспечить ни

Актуальность темы: В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Развитие творческих способностей, умений и навыков учащихся важно на всех этапах школьного обучения. «Формирование человека, - пишет Л.В. Заиков, - проходит множество степеней. Начальные ступени формирования очень далеки от той перспективной цели, к которой стремится воспитатель. Но если эти ступени достигнуты путем самостоятельной мысли и живого чувства, в этом - верный залог достижения цели. Следовательно, чем раньше будет формироваться этот опыт, тем успешнее будет развиваться личность ребенка». К сожалению, в настоящее время в практике школы недостаточно уделяется внимание эстетическому воспитанию учащихся, не формируются системные знания о композиционных закономерностях, категориях эстетики, о содержании и назначении художественно-трудовой деятельности. Поэтому важно вести целенаправленную работу по развитию творческих умений, эстетических представлений, взглядов и вкуса. Какое же место в такой работе может занять трудовое обучение? Есть основание предположить, что очень заметное. Мы можем использовать предметно-практическую деятельность учащихся как универсальное средство, позволяющее им переводить сложные, умозрительные, абстрактные идеи в наглядный, понятный план. Причем эти идеи могут быть очень разными: рационально-логическими или духовно-эмоциональными. С помощью рук ребенку легче понять смысл и тех, и других. Таким образом, занятия ручным трудом могут быть не только работой рук, но и настоящим творчески поиском. Именно от учителя во многом зависит сделать их эффективными в плане творческого и общего развития детей. Необходимо, объединив творческие усилия, перевести уроки трудового обучения из категории «второстепенных» в самые первостепенные, какими они и должны быть в школе. Это и обусловило выбор данной темы. Предметом исследования является методика формирования художественно-творческих умений и навыков у школьников в результате работы над проектом. Цель работы: раскрыть методические основы тематического планирования и организации творческих работ учащихся по дереву. Рабочая гипотеза: Формирование у школьников художественно-творческих умений и навыков способствует развитию творческого мышления, творческих способностей, гармоничному развитию личности и будет успешным, если будут раскрыты методические основы творческой деятельности. Исходя из цели и гипотезы, выявляются следующие задачи: - Раскрыть образовательный и воспитательный потенциал творческой деятельности.

полноценности самих знаний, и разносторонности формирования интеллекта. Можно выделить 3 уровня усвоения знаний: - уровень осознания воспринятого и зафиксированного в памяти знания; - уровень готовности к творческому применению знаний в новых ситуациях; - получение новых знаний в результате работы. Каждый новый уровень видоизменяет усвоенное знание, делая его более прочным, более богатым и оперативным. Отметим, что происходит это потому, что ученик на каждом уровне не только углубляет содержание знания, то есть узнает новые его связи, но и усваивает другие виды содержания образования – опыт выполнения способов деятельности по образцу и опыт творческой деятельности. Следовательно, одним из условий полноценного усвоения знаний является включение учащихся в процесс творческого применения первично усвоенных знаний. При этом важно учесть, что такому применения подлежат не все знания, а главным образом, основные, составляющие как бы опору, то есть основные нормативные знания (о правилах, способах действия); кроме того, не каждое из упомянутых знаний требует обоих уровней применения. В ряде случаев достаточно заданий на творческое применение знаний для того, чтобы было усвоено то или иное умение. 1.2 Декоративно-прикладное искусство в системе обучения школьников как процесс формирования художественно-творческих навыков Возьмем примеру изготовление проекта деревянного сруба. На первом этапе работы ученики выбирают проект будущего дома. На выбор им дается несколько фотографий, из которых они выбирают сам проект.

За тем они вычерчивают 1 й этаж будущего дома проставляя размеры, проемы для дверей, окон, переборок и перегородок.

После того как чертеж готов, нужно выбрать каким способом соединять бревна, в ползапила или в шип.

На каждом этапе работы учащимся нужны новые знания и навыки которые приобретает в результате выполнения данного проекта. Из вышеизложенного следует, что результатом творческой деятельности учащихся является целый комплекс творческой личности: умственная активность, стремление добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы, задействуя такие качества как, самостоятельность в решении проблемной задачи, трудолюбие, изобретательность и др. Способность ставить и решать задачи самых разнообразных типов и различной степени сложности является наиболее характерной чертой творческой деятельности. Заметим, что формирование творческого потенциала в самостоятельной деятельности школьников достигается целенаправленным изменением меры конкретного и общего в овладении ими практическими и познавательными действиями. Это одно из важных условий этого процесса. Можно сделать вывод о том, что повышение степени самостоятельности в процессе формирования учебной деятельности может идти по разным направлениям, однако, успех их реализации зависит от того, насколько разумной будет мера конкретного и общего в организации деятельности школьников. Ученик в ходе поиска решения основного противоречия оперирует имеющимися знаниями, приобретает новые знания, широко использует операции мышления (знание понимание, применение,анализ,синтез, оценка.), ассоциативные связи, возможности памяти, аналогии и другие приемы, позволяющие не только решить задачу, но и развивать интеллектуальную сферу ученика. Исследования показывают, что применительно к школьникам приходится учитывать специфические условия протекания творчества (уровень знаний, умений, навыков на разных этапах их обучения, руководство со стороны учителя, создание специальных условий). С учетом этих особенностей для организации творчества учащихся выделяют пять этапов творческого процесса:

- осознание и обоснование идеи; - техническая разработка задачи; - практическая работа над задачей; - апробация объекта в работе; - качество изделия. При этом каждый этап имеет отчетливо выраженный промежуточный результат, которым на первом этапе является осмысление и принятая идея-задача; на втором - доведение идеи до возможности практической реализации (конструкторско- технологическая разработка задачи); на третьем - практическая реализация задачи; на четвертом - анализ изготовленного изделия- на пятом оценка качества изделия. Педагогикой также определены пути развития творческих способностей. Общим для них является включение учащихся в творческую деятельность. Как известно, главный труд учащихся - учеба. Поэтому вполне очевидно, что для воспитания творческих черт личности у учащихся труд нужно делать творческим. В трудовом обучении в большей мере, чем по другим предметам, используются различные методы обучения для развития художественно-творческих умений учащихся. Учителя постоянно прибегают к решению творческих задач, использованию проблемности, творческому эксперименту. В процессе обучения творческая деятельность формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого. Формирование и развитие художественно-творческих умений и навыков - важнейший аспект в учебной деятельности решения творческой задач. Таким образом, с учетом педагогической и психологической точек зрения проектная деятельность учащихся -это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития -творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов.