1 Создание рабочей программы. 2 Нормативно-правовое обеспечение Процедура разработки, принятия и утверждения рабочих программ согласно ст. 28 Федерального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Advertisements

Требования к разработке рабочих программ по предмету.
ФГОС : мета предметные приемы на уроках географии Подготовила : Королева Е.Н руководитель РМО г.Советский ХМАО Учитель географии МБОУСОШ 4.
Рабочая программа как способ организации деятельности педагога Востокова С.Н., зам. директора по организационно- правовым вопросам и аналитико-прогностической.
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
( Творческая группа ОС « Перспективная начальная школа ») Учитель начальных классов МОУ СОШ 5 Мокеева П. Е.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Рабочая учебная программа по предмету Нормативно-правовое обеспечение – Закон РФ «Об образовании» В соответствии со ст. 32 образовательное учреждение разрабатывает.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
В соответствии со статьей 9 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от ФЗ) единственным официальным нормативным документом.
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Волынкина Марина Алексеевна, учитель географии Уваровщинской СОШ, Кирсановский район, Тамбовская область.
Единый информационно-методический день ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» «Введение ФГОС основного общего образования: педагогические и управленческие.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Транксрипт:

1 Создание рабочей программы

2 Нормативно-правовое обеспечение Процедура разработки, принятия и утверждения рабочих программ согласно ст. 28 Федерального закона от ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" находится в компетенции образовательной организации, и на основании ст. 30 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации ( Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования )

3 Положение разрабатывается в соответствии с документами: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от (п. 19.5); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от (п ); Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от (п ); Федеральный компонент государственного образовательного стандарт а, утв. приказом Минобразования России от (при реализации); Федеральный базисный учебный план, утв. приказом Минобразования России от (при реализации); Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от ; Письмо Рособрнадзора от "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях"; Письмо Минобразования России от /16 "О направлении требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей"; Региональный компонент государственного образовательного стандарта

4 Рабочая программа нормативно-управленческий документ образовательной организации, характеризующий систему/модель образовательной деятельности педагога и учащихся по достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в условиях введения ФГОС ОО, требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в условиях реализации ФКГОС.

5 Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы соответствующей ступени образования (далее – ООП), образовательной программы и призвана обеспечить целенаправленность, систематичность, последовательность в работе учителя по раскрытию ее содержания через урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование.

6 Место рабочих программ в ООП ООО 1. Целевой раздел Структура ООП ООО 2. Содержательный раздел Организационный раздел Программы отдельных учебных предметов (рабочие программы)

7. Рабочая программа в обязательном порядке: разрабатывается на учебный год/уровень образования (выбрать нужное): по предметам обязательной части учебного плана; учебным курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса; учебным курсам национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения; программам курсов внеурочной деятельности в соответствии с планом внеурочной деятельности, учебным планом основного и среднего (полного) общего образования; дополнительным образовательным программам внутришкольной системы дополнительного образования;

8 Цели и задачи рабочей программы 1. Главной целью рабочей программы является реализация содержания ООП соответствующего уровня образования, образовательной программы по определенному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в соответствии с установленным количеством часов учебного плана, плана внеурочной деятельности общего образования, часами дополнительного образования. 2. Основными задачами рабочей программы являются: определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей (специфики, традиций, уровня реализации программ и т. п.) образовательной деятельности образовательной организации и контингента учащихся; обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования, при имеющейся возможности – обеспечение "сквозной" преемственности; отражение индивидуальности педагогической деятельности с учетом конкретных условий образовательной организации, образовательных потребностей и особенностей развития учащихся;

9 Основные функции рабочей программы нормативная (рабочая программа должна быть в обязательном порядке выполнена в полном объеме); целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательный процесс); содержательная (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися и/или ознакомлению, а также степень их трудности); процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов со-держания, организационные формы и методы, средства и условия обучения); оценочная (выявляет уровни достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП соответствующего уровня образования в условиях реализации ФГОС ОО; вы-являет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся в условиях реализации ФКГОС).

10 Структура и содержание рабочей программы пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса; общая характеристика учебного предмета, курса; описание места учебного предмета, курса в учебном плане; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое/календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

11 Структура и содержание рабочей программы по предметам обязательной части учебного плана, по учебным предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, и/или национально- регионального компонента и компонента образовательного учреждения титульный лист пояснительная записка результаты освоения конкретного учебного предмета, курса (требования к уровню подготовки) учебно-тематический план содержание тем учебного курса тематическое/календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся; описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса Приложения к программе: Контрольные измерительные материалы реализации программы в соответствии с требованиями к результатам обучения

12 Тема Количество часов В том числе:Количество итоговых практических работ Контрольные работы В нижней части таблицы часы суммируются Учебно-тематический план (пример)

13 урока Тема урока Элементы содержания Учебные действия, в т.ч. УУД Вид контроля, в т.ч. итоговые ПР Сроки проведения урока Пример формы календарно-тематического планирования по предмету

14 Раздел «Содержание программы» название темы необходимое количество часов для ее изучения конкретизированные требования к результатам обучения содержание учебного материала (дидактические единицы) темы контрольных (практических и/или лабораторных работ)

15 Конкретизированные требования к результатам обучения По ФКГОСПо ФГОС обучающийся должен обучающийся должен: знать/понимать уметь иметь представление иметь опыт уметь, владеть учебным действием практически

16 Содержание рабочей программы должно: 1. Обеспечивать преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования/образовательной программы образовательной организации; 2. Соответствовать: направленности (профилю) образования образовательной организации; требованиям ФГОС ОО; требованиям ФКГОС; содержанию ООП образовательной организации соответствующего уровня образования/образовательной программы; специфике и традициям образовательной организации; запросам участников образовательных отношений;

17 Содержание рабочей программы может: полностью соответствовать/дублировать содержание примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и/или авторской программы курса/линии, учебно-методической системы иметь несущественные изменения, связанные с учетом особенностей предмета, учащихся конкретного класса, заключающиеся в новом порядке изучаемого материала; перераспределения/изменения количества часов, изменения содержания; быть существенно изменено/модифицировано через внесение изменений не более 25% в примерную программу и/или авторскую согласно Положению об авторских разработках/программах.

18 Порядок разработки, утверждения и внесения изменений и/или дополнений в рабочую программу регламентируется документами: 1. Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в образовательной организации общего образования 2. Приказ «О разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ» 3. Приказ об утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ 4. Приказ о внесении изменений в рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ

19 Рабочая программа оформляется на листах формата А4 (или указать свое), в 2-х экземплярах: один экземпляр сдается заместителю руководителя образовательной организации, курирующему направление/структурное подразделение, или иному лицу, имеющему соответствующие полномочия, второй остается у педагога. Рабочая(ие) программа(ы) размещается на официальном сайте образовательной организации в порядке, установленном Положением о сайте образовательной организации и обновлении информации об образовательной организации. Рабочая программа является обязательной частью учебно- методической документации образовательной программы и хранится в ________________ (указать нужное) в течение _______________ (указать срок хранения).

20 Нормативные акты и документы, обеспечивающие реализацию федерального компонента государственного стандарта общего образования федеральный базисный учебный план Приказ Минобразования России от г «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» примерные программы по учебным предметам федерального компонента Письмо Минобрнауки России от г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования по учебным предметам федерального компонента государственного стандарта общего образования

21 Нормативные акты и документы, обеспечивающие реализацию ФГОС общего образования федеральный базисный учебный план ООП ООО образовательной организации примерные программы по учебным предметам федерального компонента контрольно-измерительные материалы для государственной (итоговой) аттестации выпускников

22 Алгоритм создания рабочей программы

23 Определиться с выбором примерной и авторской учебных программ и соответствующего УМК. Сравнить цели изучения учебного предмета в выбранной авторской программе с целями, сформулированными в Примерной программе по учебному предмету, а также с целями и задачами основной образовательной программы основного общего образования школы. Убедиться, что выбранная авторская программа способствует реализации целей и задач основной образовательной программы основного общего образования школы. Сопоставить требования к уровню подготовки выпускников (личностные, метапредметные, предметные результаты) в выбранной программе с требованиями, прописанными в примерной программе по предмету. Определить требования, не включенные в авторскую программу или превышающие требования к уровню подготовки выпускников, обозначенные в основной образовательной программе основного общего образования образовательной организации. Оформить требования к уровню подготовки выпускников через операционально выраженные диагностичные цели-результаты обучения.

24 Выделить и конкретизировать требования к уровню подготовки учащихся из перечня, прописанного в требованиях к уровню подготовки выпускников, согласно содержанию авторской программы. Сопоставить содержание выбранной авторской программы с содержанием Примерной программы по предмету. Выделить перечень тем и отдельных вопросов, содержащихся в Примерной программе по учебному курсу, но не включенных в авторскую программу. Определить разделы, темы, вопросы авторской программы, которые носят избыточный характер в рамках реализации ООП ООО и учебного плана образовательной организации. Определить разделы, в которые будет включено содержание, учитывающее региональные (национально-региональные) и местные особенности образовательной организации (включить изучение произведений поэтов, писателей региона, произведений местных художников, художественных промыслов, национальных спортивных игр, географических особенностей и др.); содержание, не включенное в примерную и авторскую программы (в пределах резерва времени); распределить резервное время; добавить практические, лабораторные, демонстрационные работы, экскурсии, практики, контрольные и самостоятельные работы, уроки внеклассного чтения, развития речи, сочинения, изложения и др.

25 Сконструировать содержание учебного материала курса, определив последователь-ность разделов, тем и количество часов на изучение каждого. Определить дополнительную справочную и учебную литературу, необходимые посо-бия, оборудование и приборы. Создать контрольно-измерительные материалы: выделить перечень проверяемых умений (кодификатор) согласно этапу обучения и цели контроля; подобрать контролирую-щие задания, направленные на проверку планируемых результатов. Составить рабочую программу: оформить материалы.

26 Планируемые результаты изучения учебного предмета «Ученик научится» «Ученик получит возможность научиться» Знания и учебные действия с ними, которые 1) принципиально необходимы для успешного обучения в основной школе; 2) могут быть освоены подавляющим большинством учеников. Знания и учебные действия с ними, которые 1) смогут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся; 2) имеют пропедевтический характер.

27 Планируемые результаты изучения географии «Ученик научится» «Ученик получит возможность научиться» Природа Земли и человек использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ

28 Требования к результатам обучения географии Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии: ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально- личностные позиции: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; образовательные результаты овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях. 28

29 Метапредметные результаты формирование и развитие посредством географического знания: познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности; способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью; готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. универсальные способы деятельности: умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.; умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения. 29

30 Предметные результаты формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров; овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. 30

31 Знать/понимать Иметь представление о/об Уметь / выполнять учебные действия практически Предметные результаты

32 Дидактические единицы: Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России. История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах. Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа. Раздел I. Географическое положение России

33 В результате изучения раздела ученик должен знать/понимать основные понятия темы: географическое положение страны, основные географические термины: территория, акватория, государственная территория РФ, государственная граница, территориальные воды, 200-мильная экономическая зона, местное, поясное, декретное, летнее время; Арктика; курорт, бальнеологический курорт; виды географического положения (физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное, эколого- географическое, историко-географическое) - факты; особенности географического положения России - ???; особенности географического положения территории родного края, основных этапов ее освоения - факты; место России по площади территории страны среди стран мира - факты; ; виды (сухопутные, морские) и типы (исторические, природные, экономические, геополитические) государственных границ РФ, общую протяженность государственной границы России, соотношение сухопутных границ к морским - факты;; особенности административно-территориального устройства Российской Федерации и родного края - ???; субъекты Российской Федерации, их разнообразие – географическая номенклатура; Федеральные округа и их состав - ???; результаты выдающихся географических открытий и путешествий: В. Баренца, С.И. Дежнева, В. Чичагова, Г.Я. Седова, первой ледовой экспедиции «Северный полюс–1», В. Беринга, А Чирикова, В.В. Атласова - ??? Требования к результатам обучения

34 географическом положении России как факторе развития ее хозяйства – представление (П) о связях; особенностях границ России и их значении для осуществления связей с другими странами – пространственные П и П о связях; воздушном пространстве и пространстве недр, континентальном шельфе и экономической зоне Российской Федерации - ???; положении России на карте часовых поясов - ???; часовых зонах - ???; роли местного, поясного, декретного, летнего времени в хозяйстве и жизни людей - П о связях; истории освоения и изучения территории России - П о связях; формировании и освоении государственной территории России - ???; современном административно-территориальном устройстве страны; Федеративном устройстве страны - пространственные П. иметь представление о (об):

35 различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними; оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни. определять соседей России 2-го, 3-го порядка; событий (явлений), влияющих на изменения разных видов географического положения России; сравнивать географическое положение России и других стран; определять на карте местоположение географических объектов выполнять учебные действия практически

36 крайних точек России; пограничных государств России, сухопутных и морских границ России; крупнейших морских портов России; субъектов РФ, федеральных округов; морей: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, подводных хребтов: Ломоносова и Менделеева, Ширшова; котловин: Амундсена, Нансена, Макарова, Подводников, Командорская; заливов: Кандалакшский, Онежский, Двинский, Мезенский, Обская губа, Янский, Анадырский, Шеллихова, Финский, Таганрогский; проливов: Карские Ворота, Маточкин Шар, Вилькицкого, Дмитрия Лаптева, Санникова, Лонга, Татарский, Лаперуза, Керченский; Курило-Камчатское холодное течение; островов: Новая Земля, Вайгач, Колгуев, Соловецкие, Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новосибирские, Котельный, Врангеля, Командорские, Сахалин, Шантарские; полуостровов: Канин, Ямал, Гыданский, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Таманский; определять по карте координаты крайних точек России; протяженность России с севера на юг и с запада на восток; поясное время в разных субъектах РФ; использовать различные источники географической информации для поиска и извлечения информации, необходимой для изучения истории формирования и освоения государственной территории России; для выявления изменения границ страны на разных исторических этапах определять на карте местоположение географических объектов:

37 оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы. получат возможность научиться выполнять учебные действия практически:

38 Этапность и тренинговый характер комплекса практических работ обучающие – тренировочные – итоговые – творческие практические работы должны быть взаимосвязаны и усложняться от темы к теме, от раздела к разделу, от курса к курсу

39 1. Установление соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России. 2. Оценка воздействия географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения. 3. Определение поясного времени для разных городов России. Итоговые практические работы:

40 Спасибо за внимание!