Подготовила и провела: воспитатель I категории Васильева Ольга Викторовна КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наглядно-игровое средство коррекции речевых нарушений.
Advertisements

Использование лексико – грамматических игр в коррекционно – развивающей работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста МАДОУ детский сад 10 Короткова.
Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста учитель-логопед Левдина Елена Евгеньевна.
Формирование лексико- грамматического строя речи у слабослышащих.
Словарный запас дошкольника В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми,
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
ГБОУ СОШ с.Курумоч детский сад с/п Белочка-1 «Роль игры в ризвитии речи дошкольника» Выполнила: Воспитатель 1 квалификационной категории Нуйкина Ю.В. Проверила:
Составитель: Педагог-психолог Левшукова Алла Владимировна.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи Учитель-логопед Никонова И.Л.
1 группа Грубая несформированность всех языковых систем снижено понимание речи развёрнутая речь отличается лексико- грамматическим недоразвитием крайне.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД И ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ Шамов Александр Николаевич доктор педагогических наук, профессор.
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
Сагитова Заира Рауфовна Учитель – логопед высшей категории.
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Презентация образовательной программы комбинированной средней группы.
Транксрипт:

Подготовила и провела: воспитатель I категории Васильева Ольга Викторовна КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА».

Уверенное владение словарным запасом - одно из условий успешного включения ребенка в сферу общения с окружающими. СЛОВО – НОСИТЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩЕГО ЗВУКОВУЮ ОБОЛОЧКУ РЕЧИ.

Параллельно с коммуникативной функцией слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как является не только единицей речи, но и мышления (по Л. С. Выготскому). Вот почему развитие словаря ведет к формированию всех высших психических процессов – мышления, восприятия, памяти, внимания, воображения, целенаправленного поведения.

Недоразвитие лексической стороны речи у детей с речевыми нарушениями и ЗПР Бедность словаря, нарушение понимания речи Ограничение лексического запаса прилагательных и глаголов Отсутствие синонимов, антонимов и слов сложной семантики Преобладание пассивного словаря над активным Трудности актуализации пассивного словаря Неправильное употребление слов в речевом контексте

Методика словарной работы предусматривает решение следующих задач: Обогащение словаря Активизация словаря Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно

1. Наглядные (натуральные) приемы. 2. Словесные приёмы СПОСОБЫ ОБЪЯСНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ НОВОГО СЛОВА

НАГЛЯДНЫЕ ПРИЕМЫ: Демонстрация предметов, их действий и признаков, организация активного наблюдения за ними.

СЛОВЕСНЫЕ ПРИЁМЫ: а) подбор родственного слова: яблоня – яблоко, яблочный; б) подстановка синонима: изба – дом; в) подбор антонима: тусклый – яркий; г) сопоставление паронимов: землянка – земляника; д) разложение общего понятия на частные: инструменты – это молоток, пила…; е) объяснение с помощью толкования слова: подснежник – это название первого весеннего цветка; д) опора на контекст: значение слова крохотный понятнее в предложении Крохотный ребёнок спал в коляске.

1. Словарная работа с детьми дошкольного возраста ведётся на практическом уровне без употребления специальной лингвистической терминологии; 2. Формирование лексики ребенка в детском саду тесно связано с развитием, уточнением и осознанием представлений ребенка об окружающем мире; РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ:

3. Изучаемый словарь обязательно должен быть тематическим и частотным. 4. Изучаемый словарь должен быть нейтральным. 5. Наглядные (натуральные) способы объяснения значения новых слов применяются в большей степени по сравнению со словесными приёмами. 6. Эффективность словарной работы во многом зависит от оснащённости занятий наглядным материалом. 7. Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов

8. Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени. 9. Для введения слова в речь необходимо его постоянное повторение, а также включение в состав предложения. 10. Презентацию и закрепление слов следует осуществлять в игровых, интересных для детей ситуациях. 11. Особая задача на лексических занятиях – развитие у детей навыков слово-образования.

«Назови одним словом!» «Наоборот», «Скажи ласково!», «Большой - маленький», «Что из чего?», «Это чьё?», и др. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВОСПИТАТЕЛЯМИ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ: