АРХИТЕКТУРА БАРОККО В ИТАЛИИ. Рассматриваемые вопросы: 1. Общая характеристика архитектуры Италии XVII века 2. Церковь Иль-Джезу и объёмно- планировочные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Архитектура барокко ©Михайловская Н.А.. Церковь Иль Джезу в Риме Джакомо делла Порта по эскизу Джакомо Виньолы. Первая в Риме церковь в стиле.
Advertisements

Коробковой О.Е. Авторская разработка учителя истории ГБОУ лицея507 Коробковой О.Е.
Презентация на тему «Композиция в изобразительном искусстве » Ученицы 7 в класса Ахтамовой Лиры.
Архитектура барокко. Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини Шедевры итальянского барокко. Лоренцо Бернини Церковь Сант Аньезе на площади Навона.
Архитектура барокко Урок 2. 9 класс. Барокко (ит. barocco – причудливый) - стиль искусства XVII-XVIII веков. Основными категориями эстетики барокко стали.
Исторические предпосылки возникновения: 1. борьба феодальных и капиталистических отношений 2. централизация государственной власти и образование национальных.
АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Архитектура отражает общественного человека и ту среду, в которую он включен. Поэтому ей принадлежало очень важное место.
Барокко Барокко: (итал. barocco - причудливый) – это эпоха, великая своими грандиозными разрушениями и столь же грандиозными созиданиями, художественный.
Стиль барокко в архитектуре Презентацию подготовил ученик 11 класс «Б» МБОУ СОШ 32 города Ростова-на-Дону Ширшов Валерий Ширшов Валерий.
Барокко в архитектуре
Петербург Растрелли Подготовила Мещерякова Анастасия Ученица 11 «а» класса.
Архитектура барокко период в развитии архитектуры стран Европы и Аме рики (особенно в Центральной и Южной), охвативший примерно лет. Период начался.
Донато Браманте (первоначально Донато ди Паскуччо д'Антонио) родился в 1444, в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии,
Собор Святого Петра
Микеланджело Буонарроти. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе. великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт,
Художественная культура Нового Времени. Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании,
Джованни (Джан) Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) ( ) итальянский скульптор, архитектор Крупнейший скульптор и архитектор Италии ХVII века.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
Барокко Краткая история В начале XVII века в Европе сформировался новый стиль архитектуры - барокко(итал. barocco - причудливый, вычурный). Наибольшее.
Транксрипт:

АРХИТЕКТУРА БАРОККО В ИТАЛИИ

Рассматриваемые вопросы: 1. Общая характеристика архитектуры Италии XVII века 2. Церковь Иль-Джезу и объёмно- планировочные особенности культовой архитектуры барокко 3. Ансамбль в архитектуре барокко

Общая характеристика архитектуры Италии XVII века. Архитектура барокко служила утверждению идей католицизма и абсолютизма, но в ней нашли отражение прогрессивные тенденции архитектуры, которые выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитанных на массы народа. Доменико Фонтана, Карло Мадерна. Палаццо дель Квиринале. Обелиск с фигурами Диоскуров.

Блестящим центром барочной архитектуры стал католический Рим. Истоки барокко были заложены в позднем творчестве Виньолы, Палладио и особенно Микеланджело.

Архитекторы барокко не вводят новые типы зданий, но находят для старых типов построек церквей, палаццо, вилл новые конструктивные, композиционные и декоративные приемы, которые в корне меняют форму и содержание архитектурного образа. К. Мадерна, К. Райнальди Церковь Сант-Андреа делла Валле. Рим. Виньола. Первый двор виллы Джулия. Рим

Они стремятся к динамичному пространственному решению, к трактовке объемов живописными массами, применяют сложные планы с преобладанием криволинейных очертаний.

Они разрушают тектоническую связь между интерьером и фасадом здания, повышая эстетическое и декоративное воздействие последнего (т.е.фасада).

Свободно используя античные ордерные формы, они усиливают пластичность и живописность общего решения экстерьера.

Особое внимание уделяется разработке типа храма, в котором уже с конца 16 в. нарастают черты барокко. Сложен по построению пронизанный движением фасад церкви иезуитского ордена Иль Джезу (Chiesa del Gesù, церковь Иисуса; ), Джакомо Виньола; фасад 1575, Джакомо делла Порта).

Церковь во святое имя Иисуса – соборная церковь ордена иезуитов, в которой похоронен ее основатель Игнатий Лойола. Строительство церкви началось в 1568 году. Церковь построена на месте другого храма, в котором, как считается, святой Игнатий Лойола молился перед образом Богоматери. Этот образ сейчас находится в капелле святого по правую руку от алтаря. Церковь была построена в разгар Контрреформации и удовлетворяла всем требованиям, сформулированным на Тридентском соборе. У нее не было притвора, был единственный неф, так, чтобы вся паства могла сосредоточиться на службе, проводившейся у большого алтаря. Вместо боковых нефов здесь идет серия одинаковых сообщающихся капелл за арками, вход в которые прикрывают балюстрады. Трансепты редуцированы. По модели церкви во святое имя Иисуса в Риме построены многие иезуитские церкви во всем мире.

Джованни Батиста Гаулли (Иль Бачиччо) (ит. Giovanni Batista Gaulli) /1639 Генуя / - Итальянский живописец. С 1657 работает в Риме, возможно, в студии пейзажиста Г. Дюге-Пуссена. Портреты Гаулли отвечали общей линии развития барочного искусства. Живопись Гаулли, отличающаяся как виртуозностью и декоративной роскошью, так и преувеличенной аффектацией образов, явилась программным выражением искусства эпохи Контрреформации. Во второй половине XVII в. достигла блестящего расцвета плафонная живопись барокко. В это время были созданы лучшие композиции художника Бачиччо. Он создавал сложные многофигурные росписи, вызывающие ощущение иррационального прорыва в небеса. Очень выразительна его роспись плафона знаменитого римского храма Иль Джезу «Триумф имени Иисуса» ( гг.). Требовалось изобразить не только возносящихся в небеса праведников, но и низвергающихся в ад грешников. Фигуры грешников художник смело вывел за пределы свода, причём поставил их в такие ракурсы, что они кажутся буквально падающими вниз, в реальное пространство храма. Границы между стенами и сводом стираются, и все присутствующие оказываются вовлечёнными в единое мистическое действо. Однако самая замечательная деталь росписи это свет, исходящий от монограммы имени Иисуса Христа. Именно живописная выразительность световых лучей создаёт эффект «вибрации» всех красок. Умело расставленные яркие сочные пятна усиливают эмоциональное воздействие, рождают атмосферу тонкой художественной игры, сочетающей свет реальный и свет изображенный.

Костёл иезуитов (костёл Святых Петра и Павла ордена иезуитов). Львов Церковь Св. Михаила. Брюссель, XVII в. Кафедральная базилика Св. Франциска Ксаверия. Гродно, 1703 Церковь Санта Мария дель Джилио, Венеция, ё арх. Джузеппе Сарди.

Костёл Петра и Павла в Кракове Костел в Несвиже, Собор Богоматери, Бордо. 1707

Базилика дель Санта Кроче, Лечче, закончена в 1695 г Собор в Сиракузах, Сицилия, Собор в Вальядолиде, после 1595 Фасад монастыря картезианцев Санта Мария де ла Дефенсьон, 1667.

Иглесиа де ла Компанья, Арекипа, Перу, фасад Иглесиа де ла Компанья, Кито, фасад закончен в 1765(?) Собор в Мехико, вход в табернакль

Самым примечательным элементом внутреннего декора является грандиозная фреска «Триумф Имени Иисуса», выполненная Джованни Баттиста Гаулли в конце 17 века. Справа находится капелла святого Андрея, украшенная фресками Агостино Чампелли, в третьей справа капелле – фрески Федерико Цуккари (16 век). Правый трансепт был декорирован Пьетро да Кортона, здесь на алтаре расположена картина «Смерть Франциска Ксаверия», выполненная Карло Маратта в 17 веке. В первой капелле слева интересен алтарный образ святого Франсиско Борджа, изображенный Андреа Поццо, известным итальянским иезуитом, живописцем и теоретиком искусства. В третьей капелле слева обращает на себя внимание фресковая роспись стен, выполненная несколькими видными итальянскими художниками в 80-е годы 16 века. Самое интересное место в интерьере церкви – левый трансепт, оформленный Андреа Поццо в конце 17 века. Здесь располагается капелла святого Игнатия со статуей святого работы французского скульптора Пьера ле Гро.Триумф

Неравномерное вертикальное членение стен сдвоенными пилястрами усиливает их пластичность, а концентрация ордерных элементов к центру подчеркивает направление движения

Полукруглый фронтон, вынесенный над входным порталом первого этажа, и мощные декоративные волюты второго этажа связывают оба этажа, вызывая впечатление целостности фасада, динамичности и повышенной эмоциональности

Активизируется и внутреннее пространство храма, расширяется и выделяется центральный неф.

Мощные профилированные карнизы, уводящие взгляд вглубь, создают движение к алтарю и центральному куполу.

Франческо Борромини ( ) Свое крайнее выражение иррациональности, экспрессивности и живописности барокко находит в творчестве Франческо Борромини. Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, он заменяет прямые линии и плоскости изогнутыми, скругленными, извивающимися.

На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, строит он план небольшой церкви Сан- Карло у четырех фонтанов в Риме ( ). Была освящена в честь канонизированного миланского кардинала и реформатора церкви Карло Борромео, а также Пресвятой Троицы.

Ее сложный волнообразный фасад, расчлененный двухъярусной колоннадой, украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальными живописными панно, которые разрывают карниз и нарушают равновесие композиции. Дробная пластика стен, беспокойный ритм окон, сложно профилированные горизонтальные тяги подчеркивают напряженный динамизм здания.

Дворцы и виллы барокко Большое место в барочной архитектуре принадлежит дворцам, горделиво-нарядным, с выступающими по сторонам главного корпуса флигелями- крыльями, открытыми почетными дворами. Представительность и величие в них сочетаются с великолепием Гварино. Палаццо Кариньяно, Милан Бернини, Борромини. Палаццо Барберини. Рим

Необычайно красивы загородные виллы, окруженные садами, расположенными террасами на склонах холмов Вилла Д´Эсте

Мастерски использованы в них сложный рельеф местности, богатство южной растительности, водоемы, сочетающиеся с павильонами, скульптурными группами. Предназначавшиеся для аристократических заказчиков, такие ансамбли в известной мере отражали и тот интерес к природе, который проявляли ученые- естествоиспытатели 17 в.

Градостроительство эпохи барокко Важное значение принципы барокко имели не только для развития композиции городского и паркового ансамбля, но и для градостроительства. Архитекторы барокко создали планировочную систему, упорядочив хаотическую застройку средневекового города, придали улицам прямолинейные очертания, завершив их площадями, которые в свою очередь стали объектами архитектурных композиций.

Новые градостроительные принципы были воплощены в Риме, который именно в этот период приобрел свой неповторимый облик. По проекту Доменико Фонтана было осуществлено сооружение ансамбля площади дель Пополо с расходящимися от нее тремя лучами центральных улиц, плотно застроенных зданиями.

Доменико Фонтана (Domenico Fontana, , Неаполь) итальянский архитектор и инженер раннего барокко. родился в 1543 году в городе Мелиде (ныне Швейцария, кантон Тичино). В 1563 году переехал в Рим, чтобы изучать архитектуру. В Риме Фонтана покровительствовал кардинал Монтальто, по заказу которого архитектор построил капеллу (Cappella del Presepio) в церкви Санта Мария Маджоре, а также палаццо Монтальто. В 1585 году кардинал Монтальто стал папой Сикстом V и назначил Фонтана главным архитектором папской курии. В этот период Фонтана создал проекты перестройки Квиринальского и Латеранского дворцов, три из четырёх фонтанов на Квиринале, здание Ватиканской библиотеки, а также завершил возведение купола собора св. Петра. Фонтана руководил установкой египетского обелиска на площади перед собором святого Петра (1586 год). Позднее Фонтана устанавливал обелиски на пьяцца дель Пополо, пьяцца ди Санта Мария Маджоре и пьяцца ди Сан Джованни ин Латерано.

Карло Мадерна ( ) Римский архитектор, ученик своего дяди, Доменико Фонтаны. Из его построек известны в Риме: фасад церкви святой Сусанны, представляющий собой первый пример столь распространившихся в XVII веке фасадов с двумя или несколькими, надстроенными друг над другом, ордерами, дворец Маттеи-ди-Джове, фонтаны на площади святого Петра и частично палаццо Барберини, оконченное Бернини и Борромини. Увековечил он своё имя преимущественно окончанием постройки (в ) собора святого Петра.

В фасаде церкви Санта-Сусанна (1603) Мадерна возвращается к теме фасада Иль Джезу Джакоме делла Порты, но развивает ее с большей пластической акцентировкой, особенно в порталах и полукруглых тимпанах, что объясняется также необходимостью обеспечить двойной обзор - по горизонтали и по вертикали. Это уже переход от маньеристического фасада, понимаемого как плоскость, на которой лишь членения наводят на мысль о почти символической пространственности, к барочному фасаду, который снаружи позволяет почувствовать структуру интерьера и пластически соединяет церковь с пространством улицы или площади

Лоренцо Бернини ( ) Подобно мастерам Возрождения, основоположник стиля зрелого барокко Лоренцо Бернини был разносторонне одаренным человеком. Архитектор, скульптор, живописец, гениальный декоратор, он исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял официальное направление итальянского искусства. Одно из самых характерных его сооружений церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме ( ).