История развития учения о высшей нервной деятельности Лекция 1. Физиология высшей нервной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Высшая нервная деятельность Особенности ВНД человека Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ 6» г. Сергиев Посад.
Advertisements


Рефлекторная теория поведения Урок биологии в 8 классе учитель МОУ «СОШ 12» Иноземцева М.В год.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
Высшая нервная деятельность Поведение. Высшая нервная деятельность(ВНД) Деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психофизиология» Тема: «Психическая деятельность как синтез сознания и подсознательного» Выполнила студентка 2 курса.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Открытый урок по биологии в 8 «Б» классе Учитель биологии Набатова Е. В.
Практическое занятие 5. (от лат. reflexus - отражённый) (от лат. reflexus - отражённый) - реакция живого организма на определенное воздействие, проходящая.
PPTzone.ru Сознание Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное.
§ 46. Значение, строение и функционирование нервной системы 8 класс биология.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Символ психологии Греческая буква Ψ («Пси») - международный символ психологии. Она использовалась в старославянском алфавите.
Презентация к уроку по психологии по теме: психология человека
Нервно-гуморальная регуляция физиологических функций Рефлекс. Рефлекторная дуга.
Транксрипт:

История развития учения о высшей нервной деятельности Лекция 1. Физиология высшей нервной деятельности

– это наука о нейрофизиологических механизмах психики и поведения, базирующейся на принципе рефлекторного отражения внешнего мира. Целью Целью дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности» является раскрытие закономерностей условно-рефлекторной деятельности нервной системы, а также изучение основ формирования различных видов психической деятельности человека.

Платон 428/7 до н. э до н. э. Полагал, что душа человека двойственна. Она делится на душу низшего порядка смертную, и на душу высшего порядка бессмертную. Бессмертная душа независима от тела, она может переходить от одного организма к другому и может существовать самостоятельно. Душа смертная, умирающая вместе с телом, пребывает в разных частях тела: разумная в голове, ощущающая в сердце, а растительная в животе. Человек наделен обоими видами души, а животное обладает только смертной душой. Аристотель 384 до н.э- 322 до н.э В трактате «О душе» выступает как глубокий мыслитель, ратующий за единство души и тела и зависимость явлений психических от явлений телесных. По его мнению, человек обладает как высшей, так и низшей формой души, а животные только последней. Аристотель описал некоторые феномены психики (последовательные образы, явления сенсорной адаптации, некоторые иллюзии восприятия) и вместе с тем он отвергал представление о том, что органом психики является мозг. Взгляды античности

Гиппократ из Коса ок. 460 до н.э. - ок. 370 до н.э. …На собственном опыте он убедился, что основным методом в медицине следует считать "мыслящее" наблюдение. Умение наблюдать позволило ему описать ныне всем известные типы темперамента: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика. Рассматривал человека в неразрывном единстве телесной и духовной жизни, видел в темпераменте внутреннюю гармонию составных частей тела. Полагал, что мозг является органом ощущений и мышления. Гален (129201) Римский врач, проводивший не только наблюдения за поведением своих пациентов, но и анатомирование и физиологические эксперименты на животных. Он испытывал действие лекарственных веществ на организм животных, перерезал у них различные нервы, идущие от органов чувств к мозгу, и своими наблюдениями подтверждал взгляды Гиппократа на мозг как орган ощущений и мышления. Органами души Гален считал мозг, сердце и печень. Гален указывал, что в головном мозге есть центры глотания, жевания, мимики. Взгляды античности

В эпоху расцвета механики, физики и математики, создания изощренных механических устройств (часов, музыкальных шкатулок и т.п.) возникла идея, согласно которой организм человека функционирует подобно механизму - механистическая концепция рефлекса. Взгляды эпохи Возрождения и Нового времени Рене Декарт (René Descartes) (латинизированное имя – Картезий, Renatus Cartesius) 1596–1650 Заложил важнейшие теоретические представления, которые легли в основу современной психологии и нейробиологии

отражением Ответная реакция организма по Декарту: реакция является отражением внешнего воздействия на организм, аналогичным отражению света в физике. «Если, например, огонь приближается к ноге, то мельчайшие частицы этого огня, движущиеся, как вам известно, с большой скоростью, обладают способностью привести в движение то место кожи, к которому они прикасаются. Нажимая этим самым на нежное волокно, прикрепленное к этому месту кожи, они в тот же момент открывают поры (мозга), у которых заканчивается это волоконце, так же, как мы дергаем за веревку, чтобы зазвонил колокольчик на другом ее конце. Когда эти поры открыты, то животные духи из углубления входят в трубку и переносятся ею частично к мускулам, отдергивающим ногу от огня, частично к тем мускулам, которые заставляют голову повернуть к огню глаза и смотреть на огонь, и, наконец, к тем, которые служат для того, чтобы протянуть руки и согнуть все тело для его предохранения». Представления Р.Декарта о процессах, происходящих в нервной системе

мышечный ответ порождается процессами в примыкающем к мышце нерве; органом ощущений, эмоций и мыслей является мозг; ощущение обусловлено изменениями в нерве, связывающем орган чувств с мозгом; движение в сенсорных нервах отражается на моторных, и это возможно без участия воли (рефлекторный акт); вызванные посредством сенсорного нерва движения в веществе мозга создают готовность вновь производить такое же движение (обучаемость). Основные теоретические положения Р. Декарта, используемые современной физиологией и психологией:

Жюльен Офре де Ламетри Писал, что разделение Декартом двух субстанций представляло не более чем «стилистическую хитрость», придуманную для обмана теологов. Душа действительно существует, но ее невозможно отделить от тела. Если тело машина, то и человек в целом со всеми его душевными способностями всего лишь чувствующая, мыслящая и стремящаяся к наслаждениям машина. В 1748 г. Ламетри издал книгу «Человек машина». Пьер Жан Жорж Кабанис ( ). Считал, что имеется три уровня поведения: рефлекторный, полусознательный и сознательный. Преемственность между ними, по его мнению, выражалась в том, что низшие центры при отпадении «высших способны к самостоятельной активности». Утверждал, что мышление такой же продукт мозга, как секреция поджелудочной железы или печени. Взгляды ученых Нового времени

Фредерик Кювье ( ) Он считал, что отдельным видам животных свойственны определённые формы инстинктивного поведения, что животным присуща инстинктивная деятельность как врождённая, которая как неодолимая внутренняя сила направляет действия животного. Сравнивая строение мозга ряда животных (от грызунов до приматов), Ф.Кювье пришёл к выводу, что с развитием мозга значение индивидуального опыта, обучения в жизни животных возрастает. Йиржи Прохазка Ввел термин «рефлекс». Сделал еще один шаг вперед в физиологическом утверждении стимула, ибо постулировал, что ответная рефлекторная реакция всегда проявляется в размерах, соответствующих силе приложенного стимула. Телесная часть «общего чувствилища» локализуется в спинном мозге, а душевная в головном. Учение Й.Прохазки обогатило представление Р. Декарта о рефлекторной природе поведения понятием о биологическом (а не механическом) назначении рефлекса (самосохранение). Биологическая концепция рефлекса

Анатомическая концепция рефлекса В XIX в. развитие физиологии и анатомии позволило приступить к исследованию анатомической основы рефлексов в мозге. Чарльз Белл Франсуа Мажанди Независимо друг от друга открыли закон, названный впоследствии их именем, описывающий закономерности работы спинного мозга

Закон Белла-Мажанди: центробежные (двигательные) нервные волокна выходят из спинного мозга в составе передних корешков, а центростремительные (чувствительные) волокна вступают в спинной мозг в составе задних корешков. Через передние корешки выходят также центробежные нервные волокна, иннервирующие гладкие мышцы, сосуды и железы.

Маршал Холл М. Холлу принадлежит термин «рефлекторная дуга», состоящая из 1) афферентного нерва; 2) спинного мозга; 3) эфферентного нерва. Анатомическая концепция рефлекса

Иоганнес Мюллер Мюллер провозгласил принцип «специфической энергии органов чувств», согласно которому каждый из органов чувств воспринимает только специфическую для него энергию.

Вульгарный материализм (нем. Vulgärmaterialismus) Карл Фохт ( ) «Мозг выделяет мысль, как печень желчь». Людвиг Бюхнер ( ) Опровергал представление о божественной целесообразности в построении организма и его деятельности, а также представление о мистической жизненной силе, отметающей живое от неживого. Якоб Молешотт ( ) «Мясная пища развивает технические и математические способности, а фруктово-овощная - приводит к развитию способности к литературному и поэтическому творчеству». «Человек есть то, что он ест»

Иван Михайлович Сеченов 1829 – 1905 В 1863 г. опубликовал книгу «Рефлексы головного мозга», где приводил убедительные доказательства рефлекторной природы психической деятельности. Открыл центральное торможение. «Рефлекс – универсальная и своеобразная форма взаимодействия организма со средой, опирающаяся на эволюционную биологию». И. М. Сеченов поставил вопрос о существовании двух родов рефлексов. Во- первых, постоянные, врожденные, осуществляемые низшими отделами нервной системы. Во-вторых, рефлексы головного мозга изменчивые, приобретенные в индивидуальной жизни. «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение». Поведение человека - это психические, соматические и вегетативные компоненты. В целом человек представляет собой психофизиологическое единство.

Иван Петрович Павлов 1849 – 1936 Создал первый уникальный метод физиологического изучений психических явлений. Создал учение об условном рефлексе, детально исследовал это фундаментальное явление.

Опыт «мнимого кормления» собаки (по И.П.Павлову) 1 выведенный наружу отрезок пищевода; 2 фистула желудка; 3 цилиндрик для сбора желудочного сока. За работы по изучению нервной регуляции пищеварительных желез И.П.Павлов был удостоен Нобелевской премии (1904 г.)

Терминология, введенная И.П. Павловым: Условный рефлекс – реакции животных на сигналы, под которыми подразумевались воздействия, предшествующие данному безусловному раздражителю; Условный раздражитель - это сигнал, т. е. какой-либо фактор, избранный экспериментатором и включаемый до предъявления безусловного раздражителя – подкрепления; Сочетание – опыт, в котором используют сигнал и подкрепление;

Установка для исследования условных слюнных рефлексов по И.П.Павлову: А внутренняя часть экспериментальной камеры; Б внешняя часть Исследование основ условно-рефлекторной деятельности И.П. Павловым И. П. Павловым был прежде всего создан лабораторный метод объективного изучения приспособительной деятельности человека и животных метод условных рефлексов; И. П. Павлов создал теорию условных рефлексов; «Высшая (психическая) деятельность головного мозга заключается в образовании временных связей между нервными центрами, т. е. в образовании новых условных рефлексов». И. П. Павлов предпринял попытку локализовать сам нервный процесс замыкания нервных связей в коре головного мозга у высших животных и человека;

Кошка с электродом, вживленным в определенный участок гипоталамуса, при электрической стимуляции принимает агрессивную позу (Hess, 1954). Современные методы исследования позволяют более детально изучать высшие психические функции и определять их локализацию в головном мозге

Физиологические исследования в сочетании с изучением анатомии и морфологии головного мозга в процессе исследований привели к однозначному заключению – именно головной мозг является инструментом нашего сознания, мышления, восприятия, памяти и других психических функций.

Физиология высшей нервной деятельности Лекция 5 Основные понятия и принципы высшей нервной деятельности Понятие о сознании, самосознании Функциональное состояние организма Бодрствование и сон

Физиология высшей нервной деятельности изучает нервные механизмы сложного поведения животных и мыслительной активности человека, относящиеся к их психической деятельности. Психика – это специфическое свойство высокоорганизованной материи – головного мозга, заключающееся в отражении предметов и явлений существующего вне нас и независимо от нас материального мира.

Психические и непсихические процессы

Предмет физиологии высшей нервной деятельности - это объективное изучение материального субстрата психической деятельности мозга и использование этих знаний для решения практических задач сохранения здоровья и высокой работоспособности человека, управления поведением и повышения продуктивности животных

Основные принципы высшей нервной деятельности Единство организма и среды; Осуществляется благодаря безусловным (врожденным) и условным (приобретенным) рефлексам.

Основные принципы высшей нервной деятельности Принцип детерминизма (причинности) - «нет действия без причины». Всякая деятельность организма причинно обусловлена закономерным ответом на конкретные внешние воздействия. Этот принцип может быть разделен на две части - принцип внутренней детерминации (обуславливает относительную гомеостатическую устойчивость организма) и принцип внешней детерминации (внешние раздражители способствуют формированию новых условных рефлексов).

Основные принципы высшей нервной деятельности Принцип структурности каждый физиологический акт приурочен к определенной структуре ЦНС. Врожденные рефлексы имеют жесткую рефлекторную дугу и нервный центр, которые регулируют безусловно-рефлекторную деятельность; В процессе формирования условных рефлексов лежит образование новых временных связей между структурами ЦНС и эти связи могут динамически меняться в процессе жизни. Принцип единства процессов анализа и синтеза раздражителей внешней и внутренней среды. В мозге происходит анализ и синтез, как поступающей информации, так и ответных реакций. В результате организм извлекает из среды полезную информацию, перерабатывает, фиксирует ее в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.

Формы психической деятельности: Сознание; Сознание; Самосознание; Самосознание; Мышление; Мышление; Познавательная деятельность и др. Познавательная деятельность и др.

СОЗНАНИЕ Сознание - свойство мозга, способность субъективного отражения объективной реальности Две составляющих сознания: Осознание и самосознание Осознание – способность отражения реальности Самосознание – способность понимать свое место в этой реальности (осознание своего «Я)

СОЗНАНИЕ Сознание – это форма психической деятельности, которая отражает действительный мир, существующий вне нашего сознания; Сознание – это форма психической деятельности, которая отражает действительный мир, существующий вне нашего сознания; Сознание - свойство мозга - высшее проявление функции отражения действительности; Сознание - свойство мозга - высшее проявление функции отражения действительности; Сознание - способность субъективного отражения объективной реальности; Сознание - способность субъективного отражения объективной реальности; Сознание - совокупность некоторых когнитивных операций, связанных с субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества. Сознание - совокупность некоторых когнитивных операций, связанных с субъективным переживанием своих мыслей, чувств, впечатлений и возможностью передать их другим с помощью речи, действий или продуктов творчества.

Уровни активации психической деятельности Эмоции Внимание Спокойное бодрствование Уровни активации нервной системы Поведение Аффект Бодрствовани е Сон

В понимании сознания выделяют осознание и самосознание. Соотношение накопленных знаний с реальной действительностью и включение их в индивидуальный опыт человека есть процесс осознания действительности. Самосознание - это осознание самого себя, осознание, объектом которого является сама личность, собственное "Я", собственные психические и физиологические качества. Только на основе единства осознания себя и осознания окружающей действительности может быть обеспечена высшая форма саморегуляции, присущая только человеческой личности.

Сознание включает в себя такие формы психической деятельности, как ощущения, восприятия, внимание, чувства, воля. От простого созерцания к представлению, от него - к абстрактному мышлению - вот путь познания. Познавая действительность, человек эмоционально переживает свое отношение к познанному. Эмоции - тоже одна из сторон сознания. Обращенность сознания к практической деятельности составляет волю. Психические процессы, познавательные или волевые, всегда направлены на определенные предметы и явления.

Сознательное и бессознательное Неосознаваемые процессы обработки информации, о влиянии которых субъект не отдает себе отчета, принято относить к категории бессознательного. Группы проявления бессознательного: Досознательное охватывает наши биологические потребности, выражающиеся в безусловных рефлексах и врожденных формах поведения (инстинктах), а также в генетически заданных свойствах темперамента; Досознательное – охватывает наши биологические потребности, выражающиеся в безусловных рефлексах и врожденных формах поведения (инстинктах), а также в генетически заданных свойствах темперамента; Подсознание то, что ранее уже было осознано и вновь может стать осознаваемым в определенных условиях (различные автоматизированные навыки, стереотипы автоматизированного поведения). Оно предохраняет человека от излишних энергетических трат, защищает от стресса; Подсознание - то, что ранее уже было осознано и вновь может стать осознаваемым в определенных условиях (различные автоматизированные навыки, стереотипы автоматизированного поведения). Оно предохраняет человека от излишних энергетических трат, защищает от стресса; Сверхсознание, или интуиция, связанная с процессами творчества, которые не контролируются сознанием. Сверхсознание источник новой информации, гипотез, открытий. Под сверхсознанием понимается высший этап творческого процесса. Его нейрофизиологическая основа – трансформация следов памяти и рождение из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий. Сверхсознание, или интуиция, связанная с процессами творчества, которые не контролируются сознанием. Сверхсознание источник новой информации, гипотез, открытий. Под сверхсознанием понимается высший этап творческого процесса. Его нейрофизиологическая основа – трансформация следов памяти и рождение из них новых комбинаций, создание новых временных связей, порождение аналогий.

Бодрствование Сон Функциональное состояние организма

Смена уровней поведения в эволюции Врожден- ные Приобре- тенные

Безусловные рефлексы Врожденные, свойственные всем особям данного вида Имеют готовую генетически детерминированную рефлекторную дугу Созревают постепенно Лежат в основе врожденных комплексов - ИНСТИНКТОВ

ИНСТИНКТЫ Витальные Пищевой Питьевой Оборонительный (активный -ястреб и пассивный - кролик) Регулирования цикла «сон-бодрствование» Экономии энергии (сил ) Ролевые Половые - выбор партнера Родительские - разделение ролей отца и матери Территориальные - охрана зоны обитания для сохранения ресурсов Эмоциональный резонанс Групповая иерархия Саморазвития Исследовательский Новизны Свободы Имитационный (подражательный) Игровой