Культура Месопотамии. 1.Что являлось основой ранних представлений о мире, базисом всех древних первообразов и художественной культуры ? 1. Сказка 2. Предание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Древнейшие цивилизации Шумер Аккад Вавилония Ассирия Египет Индия Китай.
Advertisements

Искусство древней Передней Азии Искусство Шумера и Аккада.
«Культура Шумеро-аккадского царства» Часть 2-1 Мировая художественная культура 9 класс 9 класс Учитель Доценко Надежда Сергеевна ГБОУ СОШ
ИСКУССТВО МЕСОПОТАМИИ. ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ ВАВИЛОНА И АССИРИИ. АССИРИЙСКИЕ РЕЛЬЕФЫ История изобразительного искусства, урок 4 © Николаева Вера Александровна,
Архитектура Индии в средние века. Архитектура Индии отличалась удивительным разнообразием построек. От средних веков сохранилось много храмов и дворцов.
Художественная культура Древней Передней Азии 3. Изобразительное искусство 4. Музыкальное искусство.
Учебно-познавательный курс «Стили в искусстве». Египетское искусство исторический тип искусства, один из самых древних на Земле.
Презентацию Подготовил Влад Кузнецов 9 «Б» presentations.my1.ru.
Художественная культура Древней Передней Азии (Месопотамии)
Зиккураты Подготовила: Спиридонова Алиса ученица 11Б класса МОУ СОШ 2. Учитель: Р.Х. Хафизова 2009 год г. Радужный 2009.
Подготовила Кирикова Ксения студентка первого курса ИвГу социолого-психологического факультета специальности социология.
Культурология Лекция 6 ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Часть I.
ДВОРЦЫ И ХРАМЫ МЕЖДУРЕЧЬЯ. Междуречье или Месопотамия- долина между Тигром и Евфратом.
Архитектура Междуречья. Междуречье Междуре́чье (Двуре́чье, Месопота́мия, греч. Μεσοποταμία) область между реками Тигр и Евфрат, на территории современного.
Путешествие в страну, которой нет на современной карте Египет Месопотамия Двуречье.
Рельеф (от итальянского rilievo – выпуклость) – это искусство художественной организации поверхности. Художник создает произведение искусства, углубляя.
Туристическое агентство «Иштар» представляет. Туристическую программу «Назад в прошлое» Наша турфирма приглашает отправиться в Месопотамию – один из древнейших.
Шумер Аккад Вавилон Ассирийская держава Персидское государство.
Число « семь » считается священным у многих народов. Древние греки тоже насчитывали семь самых прекрасных и самых грандиозных памятников ; первые упоминания.
Выполнил: …. Великий зиккурат в Уре (зиккурат Этеменнигуру) наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья. Возведён в XXI веке до н. э.
Транксрипт:

Культура Месопотамии

1. Что являлось основой ранних представлений о мире, базисом всех древних первообразов и художественной культуры ? 1. Сказка 2. Предание 3. Миф 4. Легенда 2. Демиург – это 1. Бог 2. Творец 3. Хаос 4. Космос 3. Теогония – это 1. Мифы о происхождении богов, олицетворяющих стихийные силы природы. 2. Мифы о сотворении мира 3. Мифы о сотворении человека 4. Мифы о сотворении о всего живого на Земле

4. Какую функцию выполняли космогонические мифы? 1. Обеспечение социального и мирового порядка 2. Передача знаний молодому поколению 3. Сбор информации о сотворении мира 4. Создание легендарных образов для воспитания молодежи. 5. Укажи лишний элемент. «Материалом» для сотворения мира служил (-о): 1. Пена 2. Яйцо 3. Жертвенное тело 4. Глина 6. Сколько универсальных мифологических моделей мира существует

7. Центром какой модели мира стало мировое древо? 1. Горизонтальной 3. Космогонической 2. Божественной 4. Вертикальной 8. Действие, осуществляемое посредством игр, заклинаний, танцев, своеобразных театрализованных представлений, наделенных особой силой. 1. Магия 2. Колдовство 3. Обряд 4. Заговор 9. В какой модели мира цифра «три» являлась символом динамического процесса? 1. Горизонтальной 3. Космогонической 2. Божественной 4. Вертикальной

10. Что такое совокупность магических действий, осуществляемых в определенной последовательности и в определенное время. 1. Магия 2. Ритуал 3. Колдовство 4. Заговор 11. Для какой модели мира цифра « четыре» расценивается как символ статической целостности 1. Горизонтальной 3. Космогонической 2. Божественной 4. Вертикальной 12. Примером обряда плодородия может служить обряд, посвященный богу 1. Зевсу 2. Птаху 3. Анубису 4. Осирису

Гл авными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии. Цивилизация была речной

Шумеро - аккадский период (IV –II тыс. до н.э.); Ассиро – Вавилонский период ( Вавилон на юге (1894 – 732 гг. до н.э. и Ассирия на севере ( гг. до н.э.)); Нововавилонский период – (626 – 538 гг. до н.э.)

О снову экономики Шумера составляло земледелие с развитой системой орошения. Важное значение имело также скотоводство. Высокого уровня достигла шумерская металлургия. Уже в начале III тыс. до н. э. шумеры начали изготовлять бронзовые орудия, а в конце II тыс. до н. э. вступили в железный век. С середины III тыс. до н. э. в производстве посуды применяется гончарный круг. Развиваются ремесла: ткацкое, камнерезное, кузнечное. Идет широкая торговля (Егип е т, Иран, Индия и др. государствами Малой Азии). Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н. э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов. И писали они специальными стилями по сырым глиняным табличкам.

Р елигиозно-мифологические представления и культы Шумера отчасти перекликается с египетской. В ней также присутствует миф об умирающем и воскресающем Боге (Думузи), а правитель воспринимался в качестве земного Бога. Но у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. Жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. Шумеры все сооружения создавали из кирпича-сырца. Из-за болотистой местности постройки возводились на искусственных платформах насыпях. С середины III тыс. до н. э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды. В Шумере сложился особый тип культовой постройки зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню ( « жилище Бога » ). Зиккурат не был загробным храмом. Самым известным стал зиккурат ("храм-гора") в Уре (XXII XXI века до н. э.), который входил в комплекс из двух больших храмов и дворца и имел три платформы: черную, красную и белую. Сохранилась лишь нижняя, черная платформа, но даже в таком виде зиккурат производит грандиозное впечатление.

Рельеф Статуэтка правителя Гаудея

Рельеф – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона.

Высокого уровня достигла шумерская литература. Самым значительным литературным произведением стал «Эпос о Гильгамеше»

Хаммурапи получает законы от Шамаша Базальтовый столб Хаммурапи

Висячие сады Семирамиды

Сарагон II Дворец Сарагона II в Дур-Шарукане Ашурбанапал на охоте

От изобразительного искусства древних ассирийцев нам осталось много оригинальных произведений. Ведь Ассирия была колыбелью одного из величайших пластических искусств древности. Для ассирийского изобразительного искусства характерен особый подход к образу человека: стремление создать идеал красоты и мужества. Этот идеал воплощается в образе царя- победителя. Во всех фигурах древних ассирийцев, рельефных и скульптурных, подчеркиваются физическая мощь, сила, здоровье, которые выражаются в необычайно развитой мускулатуре, в густых и длинных курчавых волосах. Ассирийцы создали новый, военный жанр. На рельефах царских дворцов художники с поразительным искусством изображали военную жизнь. Они создали грандиозные батальные картины, на которых воинственное ассирийское войско обращает в бегство противников. На алебастровых плитах, украшавших стены царских дворцов, сохранились рельефные изображения сцен охоты и военных походов, придворной жизни и религиозных обрядов.

Охота на хищников царя Ашшурнасирпала II. Рельеф дворца Ашшурнасирпала II Кальху. IX в. до н.э Британский музей. Лондон.

Скульптура играла важную роль в облике ассирийских дворцов. Человек подходил к дворцу, и у входа его встречали каменные фигуры крылатых духов - охранителей царя: невозмутимые, непроницаемо- величественные львы и крылатые быки с человеческими головами. При внимательном наблюдении можно установить, что у каждого крылатого быка пять ног. Это был оригинальный художественный прием, рассчитанный на своеобразный оптический обман. Каждый, кто приближался к воротам, видел сперва только две ноги человека-быка, неподвижно упиравшегося в постамент. Войдя в ворота, он бросал взор на гигантскую фигуру сбоку. При этом левая передняя нога уходила из поля зрения, зато можно было заметить две задние ноги и лишнюю переднюю, отставленную назад. Таким образом, создавалось впечатление, что бык, который только что стоял спокойно, теперь внезапно зашагал.

Ассирийский бык Шеду

Рельефы представляли собой обычно своего рода хронику событий, происходивших в правление того или иного царя. Искусство времени правления ассирийского царя Саргона II гораздо скульптурное; рельеф здесь более выпуклый. Иногда встречаются изображения людей в различном масштабе. Богаче и разнообразнее тематика военных сцен: наряду с обычными эпизодами боя, осады и казни плененных мы встречаем мотивы разграбления взятого города, позволяющие изображать детали военного быта, а также строительство зданий. Развивается документализм изображений. Так, последовательный ряд сменяющих друг друга сцен на рельефе, посвященном походу на г.Мусаир в 714 году до Р.Х., почти буквально совпадает с описанием их в реляции-отчете Саргона II богу Ашшуру об этом походе. Вообще самые большие удачи ассирийских художников достигнуты именно в плане композиции. Сцены охоты на газелей, где небольшие фигуры животных (дикий осел и царская лошадь, газель, оберегающая своего детеныша, свирепые собаки) свободно размещены в пространстве, дают ощущение степного простора.

В области архитектуры ассирийские зодчие имели крупные достижения. Наиболее важные строения возводились на высоких кирпичных платформах; все постройки сооружались из сырцового кирпича (обожженный кирпич и камень применялись, и то далеко не всегда, лишь для облицовки). Так как сырцовый кирпич материал, не допускающий сложных архитектурных форм, ассирийское зодчество пользовалось ограниченным числом приемов: прямые линии, чередование выступов и ниш, открытые портики со столбами и с двумя башнями по бокам так называемые хеттские бит-хилани. Стены зданий были глухие, комнаты, как и в Вавилонии, открывались во внутренний двор. Известен был арочный свод, но обычно перекрытия были балочные, накатом; свет проходил через отверстия, сделанные в потолке или в стенах под потолком

Центральным сооружением крупного ассирийского города являлся царский дворец, занимавший значительную часть его площади. Такой дворец представлял собой крепостное сооружение на высокой платформе. Стены с выступами прямоугольных башен, увенчанные ступенчатыми зубцами, были сложены обычно целиком из сырцового кирпича. Арочные входы были украшены каменными изваяниями крылатых быков и львов с человеческими лицами божеств- хранителей дворца. Наружных украшений у зданий, кроме описанных, по большей части не имелось. Художественно оформлялись главным образом внутренние помещения, в особенности узкие и длинные парадные залы дворцов. Здесь применялись раскрашенные рельефы, роспись и цветные изразцы.

Дворец правителя Саргона II находился в северо-западной части города и размещался на высокой глинобитной платформе. Объем земли этой платформы составлял м 3. Повсеместно применяемый в Междуречье на протяжении многих веков прием строительства дворцов на высоких платформах объяснялся тем, что конструкции, сложенные из сырцового кирпича, боялись влаги. А земли Междуречья увлажнялись постоянно разливающимися реками. Поэтому поднятые над уровнем разливов рек дворцовые комплексы хорошо сохранялись.

При строительстве дворца Саргона II преследовались также военные цели. Ассирия постоянно воевала, поэтому безопасность укреплений являлась первоочередной задачей. Весь комплекс обнесен 14- метровой стеной. Внутри дворец включал более 200 залов и 30 открытых дворов. Удалось откопать 186 залов. Над комплексом возвышался 40-метровый зиккурат с винтовым пандусом вокруг. Грандиозность дворца, олицетворяющая несокрушимую мощь ассирийского царя, должна была производить сильное впечатление на послов сопредельных государств. Стены дворца были укреплены квадрами весом до 24 тонн, длиной до 3 м и представляли собой мощные сооружения.

Живопись по штукатурке в верхних частях стен дворца Ашшурнасирпала до некоторой степени побледнела и стерлась после того, как была открыта. Это были изящные цветные орнаменты ярких красных и голубых тонов. Фигуры найдены в живописи только на глазурованных кирпичах: сохранились обломки больших картин на кирпиче с такими маленькими фигурами, что каждый кирпич заключает в себе целые фигуры. На единственном обломке, который был найден несомненно в нимрудском северо-западном дворце, все фигуры без голов. В противоположность позднейшим изображениям этого рода, мы видим здесь на желтом фоне обведенные черным контуром зеленые драпировки с белой обшивкой.

Орнаментным мотивам на кирпиче соответствуют украшения, вышитые на одеждах царя и его вельмож, особенно роскошные и разнообразные на рельефных плитах, сохранившихся в северо-западном дворце. Вся древнейшая орнаментика ассириян с ее мотивами, взятыми из животного и растительного царств, с ее расположением рядами и в геральдическом стиле, здесь перед нами в самом изящном исполнении. Однако египетский цветок лотоса еще отсутствует; бронзовые сосуды с египетскими мотивами орнаментации, найденные в этом дворце, попали в него, очевидно, лишь впоследствии.

ОРНАМЕНТ, Ассирийские крылатые кони и священное дерево

Однако достижения ассирийского искусства остаются ограниченными. Для него характерно ремесленное, хотя и квалифицированное использование заранее разработанных трафаретов; иногда как в случае охотничьих сцен художник умело их сочетает, добиваясь жизненности изображения; тематика же ограничена военными, культовыми и охотничьими сценами, а идейное содержание сводится к восхвалению мощи ассирийского царя и ассирийского войска и к посрамлению врагов Ассирии. Нет интереса к передаче конкретного образа человека и его окружения, в изображениях сохраняется трафаретный тип лица, условный разворот тела и т. п.

Несмотря на то, что в изобразительном искусстве достижения ассирийцев были сравнительно невелики, оно всё же оказало немалое влияние на официальное искусство более позднего государства того же типа Персидской державы, развитие которого пошло по путям, проложенным ассирийскими художниками; при этом были лишь усилены элементы трафаретности и декоративности изображений.

Подготовить сообщение об одном из памятников архитектуры Месопотамии: Зиккурат в Уре Зиккурат в Вавилонии Ворота богини Иштар Дворец царя Саргона II в Дур-Шаррукине