Любимова Л.В.,к.п.н., доцент, специалист РИНО ПГНИУ, методист УМЦ ОС «Школа 2100», г.Москва МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА НА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Любимова Л. В., к. п. н., доцент, специалист педагогического факультета Регионального института развития образования Пермского государственного национального.
Advertisements

Путешествие по дому « Школа 2100» Часть 3. « Объект в разработке » О.В. Чиндилова, И.И. Кремл ё ва.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
Реализация ФГТ как фактор преемственности ДОУ и школы Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад 3 «Солнышко» п. Адамовка Волошина Н.А.
«Развивающая образовательная среда – главное условие реализации ФГОС в загранучреждение» Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Бразилии.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
ФГТ и ФГОС НОО как модель непрерывного образования в системе «Детский сад – начальная школа»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
Мастер-класс: «Организация предметно-развивающей среды в связи с введением ФГОС» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 226.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
ПРОЕКТ «ИЗУЧЕНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО)» Выполнила: старший воспитатель.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Материал по теме: Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основная образовательная программа ОУ как основа реализации ФГОС начального общего образования Презентация учителя начальных классов МОУ «СОШ 1 г. Билибино.
Транксрипт:

Любимова Л.В.,к.п.н., доцент, специалист РИНО ПГНИУ, методист УМЦ ОС «Школа 2100», г.Москва МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА НА ФГОС Пермский государственный национальный исследовательский университет Региональный институт непрерывного образования ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

«Культура – это среда, растящая и питающая личность» П.Флоренский

В связи с введением в образовательную практику государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и (ФГТ) государственных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) появляется реальная возможность успешного решения проблем преемственности и непрерывности образования

ФГОС ДО (1.6) Одна из задач стандарта: …обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального образования)

Федеральный эксперимент В 2011 г. Начался широкомасштабный федеральный эксперимент по теме «Обеспечение преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ» Эксперимент проходил при поддержке НМЦ «Школа 2100» и Российской академии образования.

Направления эксперимента по преемственности ДОУ – Начальная школа ПЕДАГОГ 1.2. Подготовка педагогов к непрерывному … …. развитию старших дошкольников и младших школьников 3. Организация развивающей образовательной среды с учётом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации ФГОС и ФГТ 5. Педагогическое диагностирование старших дошкольников и младших школьников 6. Преемственность в процессе формирования интегративных качеств дошкольников и УУД младших школьников 4. Пути и способы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников на дошкольной и начальной ступенях образования

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ И ИНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС И ФГТ (3 направление) Научный руководитель: кандидат педагогических наук Любимова Людмила Валентиновна

В рамке федерального эксперимента проектируется модель развивающей образовательной среды с учетом национально- региональных и иных особенностей в условиях реализации ФГОС и ФГТ Целью эксперимента является теоретическое обоснование, экспериментальная разработка и апробация модели развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации ФГОС и ФГТ Главной задачей экспериментальной деятельности является формирование в образовательных учреждениях, вошедших в состав федеральной экспериментальной площадки, проектирование развивающей образовательной среды учреждения.

На участие в эксперименте заявилось 22 территории Российской Федерации и 1 учреждение Республика Корея Всего учреждений: 38 из них: ДОУ – 20; ОУ НШ/ДОУ – 3; ОУ разной видовой направленности – 10; НОУ СПО «Русский образовательный центр» - 1; Институты – 2; и др. - 2.

Подтвердили участие в эксперименте 21 территория РФ и 1 – Корея Всего учреждение – 31, из них: ДОУ – 19; ОУ НШ/ДОУ – 2; ОУ разной видовой направленности – 7; НОУ СПО « Русский образовательный центр» - 1; Институты – 2.

В результате выполнили задание 15 территорий РФ, всего учреждений 24, из них: - ДОУ – 18; - ОУ НШ/ДОУ – 2; - ОУ разной видовой направленности – 3; - Институты – 1.

В 2003 г. – Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) непрерывное образование толкуется как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка

В Концепции определены психолого- педагогические условия реализации непрерывного образования в том числе: создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности

КАК ПОСТРОИТЬ РАЗВИВАЮЩУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ?

Базовые понятия: Образовательная среда Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни ОУ, которая 1) определяется теми конкретными задачами, которые ОУ ставит и решает в своей деятельности; 2) проявляется в выборе средств, в помощью которых эти задачи решаются. К средствам относятся: учебные программы организация работы, тип взаимодействия педагога с детьми, -качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение ОУ, оформление помещений и т.п. 3) содержательно оценивается по тому эффекту, которого позволяет достичь в личностном развитии (самооценка, уровень притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном развитии (компетентность в общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии. (Р.Н. Бунеев. Образовательная система нового поколения. Теория и практика». М. 2009)

ФГОС ДО Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Раздел III пункта 3.1. Требования к условиям реализации Программы включают требования к: психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

ФГОС НОО 1У. Требования к условиям 20. …система требований к: кадровым, финансовым, материально- технических и иным условиям реализации ООП НОО и достижения планируемых результатов начального общего образования

ФГОС НОО 21. Интегративным результатом реализации указанных требований должны быть создание комфортной развивающей образовательной среды: -обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителе и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся -гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся -комфортной …

Информационно- образовательная среда Образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной форме следующие виды деятельности: -Планирование образовательного процесса -Размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов… -Фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения ООП НОО

Как построить развивающую образовательную среду ? Процесс обучения Что и как оценивается? Внеклассная жизнь Отношения: учителя-дети-родители Требования к педагогам и детям Оформление школы Выстроить коллектив единомышленников - «свободный союз свободных людей»: договориться о целях, ориентированных на личность Результаты Регулятивные действия, Познавательные действия, Коммуникативные действия, Личностные результаты. Освоить технологии деятельностного типа Выбрать УМК, обеспечивающий эти технологии Двигаться к изменению классно-урочной системы Создать настоящую систему личностно ориентированного, а не формирующего воспитания УДОБНЕЕ ЭТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ШКОЛА и САД РАБОТАЮТ ПО ОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

С реда – это то, среди чего пребывает индивидуум СРЕДА

Среда и средовой подход Данная трактовка среды более приемлема к подходу, при котором ей придается значение средства, а не только условия воспитания, и где большую роль играет она сама, а не взаимодействующий с ней субъект Средовой подход это подход со стороны среды, которая выступает детерминантом выбора субъектом способов взаимодействия

Суть средового подхода Средовой подход это подход субъекта управления к среде, от нее, вместе с ней к личности. Средовой подход – это система действий субъекта управления со средой, направленных на превращение ее в средство диагностики, проектирования и продуцирования педагогического результата.

Компоненты образовательной среды - взаимодействие участников педагогического процесса; - предметная среда; - освоение содержания дошкольного образования. Это означает, что система предметной среды должна учитывать возрастные интересы развития детской деятельности

Комплексный подход (лат. complexus - связь, сочетание, совокупность, система) под комплексным подходом можно представить образовательную среду, которая включает в себя дидактический, предметно- пространственный, социальный компоненты.

Таким образом Современные подходы к организации образовательной среды предполагают взаимодействие всех участников образовательного процесса педагогов, детей, родителей и социума, что способствует повышению качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Использование обозначенных подходов в проектировании развивающей образовательной среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. В основе проектирования образовательной среды дошкольных учреждений с субъектами образовательного процесса лежат принципы сотрудничества и партнерства..

«АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОУ» (с учетом национально- региональных и иных особенностей как условие реализации ФГТ) Центр развития ребенка – Детский сад «Сибирячок» г.Лянтор Сургутского районо ХМАО-Югры

Модель образовательной среды муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка - детского сада «Сибирячок» включает следующие компоненты: научно-методическое обеспечение; учебно-методическое обеспечение; обеспечение образовательного процесса; материально-техническое обеспечение; обеспечение внешних связей; информационное обеспечение.

Модель развивающей образовательной среды ДОО МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 7» г.Чернушка Пермский край

Модель развивающей образовательной среды ДОО

Частной гимназии «Ювента» г. Перми было предложено сделать анализ трех моделей образовательной среды и остановиться на одной либо построить свою, с учетом рекомендаций авторов (данный опыт помещен на сайт ОС «Школа 2100»)

Структура модели развивающей образовательной среды (РОС) (В. А. Ясвин) «Воспитывает не только или не столько сам воспитатель, сколько среда, которая организуется наиболее выгодным образом.» А. C. Макаренко

Структура образовательной среды Образовательная среда рассматривается как система влияний и внешних условий формирования личности, а также возможностей для саморазвития личности, содержащихся в ее окружении Чем полнее ребенок использует возможности среды, тем более успешно происходит его свободное и активное саморазвитие

Структурные единицы ОС Физическое окружение Человеческие факторы Программа обучения

Таким образом Структурная модель образовательной среды должна содержать три базовых компонента: -пространственно-предметный -Социальный -Психодидактический

Методической «матрицей» проектирования может служить модель «проектного поля» образовательной среды (см. Ясвин В.А. Модель проектного поля ОС) Потребность субъектов ОП И взаимопроникновение трех компонентов ОС: пространственно-предметный, социальный, психодидактический

Модель проектирования РОС по В. А. Ясвину

Мануйлов Юрий Степанович доктор педагогических наук, президент ассоциации школ средового подхода и исследователей среды.

Мануйлов Среда определяется как то, среди чего пребывает субъект, посредством чего формируется образ жизни, что опосредует его развитие и осредняет личность

Компоненты РОС среда состоит из ниш и стихий, под влиянием которых формируется и развивается личность. Термины «ниши» и «стихии» автор использует вместо понятий: «элемент», «компонент», «фактор», «условие», «место» и т.д.

«Ниши» - это параметр возможностей или пространство возможностей, характеризующиеся пространственно-временными границами, подразделяются на природные, социальные и культурные

«Стихии» - это параметр вероятности реализации возможностей, властвующие над людьми силы, которые увлекают, изменяют и программируют их поведение

Цель - это тип личности растущего человека, которую необходимо воспитывать Личность – это субъект обладания ценностями среды. Быть – значит иметь, а иметь – значит уметь, сказать «чем является человек, значит, одновременно сказать, что он может ».

Действие – это предусмотрительно спланированное изменение действительности. Выделяет действия: 1)традиционное (автоматическая реакция); 2) аффективное 3) ценностно-рациональное 4) целерациональное

Школа: Проектирование развития образовательной среды/ Под ред. Третьякова П. И. – М.: УЦ Перспектива, 2010

Адаптивная образовательная среда – социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся среды, которая стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к личности с её индивидуальными особенностями, с другой – по возможности гибко реагировать на собственные социо-культурные изменения. (Третьяков П. И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. «Адаптивное управление педагогическими системами»)

Анализ данных моделей развивающей образовательной среды позволил сделать выбор частной гимназии «Ювента» г.Перми Проблема является актуальной и позволяет говорить о необходимости построения развивающей образовательной среды в системе непрерывного образования

Ювента Образовательная среда может эволюционировать и превратиться в развивающуюся, систему, если переориентируется на совершенствование, пройдет этапы сомнения, сосуществования, сопротивления, согласования, созидания, состязания, соперничества.

ОС «Школа 2100» строит свой дом, чтобы всем нам было в нем комфортно, интересно, познавательно и уютно

Путешествие по дому «Школа 2100» Часть 3. «Объект в разработке» О.В. Чиндилова, И.И. Кремл ё ва

ДЕТСКАЯ КОМНАТА ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ!!!

КОМНАТА-ТРАНСФОРМЕР РАСТУЩИЙ ПРОЕКТ: КОМНАТА РАСТЁТ ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ, НА ШАГ опережая его, создавая ему пространство для роста

КОМФОРТНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОЛОГИЧНОСТЬ РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА ДЕТСКАЯ КОМНАТА В НАШЕМ ДОМЕ БЕЗ СТЕН