Тема 3: Социальная экология и окружающая среда. Вопросы по теме: 1.Понятие среды человека и ее основные элементы; 2. Проблема уникальности человека как.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальная экология Модуль 14 Взаимоотношения природы и общества в истории цивилизации. Автор-составитель: к.ф.н., ст. преподаватель кафедры социальных.
Advertisements

Объект, предмет и задачи экологии Экология – наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех.
Биосфера – глобальная экосистема Земли. 10 – 11 классы общеобразовательная школа.
Основные понятия, термины и определения Гришагин Виктор Михайлович, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности,
Урок 1 Введение. Предмет изучения дисциплины " Экологические основы природопользования " Дисциплина " Экологические основы природопользования " является.
§ 47. Первые и современные люди 9 класс биология.
Человек как житель биосферы. Впервые слово «биосфера» в науку ввёл во второй половине ХIХ века австрийский геолог Эдуард Зюсс. Учение о биосфере создал.
Влияния человека на окружающую среду. Что такое окружающая среда? Окружающая среда - совокупность природных условий, объектов живой и неживой природы,
Экосистема Экосистема - основное понятие экологии. Это совокупность сосуществующих видов растений, животных, грибов, микроорганизмов, взаимодействующих.
Тема 1. Окружающая среда, ее компоненты и объекты: понятийная база.
Среда обитания организмов и ее факторы. Среда обитания Среда обитания- часть природы (совокупность конкретных абиотических и биотических условий),непосредственно.
1.Происхождение человека 2.Развитие человека План:
РЕФЕРАТ по Обществознанию ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. ВВЕДЕНИЕ Природа воздействует на развитие общества и как среда обитания. Однако общество неотделимо от природы.
Мировые природные ресурсы - богатства природы, используемые человеком в своей хозяйственной деятельности; - основа развития экономики любой страны.
Авторы: ученицы 8г класса школы 264 ученицы 8г класса школы 264 Лапшина Екатерина, Курбетова Эсмира.
Фролова Галина Владимировна, учитель географии МОУ « Средняя школа 20» г. Балаково Саратовской области.
ЭКОЛОГИЯ Бородин Юрий Викторович Доцент кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности (ЭБЖ) 137 ауд. 8 к.
Человечество на Земле не может жить и развиваться изолированно от природы, ее богатств. Среди них выделяют пять основных видов : минеральные, климатические,
Раздел: географическая оболочка. Тема урока: Строение географической оболочки.
Подготовили; студенты 1-го курса Группа Тс 01/1701 Акимтай Мухамедали Иманберди Баглан.
Транксрипт:

Тема 3: Социальная экология и окружающая среда

Вопросы по теме: 1. Понятие среды человека и ее основные элементы; 2. Проблема уникальности человека как главного субъекта биосферных изменений; 3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации;

1. Понятие среды человека и ее основные элементы; Если предметом социальной экологии являются процессы в социоэкосистемах, т.е. изучение специфических связей как внутри этих систем, так и между человеком и его жизненной средой, то возникает необходимость определения понятия «среда человека». Д. Маркович приводит следующее определение человеческой среды: «жизненная среда охватывает совокупность физических, химических и биологических образований, а также социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на все живые существа и деятельность людей». Определение среды человека находится в документах ООН. Так, во Введении к Стокгольмской декларации (1972 г.) говорится, что «человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. Человек имеет право не только на свободу и равенство, но и на адекватные жизненные условия в среде, чье качество обеспечивает достойную и богатую жизнь, и на священное обязательство сохранять и улучшать эту среду для настоящих и будущих поколений».

Под средой обитания обычно понимают природные тела и явления, с которыми организм (или организмы) находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях (Воронков Н.А.) Наряду с термином «среда обитания» используются такие понятия «экологическая среда», «местообитание», «окружающая среда», «окружающая природная среда», «окружающая природа» и др. Четких семантических различий между этими дефинициями нет, но на некоторых из них следует остановиться. Под термином «окружающая среда» понимается, как правило, среда, в той или иной мере измененная человеком. По мнению Н.А. Воронкова, к ней близки по смыслу «техногенная среда», «антропогенная среда», «промышленная среда». Природная среда, окружающая природа – это среда, не измененная человеком или измененная в малой степени.

Влияние среды на организмы обычно оценивается через воздействие отдельных факторов. Под экологическими факторами понимается любой элемент или условия среды, на которые организмы реагируют приспособительными реакциями, или адаптациями. За пределами приспособительных реакций лежат летальные (гибельные для организмов) значения факторов. Любопытна классификация факторов по периодичности и направленности действия, степени адаптации к ним организмов. В этом отношении выделяют факторы, действующие строго периодически (смены времени суток, сезонов года, приливно-отливные явления и т.п.), действующие без строгой периодичности, но повторяющиеся время от времени (погодные явления, наводнения, ураганы, землетрясения и т.п.) Следующая группа – факторы направленного действия, они обычно изменяются в одном направлении (потепление или похолодание климата, заболачивание территорий, зарастание водоемов и т.д.) Последняя группа – факторы неопределенного действия. Сюда относятся антропогенные факторы, наиболее опасные и непредсказуемые для организмов и их сообществ.

Из перечисленных групп факторов организмы легче всего адаптируются к тем, которые четко изменяются (строго периодические, направленные). Адаптационность к ним такова, что часто становится наследственно обусловленной. Наибольшие трудности для адаптации представляют факторы, природа которых неопределенна, к ним организм, как правило, не готов, вид не встречался с такими явлениями и в процессе эволюции. Сюда, как отмечалось, относится группа антропогенных факторов. В этом их основная специфика и антиэкологичность. Многие из этих факторов выступают как вредные. Их относят к группе ксенобиотиков. Помимо факторов среда человека включает и вполне конкретные элементы – природные и социальные, т.е. представляет собой совокупность физических условий и духовных творений общества.

По мнению Д.Ж. Марковича, природный элемент в широком смысле составляет совокупное пространство, непосредственно или опосредовано доступное человечеству – это планета Земля и окружающее космическое пространство. В качестве элементов природной среды (в узком ее понимании) Д.Ж. Маркович рассматривает атмосферу, гидросферу, литосферу, растения, животных и микроорганизмы. Атмосферой называют газовую, воздушную оболочку, окружающую земной шар и связанную с ним силой тяжести. Ее основные компоненты – азот (78,08%), кислород (20,95%), аргон (0,93%), углекислый газ (0,03%), остальные элементы (водород, озон и др.) находятся в чрезвычайно малых количествах. Структура атмосферы стабильна, но в ней есть природные феномены, не познанные до конца (аномальные явления, озоновые дыры). Она защищает человека от космических лучей и повышенной радиации, задерживает часть ионизирующего излучения Солнца, и та доза, которая достигает поверхности, создает условия для фотосинтеза, для круговорота веществ в биосфере.

Гидросфера представляет собой водную оболочку Земли, включающую в себя Мировой океан, воды суши (реки, озера, ледники), а также подземные воды. Подавляющая часть вод гидросферы приходится на Мировой океан (94%), затем следуют подземные воды (4%) и ледники (1,7%). Вода играла и продолжает играть существенную роль в становлении и сохранении жизни на Земле. Первые организмы появились в водоемах, и лишь значительно позднее началось расселение живых существ по поверхности суши, но гидросфера на Земле – это основная часть ее поверхности: более 380 млн. км 2 или свыше 75% площади поверхности планеты. Рассматривая гидросферу как кибернетическую систему, в соответствии с законом Эшби можно сделать вывод, что гидросфера может быть устойчивой к внешним и внутренним возмущениям только при достаточном внутреннем разнообразии. Вроде бы однородный с виду океан представляет собой анизотропную зону, в которой неоднородности в масштабах от микрометров до сотен километров создаются физико-химическими процессами, деятельностью живых организмов, в том числе и человека.

Литосфера (или земная кора) – это верхняя твердая каменная оболочка Земли, ограниченная сверху атмосферой и гидросферой, а снизу – поверхностью субстрата мантии, устанавливаемой по сейсмическим данным. Она составляет 1,5% от общего объема планеты и 0,8% от ее массы. Одним из важнейших элементов литосферы являются осадочные породы, которые образуются в результате разрушения более древних пород, а также гибели организмов. Из осадочных пород и продуктов жизнедеятельности различных живых существ складывается почва – один из важнейших природных ресурсов человечества. Почвы обеспечивают производство значительной доли потребляемых людьми пищевых ресурсов.

Растения (флора), животные (фауна) и микроорганизмы составляют живую природную среду человека. Растения являются автотрофными, т.е. потребляющими органические вещества, полученными путем прямого преобразования из неорганических. Они способны к фотосинтезу и поэтому являются главными поставщиками кислорода в атмосферу и потребителями углекислого газа. Они составляют основу трофических связей в биосфере. Мир растений включает более 350 тыс. научно описанных видов. Животные (фауна) представляют собой группу гетеротрофных (питающихся готовыми органическими веществами) живых существ, как правило, способных к активному передвижению. Животные активно участвуют в круговороте органических веществ и газов, усваивая кислород атмосферы и выводя в нее в качестве одного из продуктов жизнедеятельности углекислый газ. Они являются поставщиками пищевого сырья и готовых продуктов питания. Общее число видов животных достигает млн.

Микроорганизмы – это в основном одноклеточные живые существа различной систематической принадлежности (представляющие как растительное, так и животное царства), видимые только в микроскоп. К ним относятся бактерии, микроскопические грибы, водоросли, простейшие, вирусы и др. Велика роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе. Некоторые из них активно используются человеком в пищевой и микробиологической промышленности. Однако микроорганизмы являются и главным «врагом» человека, поскольку среди них значительную долю составляют патогенные формы, вызывающие заболевания человека, а также животных и растений.

Помимо схемы Д. Марковича есть и другие подходы к анализу структуры среды человека. Так отечественный ученый Н.Ф. Реймерс выделил в окружающей человека среде четыре неразрывно взаимосвязанных компонента – подсистемы: 1. природную среду; 2. среду, порожденную агротехникой – так называемую вторую природу или квази природу; 3. искусственную среду – «третью природу» или арте природу; 4. социальную среду. Природный компонент среды человека составляют факторы естественного или природно-антропогенного происхождения, прямо или косвенно воздействующие на отдельного человека или человеческие общности. К их числу Н.Д. Реймерс относит: – энергетическое состояние среды (тепловое и волновое, включая магнитное и гравитационное поля); – химический и динамический характер атмосферы; водный компонент (влажность воздуха, земной поверхности, химический состав вод, их физика, само их наличие и соотношение с населенной сушей); – облик и состав биологической части экологических систем (растительности, животного и микробного населения) и их ландшафтных сочетаний (в том числе сочетаний непахотных сельскохозяйственных и лесохозяйственных земель с естественными экосистемами) и ряда других факторов.

Среда «второй природы» (квазиприрода) – это те элементы природной среды, искусственно трансформированные, модифицированные людьми. Они в отличие от собственно природной среды не способны к гомеостазису, к поддержанию равновесия, т.е. они погибают без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека. В случае ухода человека эти территории или объекты могут быть достаточно быстро «отвоеваны» природными экосистемами в процессе сукцессии. К ним относятся пахотные и иные преобразованные человеком угодья, грунтовые дороги; внешнее пространство населенных мест с его природными физико-химическими характеристиками и внутренней структурой (насаждениями, прудами, постройками, изменяющими тепловой и ветровой режимы и т.д.); зеленые насаждения (газоны, бульвары, сады, ландшафтные парки и лесопарки, дающие имитацию природной среды). Ко «второй природе» относятся также домашние животные и культурные растения.

«Третьей природой» (артеприродой) Реймерс называет весь искусственно созданный человеком мир, не имеющий аналогов в естественной природе и без постоянного поддержания и обновления человеком неизбежно начинающий разрушаться. К ней могут быть отнесены асфальт и бетон современных городов, пространство мест жизни и работы, транспорта, предприятия сферы обслуживания, технологическое оборудование, все предметы, состоящие из искусственно синтезированных веществ. Одним из элементов артеприродной среды называется также культурно-архитектурная среда. Современный человек живет именно в мире артефактов, а не в природной среде.

Четвертый компонент среды человека составляют общество и различные общественные процессы. Социальная среда – это прежде всего культурно-психологический климат, намеренно или непреднамеренно создаваемый самими людьми и слагающийся из влияния людей друг на друга, осуществляемого непосредственно, а также с помощью средств материального, энергетического и информационного воздействия. Такое воздействие включает экономическую обеспеченность в соответствии с выработанным обществом или данной этнической, социальной группой эталоном, гражданские свободы, степень уверенности в завтрашнем дне, моральные нормы общения и поведения, свободу самовыражения, в том числе в трудовой деятельности и т.д.

По мнению Н.Ф. Реймерса, социальная среда, объединяясь с природной, квазиприродной и артеприродной средами образует общую совокупность человеческой среды. Каждая из этих сред тесно взаимосвязана с другими, при чем ни одна из них не может быть заменена другой или быть безболезненно исключена из общей системы окружающей человека среды. По мнению Д. Марковича наиболее значительными элементами общественной среды людей можно назвать: общественные отношения, трудовую среду и поселения (село, город, локальные объединения). Выделение этих элементов социальной среды имеет важное значение для понимания отношения человека или социальной группы к жизненной среде. Если с общественными отношениями более или менее ясно, то иначе обстоит дело с трудовой средой. Трудовая среда представляет совокупность материальных факторов процесса труда и межличностных отношений, которые устанавливаются участниками в процессе труда. Люди создают трудовую среду и влияют на нее, но и трудовая среда как целое или отдельными элементами влияет на человека.

По мнению Д. Марковича, среду жизни представляют поселения, которые выражают населенность, т.е. размещение жителей на Земле, на что оказывают влияние многочисленные географические, исторические, социальные и экономические факторы. Есть городские и сельские поселения. В качестве критериев для определения типа поселения берется число жителей и функции. Возможно и более дробное деление. Так раньше считалось, что селом называлось поселение, имеющее церковь, в деревне их не было. «Локальные объединения» – общественная группа, возникающая на определенной территории, где существует тесная и разноплановая связь жителей, принадлежащих к отдельной группе. Например, городские общины в границах урбанизированной области, цеховые образования в средневековой Европе. Таковы основные элементы среды человека.

На жизненную среду человека значительное внимание оказывают численность населения, прирост, размещение и социально-экономическая структура населения. Эти факторы действуют синхронно. Рост населения связан с ростом потребностей, а они становятся все более изощренными. Динамика роста населения Земли за последние три века: в 1750 г. число жителей Земли было между 629 и 961 млн. человек, в 1900 г. – 2,5 млрд. ч. В 2000 г. – около 6,2 млрд. человек. Давление на природу постоянно нарастает, что привело в демографически- экологическом режиме к трем значительным нарушениям: 1. хроническому голоду; 2. энергетическому кризису; 3. сильнейшей деградации городской среды. Поэтому важнейшим аспектом исследования взаимоотношений человека и среды является изучение проблемы адаптации человека к окружающей среде и ее изменениям.

Способы адаптации человека (социума) к изменяющимся условиям существования обозначаются в научной литературе как адаптивные стратегии. Различные представители флоры и фауны наиболее часто используют пассивную стратегию приспособления к изменениям условий существования. Речь идет о реакции на воздействия адаптивных факторов среды, заключающейся в морфофизиологических преобразованиях в организме, направленных на сохранение постоянства его внутренней среды. По мнению Ситарова В.А. и Пустовойтова В.В., одним из ключевых отличий человека от других представителей животного царства является то, что он значительно чаще и успешнее применяет разнообразные активные приспособительные стратегии такие, например, как стратегии избегания и провоцирования действия тех или иных адаптивных факторов. Однако наиболее развитой формой активной, адаптивной стратегии является характерный для людей хозяйственно-культурный тип приспособления к условиям существования, в основе которого лежит осуществляемая ими предметно- преобразующая деятельность. Говоря о разновидностях адаптации, выделяют адаптацию генетическую, генотипическую, фенотипическую, климатическую, социальную и др. Адаптация генетическая – это генетически детерминированный процесс, развивающийся в ходе эволюционного развития, а адаптация фенотипическая – процесс, развивающийся в ходе индивидуальной жизни, выделяющийся по механизмам осуществления и длительности существования. Климатическая адаптация – это процесс приспособления человека к климатическим условиям среды. Его синонимом выступает термин акклиматизация.

2. Проблема уникальности человека как главного субъекта биосферных изменений; Начнем с вопроса: почему человек стал «господином» в биосфере? Британский ученый Р Фоули, рассматривает эволюцию человека как следствие того, что человеческие и гоминидные особенности позволили их носителям получить преимущество в отношении размножения над теми, кто не обладал такими чертами. Чтобы понять это, необходимо обратиться к пониманию человека как биологического вида с точки зрения законов эволюции. Любой организм не может жить, не поддерживая постоянно метаболические (обменные процессы с окружающей средой). Однако темпы и масштабы этих процессов всегда лимитируются естественными размерами тех организмов, через которые непосредственно идут потоки вещества и энергии.

Для человека как живого существа потоки вещества и энергии, идущие через его тело, продолжают оставаться непрерывным условием жизни. Главное отличие состоит в том, что у человека непосредственный обмен веществ с природой в значительной степени опосредуется производством предметов, необходимых для жизни и деятельности. Непосредственными остаются лишь процессы питания, дыхания, выделения и размножения. Благодаря изготовлению и применению орудий труда человек пошел в своей эволюции не столько по пути приспособления к окружающей среде, сколько по пути ее изменения соответственно своим нуждам и потребностям. Таким образом, человек нашел качественно новый способ разрешения противоречия между тем состоянием, в котором объекты находятся в природе, и тем, в каком они ему необходимы. Фактически весь процесс эволюции организмов сводится к совершенствованию способов метаболических процессов. В суровой борьбе за существование побеждает тот, кто больше преуспеет в интенсификации обменных процессов. Э.В. Гирусов считает, что только так решается в живой природе извечный вопрос, кто больше получит вещества и энергии и тем самым увеличит массу потомков.

Как считает Э.В. Гирусов, при всем многообразии способов интенсификации метаболических процессов в борьбе за вещество и энергию все они осуществляются за счет перестройки структуры самих организмов и до некоторой степени за счет совершенствования каналов связи между организмами. Человек избрал другой путь. Как живое существо он тоже нуждается в обменных процессах со средой и, чтобы выжить должен бороться за вещество и энергию, изыскивая все новые способы интенсификации метаболизма. Однако достигается это не столько путем изменения структуры самого организма, сколько путем развития знаний о мире и совершенствования орудий труда, с помощью которых он и изменяет природу в своих целях. Структурные изменения организма у человека если и происходят, то главным образом опосредованно, через изменения орудий труда и всей совокупности жизненных условий. Однако к такому функциональному состоянию своего организма человек еще должен был прийти в процессе долгой и противоречивой эволюции, которая позволила ему стать доминирующим видом в биосфере.

Как представитель семейства гоминид, человек обладал определенными благоприятными характеристиками, которые и обеспечили ему биологическое господство в биосфере. Английский ученый Р. Фоули выделяет следующие характеристики: 1. Гоминиды характеризуются более высокой степенью репродуктивного успеха; 2. Наличие речи; 3. Беспрецедентная пластичность поведения; 4. Выпрямленное положение тела; 5. Мозг – слишком простой для целей простого удобства; 6. Сложные технологические навыки. Все эти черты говорят о человеческой уникальности, которая сформировалась благодаря двум факторам: I. Принадлежности человека к классу млекопитающих; II. Среда обитания, суша, наземное существование. Благодаря своей уникальности, как бастиону, человек защищен от нашествия орд животных непроходимой пропастью.

По мнению Р. Фоули, уникальность становится проблемой, когда мы пытаемся соотнести уникальное явление с общим классом явлений, а затем стремимся объяснить характер выявленной для этого класса изменчивости исходя из общих принципов и закономерностей. Чтобы понять уникальность человека, необходимо сравнить Homo sapiens с ближайшими родственниками, человекообразными обезьянами. Физиологические основы родства были давно продемонстрированы Дарвином (1871 г.) и Гексли (1863 г.) Генетические различия на удивление малы и составляют менее 1%, но поведенческие различия значительны. Версий, объясняющих эту разницу много. Это и особые условия антропогенеза в Восточной Африке и гипотеза А. Кестлера (США), который обосновывал положение о том, что «интеллект это нездоровье, что Homo sapiens – жертва мелкой погрешности конструирования, скорее всего просчета в организации нервной системы, который прививает человеку склонность к маниакальным идеям и толкает его к самоуничтожению».

Тем не менее, согласно более строгому научному исследованию, антропогенез представлял собой процесс появления и эволюции первобытных людей, последовательно прошедших следующие этапы: 1. Существовал гипотетический общий предок человека и обезьяны; 2. Тип примата, названный учеными «Люси», объем мозга, которого составлял см³, прямоходящий, жил семейными группами; 3. Тип «африканус» – потомок «Люси», объем мозга, которого также достигал см³, имел длинные руки, был ловким и подвижным, жил общественными группами; 4. Тип «робистус» – потомок африкануса, который обладал объемом мозга 530 см³, не оставил после себя большого потомства; 5. Homo habilis – человек умелый, первый известный вид, относящийся к семейству людей и использовавший орудия труда. Объем его мозга достигал см³; 6. Homo errektus – «человек прямоходящий», первый вид человека, сравнительно широко расселившийся по планете, колонизировал Ближний Восток и Средний Восток вплоть до Китая, обладал объемом мозга см³и жил около 1,5 млн. лет назад; 7. Homo sapiens – «человек разумный», объем мозга которого достиг см³, известный в антропологии под названием «кроманьонец» (найден в 1868 г. в Кроманьоне, Франция), появился около 40 тыс. лет назад.

Есть и другие схемы антропогенеза и наверняка по мере накопления научного материала будут появляться более современные концепции. В частности, Т.А. Акимова, В.В. Хаскин, эволюция человека имела ряд особенностей, важных для понимания биологии и экологии человека. 1. У обезьяноподобных предков человека не было далеко зашедшей морфологической, физиологической и экологической специализации. Малая специализация означала повышенную адаптивность в эволюционном плане, потенциальную способность к разветвленной эволюции, гибкому приспособительному поведению и занятию различных экологических ниш. 2. Эволюция человека не только подтверждает правило ускорения эволюции, но и беспрецедентна по скорости для крупных животных, особенно на последних этапах антропогенеза. Человек – один из самых молодых видов млекопитающих. Необычная «поспешность» эволюции человека, его эволюционная молодость сочетаются с чертами инфантности – с незавершенностью тщательной подгонки биологии вида к естественным условиям существования. 3. Высокая адаптивность в сочетании с незавершенностью набора консервативных инстинктов, информационная насыщенность экологической ниши и разнообразная инструментальная деятельность обусловили у предков человека и архантропов необычайное развитие над инстинктивной сферой приспособительного поведения, его высших форм и интеллекта.

4. Заключительные этапы антропогенеза знаменуются возникновением культуры – совокупности средств создания материальных ценностей, речевой и знаковой передачи информации и обучения. Культура становится доминирующим фактором эволюции человека, ослабляя давление факторов естественного отбора. Благодаря обучению – передаче навыков, умения и знания от одного поколения людей к другому возникает культурное наследование, традиции. Тем самым человек в своей эволюции как бы преодолевает запрет природы на наследование приобретенных признаков. Культура, культурное наследие становятся главными источниками возникновения общества и цивилизации. 5. Усвоение культурной информации в обществе происходит неизмеримо быстрее, чем передача по наследству генетической информации. Поэтому темпы общественного прогресса и развития материальной культуры не только опережают биологическую эволюцию человека, но и в результате ослабления естественного отбора замедляют ее. Биологическая эволюция человека с появлением цивилизации не прекратилась, она продолжается, и изменения, происшедшие в организме людей, по мнению Э.В. Гирусова, даже со времени античного периода, очень велики. За последние двадцать лет отмечены существенные сдвиги, как в соматическом, так и в психическом развитии, особенно молодых людей. Однако биологическая эволюция человека приобрела явно опосредованный характер и определяется не столько биологическими, сколько социотехническими факторами. Она продолжается, хотя и в качественно измененном по сравнению с органическим миром виде.

Так, например, биологическая эволюция человека не ведет теперь к образованию новых видов homo sapiens, поскольку благодаря применению технических средств человек создает искусственную среду своего обитания и тем самым преодолевает изолированность экологических ниш, как важного фактора видоизменения в органическом мире. Человек стал универсальным существом. Он может существовать практически в любых условиях земной поверхности и даже начинает осваивать космическое пространство. Поэтому проблема биологической специализации для человека снижается. Э. Майр в работе «Зоологический вид и эволюция» считал, что «человек специализировался в деспециализации». Сам факт экологической универсальности человека обусловливает отсутствие видообразования у человека. Более того, по мнению Э.В. Гирусова, в развитии человеческого вида наблюдается возрастающая тенденция к нивелированию исторически сложившихся расовых различий благодаря развитию средств общения и международных контактов. Происходит процесс расового усреднения человечества. Результатом этого процесса может быть значительное повышение жизнестойкости человеческого рода за счет смешения наследственных признаков с большой амплитудой различий. Следовательно, вместо видообразования в развитии человечества наблюдается противоположная тенденция нарастания видовой консолидации за счет преодоления расового многообразия в рамках человеческого вида. Однако, будучи противоположным направлением эволюции в органическом мире, этот процесс также является одним из проявлений биологической эволюции человека, которая и привела его к доминирующему положению в биосфере и сделала главным субъектом биосферных изменений. Чтобы до конца понять, как это произошло необходимо обратиться к проблеме взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации.

3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации; Для лучшего понимания современных проблем взаимоотношения людей с окружающей средой необходимо обратиться к историческим данным и проследить, как складывались эти взаимоотношения на разных этапах развития человеческого общества. Первые попытки научного описания взаимодействий между человеком и природой были предприняты в эпоху античной цивилизации (Анаксимандр, Аристотель, Эмпедокл, Т. Лукреций и др.) но эти ранние случаи рефлексии по интересующей нас проблеме отличались априорностью. Другими они не могли быть в принципе. И только в XIX – начале XX вв., когда крупные археологические открытия (Г. Дюбуа, Р. Дарт, Дж.Э. Льюис и др.) позволили существенно расширить и уточнить не умозрительные, а действительно научные представления о происхождении и развитии человеческого рода. Накопленный эмпирический материал лег в основу эволюционной (Т.Гексли, Ч. Дарвин, Э. Геккель и др.) и историко-культурной (Л. Морган, Э.Б. Тайлор, Дж. Фрезер, Л. Леви-Брюль и др.) антропологии.

В современной отечественной литературе по социальной экологии можно встретить несколько подходов к построению исторической периодизации процесса изменения взаимоотношений между природой и обществом. Так, Э.В. Гирусов считает, что отношение человека к природе строилось и во все большей степени продолжает строиться через труд, в ходе, которого сформировались все специфические черты и свойства человека. Основываясь на представлении о хозяйственно-культурном типе как системообразующем факторе во взаимодействиях природы и общества, можно выделить четыре эпохи (этапа) становления отношений между ними (В.В. Ситаров, В.В. Пустовойтов, 2000 год). 1. Эпоха охотничье-собирательской культуры 2. Эпоха аграрной культуры 3. Эпоха индустриального общества 4. Постиндустриальная эпоха

Охотничье-собирательская культура Исследования антропологов позволяют оценить возраст наиболее древнего представителя человеческого рода (Homo habilis – человек умелый в 2 млн. лет). Примерно 200 тыс. лет назад сформировался вид Homo sapiens. Около тыс. лет назад человечество расселилось по всему ареалу своего современного обитания. Палеолитические, мезолитические и ранненеолитические поселения людей имеют культурные слои, свидетельствующие о недолговременном существовании и о немногочисленности их обитателей, ведущих полуоседлый образ жизни. Величина групп первобытных людей достигала, как правило, человек, что определялось возможностями территории прокормить людей.

Основу существования человеческого общества на всем протяжении палеолита составляла охота на крупных животных, сопровождавшаяся собирательством. Один из наиболее ранних способов ведения хозяйства в истории человечества складывался из охоты на медведя, крупных копытных (дикая лошадь, олень, бизон, тур и т.п.) и хоботных животных (мамонт, мастодонт), рыбной ловли, добычи водоплавающей дичи, сбора насекомых, моллюсков, растительной пищи. По мнению В.П. Алексеева, охотничье хозяйство палеолита складывалось из двух форм охоты – скрадывания, позволявшего регулировать поступление пищи по мере необходимости, и загона, при котором добыча значительно превышала возможности потребления. Загонная охота могла приводить к гибели большого числа животных, которые не могли быть все использованы в пищу. С этим обстоятельством многие исследователи связывают факт вымирания крупных млекопитающих в конце плейстоцена. Но, по мнению других авторов, Ситарова В.А., Пустовойтова В.В. и других, для столь категорического утверждения недостает оснований.

Важнейшим фактором отделения человека от генеральной линии эволюции животных видов стал переход к систематическому использованию орудий в целях освоения окружающего пространства. Первыми орудиями были палки, обломки костей, применяемые для добывания пищи и защиты от опасных хищников, а также подносы из коры, предназначавшиеся для сбора пищи. Ими пользовались еще предки человека – австралопитека, жившие 4- 2,5 млн. лет назад. Они же незадолго до появления первых людей начали изготовлять каменные орудия. С тех пор вплоть до рубежа 5 тыс. лет назад камень доминировал как материал орудий труда. Важнейшее экологическое различие между людьми и другими видами животных состояло в использовании огня. Около 300 тыс. лет назад человек начал использовать огонь, возникающий от молний, самовозгорания торфа и других причин, а уже около 150 тыс. лет назад люди научились добывать его самостоятельно.

Огонь представлял собой еще один источник энергии, дополняющий энергию, потребляемую через пищу и необходимую для поддержания обмена веществ. Его использование сделало человека менее зависимым от климатических изменений, а также позволило за счет термической обработки существенно повысить потребительские свойства пищи. Однако использование огня могло привести к возникновению опустошительных пожаров, в частности, выжигание травы для загона животных во время охоты. Они приводили к изменениям в экосистемах на больших территориях, хотя нам сейчас сложно оценивать масштабы экологических бедствий из-за деятельности людей. Отходы жизнедеятельности первобытных охотников-собирателей быстро утилизировались природой. Они были невелики по объему и к тому же распределялись по большим территориям из-за кочевого или полукочевого образа жизни групп людей. Следует добавить, что охотники-собиратели не привносили ничего чужеродного в окружающую их среду, только природную органику.

Средняя продолжительность жизни мезолитического человека, установленная по костным останкам равнялась примерно 26 годам. Среди болезней первобытного человека и причин его смерти на первое место ставит травмы, полученные на охоте и при стычках с представителями других групп людей. Голод также был одной из причин высокой смертности. Тем не менее, большие адаптивные возможности человеческого организма и социальная организация позволили человеку, не имеющему каких-то особых биологических средств защиты, не только выжить на ранних этапах своего существования, пережить резкие изменения в природе Земли (похолодание, оледенение обитаемых районов, резкие потепления), но и заселить все природные зоны планеты. В своем мышлении первобытный человек целостно воспринимал мир, ощущая себя частью природы. По-своему он пытался понять природные процессы. Не будучи способным адекватно познавать ее, человек пошел по пути антропоморфизации природы. По его представлению все природные объекты – как живые, так и неживые – одушевлены, способны чувствовать, переживать, радоваться и пр. Так возник анимизм – вера в существование духов, в наличие у всего сущего души, не зависящей от материальных причин. Как способ объяснения отношений общества с природой существовал не только анимизм, но и тотемизм, фетишизм и магия. Тотемизм – это поклонение животному, растению, явлению природы (тотему), от которого произошла данная родовая группа людей. Фетишизм – это поклонение неодушевленному предмету (фетишу), который по мнению верующих наделен сверхъестественной силой.

Аграрная культура Аграрная культура охватывает всю эпоху, когда основой материального производства были земледелие и скотоводство – со времени появления сельского хозяйства (около 8 тысячелетия до нашей эры) вплоть до возникновения промышленного производства (середина XVIII века, Англия). По мнению ряда ученых, нестабильность практиковавшегося на протяжении многих сотен тысячелетий охотничьего хозяйства вынуждало людей искать новые источники обеспечения своего существования. Сначала первобытные люди собирали урожай семян диких злаков, а тыс. лет назад возникло земледелие. Первыми культурами, освоенными ранними земледельцами, были предположительно тыква, перец, злаковые растения (пшеница, ячмень), слива, миндаль и др. Приблизительно 7-8 тыс. лет назад стали возделываться рис, чечевица, горох, фасоль, лен и др.

Переход к сельскохозяйственной культуре получил название «неолитическая революция», поскольку человек перешел от присваивающей экономики к экономике производящей. Важными отличительными особенностями жизни неолитического человека были его оседлость, что предполагало тесный контакт с территорией, которую он обрабатывал, увеличение плотности населения, овладение гончарным ремеслом, высокие достижения в технике шлифования камня. В этот же период хозяйственной деятельности начал использоваться плуг. Оседлая жизнь требовала надежных долговременных жилищ, а следовательно, производства и совершенствования строительных инструментов. Земледельческая культура предполагает накапливание собираемых продуктов, требующих особой термической обработки, что привело к развитию технологии изготовления керамики. Стремление повысить урожайность эксплуатируемых земель толкало людей к усовершенствованию навыков обработки земли и изобретению новых сельскохозяйственных орудий. Возникновение потребности в одежде из растительного волокна привело к развитию технологии ее изготовления и появления в эпоху неолита прообраза ткацкого станка. Таким образом, появились условия для развития ремесел. На этой же стадии появляются и менее «прогрессивные» изменения в жизни людей того времени.

Если в доземледельческую эпоху размеры человеческих групп и продолжительность жизни людей определялись преимущественно количеством продуктов питания, то с развитием земледелия главным регулирующим фактором стали болезни. Земледелие и животноводство, существенно трансформировав хозяйственно-бытовой уклад жизни людей и окружающую природную среду, повлияли и на заболеваемость жителей древних земледельческо- скотоводческих общин. Важнейшим фактором, появившимся в связи с развитием и оказавшим серьезное воздействие на состояние здоровья людей, стало повышение плотности населения. Скопления относительно большого числа людей на ограниченных площадях создавало условия для распределения среди них различных инфекционных болезней. Этому способствовало и ухудшение санитарного состояния населения, проживающего в постоянных населенных пунктах. Вокруг поселений стали скапливаться отбросы, нечистоты, происходило загрязнение почвы и водоемов, что способствовало распространению возбудителей инфекций. В этих условиях многие возбудители инфекционных заболеваний и их кровососущие переносчики передавались от диких животных домашним.

Экологические последствия деятельности древних земледельцев и скотоводов были достаточно разнообразны. Доминировавшее в то время подсечно-огневое земледелие позволяло не только освобождать новые территории для жизнедеятельности, но и получать необходимые минеральные соли для подкормки культурных растений. Данный тип земледелия приводил к значительным пожарам, из-за которых выгорали большие территории леса, погибало много животных. Распашка земель приводила к разрушению естественных экологических ниш многих животных, в результате чего одни виды исчезали, другие же адаптировались к культурным ландшафтам. Сельскохозяйственные животные также оказали большое влияние на природные комплексы. Конкурируя с дикими животными, они вытесняли их с естественных пастбищ, а скопление большого количества крупного рогатого скота на ограниченных участках, расположенных в непосредственной близости к поселениям, приводило к сведению травяного покрова. Мелкий рогатый скот (овцы, козы) объедая молодые растения, оказался виновником исчезновения лесов в ряде регионов мира, а в некоторых случаях даже их опустынивания.

Органическое истощение почв в результате выращивания сельскохозяйственных культур, вырубка лесов при заготовке древесины, перевыпас домашних животных – все это в конечном счете приводило к эрозии почв и к экологическим кризисам того времени (например, в Вавилонии во 2 тыс. до н.э.). Но в те легендарные времена не это было главным в жизни человечества. На рубеже 4-3 тысячелетий до н.э. происходят поистине эпохальные события в развитии социальной организации – начало урбанизации и появление первых цивилизаций, таких как Шумер, Аккад, Элам, Египет. Образование цивилизаций и рост городов привело к концентрации населения и централизации власти, что в свою очередь ускорило развитие культуры. Урбанизированная среда радикально изменяет окружающую природу. Концентрация активного населения создает масштабные изменения в окружающей среде, как социальной, так и географической: окультуривание ландшафта, необратимо меняющее его структуру и видовой состав, вредные в экологическом отношении проявления бессознательной деятельности человека, такие как выброс отходов производства, вырубка лесов интенсификация земледелия, приводящая к истощению почвы, расширение зон выпаса скота, сопровождавшееся уничтожением флоры и др.

В эпоху античности давление на природные комплексы со стороны социумов продолжало нарастать, но энергопотребление населения в античном мире ненамного превышало уровень эпохи в целом. Последним этапом в развитии аграрной культуры, начавшимся в V в. н.э. стала эпоха феодализма. Хронологически она почти совпадает с эпохой средневековья. Для эпохи феодализма характерно широкое использование в производстве силы ветра и течения воды. В экологической жизни того времени стали находить все большее применение водяные и ветряные двигатели. К середине средних веков потребление энергии человеком по сравнению с эпохой античности увеличилось в 7 раз, а в позднее средневековье этот показатель вырос еще в 3 раза. В период доминирования аграрной культуры, растянувшийся на многие тысячелетия, произошли радикальные изменения в восприятии человеком природы, его отношения к ней, понимании своего места в мире. Начиная с ухода от анимизма и тотемизма, через зарождение научных представлений в эпоху античности и отход от них в эпоху средневековья к антропоцентризму и гуманизму эпохи Возрождения – таковы вехи трансформации восприятия человеком природы.

Индустриальное общество Во второй половине XVIII в. в Англии произошла первая в истории промышленная революция, которая означала окончательную победу капиталистического способа производства. В это время возникает и начинает стремительно развиваться крупная машинная индустрия. Основной единицей общественного производства стала фабрика. Характерной чертой техники новой эпохи явилось изобретение и распространение в основных отраслях промышленности, а затем и аграрного производства, рабочих машин. Применение парового двигателя, механического ткацкого станка, парового плуга, жатвенных машин и т.д. привело к быстрому увеличению промышленного и сельскохозяйственного производства и как следствие, росту населения. Индустриализация сопровождалась не менее быстрой урбанизацией. Многие новые города образуются вокруг промышленных предприятий, превращаясь впоследствии в крупные промышленные центры. На всем протяжении XIX в. продолжалось развитие городской инфраструктуры, совершенствование систем удаления отходов, обеспечение городов сельскохозяйственной продукцией и соответственно, налаживание сбыта промышленных товаров в аграрный сектор.

В окрестностях городов строятся дороги, вырубаются леса, что разрушает естественные ландшафты. Их заменяют «упрощенные» антропогенные ландшафты в большей степени пригодные для проживания современного человека. Серьезную проблему для молодых индустриальных обществ на данном этапе стали представлять разнообразные вирусные инфекции (тот же грипп), вызывавшие обширные эпидемии и пандемии и приводившие к гибели большого количества людей. Одним из ключевых факторов, обусловившим столь неблагоприятную для человечества ситуацию, была сверхвысокая концентрация населения в крупных промышленных центрах, способствовавшая стремительному распространению возбудителей заболеваний. Сохранились и другие опасные заболевания – брюшной тиф, туберкулез, холера и пр. Но именно в XIX веке были достигнуты серьезные успехи в борьбе со многими традиционными болезнями человека: Л. Пастер изучил возбудителя бешенства и разработал первую антирабическую прививку; Э. Беринг совместно С. Китасато получил противостолбнячную сыворотку; Э. Ру, А. Кальтмет и А. Боррель изготовили первую противочумную вакцину. В конце XIX века все большее количество людей прививается против оспы и при помощи вакцины, полученной еще в середине XVIII в. Э. Дженнером.

Для этого времени характерно появление относительно нового явления – производственного травматизма, обусловленного неудовлетворительными условиями труда на промышленных предприятиях, а также недостаточным уровнем подготовленности работников к использованию средств механизации. Параллельно быстрому развитию экономики (по крайне мере в Северной Америке и Европе) наблюдается и расцвет естествознания. Складывается эволюционно-исторический подход к анализу явлений природной и социальной действительности. В это время многими учеными, представителями разных научных направлений, разрабатываются отдельные аспекты предмета будущей единой экологической науки. Э. Геккель в 1866 году ввел термин «экология», которым обозначил новую отрасль знания о взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Продолжается накопление информации о взаимоотношении человека и природы. Однако, долгое время проблема загрязнения окружающей среды даже не обсуждалась. Это произошло лишь во второй половине ХХ века, когда быстрое увеличение числа живущих на Земле людей, рост промышленного производства и потребление разнообразных природных ресурсов, резкое увеличение количества отходов «жизнедеятельности» цивилизации, поставили в ближайшие сто лет вопрос о выживании человечества в целом. Но «массовой» рефлексия по поводу экологических проблем стала в период постиндустриального общества.

Многие ученые философы называют современную эпоху постиндустриальной (информационной) цивилизацией. Главной ее чертой является период к доминированию производства информации, знаний и гармонизации на этой основе взаимоотношений человека и природы. В начале этой новой стадии в развитии мировой цивилизации появилась достаточно интересная концепция устойчивого развития, продолжается осмысление идей В.И. Вернадского о ноосфере. Однако об этом речь пойдет в соответствующих разделах пособия. Постиндустриальное общество