Душевная драма Катерины Индивидуально-личностный и историко-культурный смысл трагедии Катерины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок-семинар по драме А.Н.Островского «Гроза» Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины.
Advertisements

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 10 КЛАСС 1 урок А.Н.ОСТРОВСКИЙ. ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 2урок ДРАМА «ГРОЗА». ИДЕЙНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ. 3 урок Город Калинов.
Драма «Гроза» А.Н.Островского Анализ IV и V действий.
«Мир, в котором нет…» /по драме А.Н. Островского «Гроза»/
Основной конфликт А.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований.
Тема: Образ Катерины в пьесе «Гроза». Цель: Показать образ Катерины и раскрыть черты её характера.
ТЕМА СУДА В ДРАМЕ А. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА». ЦЕЛИ УРОКА Выяснить, как решается тема суда в драме А. Островского «Гроза»; Выяснить, как решается тема суда.
Работу подготовил Шецко Александр. В основе драмы «Гроза» - изображение просыпающегося чувства личности и нового отношения к миру. Островский.
Причины трагедии Ларисы Огудаловой. Ученики 10 «Б» класса: Завалова К., Илясова И., Попова Е.,Попов И.
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» Выполнила ученица 10 А класса Фатеева Светлана.
Жанровое своеобразие драмы «Гроза». Она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Трагедия Катерины Кабановой по пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза» М.В. Старцева, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Урок по повести А. С. Пушкина «Пиковая дама». Я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее.
НАУЧНЫЙ СОВЕТ Образ Катерины – воплощение лучших качеств женской натуры.
Трагедия Катерины. «Гроза» в русской критике.. ЦЕЛЬ УРОКА: -проанализировать образ героини; -понять, почему Катерина решилась на самоубийство, что это.
Образ героини драмы А.Н. Островского «Гроза» Полина (Пелагея) Антипьевна Стрепетова в роли Катерины Выполнила : ученица 10 класса « А » Оршанская Кристина.
« А душу можно ль рассказать…»? (С. Есенин) Речевая характеристика персонажей драмы А. Н. Островского «Гроза»
В 1845 году Островский работал в Московском коммерческом суде канцелярским чиновником. Перед ним раскрывался целый мир драматических конфликтов. Так воспитывался.
Урок-исследование «Самоубийство Катерины – сила или слабость»
Выполнила : Селиванова О. В. Учитель литературы. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается.
Транксрипт:

Душевная драма Катерины Индивидуально-личностный и историко-культурный смысл трагедии Катерины

Завершите предложения Самое главное в жизни Катерины - … Катерина очень страдала в семье Кабановых, потому что … Катерина полюбила Бориса, потому что … Катерина никогда бы не решилась на тайное свидание с Борисом, если бы … В большей степени виновен (виновна) в трагедии Катерины … Главная причина гибели Катерины - … Катерина не сделала бы свой роковой шаг, если бы … Единственный, кто мог бы спасти Катерину – это …

Досюжетная и сюжетная история Катерины «Вольная» жизнь в родительском доме. Замужество. Одиночество в доме Кабановых. Духовная отчуждённость. Любовь к Борису. Попытка противостоять чувству, найдя опору в муже. Тайные свидания с Борисом во время отсутствия Тихона. Публичное покаяние в грехе. Домашняя тирания. Прощание с Борисом. Самоубийство.

Роль персонажей в судьбе Катерины Кабанова ТихонВарвара Борис «Сокрушила», подавила недоверием, подозрительность не поддержал, не понял, не защитил, не уберёг Не поняла, не остановила, подтолкнула Не защитил, не спас

На ком лежит главная ответственность за гибель Катерины? Никого из действующих лиц нельзя назвать главным виновником трагедии. Возникает парадоксальная ситуация: виноваты все, и при этом никто не виноват.

Катерина и Кабанова Как характеризуют исследователи и литературные критики образ Кабановой? Какова, с вашей точки зрения, смысловая ёмкость образа Кабановой? Можно ли считать Кабанову главным виновником гибели Катерины? Смерть Катерины – победа или поражение Кабановой?

Сюжетная линия «Катерина – Кабанова» Сцены, в которых непосредственно общаются Катерина и Кабанова Сцены, в которых Катерина говорит о Кабановой Сцены, в которых Кабанова говорит о Катерине Семья Кабановых на прогулке (1/5) Прощание с Тихоном (2/3,5) Разговор после отъезда Тихона (2/7) Покаяние Катерины(4/4,5,6) Разговор с Тихоном и Варварой на бульваре (1/6) Разговор с Варварой перед проводами Тихона (2/2) Прощание с Тихоном (2/4) Монолог с ключом (2/10) Монолог перед встречей с Борисом (5/2) Прощание с Борисом (5/3) Поиски Катерины (5/5,6,7)

Художественные средства выражения конфликта Катерины и Кабановой Как можно определить психологическое состояние Кабановой? Какие мысли не дают ей покоя? К кому, прежде всего, обращены все слова Кабановой в первой сцене? Как она вызывает на разговор Катерину? Как можно истолковать значение первой реплики Катерины?

) Содержится ли что-либо оскорбительное в требованиях Кабановой? Почему они воспринимаются как форма психологического давления? 2) Как Марфа Игнатьевна относится к Катерине? 3) Как характеризует Катерину её стиль общения? 4) Каково психологическое состояние героинь в сцене прощания с Тихоном? 5) Какая реплика, произнесённая Кабановой, позволяет говорить о её некоторой деликатности? 6) Почему Катерина просит Тихона взять с неё клятву верности?

) Кого Кабанова сразу после покаяния Катерины невольно обвинила в случившемся? 8) От каких персонажей мы узнаём о том, как Кабанова «наказала» Катерину? Можно ли по этим фактам сделать вывод, что она воспользовалась возможностью, чтобы сжить невестку со свету? 9) О чём говорят диалоги Катерины и Кабановой? Что больше всего тревожит Марфу Игнатьевну в Катерине?

Психологические основы взаимоотношений Катерины и Кабановой Психологические характеристики Кабановой Психологические характеристики Катерины Нравственный и духовный максимализм Твердость в вере, убеждённость, что греху нет оправдания Неспособность пойти на нравственный компромисс Духовная сила Воля Стремление к воле Способность чувствовать глубинную сущность людей, с которыми она общается Погружённость в себя; субъективное восприятие тех, кто её окружает

Прикованность к земле, строгое соблюдение установленного порядка Устремлённость ввысь, в небеса Признание святости существующего порядка Стремление скрыть от всех и от себя свои потаённые мысли, глубокие чувства, опасения Способность предвидеть Расчётливость Отсутствие всякого расчёта Стремление властвовать над людьми Самодостаточность Способность нести ответственность за других Сосредоточенность только на своём душевном состоянии

Стремление основывать общение с близкими на страхе и строгом соблюдении установленного порядка Стремление основывать всё на любви Грубость, пренебрежительность, бесцеремонность Смиренность, нежность, а порой и резкость

Катерина и Борис Что пробудило в душах Катерины и Бориса любовь друг к другу? Некоторые исследователи сближают образ Бориса с образом Святого Бориса (Борис и Глеб). Насколько оправданно такое сближение? Как соотносятся чувства Бориса и Катерины? Мог ли Борис принести Катерине счастье? Можно ли считать, что характер Бориса противопоставлен Тихону?

Трагедия Катерины в религиозно- философском осмыслении Ангельское состояние чистоты - помыслы о грехе – искушение (Варвара – искуситель) – грех – покаяние – уныние – искушение – гибель. Ночной Калинов – это город, где нет ни рая, ни тишины. Это мир языческой вакханалии любви. На свидание с Борисом приходит христиански настроенная «дневная» Катерина, более всего боящаяся греха, а заканчивает свидание - «ночная» («Не жалей, губи меня»).

Пространственное выражение пути Катерины от святости к греху. Небо – для грозы. Гора (высокий берег) – для полёта. Дом – для нелюбви и муки. Овраг – для греха. Омут (преисподняя, геенна огненная) - для смерти без покаяния (самоубийство – знак отречения от Христа) Язычница – святая – грешница – язычница.

Неизбежность или ошибка? Был ли сокрыт в душе Катерины путь к спасению? Почему она не смогла обрести его? Что ждало бы Катерину в жизни? Плохое Хорошее

Выводы Трагедия героини А.Н. Островского может быть осмыслена в разных аспектах. Катерина не нашла сама путь к спасению, а подсказать его ей было некому. Пьеса Островского рассказывает о трагическом одиночестве человека (не только Катерины, а каждого персонажа, живущего в мире, запечатлённом автором). Причина трагедии в противоборстве разных состояний мира, различных аспектов жизни.