Судебная власть в системе разделения властей в России Представление дисциплины.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общая характеристика судебной власти в зарубежных странах.
Advertisements

Институт открытого и дистанционного образования Кафедра управления и права ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Rod45Va7 ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ.
Политическая система РФ.
Общая характеристика судебной системы РФ Владивостокский государственный университет экономики и сервиса.
Правоохранительные органы. ТЕМА: «понятие,признаки,задачи и направления правоохранительной деятельности» Выполнил: Хноев Д.Ж Группа:Д-102.
ПРИМЕЧАНИ Е. Чтобы изменить изображение на этом слайде, выделите рисунок и удалите его. Затем щелкните значок "Рисунки" в заполнителе и вставьте свое изображение.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА МЮ РФ)» Основные.
Защита прав человека в государстве: Защищать права человека в государстве помогает судебная система(состоит из судов, рассматривающих гражданские, уголовные,
Политическая система РФ. Президент РФ Президент РФ Президент РФ высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не.
Учет налогоплательщиков в налоговых органах Представление дисциплины.
Конева Наталья Сергеевна канд. юрид. наук, доцент Конституционное право России.
Выполнил студент гр.524-3: Бугрименко А. В.. ( в ред. Федеральных законов от N 131- ФЗ, от N 86- ФЗ, от N 153- ФЗ, от.
Налоги в экономической системе общества Представление дисциплины.
Осуществляется с помощью применения юридических мер воздействия Осуществляется строго в соответствии с законодательством Осуществляется в определенном,
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «Уголовно-исполнительное право» Презентация на тему: «Понятие уголовно-исполнительной политики и её место в политике государства в сфере.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ.
1.Структура и виды государственной службы в России. 2. Гражданская государственная служба. 3. Военная служба. 4. Правоохранительная служба.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Ростовский филиал Выполнил студент 1 курса: Магомедов.
ГОУ ВПО Волго – Вятская Академия государственной службы Научная библиотека.
Транксрипт:

Судебная власть в системе разделения властей в России Представление дисциплины

2 Общие сведения по дисциплине Название Судебная власть в системе разделения властей в России Читается для специальностей Данная дисциплина может читаться для всех студентов юридического факультета вне зависимости от специализации и формы обучения. Сфера профессионального использования Данный специальный курс может преподаваться для всех студентов обучающихся на юридического факультета БелГУ, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и предназначен для более качественной подготовки студентов. Для студентов, обучающихся по заочной форме может применяться с применением дистанционных образовательных технологий.

3 Краткое описание дисциплины Понятие "судебная власть" возродилось в российской правовой науке и законодательстве недавно - в начале 90-х годов (гл. 7 Кон­ституции РФ 1993 г.). При советском режиме даже после смерти И- В. Сталина (1953 г.) судебной власти как таковой в сущности не было: ведь совокупность судов, как уже отмечалось, - еще не су­дебная власть. Эта власть возникает и утверждается лишь тогда, когда гражданское общество находит в себе силы противостоять тирании, бюрократии и создать институты, защищающие права человека. Становление судебной власти - результат самоограниче­ния государства, допускающего контроль над собой со стороны не­зависимого и могущественного органа - суда, к деятельности кото­рого, как правило, привлекается народ. Судебная власть возможна и эффективна лишь в контексте тео­рии разделения властей, исключающей излишнюю концентрацию власти и гарантирующей гражданам подлинную свободу. В социалистический период российской истории (до 90-х годов) суды находились под жестким контролем партии и Советов. Долж­ность судьи, даже самого низшего звена, была номенклатурной и за­мещалась по указанию соответствующего партийного органа. До 90% судей были членами КПСС и проводили в жизнь политику партии. Господствовало "телефонное право" - согласование судеб­ного приговора или решения с парткомом и вышестоящим судьей. Народные районные (городские) судьи избирались на безальтерна­ тивной основе из заранее подобранных и согласованных с партко­мом кандидатов. Избиратели их не знали и не контролировали. Су­дьи вышестоящих судов избирались соответствующими Советами, отчитывались перед ними и могли быть ими отозваны. Ситуация изменилась в начале 90-х годов в результате приня­тия новой Конституции РФ 1993 г. и реализации многих положе­ний Концепции судебной реформы, предложенной Президентом РФ и одобренной Верховным Советом РСФСР в 1991 г. Затем были приня­ты законы РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (1992 г.). "О судебной системе Российской Федерации" (1996 г.), "О мировых судьях в Российской Федерации" (1999 г.), "О судебном департамен­те при Верховном Суде Российской Федерации" (1997 г.). "О судеб­ных приставах" (1997 г.), "О военных судах" (2000 г.) и др. Таким об­разом, была создана законодательная база для становления и раз­вития судебной власти в России.

4 Цели и задачи преподавания дисциплины Цели изучения дисциплины «Судебная власть в системе разделения властей в России»: - раскрытие роли и значения органов судебной власти в обеспечении защиты прав и свобод личности, собственности, а также законных интересов юридических лиц в сфере правоотношений, возникающих в связи с осуществлением гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства; - получение студентами прочных и глубоких знаний принципов организации судебной власти в Российской Федерации, функционирования судебных органов в системе органов государственной власти Российской Федерации; - формирование у студентов активной гражданской позиции, способности к творческому труду, научному поиску и к профессиональной деятельности. Основной задачей изучения дисциплины «Судебная власть в системе разделения властей в России» является реализация требований, установленных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по следующим вопросам: формирование у обучаемых умений и навыков практических действий, необходимых специалистам для грамотного выполнения функциональных обязанностей, предусмотренных квалификационными требованиями; закрепление теоретических знаний при отработке профессиональных ситуаций, практических задач и действий в ходе занятий, овладение умением реализации прикладных задач;раскрыть взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления) и правовых институтов (кодификаций, отраслей права, отдельных норм и т.п.)

5 Место дисциплины среди смежных дисциплин Главное требование принципа разделения властей сформулировано еще Д. Локком и Ш. Монтескье; чтобы утвердить политическую свободу, обеспечить законность и устранить злоупотребления властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разде­лить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития об­щества путем принятия законов), исполнительную (назначае­мую представительным органом власти и занимающуюся реа­лизацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятель­ностью) и судебную (выступающую гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). При­чем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаи­мосдерживающей, должна осуществлять свои функции посред­ством особой системы органов и в специфических формах. Система "сдержек и противовесов", установленная в Кон­ституции, законах, представляет собой совокупность правовых ограничений конкретной государственной власти: законодатель­ной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти использу­ется довольно жесткая юридическая процедура законодатель­ного процесса, которая регламентирует основные его стадии. В системе противовесов важную роль призван играть прези­дент, который имеет право применить отлагательное вето поспешных решений законодателя. Деятельность Конституцион­ного Суда также можно рассматривать в качестве право сдерживающей, ибо он имеет право блокировать все антиконститу­ ционные акты. В отношении исполнительной власти используются огра­ничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства, запреты на принятие ею актов, затрагиваю­щих такие отношения, которые могут быть урегулированы только законом. Сюда относят сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия правительству, запрет ответственным работ­никам исполнительных органов избираться в состав законода­тельных структур, заниматься коммерческой деятельностью. Для судебной власти тоже есть свои право ограничивающие средства, отраженные в Конституции, процессуальном за­конодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпции невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности.и состязательности процесса, отводе судей и т. п. Кроме всего прочего фиксируются правоограничения, ко­торые запрещают осуществлять функции, принадлежащие по закону другому органу. Деятельность государственных струк­тур должна ограничиваться их компетенцией, которая основы­вается на принципе "дозволено только то, что прямо разрешено законом".

6 Начальные знания - конституционное развитие России, - основы конституционного строя РФ, - основы правового положения граждан, - конституционный статус человека и гражданина РФ, - конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализацию и защиту, - формы правления, - государственное устройство РФ,

7 Итоговые знания, умения и навыки В результате изучения дисциплины студенты должны получить ЗНАНИЯ: понятие судебной власти цели и задачи судебной деятельности; историю развития судебной власти в РФ; правовые основы деятельности судебной власти в РФ; принципы организации и деятельности судебной власти в РФ; особенности взаимодействия органов судебной власти с органами законодательной власти в РФ; особенности взаимодействия органов судебной власти с органами исполнительной власти в РФ; особенности взаимодействия органов судебной власти с органами прокуратуры и предварительного расследования;В результате изучения дисциплины студенты должны приобрести УМЕНИЯ И НАВЫКИ: - самостоятельно принимать правомерные решения в конкретных ситуациях; - работать с нормативно-методической литературой, кодексами и коммента­риями к ним, иными подзаконными нормативными актами, регулирующими конституционно правовые отношения;

8 Содержание лекционного курса Тема 1. Судебная власть – самостоятельная ветвь государственной власти. Тема 2. Судебная власть в структуре государственного аппарата. Тема 3. Судебная власть в политической системе общества. Тема 4. Место и роль судебной власти в механизме социально- юридического обеспечения прав человека. Тема 5. Президент Российской Федерации и судебная власть: механизм взаимодействия. Тема 6. Основы взаимодействия судебной власти и законодательной власти. Тема 7. Взаимодействие судебной власти и исполнительной власти. Тема 8. Взаимодействие судебной власти с органами прокуратуры и предварительного расследования. Тема 9. Судебная власть в правовом государстве.

9 Тема 1. «Судебная власть – самостоятельная ветвь власти». Цели и задачи изучения темы: Рассмотрение понятия судебной власти РФ. определение принципов организации судебной власти. Формирование более глубоких знаний о теории разделения властей. При изучении темы необходимо: При рассмотрении содержания понятия судебной власти в РФ следует показать его взаимосвязь с понятиями государственной власти и органами государственного управления. Формулируя понятие судебной власти, необхо­димо подробно проанализировать содержание и специфику предмета правового регулирования данной дисциплины, охарактеризовать качественно однород­ные группы общественных отношений, составляющих ее структуру. Уяснение предмета правового регулирования имеет важное познавательное и методоло­гическое значение, поскольку он обусловливает особенности изучаемой дисциплины. Следует обратить особое внимание на отождествления понятий судебной власти и правосудия. Эти понятия хотя и взаимосвязаны между собой, однако применяются к различным государ­ ственно-правовым явлениям.

10 Тема 2. «Судебная власть в структуре государственного аппарата». Цели и задачи изучения главы темы: Дать определение государственного аппарата. Рассмотреть принципы организации и деятельности государственного аппарата. Определить специфику функционирования органов судебной власти. При изучении темы необходимо: Освещая данную тему, необходимо прежде всего дать опреде­ление государственного аппарата, указать на специфику его структуры. Важно охарактеризовать особенности взаимодействия судебной власти с иными ветвями власти.

11 Тема 3. «Судебная власть в политической системе общества». Цели и задачи изучения главы темы: Дать определение политической системы общества. Определить и проанализировать элементы политической системы. Рассмотреть формы и принципы взаимодействия органов судебной власти с элементами политической системы. При изучении главы темы необходимо: При изучении данной темы необходимо показать соотношение права и политики. Анали­зируя содержание понятия политической системы общества должны руководствоваться общетеоретическим понятием политической системы общества и на этой основе уметь различать политическую систему от правовой.

12 Тема 4. «Место и роль судебной власти в механизме социально-юридического обеспечения прав человека». Цели и задачи изучения главы темы: Определить роль и значение судебной власти в обеспечении прав и свобод человека. Дать понятие и классификацию прав человека и гражданина. Рассмотреть нормативно-правовую базу, закрепляющую права и свободы человека. Определить функции государственного аппарата по защите прав человека. При изучении темы необходимо: По вопросу роли судебной власти в обеспечения прав человека важно уяснить механизм их обеспечения с учетом международных стандартов.. Особое внимание сле­ дует уделить анализу судебной практики как мировой, так и российской.

13 Тема 5 «Президент Российской Федерации и судебная власть: механизм взаимодействия». Цели и задачи изучения темы: Дать понятие конституционно-правовых отношений между Президентом РФ и судебной властью. Определить особенности и виды конституционно-правовых отношений между Президентом РФ и судебной властью. Определить функции Президента РФ. Определить механизм взаимодействия Президента РФ и органами судебной власти. При изучении темы необходимо: Характеризуя конституционно-правовые отношения, следует проанализи­ровать содержание данного понятия, раскрыть специфику изучаемых правоот­ношений. Обучаемые должны уметь квалифицировать конституционно-правовые отношения по научно обоснованным критериям на различные виды с указанием конкретных примеров. Рассматривая вопрос о механизме взаимодействия Президента РФ с органами судебной власти, необходимо проанализировать конституционные нормы. Следует дать краткую государственно-правовую ха­рактеристику статусу Президента РФ и судебной власти.

14 Контрольные мероприятия Текущий контроль научный доклад Итоговый контроль итоговый тест зачет

15 Глоссарий Акт судебной власти - приговор, решение, определение и др. Административное ведомство - система органов исполнительной власти специальной компетенции и руководимых ими организаций, подчиненных одному центру. Государственная власть - в демократических странах - власть, осуществляемая компетентными органами на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В РФ государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и суды Российской Федерации. Государственный орган - юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного аппарата. Государственный орган характеризуется определенной экономической и финансовой самостоятельностью, наличием собственной компетенции и наличием властных полномочий. Государственные органы различаются: - по принадлежности к ветви власти - на законодательные, исполнительные и судебные; - по способу формирования - на представительные и формируемые. Государственный аппарат - совокупность государственных органов, осуществляющих функции государства. Законность - неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами. Право на правосудие - комплекс конституционно закрепляемых процессуальных прав, призванных гарантировать защиту основных материальных прав и свобод человека. Обычно право на правосудие включает: - право на скорый, публичный и беспраистрастный суд; - право на защиту; - право на презумпцию невиновности; - право не свидетельствовать против себя самого и своих близких; - запрет использовать в суде доказательства, полученные незаконным путем; - право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом в установленном законом порядке. Законодательство - деятельность высших органов государственной власти по изданию законов; один из основных методов осуществления государством своих функций. Законодательство - совокупность действующих законов, регулирующих общественные отношения и отдельные их области. Законодательный процесс - установленный (конституцией) порядок принятия законов. Законодательный процесс распадается на ряд стадий: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его опубликование. Исполнительная власть - одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве; совокупность полномочий по управлению государственными делами: -полномочия подзаконного регулирования; -полномочия внешнеполитического представительства; -полномочия по осуществлению административного управления и др.; - система государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Коллизия законов - противоречие друг другу двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу. Коллизия законов разрешается путем выбора того нормативного акта, который должен быть применен к рассматриваемому случаю. Если имеется расхождение между актами, изданными одним и тем же нормотворческим органом, то применяется акт, изданный позднее. Если имеется расхождение между общим и специальным актом, то преимущество отдается специальному акту. Если расходящиеся по содержанию нормы находятся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом. Если расходящиеся по содержанию нормы находятся в актах, принятых разными органами, то применяется норма, принятая вышестоящим органом. Правонарушение - действие, противоречащее закону, нарушающее нормы права. За правонарушения законом предусматривается юридическая ответственность. Правонарушения подразделяются на преступления, административные, дисциплинарные и гражданские и др. Правосудие - вид государственной деятельности, осуществляемой специальными государственными органами (судами) посредством рассмотрения гражданских, уголовных и других дел в установленном законом порядке. Компетенция - совокупность полномочий, прав и обязанностей государственного органа, должностного лица, органа общественной организации. Конституционный надзор - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции страны. Орган, осуществляющий конституционный надзор, может признать противоречащими конституции либо весь закон, либо его часть, эти нормы теряют юридическую силу и перестают применяться судами и другими государственными органами.

16 Список литературы Основная Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность / Серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д., Феникс Громов Н.А. Уголовный процесс России: Учебное пособие. М., Юристъ Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебник. – М., Зерцало Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова.-М.: БЕК,1999. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий. М.: Юрист, Правоохранительные органы РФ: Учебник. / Под ред. В. П. Божьева. – М., Спарк Правоохранительные органы РФ. Учебное пособие / Под ред. В. К. Боброва. – М., Щит-М Правоохранительные органы РФ: Сборник нормативных актов / Составители: Сафронов А. Д., Сухинин А. В. – М., Щит-М, Судебная и правоохранительная системы: Сборник нормативных актов. – М., 2001.

17 Список литературы Дополнительная Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: Конституционные основы, организации и деятельности. – М.,1998. Савицкий В. М. Организация судебной власти в Российской Федерации. – М., БЕК Топильская Л. Как нам обустроить судебную власть // Рос. юстиция Шалумов М. Судебный контроль и прокурорский надзор: не междоусобица, а взаимодействие.// Рос. юстиция N 4. Алексеев Н.С., Ларин А.М., Строгович М.С. Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности. - М., Алексеева Л. Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие. - М., Баев О. М., Баев О. Я. УПК РФ 2001 г.: достижения, лакуны, коллизии; возможные пути заполнения и разрешения последних: Учебное пособие. – Воронеж: Воронежский государственный университет, Альшевский Т.В. и др. Значение ведомственных актов МВД СССР для уголовно-процессуальной деятельности. - М., Анишина В. Применение постановлений Конституционного Суда РФ судами общей юрисдикции.// Рос. юстиция Божьев В.П. «Тихая революция» Конституционного суда в уголовном процессе РФ. // Рос. юстиция Волженкина В. М. Нормы международного права в российском уголовном процессе. - СПб., Деннис Ллойд Идея права. – М.: «Югона», Кони А. Ф. Уголовный процесс: нравственные начала. – М.: Современный гуманитарный институт, Химичева О.В. Судебный контроль за процессуальными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями (досудебное производство). Учебное пособие. - М., Летучих В.И. Конституционный принцип обжалования в досудебных стадиях советского уголовного процесса. - Омск, Козырев Г.Н. Судебная проверка законности и обоснованности ареста. Н.Новгород Прокофьева С. М. Принцип гуманизма в уголовном судопроизводстве. – СПб., Смирнов А. В. Состязательный процесс. – СПб., Стецовский Ю.И., Ларин А.М. Конституционный принцип обеспечения обвиняемому права на защиту. - М., Стецовский Ю. И. Право на свободу и личную неприкосновенность: нормы и действительность. – М., Строгович М.С. Право обвиняемому на защиту и презумпция невиновности. - М,1984. Тыричев И.В Принципы советского уголовного процесса, - М., Химичева Г. П. Принципы уголовного процесса. – М., Шестакова С. Д. Состязательность уголовного процесса. – СПб., 2001.

18 Самостоятельная работа Примерная тематика научных докладов по дисциплине 1. Теория разделения властей: проблемы государственного регулирования. 2. Судебная власть - самостоятельная ветвь государственной власти. 3. Принципы и формы взаимодействия государственных ветвей власти в Российской Федерации. 4. Судебная власть в структуре государственного аппарата России. 5. Принципы формирования судебной власти в России. 6. Механизм взаимодействия Президента Российской Федерации и судебной власти. 7. Органы судебной власти: порядок формирования и компетенция. 8. Судьи – носители судебной власти. 9. Профессиональная подготовка судьи: проблемы и перспективы. 10. Взаимодействие судебной и законодательной властей: проблемы и пути их решения. 11. Взаимодействие судебной власти с органами исполнительной власти. 12. Взаимодействие судебной власти с органами прокуратуры. 13. Судебный контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования. 14. Международное сотрудничество органов судебной власти Российской Федерации с органами судебной власти зарубежных государств и международными организациями. 15. Правовые основы деятельности судебной власти в России. 16. Этапы становления судебной власти в России в различные исторические периоды. 17. Социально-правовой статус судей в Российской Федерации. 18. Судебная система в Российской Федерации: вопросы дальнейшего развития. 19. Конституционный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти. 20. Верховный Суд Российской Федерации в системе органов судебной власти. 21. Суды субъектов Российской Федерации в системе органов судебной власти. 22. Районные (городские) суды в системе органов судебной власти. 23. Мировые судьи в системе органов судебной власти. 24. Арбитражные суды в системе органов судебной власти. 25. Военные суды в системе органов судебной власти. 26. Порядок назначения на должность судей в Российской Федерации. 27. Органы судейского сообщества: система и компетенция. 28. Применение судами Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении правосудия. 29. Вопросы формирования ювенальной юстиции в Российской Федерации. 30. Правовое государство и судебная власть.

19 Сведения об авторе ФИО:Старцева Лариса Ивановна Место работы:Белгородский Государственный Университет Ученая степень:Кандидат юридических наук Ученое звание: Должность: Доцент Кафедра:Международного права и государствоведения Контактная информация: Адрес: г.Белгород ул.Победы 85, юридический ф-т, ауд.3.22 Рабочий телефон Фамилия, имя, отчество - Мамин Андрей Сергеевич Место работы - Белгородский Государственный Университет Ученая степень - Кандидат юридических наук Ученое звание - Должность - ассистент Кафедра - Международного права и государствоведения Контактная информация: Адрес г.Белгород ул.Победы 85, юридический ф-т, ауд Рабочий телефон

20