Начальник отдела охраны окружающей среды и энергосбережения ООО «Газпром трансгаз Ухта» Юрецкий Сергей Витальевич 2014 Вопросы нормирования сброса в водные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
Advertisements

Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Федеральный закон от ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Необходимость получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха Выполнил магистрант гр.ЭКОм-18 Яшина Карина.
I Международная конференция «Санкт-Петербург – морская столица России. Экология» «Осуществление государственного водного контроля в Российской Федерации»
Общие положения Нормирование качества среды – установление пределов, в которых допускается изменение ее естественных свойств. Обычно норма устанавливается.
Е.П. Богодяж*, А.П. Станкевич** * Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов,
Юр. лица, осуществляющие выброс Департамент ПРиООС: Выдача разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу 3 рабочих дня В случае нарушения.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
Доклад начальника Управления государственного строительного надзора Котельникова В.С. Коллегия Федеральной службы по экологическому, технологическому и.
Экспертиза результатов инженерных изысканий. Нормативная база инженерных изысканий. Градостроительным кодексом установлено место инженерных изысканий.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Изменения нормативно-правового регулирования в части регистрации медицинских изделий Суханова Мария.
При размещении, технико-экономическом обосновании проекта, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений.
ОБ ИСПОЛНЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27 ИЮЛЯ 2010 ГОДА 210-ФЗ В ЧАСТИ РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕГЛАМЕНТОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ.
Система управления рисками в области охраны окружающей среды Астана, июль 2009 г. Комитет экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей.
Президент России Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период.
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ Тюмень
Законодательство РФ: сброс производственных сточных вод в водные объекты через централизованные системы водоотведения И.В. Алексеева директор Департамента.
Транксрипт:

Начальник отдела охраны окружающей среды и энергосбережения ООО «Газпром трансгаз Ухта» Юрецкий Сергей Витальевич 2014 Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий

2 Схема газотранспортной системы

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий 3 Изменения объёма производства - товаро-транспортной работы за гг.

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий 4 Использование воды ООО «Газпром трансгаз Ухта» в гг. (тыс. м 3) Наименование показателя 2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г. Забрано воды ВСЕГО:1793,201173,941256,59612,17642,04 в том числе: Использовано на собственные нужды 775,20683,15790,70402,75474,11 в том числе: - хозяйственно-питьевые 308,40297,79264,45144,03188,87 - производственные 396,20366,42236,77211,39234,22 Отведено сточных вод в поверхностные водные объекты, на рельеф 1031,90930,72673,59680,61682,93 в том числе: - без очистки 130,6057,1428,0035,2234,68 - недостаточно очищенных 417,70392,97374,67369,58411,58 - нормативно очищенных 417,60425,64202,28232,41236,67 - нормативно чистых 66,1043,40 -

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий 5 Суммарный сброс за 2013 год от объектов ООО «Газпром трансгаз Ухта» по: - БПК, - нефтепродукты, - взвешенные вещества, - азот аммония, - СПАВ, - нитраты, - нитриты, - фосфор, - хлориды, - сульфаты, - медь, - марганец, - натрий составил - 58,760 т. в том числе сверхлимитный сброс – 8,561 т. (14,6%) из этого количества – 7,330 т. (85,6%) сброс азота аммония, фосфора, хлоридов после очистки сточных вод посёлка Урдома Архангельской области не имеющего своих коммунальных очистных сооружений. к категории загрязнённых - 446,26 тыс. м 3 (65,3%) сточных вод

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий 6 Изменения сброса загрязняющих веществ за гг.

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий 7 Процедуры регулирования и нормирования сброса изложенные в основном в подзаконных актах Министерства природных ресурсов и экологии РФ, подведомственных ему организаций создают водопользователям проблемы и искажают статистические данные о состоянии окружающей среды, в частности воздействия на водные объекты. Первое, на что следует обратить внимание, так это то, что при отсутствии установленных нормативов допустимого сброса (НДС) сброс считается сверхнормативным, а воды загрязнёнными. Таким образом, даже чистые воды можно статистически учесть в категории загрязнённых. Вопрос: как оперативно и насколько просто можно нормировать сброс веществ, отнесённых законодательством к категории загрязняющих в поверхностные водные объекты? Рассмотрим на примере вновь построенных и вводимых в эксплуатацию объектов. На стадии проектирования проводится оценка воздействия проектируемого объекта на окружающую среду, объёмы и источники водопотребления, объёмы и качество сточных вод, методы их очистки, определяются водоприёмники очищенных сточных вод. Проектная документация, выполненная проектной организацией, допущенной к такому виду деятельности, до начала строительства должна получить положительное заключение Главгосэкспертизы России (Приказ Росстроя от N 64).

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий 8 Проблемы организаций, которые начинают эксплуатацию вновь построенных объектов, которые обусловлены недостатками правового регулирования водных отношений: 1. Положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию и результаты инженерных изысканий (ПСД) не является основанием для получения Решения на право пользования водным объектом для сброса сточных вод и Разрешения на право сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект, т.к. это не предусмотрено Административным регламентом по осуществлению Федеральным Агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование (Утвержден Приказом Минприроды России от 22 декабря 2008 г. N 340) и Приказом Минприроды России от N 2 « Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты» (Зарегистрировано в Минюсте России N 28900). Результат: Разрешая строительство объекта с многомиллионными затратами возможность его эксплуатации не гарантируется.

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий 9 2. Нормативы качества очищенных сточных вод, определённые проектной организацией и получившие положительное заключение Главгосэкспертизы России для природоохранных органов РФ не являются нормативами допустимого сброса ввиду разной ведомственной принадлежности разрешительных органов (Рострой РФ и МПР РФ) и различных требований к составу проектной документации, определённому Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» и составу проекта нормативов допустимого сброса, утверждённого Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. N 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей». Результат: Необходимо повторно доказывать (теперь природоохранным органам) по окончании строительства, но до начала эксплуатации допустимость сброса сточных вод с проектными показателями, одобренными в составе ПСД до начала строительства.

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий Результаты инженерно-экологических изысканий, в части гидрологических характеристик водного объекта и фоновых характеристик природных вод водных объектов не могут быть использованы при разработке проекта НДС в связи с тем, что выполняются проектными организациями, не имеющими лицензии на гидрометеорологическую деятельность, т.к. согласно «Положения о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)» (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1216) она им не требуется, а согласно п.5.4. «РД Руководящий документ. Рассмотрение и согласование проектов нормативов допустимого сброса вредных веществ в водные объекты» (утв. Росгидрометом ) в разделе "Приложения" к проекту НДС должны быть приложены сведения: - о химическом составе воды водного объекта выше сброса сточных вод за последние три года или не менее чем за один год при ежемесячном отборе проб воды; - о результатах химического анализа проб сточной воды не менее чем за один годовой цикл; при наблюдениях реже чем каждый месяц - за последние три года; - лицензия Росгидромета на проведение мониторинга качества поверхностных вод суши. Результат: Необходимо повторно в период от 1 до 3 лет проводить исследования водного объекта и доказывать (теперь природоохранным органам) допустимость сброса в определённый проектом водный объект, одобренный ранее в составе ПСД, в том числе потому, что Росгидромет практически не имеет собственных сведений о гидрологических характеристиках и уровнях загрязнения по малым водным объектам (рекам и ручьям), т.е. гидрологическая сеть регионов характеризуется низкой изученностью.

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий Практически во всех разработанных за последний год для КОС ООО «Газпром трансгаз Ухта» НДС установлены нормативы, равные, а то и ниже предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения (далее - ПДКр.х.). Это относится даже к водным объектам антропогенного характера и образованных стоками предприятий. Причиной является отсутствие достоверных (с точки зрения Росгидромета, Росрыболовства) сведений об уровнях загрязнения по малым водным объектам. Ещё одно основание Росрыболовства для отнесения водных объектов к категории рыбохозяйственного значения - наличие яиц гельминтов (комаров), которые являются пищей для рыб и содержатся практически в каждой лесной луже. Согласно п выше упомянутого РД «в целях осуществления бассейнового подхода к установлению НДС, а также закрепления достигнутого уровня очистки сточных вод от вредных веществ в случаях, когда фактический сброс действующего предприятия меньше расчетного НДС, в качестве НДС принимается фактический сброс». А так как качество стоков периодически меняется, то возможны результаты после очистки ниже ПДКр.х., которые и устанавливаются в качестве норматива. Результат: Перед началом эксплуатации устанавливаются нормативы ниже показателей качества очистки сточных вод, определённых проектом и одобренных в составе ПСД до начала строительства, поэтому только что построенные очистные сооружения не обеспечивают утверждённые нормативы допустимого сброса и поэтому требуют реконструкции.

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий Очень часто сброс осуществляется в понижение рельефа местности или водный объект именуемый «ручей без названия», который перемерзает зимой и пересыхает летом. Фактически это тоже сброс на рельеф. Однако согласно определению из статьи 1 Водного кодекса РФ от 03 июня ФЗ «водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима». Под это определение подходит любая лужа и вся территория Российской Федерации, где выпадают осадки и лежит снежный покров, который фактически тоже сосредоточение вод. Решение определения нормативов сброса на рельеф и получения разрешения на сброс на рельеф местности пока отсутствует. Специалисты Управлений Росприроднадзора совершенно серьезно предлагают применять технологии, предотвращающие перемерзание или пересыхание водного объекта, например в зимнее время подогревать ручей или тянуть выпуск несколько километров до ближайшего водного объекта. Результат: Законодательная неопределённость сброса на рельеф даёт большие возможности для усмотрения при нормировании и ставит природопользователей в разряд нарушителей законодательства.

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий Бюрократизация регламентированной последовательности нормирования допустимого сброса, получения решения на право пользования водным объектом и разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Росводресурсов по согласованию с Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росрыболовства и Росприроднадзором на основании предложений водопользователей. Затем, необходимо получить у Росводресурсов в соответствии с Административным регламентом по осуществлению Росводресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование (утвержден Приказом Минприроды России от 22 декабря 2008 г. N 340), приложив согласно п к заявлению сведения из утверждённого ими же проект НДС. Затем, аналогично, для получения разрешения на сброс, представить согласно Приказу Минприроды России от N 2 "Об утверждении Административного регламента Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты" (Зарегистрировано в Минюсте России N 28900) в Росприроднадзор им же ранее согласованный НДС, но утвержденный в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод и решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданное в установленном порядке, сроки действия которых не истекли.Постановлению Результат: Необоснованно усложнённая, (но нечётко регламентированная в части определения исполнителя согласования) процедура получения права на сброс загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностный водный объект.

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий 14 Предложения по внесению изменений в правовое регулирования водных отношений: 1. Установить в подзаконных актах возможность оформления права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование и выдачу разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты на основе проектно-сметной документации, получившей положительное заключение Главгосэкспертизы России; 2. Установить единые требования к оформлению нормативов допустимого сброса для проектной документации на строительство и проектов НДС; 3. Исключить вообще из лицензируемых видов деятельности деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, которая на сегодня не требует лицензирования только в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 4. Установить правило, что если Росгидромет не имеет сведений о гидрологических характеристиках и уровнях загрязнения по малым водным объектам (рекам, ручьям, болотам), то принимаются показатели равные ПДК для водных объектов, не имеющих рыбохозяйственного значения. Без каких- либо дополнительных наблюдений и исследований. По аналогии с определением фоновых характеристик для атмосферного воздуха;

Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий Определить единые нормативы качества стоков, сбрасываемых на рельеф местности. 6. Установить правило, что нормативы допустимого сброса не могут устанавливаться ниже проектных показателей качества очистки сточных вод, установленных для конкретного типа очистных сооружений; 7. Исключить все согласования водопользователем или разработчиками проекта нормативов допустимого сброса, оставив только его утверждение Росводресурсами после представления водопользователем; 8. Уточнить определение водного объекта и виды водопользования в Водном кодексе РФ для исключения вольного толкования.

С.В. Юрецкий (8216) , ООО «Газпром трансгаз Ухта» Отдел охраны окружающей среды и энергосбережения Начальник отдела Благодарю за внимание ! 16 Вопросы нормирования сброса в водные объекты для газотранспортных предприятий