Практические вопросы разработки уставов образовательных организаций в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к уставу образовательной организации. Статья 25 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 1 ) тип образовательной организации;
Advertisements

Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования май 2012 года.
О соблюдении образовательными организациями требований законодательства РФ в сфере образования к документам, регламентирующим образовательную деятельность.
Устав и локальные акты образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Нижневартовска ДЕТСКИЙ САД 15 «СОЛНЫШКО» О внутренних нормативных локальных актах.
Требования к уставу и локальным актам образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом « Об образовании в Российской Федерации » ДЕПАРТАМЕНТ.
Сафонова Н.В., начальник отдела организации общего образования Разработка локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения.
* Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. «Об утверждении Правил размещения в сети Интернет и обновления информации об образовательном учреждении»
О соблюдении образовательными организациями требований законодательства РФ в сфере образования к документам, регламентирующим образовательную деятельность.
Устав образовательного учреждения Внесение изменений в устав ОУ в связи с принятием Закона 83-ФЗ (слайды подготовила Кудрявцева Н.И., старший методист.
Об изменениях в законодательстве Российской Федерации.
Машковцева С.А.начальник дошкольного отдела департамента образования администрации г.Кирова.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
0 1 МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 8 мая 2010 года был принят Федеральный закон 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные.
Локальные нормативные акты общеобразовательной организации Тюмень, 2013.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
Современные требования к организации и осуществления деятельности организаций дополнительного образования детей Логинова А.Н., директор ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк.
{ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Реализация в Красноярском крае Федерального закона от ФЗ 9,3.
Людмила Ивановна Фроленкова, главный специалист по вопросам лицензирования и аккредитации О результатах проверок в феврале 2014 года.
Транксрипт:

Практические вопросы разработки уставов образовательных организаций в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» «Гуманитарные проекты – XXI век» Зайченко Олег Михайлович, Афанасьев Константин Владимирович

Вопросы юридической техники 1. Структурные элементы основных законов, используемых при разработке устава: Гражданский кодекс РФ: … глава статья пункт подпункт абзац; ФЗ «Об образовании в РФ» : глава статья часть пункт подпункт (а, б, в) абзац; ФЗ «О некоммерческих организациях» : глава статья пункт абзац; ФЗ «Об автономных учреждениях» : глава статья часть пункт

Вопросы юридической техники 2. Нарушением юридической техники является дублирование норм вышестоящего уровня нормами нижестоящего уровня Одним из принципов юридической техники является максимальная экономия норм при изложении правовых предписаний, недопущение их повторов. Прекращается действие нормативного правового акта с момента его официальной отмены либо с момента вступления в силу последующего акта той же или высшей юридической силы, либо истечением срока, на который он был издан. При издании документов, противоречащих друг другу, действует общий принцип для документов одного уровня – более поздний отменяет более ранний

Особенности разработанных уставов Используется сокращение «учреждение»; Желтым цветом выделена вариативная часть; Базовый устав содержит ссылки и комментарии к разрабатываемым положениям; Устав содержит только необходимые и достаточные положения, вытекающие из требований законодательства к содержанию уставов ОУ; Императивные нормы (т.е. нормы, отклонения от которых недопустимы), предусмотренные федеральными НПА, отсутствуют; Автоматическая нумерация всех положений в разделах; Автоматическая навигация по документу

Оформление реквизитов согласования и утверждения устава Правильное написание в соответствии с ГОСТ Р Принят общим собранием работников общеобразовательного учреждения средней школы ___ протокол от __________ УТВЕРЖДЕН приказом департамента образования мэрии города Ярославля от ________ _____ СОГЛАСОВАНО Председатель К омитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля ___________ В.А. Ушков

Заглавные буквы в наименовании образовательных организаций В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» ЕГРЮЛ стал «нечувствительным» к регистру букв. Все буквы наименования организации в документах, оформляемых УФНС, указываются заглавными

Пример

Обязательные содержательные компоненты устава Требование НормаАвтономное Бюджетное Казённое Наименование организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму ГК РФ, п.3 ст.14 7-ФЗ -++ Наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер ее деятельности, организационно-правовую форму, а также на собственника его имущества (слово «автономное» может не указываться) п.1 ч.2 ст ФЗ +-- Место нахождения п.2 ст.52 и п.3 ст.54 ГК РФ п.3 ст.14 7-ФЗ п.2 ч.2 ст ФЗ +++ Тип образовательной организации п.1 ч.2 ст ФЗ +++ Тип учреждения п.3 ст.14 7-ФЗ п.1.1 ч.2 ст ФЗ +++ Учредитель образовательной организации п.2 ч.2 ст ФЗ +++ Сведения о собственнике имущества п.3 ст.14 7-ФЗ п.3 ч ФЗ +++ Предмет и цели деятельности п.2 ст.52 ГК РФ п.3 ст.14 7-ФЗ, п.4 ч.2 ст ФЗ +++ 8

Обязательные содержательные компоненты устава Требование НормаАвтономное Бюджетное Казённое сведения о филиалах и представительствах п.3 ст.14 7-ФЗ, п.6 ч.2 ст ФЗ +++ виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности п.3 ч.2 ст ФЗ +++ исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано п.3 ст.14 7-ФЗ п.5 ч.2 ст ФЗ +++ в том числе виды деятельности, отнесённые к основной ч.2 ст ФЗ п.3 ст ФЗ п.1 ст.24 7-ФЗ +++ иные, не отнесённые к основной ч.7 ст ФЗ п.4 ст ФЗ п.3 ст.161 БК РФ +++ источники формирования имущества п.3 ст.14 7-ФЗ -++ структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий п.4 ч.2 ст ФЗ +++ порядок назначения или избрания органов юридического лица [в уставе должна быть описана процедура назначения или избрания органов юридического лица, в том числе директора/заведующего] п.1 ст.53 ГК РФ

Обязательные содержательные компоненты устава Требование НормаАвтономное Бюджетное Казённое компетенция учредителя [в ст. 52 ГК РФ – порядок управления деятельностью юридического лица] п.2 ст.52 ГК РФ +++ порядок организации деятельности органов управления образовательной организации п.7 ч.2 ст ФЗ +-- порядок управления деятельностью организации п.3 ст.14 7-ФЗ -++ порядок и сроки подготовки, созыва и проведения заседаний наблюдательного совета ч.3 ст ФЗ +-- порядок приятия решений органами управления образовательной организации и выступления от имени образовательной организации ч.5 ст ФЗ +++ порядок участия обучающихся в управлении образовательной организацией п.17 ч.1 ст ФЗ +++ форма участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в управлении организацией п.7 ч.3 ст ФЗ +++ порядок участия педагогических работников в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления п.9 ч.3 ст ФЗ

Обязательные содержательные компоненты устава Требование НормаАвтономное Бюджетное Казённое права и обязанности руководителя образовательной организации, его компетенция в области управления образовательной организацией ч.6 ст ФЗ +++ порядок внесения изменений в устав (?) п.3 и п.4 ст.14 7-ФЗ --- порядок использования имущества в случае ликвидации (при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации) п.3 ст.14 7-ФЗ ч.3 ст ФЗ +++ Режим работы образовательной организации (в части функционирования групп детей дошкольного возраста) п.14 Порядка организации и осущ-я обр. деят-ти по обр.прогр.дошк.обр. +++ Положение о том, что учреждение предоставляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики, налоговые органы, иные органы и лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом. ч.12 ст ФЗ п.1 ст.32 7-ФЗ

Обязательные содержательные компоненты устава Требование НормаАвтономное Бюджетное Казённое права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности педагогических, инженерно-технических, административно- хозяйственных, производственных, учебно- вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции ч.3 ст ФЗ +++ порядок принятия локальных нормативных актов образовательной организации, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения ч.1 ст ФЗ +++ порядок утверждения положения о соответствующем структурном подразделении (в том числе филиале или представительстве) ч.4 ст ФЗ +++ включение в исчерпывающий перечень видов деятельности научной и (или) творческой деятельности в образовательной организации (если такие сведения в уставе не указаны, то данную деятельность вести нельзя) ч.4 ст ФЗ +++ устав может содержать иные не противоречащие законодательству положения п.3 ст.14 7-ФЗ

Наименование образовательных организаций Наименование дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций не изменяется, если оно не противоречит требованиям законодательства. Наименования образовательных организаций, типы которых не предусмотрены ФЗ «Об образовании в РФ», приводятся в соответствие с действующим законодательством. По всем предусмотренным ФЗ «Об образовании в РФ» 6 типам образовательных организаций виды не установлены

Примеры наименований образовательных организаций 1.[Муниципальное]* [бюджетное] общеобразовательное учреждение «Средняя школа 2» [Ярославского муниципального района]** 2.[Муниципальное] [автономное] общеобразовательное учреждение «Средняя школа 2» Ярославского муниципального района 3.[Муниципальное] [бюджетное] дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2» [Ярославского муниципального района] 4.[Муниципальное] [автономное] дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 2» Ярославского муниципального района 5.[Муниципальное] [автономное] учреждение дополнительного образования (МУДО, МАУДО или УДО) «Спортивная школа» Ярославского муниципального района 6.[Муниципальное] [бюджетное] учреждение дополнительного образования (МУДО, МБУДО или УДО) «Спортивная школа» [Ярославского муниципального района] _______ * в квадратных скобках [] указаны необязательные сведения ** указание на собственника имущества является обязательным только для автономных учреждений

Наименование автономных учреждений «Устав автономного учреждения должен содержать следующие сведения: 1) наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества » ч.2 ст. 7 ФЗ «Об автономных учреждениях» «Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование » ч.1 ст. 3 ФЗ «Об автономных учреждениях»

Разъяснения Минобрнауки России по наименованию автономных учреждений Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 2 ФЗ «Об автономных учреждениях» автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием и соответственно создается на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности. «… при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений, их наименование должно содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное». Письмо ДЛ-187/17 от г

Разделы устава образовательного учреждения 1. Общие положения. 2.Цели, предмет и виды деятельности учреждения. 3. Обучающиеся и работники учреждения. 4. Управление учреждением (включая порядок принятия локальных нормативных актов). 5. Заключительные положения

Раздел 1. Общие положения (избранное) Краткая история учреждения. –запись о создании учреждения (указывают учреждения, созданные начиная с 1992 года); –запись о последней реорганизации, изменении типа и (или) переименовании. Место нахождения учреждения (ранее – юридический и фактический адрес)

Раздел 1. Общие положения (избранное) В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» школа относится к типу учреждения – бюджетное учреждение. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» школа относится к типу образовательной организации – общеобразовательная организация

Раздел 1. Общие положения Учредителем и собственником имущества Учреждения является Угличский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Угличского муниципального района осуществляют Администрация района, управление образования управление муниципального имущества. Функции и полномочия собственника имущества Учреждения, находящегося в оперативном управлении, от имени Угличского муниципального района осуществляют Администрация района управление муниципального имущества

Раздел 1. Общие положения Учреждение является некоммерческой организацией и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами муниципального района, настоящим Уставом и локальными актами Учреждения

Раздел 1. Общие положения (избранное) Сведения о филиалах и представительствах Учреждение имеет филиал: (данный пункт оставляют учреждения, имеющие филиалы) Полное наименование филиала – филиал муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 3 (название филиала Учреждения указывается в соответствии с ЕГРЮЛ). Сокращенное наименование филиала – филиал МОУ СОШ 3. Место нахождения филиала: Российская Федерация, , Ярославская область, Угличский район (наименование района не пишут городские учреждения), г. Углич, ул. Ленинское шоссе, д.1А

Источники формирования имущества учреждения (указываются в уставах бюджетных и казенных учреждений) Источник формирования имущества Бюджетное Казённое имущество, закрепленное за учреждением Собственником имущества на праве оперативного управления ++ имущество, приобретенное за счет средств бюджета города ++ бюджетные ассигнования в виде субсидий +- бюджетные инвестиции +- средства бюджета городского округа/муниципального бюджета/бюджета субъекта РФ -+ средства бюджета города на исполнение публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме ++ плата, взимаемая в соответствии с законодательством Российской Федерации с родителей (законных представителей) обучающихся (для учреждений, имеющих группы детей дошкольного возраста и группы продленного дня) ++ средства от приносящей доход деятельности +- добровольные имущественные взносы и пожертвования ++ имущество, полученное по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации

Открытость и доступность информации об образовательном учреждении Учреждение предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, Учредителю и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с уставом

Основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по: образовательным программам дошкольного образования (для дошкольной образовательной организации), присмотр и уход за детьми;* образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (для общеобразовательной организации); дополнительным общеобразовательным программам (для организации дополнительного образования). __________________ *При реализации образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо использовать понятие «адаптированная образовательная программа» Раздел 2. Цели, предмет и виды деятельности учреждения

Не являются основной целью деятельности учреждения (ч.4 ст ФЗ) Учреждение также осуществляет образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью ее деятельности: Образовательные программы Тип образовательной организации дополнительных общеразвивающих программдля дошкольной образовательной организации –образовательных программ дошкольного образования, –дополнительных общеобразовательных программ, –основных программ профессионального обучения для общеобразовательной организации –образовательных программ дошкольного образования, –основных программ профессионального обучения для организации дополнительного образования

Предмет деятельности учреждения Варианты: 1. обучение и воспитание в интересах человека, семьи, общества и государства, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности; 2. организация общественных отношений в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование

Направленность образовательных программ Направленность образовательных программ общего образования не указывается, поскольку ч.3 п.2 ст ФЗ требуется указать виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и ( или ) направленности. Уровень образования указан в цели деятельности (п.2.1) и основных видах деятельности (п.2.4). Направленность основных программ профессионального обучения определяется задачами приобретения обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций в отраслях экономики Ярославской области. В ФЗ «Об образовании в РФ» уровни образования предусмотрены только для общего и профессионального образования, из чего следует, что профессиональное обучение на уровни не делится

Учреждение реализует дополнительные общеобразовательные программы следующей направленности: 1. техническая 2.естественнонаучная; 3.физкультурно-спортивная; 4.художественная; 5.туристко-краеведческая; 6.социально-педагогическая. (Приказ Минобрнауки России от ) Направленность дополнительных общеобразовательных программ

Основные виды деятельности учреждения реализация образовательных программ дошкольного образования; реализация адаптированных образовательных программ дошкольного образования; реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; реализация адаптированных образовательных программ начального общего, основного общего образования; реализация дополнительных общеобразовательных /общеразвивающих программ; реализация основных программ профессионального обучения ; присмотр и уход за детьми;

Основные виды деятельности учреждения консультирование обучающихся в группах продленного дня по подготовке домашних заданий (для ОУ); организация отдыха и оздоровления детей в каникулярное время (для ОУ); оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования (если в учреждении создан соответствующий консультационный центр); коррекция нарушений в развитии речи обучающихся (если есть логопедический пункт или логопедический кабинет); осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся;

Основные виды деятельности учреждения осуществление медицинской деятельности: указываются конкретные виды медицинской деятельности в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности; организация разнообразной массовой работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся для отдыха и досуга, в том числе клубных, секционных и других занятий, экспедиций, соревнований, лагерных сборов, экскурсий; проведение фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных мероприятий образовательного и просветительского характера; организация научной, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности; проведение мероприятий по межрегиональному и международному сотрудничеству в сфере образования, обмену обучающимися и педагогическими работниками;

Основные виды деятельности учреждения организация питания обучающихся (для ОУ); обеспечение питанием обучающихся в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами Ярославской области, муниципальными правовыми актами города Ярославля (для ОУ); организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации); проведение необходимых лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для обучающихся (для санаторных школ и иных образовательных учреждений, в которых на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности проводятся указанные мероприятия для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении) ; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания работников Учреждения. В соответствии с данными видами деятельности учредитель формирует и утверждает муниципальное задание для учреждения

Иные виды деятельности учреждения В уставе, помимо основных видов деятельности, указываются иные виды деятельности, в том числе приносящие доход: –оказание образовательных услуг, не предусмотренных муниципальным заданием; –присмотр за обучающимися после окончания занятий; (данный абзац оставляют ОУ с дошкольными группами) –создание и реализация любых видов интеллектуального продукта; –проведение спортивно-оздоровительных мероприятий; –создание условий для практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы; –сдача в аренду или передача в безвозмездное пользование имущества Учреждения; –выполнение копировальных и множительных работ, оказание копировально-множительных услуг, услуг по тиражированию учебных, учебно-методических и других материалов; –пользование библиотечным фондом; –проведение тематических дискотек; –репетиторство; –изготовление, реализация и организация потребления непосредственно на месте кулинарной продукции, продукции общественного питания, продажа напитков; –реализация творческих работ, выполненных обучающимися Учреждения

«Закрытый» перечень видов деятельности учреждения Указанный в данном разделе перечень видов деятельности, которые Учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, является исчерпывающим (п.3 ст.14 ФЗ «О некоммерческих организациях»/п.5 ч.2 ст.7 ФЗ «Об автономных учреждениях»)

Раздел 3. Обучающиеся и работники учреждения К обучающимся относятся (ст ФЗ): – воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации; – учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы (в том числе– дополнительные общеразвивающие программы в ДОУ); – слушатели – лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения; – экстерны - лица, зачисленные в учреждение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации

Дети в группах по присмотру без реализации образовательной программы дошкольного образования Как следует из ФЗ «Об образовании в РФ», дети, зачисленные в группу по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, не относятся к воспитанникам, т.к. воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования. Но, в соответствии п.13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования, указанные группы организуются для воспитанников

Отсылки по правам и обязанностям обучающихся и работников В соответствии с ч.2 ст ФЗ Учреждение обязано ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом … и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. 1. Как следует из приведенной нормы, устав относится к документам, регламентирующим права и обязанности обучающихся. 2. В разработанном уставе делаются только отсылки на права и обязанности, а не дается их перечисление, т.к.: –в ином случае пришлось бы указывать права и обязанности, содержащиеся не только в 273-ФЗ, но и в других нормативных правовых актах; –дублирование положений законодательства признается нарушением норм юридической техники; –обязанности устанавливаются только ФЗ «Об образовании в РФ», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и договором об образовании (при его наличии), т.е. уставом дополнительные обязанности предусмотрены быть не могут

Отсылки по правам и обязанностям обучающихся и работников 3. С целью исполнения требований, предусмотренных ч.2 ст ФЗ, рекомендуется при зачислении детей в учреждение ознакомить родителей (законных представителей), наряду с уставом, со следующими нормативными правовыми актами (которые относятся к «другими документам, регламентирующими права и обязанности обучающихся» ): –ФЗ «Об образовании в РФ»; –ФЗ «Об основных гарантиях права ребенка в РФ»; –Конвенция о правах ребенка. 4. В заявлении при приеме рекомендуется указать: «С правами и обязанностями обучающихся ознакомлен»

Правам и обязанности обучающихся в ДОУ Права и обязанности обучающихся, указанные в 273-ФЗ, ориентированы в большей степени на уровни, начиная с начального общего образования. В уставе предлагается следующая формулировка: «Учреждение обеспечивает права каждого ребенка в соответствии с Конвенцией «О правах ребенка», принятой на 44-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, и законодательством Российской Федерации»

Права обучающихся устанавливаются: частью 1 статьи 34 ФЗ «Об образовании в РФ»; иными положениями ФЗ «Об образовании в РФ»; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; локальными нормативными актами образовательного учреждения

Обязанности обучающихся устанавливаются: частью 1 статьи 43 ФЗ «Об образовании в РФ»; иными положениями ФЗ «Об образовании в РФ»; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; договором об образовании (при его наличии)

Права, обязанности и ответственность работников учреждения устанавливаются: –законодательством Российской Федерации; –уставом образовательного учреждения; –правилами внутреннего трудового распорядка учреждения; –иными локальными нормативными актами учреждения; –должностными инструкциями; –трудовыми договорами. Работники учреждения

Работники учреждения В образовательной организации наряду с должностями педагогических работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно- вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Право на занятие указанных должностей имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ч.1 ст ФЗ)

Права и обязанности работников учреждения Права всех работников учреждения – статья 21 Трудового кодекса РФ Обязанности работников учреждения – статьи 21, 213 Трудового кодекса РФ

Права и социальные гарантии педагогических работников учреждения Педагогические работники учреждения: пользуются академическими правами и свободами, установленными частью 3 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; имеют трудовые права и социальные гарантии, установленные частью 5 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Права и социальные гарантии руководящих работников учреждения Директору Учреждения (заведующему Учреждением), заместителям директора Учреждения (заместителям заведующего Учреждением), руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам пунктами 3 и 5 части 5 статьи 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Раздел 4. Управление учреждением

Принятие решений коллегиальными органами управления учреждением Большинство Абсолютное (считается от списочного состава) Относительное (считается от числа присутствующих) Простое КвалифицированноеПростое Квалифицированное Значение 50% голосов + 1 голос Большинство в 2/3 или 3/4 50% голосов + 1 голос при условии участия в собрании не менее 50% от списочного состава (ст ГК РФ) Большинство в 2/3 или 3/4 при условии участия в собрании не менее 50% от списочного состава (ст ГК РФ) В уставах предлагается – простое относительное большинство (за исключением избрания председателя наблюдательного совета автономного учреждения, избираемого в соответствии с ч.12 ст ФЗ простым абсолютным большинством)

Определение вида и перечней особо ценного движимого имущества Учредитель Совместно с собственником имущества вносит изменения в перечень особо ценного движимого имущества Орган местного самоуправления Определяет: –порядок определения видов особо ценного имущества; –порядок определения перечней особо ценного имущества; Выделяет средства на приобретение имущества

Органы управления образовательного учреждения (обязательные) –учредитель и собственник имущества; –заведующий/директор учреждения; –общее собрание работников учреждения; –педагогический совет; –наблюдательный совет (в автономном учреждении)

Органы управления учреждением в зависимости от типа учреждения и типа образовательной организации Тип учреждения Автономное Бюджетное Казённое Орган управления ДОУОУДОПООДОУОУДОПООДОУОУДОПОО [управляющий] совет учреждения +/- наблюдательный совет совет родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся ++++/ совет обучающихся (студенческий совет в ПОО) Условные обозначения: ДОУ – дошкольное образовательное учреждение ОУ – общеобразовательное учреждение ДО – учреждение дополнительного образования ПОО – профессиональная образовательная организация

Распределение компетенции образовательной организации, предусмотренной ч.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» Компетенция Орган управления разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов органы управления учреждением, за исключением педагогического совета материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами --- предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования директор установление штатного расписаниядиректор

Распределение компетенции образовательной организации, предусмотренной ч.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» Компетенция Орган управления прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников директор разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации педагогический совет – разработка, директор – утверждение разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации директор прием обучающихся в образовательную организациюдиректор

Распределение компетенции образовательной организации, предусмотренной ч.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» Компетенция Орган управления определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями педагогический совет осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения органы управления учреждением индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах информации об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях директор

Распределение компетенции образовательной организации, предусмотренной ч.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» Компетенция Орган управления использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения педагогический совет проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования директор обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся --- создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации директор создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом директор

Распределение компетенции образовательной организации, предусмотренной ч.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» Компетенция Орган управления приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации директор установление требований к одежде обучающихсясовет учреждения содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации директор; совет учреждения организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров директор; педагогический совет обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" директор

Компетенция учредителя (избранное) в части дошкольных групп и групп продленного дня установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) обучающихся за присмотр и уход за ребенком, и ее размера, если иное не установлено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч.1 ст ФЗ); принятие решения о снижении размера родительской платы или о не взимании ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) обучающихся в случаях и порядке, определяемых органом местного самоуправления (ч.2 ст ФЗ)

Компетенция учредителя (избранное) Компетенция Автономное Бюджетное Казённое утверждение формы плана финансово- хозяйственной деятельности ++- установление порядка составления и утверждения плана финансово- хозяйственной деятельности Учреждения в соответствии с требованиями, определёнными Министерством финансов Российской Федерации ++- утверждение плана финансово- хозяйственной деятельности Учреждения - (отнесено к компетенции директора и наблюдательного совета) +- установление порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Учреждения

Компетенция учредителя (избранное) перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей), в случае прекращения деятельности Учреждения, аннулирования соответствующей лицензии, лишения его государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности (ч.9 ст ФЗ); перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности (ч.9 ст ФЗ)

Компетенция учредителя (избранное) разрешение Учреждению на приём детей в Учреждение на обучение по образовательным программам начального общего образования до достижения возраста шести лет шести месяцев или старше восьми лет по заявлению родителей (законных представителей) детей (ч.1 ст ФЗ); согласование программы развития Учреждения (ч.3 ст ФЗ); установление порядка комплектования специализированных структурных подразделений Учреждения, созданных в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности (ч.5 ст ФЗ); выдача разрешения Учреждению на организацию индивидуального обучения обучающегося на дому;

Компетенция учредителя (избранное) проведение перед сдачей Учреждением в аренду закрепленных за ним объектов собственности оценки последствий заключения договора аренды для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания; проведение перед принятием решения о реорганизации или ликвидации Учреждения оценки последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания

Компетенция собственника имущества –закрепление на праве оперативного управления за учреждением муниципального (государственного) имущества; –изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закреплённого за учреждением Собственником имущества либо приобретённого учреждением за счёт средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества; –осуществление иных полномочий, предусмотренных действующим законодательством

Компетенция заведующего/директора в области управления учреждением Нормативные источники определения компетенции заведующего/ директора учреждения: Гражданский кодекс РФ; ФЗ «Об образовании в РФ»; ФЗ «О некоммерческих организациях»/ФЗ «Об автономных учреждениях»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. 761 н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования»; Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2013 г. 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения»

Порядок формирования совета учреждения (управляющего совета) От работников Учреждения От родителей От обучающихся Совет Учреждения (min – 9 чел.) От Учредителя Общественные деятели (кооптированные члены) Директор По должности По приказу учредителя По предложению членов совета

В связи с тем, что в соответствии с действующим законодательством в уставе требуется указывать компетенции органов управления учреждением (совет учреждения, управляющий совет, наблюдательный совет, собрание работников учреждения, педагогический совет), порядок их формирования, сроки полномочий, порядок деятельности и принятия решений, разработка специальных локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность данных органов, не требуется

Порядок принятия локальных нормативных актов Направление директором проекта л.н.а. коллегиальным органам Формирование коллегиальным органом мотивированного мнения Направление коллегиальным органом мотивированного мнения директору Согласие коллегиального органа с проектом л.н.а. Утверждение л.н.а. приказом директора Проведение директором дополнительных консультаций да нет С учётом замечаний коллегиального органа Достижение согласия да нет Оформление разногласий протоколом

Порядок выступления органов управления учреждением от имени учреждения Совет учреждения (управляющий совет), общее собрание работников учреждения, педагогический совет учреждения вправе самостоятельно выступать от имени учреждения, действовать в интересах Учреждения добросовестно и разумно, осуществлять взаимоотношения с органами власти, организациями и общественными объединениями исключительно в пределах полномочий, определенных настоящим Уставом, без права заключения договоров (соглашений), влекущих материальные обязательства учреждения

Порядок выступления органов управления учреждением от имени учреждения В случае нарушения принципа добросовестности и разумности виновные представители указанных органов управления учреждением несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы управления учреждением вправе выступать от имени учреждения на основании доверенности, выданной председателю либо иному представителю указанных органов директором Учреждения в объёме прав, предусмотренных доверенностью. При заключении каких-либо договоров (соглашений) органы управления учреждением обязаны согласовывать предусмотренные ими обязательства и (или) планируемые мероприятия, проводимые с органами власти, организациями и общественными объединениями, с директором Учреждения

Заключительные положения - порядок внесения изменений в устав Для автономных учреждений Для бюджетных и казённых учреждений Изменения в устав рассматриваются и принимаются общим собранием трудового коллектива учреждения, согласовываются с органом управления образованием, собственником имущества (при необходимости) и утверждаются учредителем. Учредитель принимает решение об утверждении изменений в устав после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета учреждения. Изменения в устав вносятся в порядке, установленном местной администрацией/высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ

При ликвидации учреждения его имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования (только для образовательной организации). Заключительные положения

статус образовательного учреждения; цели образовательного процесса; основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: – язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; – правила приема обучающихся, воспитанников; – продолжительность обучения на каждом этапе обучения; – порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; – система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; – режим занятий обучающихся, воспитанников; – наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); С в уставах не требуется указывать

– порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей) – Порядок обучения по индивидуальным учебным планам; структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части: – использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением – финансового и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения – осуществления приносящей доходы деятельности С в уставах не требуется указывать

– запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами – порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности – открытия счетов в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) (за исключением негосударственных образовательных учреждений и автономных учреждений) С в уставах не требуется указывать

порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; права и обязанности участников образовательного процесса (обучающихся и родителей (законных представителей)); перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения; открытость и доступность информации; права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся С в уставах не требуется указывать

Спасибо за внимание! Наши контакты: , Великий Новгород, ул. Федоровский ручей, д.2/13 Тел. +7 (816-2) , факс +7 (816-2) Электронная почта Адрес в сети Интернет