ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМП К ОУ «дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Advertisements

СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Психолого- медико- педагогический консилиум в ДОУ педагог-психолог МДОУ Кондратовский детский сад общеразвивающего вида 2 Л.М.Галина.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
1.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 273 от ФГОС дошкольного образования (Приказ 1155 от г) 3.Порядок организации и осуществления.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Конвенцией ООН о правах ребенка, законами РК «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями,
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования Организация и функционирование совместной деятельности.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) Л.Д.Постоева,педагог-психолог МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Родничок» г.Бородино Красноярского.
Психолого-медико- педагогический консилиум в школе.
Психолого-медико- педагогический консилиум в общеобразовательной школе.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
Кайгородова Настасия Амерзановна – председатель ПМПк Симакова Валентина Владимировна – педагог - психолог Краевое государственное бюджетное специальное.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
«Создание условий для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» Куркова О.А. педагог-психолог Муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
МОУ открытая (сменная) общеобразовательная школа Рыбинского муниципального района – ресурсный центр по организации психолого- педагогической помощи детям.
Организация работы медико-психолого- педагогического консилиума в школе Окружной методический центр Окружной методический центр.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий.
Психолого- медико- педагогический консилиум в школе Перечень необходимых документов.
Транксрипт:

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПМП К ОУ «дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для развития» Документы, регламентирующие деятельность ПМПконсилиума ДОУ (нормативно - правовые): Инструктивное письмо Министерства образования РФ (приказ 27/901 – 6 от г.) «О психолого – медико – педагогическом консилиуме образовательных учреждений» Конвенция ООН о правах ребенка Закон РФ «Об образовании» от Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ Семейный кодекс РФ Устав МДОУ Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Договор между ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников

1. Своевременное выявление проблем в развитии детей. 2. Выявление актуальных и резервных возможностей детей. 3. Анализ и организация исполнения рекомендаций психолого – медико – педагогических комиссий, бюро медико – социальной экспертизы, отдельных специалистов, обследовавших детей. 4. Определение характера, продолжительности и эффективности оказываемой помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей. 5. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния. 6. Консультирование родителей (законных представителей), педагогических, медицинских и социальных работников, представляющих интересы ребенка. 7. Участие в просветительской деятельности, направленной на повышение психолого – педагогической, медико – социальной и правовой культуры педагогов, родителей (законных представителей), детей.

Обеспечение общей коррекционной направленности образовательного процесса Социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни Организация лечебно-оздоровительных мероприятий Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов ВЫРАБОТКА КОЛЛЕКТИВНОГО РЕШЕНИЯ О МЕРАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПМПк

Перечень документов ПМПк (рабочая документация) 1. Приказ руководителя ДОУ о создании ПМПк 2. Положение о ПМПк ДОУ 3. Соглашение с родителями воспитанников (договор) 4. Журнал регистрации заседаний ПМПк 5. Журнал записи детей на ПМПк 6. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк 7. Журнал сведений о динамике развития воспитанников 8. Пакет документов, необходимых для представления ребенка в ОТПМПК 9. Карта учета динамики развития ребенка 10. Индивидуальная программа сопровождения воспитанников 11. Карта развития воспитанника (представления специалистов, коллегиальное заключение) 12. График плановых заседаний ПМПк 13. Ежегодный отчет о работе ПМПк за учебный год

. Основные принципы деятельности ПМПк Принцип семейной центрированности – специалисты ПМПк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения). Принцип партнёрства – деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй. Принцип междисциплинарного взаимодействия – работа с клиентами осуществляется специалистами разных областей знаний о ребёнке и семье, дейст­вующими в рамках технологии профессионального взаимодействия. Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПк и включении их семьи в программу обслуживания. Принцип открытости – ПМПк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием. Принцип конфиденциальности – информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ПМПк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи. Принцип уважения личности ребёнка – специалисты ПМПк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития. Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя, специалисты ПМПк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания. Принцип профессиональной ответственности – специалисты ПМПк ответст­венны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка. Принцип информированного согласия – добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ПМПк даёт родителям (законным представителям) доста­точно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.

П СИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ (ПМП К ) ОУ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПМПк педагогического Специального -психологического -логопедического -социального -дефектологического медицинского

. Основные области деятельности специалистов ПМПк Педагог-психолог: психологическая диагностика, выявление потенциальных возможностей ребенка и зону его ближайшего развития, психологическое кон­сультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребён­ком с учётом данных психодиагностики. Логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи, разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приёмов в работе с ребёнком. Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребёнка в соответствии с программой воспитания и обучения, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня сформи­рованности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков самообслуживания согласно возрастному этапу; реализация рекомендаций психолога, логопеда, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр и т. д.).

Старшая медицинская сестра: информирование заинтересованных лиц о поступлении в ДОУ детей с отклонениями в развитии, контроль выполнения рекомендаций врача, обеспечение повседневного санитарно- гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников, проведение фито- и физиотерапевтических процедур. Инструктор по физкультуре: выполнение рекомендаций психолога, логопеда, врача, проведение занятий с учетом индивидуального подхода. Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания с элементами танцевальной, теат­ральной терапии с учётом рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога. Педагог дополнительного образования: выполнение рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным представлением для психологического анализа продуктов детского творчества как проективного материала. Председатель ПМПк: ведение текущей документации, подготовка и проведение заседаний ПМПк, перспективное планирование деятельности ПМПк, координация деятельно­сти и взаимодействия специалистов, контроль организации работы, анализ эф­фективности

Запись на обследование ребёнка на консилиуме Индивидуальное обследование ребёнка всеми специалистами консилиума Коллегиальное обсуждение Направление ребёнка на ГПМПК Согласование деятельности специалистов по коррекционно- развивающей работе Реализация рекомендаций консилиума Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы Индивидуальная коррекционная работа

Условные категории воспитанников, Сопровождаемые специалистами консилиума Дети, не имеющие предпосылок к возникновению проблем и не имеющие проблем в развитии в данный момент Дети, имеющие предпосылки к возникновению проблем в развитии (медицинские, социальные, психолого- педагогические, факторы риска) Дети, имеющие особенности в развитии в данный момент Дети, имеющие отклонения в развитии

Организация и проведение комплексного изучения личности ребенка, определение направлений, форм коррекционно- развивающейся работы Выявление уровня особенностей развития резервных возможностей ребенка Применение гибких вариативных форм построения образовательного процесса Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки Разработка индивидуального образовательного маршрута Отслеживание результатов

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА Оценка катамнеза Перевод ребенка на следующую ступень Контрольный Пмпк Итоговая диагностика Уточнение содержания сопровождения ПМПк Динамическая диагностика ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПМПК БАЗОВАЯ ДИАГНОСТИКА

План подготовки ребёнка к представлению на ПМПк Анализ первичной информации: Изучение анамнеза. Изучение педагогического представления на ребёнка. Изучение сведений о социальных условиях жизни ребёнка. Изучение ри­сунков. Формирование диагностической гипотезы. Определение условий обследования (время, место, допустимость обследования в присутствии нескольких специалистов, с участием родителей или без них). Коллегиальное обследование.

п.п КритерииОснования 1Семьи, имеющие детей-инвалидов до 7 лет Медицинская карта воспитанника 2Замещающие семьи (опекунские, патронатные, приемные) Справка о статусе несовершеннолетнего (ребенок- сирота, ребенок оставшийся без попечения родителей) 3Семьи, использующие неконструктивные методы воспитания Результаты наблюдения воспитателя (педагога) за процессом общения ребенка и родителей утром и вечером 4Семьи с детьми, у которых наблюдается запаздывание психического развития и/или нарушения в развитии эмоционально-волевой сферы Результаты психолого-педагогической диагностики ребенка 5Неблагополучные семьи: Один из родителей злоупотребляет алкоголем, В семье частые ссоры, скандалы, конфликты, нарушающие условия договора с ДОУ (родители систематически поздно забирают ребенка из ДОУ, приходят за ним в нетрезвом состоянии, эпизодически одевают ребенка не по сезону и/или в грязную одежду). Докладная воспитателя на имя заведующего ДОУ о нарушении условий договора с ДОУ родителями несовершеннолетнего Категории семей «группы риска» в ДОУ, дети из которых могут быть представлены на ПМПк:

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Изучает особенности интеллектуального развития ребенка, познавательных и иных интересов, личностные и поведенческие реакции самооценки, мотивации, эмоциональной сферы с позиций возрастных особенностей Определение уровня актуального развития Оказывает методическую помощь педагогам Обеспечивает подход к ребенку с оптимистической гипотезой перспектив его дальнейшего развития раскрывает характер и особенности в развитии ребенка, оказывает помощь в установлении причин особенностей ребенка На основе анализа результатов собственного психологического обследования, а также изучения материалов, собранных коллегами (учителем, логопедом, врачом), и данных, полученных из бесед с родителями, представляет свое видение проблем ребенка. Как член ПМПк, участвует в коллегиальном решении вопросов дальнейшего обучения ребенка; в выработке конкретных рекомендаций по оказанию ему необходимой помощи; в составлении индивидуальной программы развития (ИПР)

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ПМП К ( ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА ) Дата заполнения представления ______ 20_______ года Фамилия, имя, отчество ребенка __________________________________________ Дата рождения _________________________________________________________ ДОУ _____________ тип ____ группа _________ тип группы ________________ Срок пребывания в данном ДОУ ________________________________________ В каком возрасте поступил ____________________________________________ Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (причина) ______________________ Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное ____ Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер. Особенности игровой деятельности: а) игра соответству­ет возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) пре­обладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное ________________________________________________ Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усва­ивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетвори­тельно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваи­вает; д) иное ______________________________________ Восприятие: а) соответствует возрасту; б) имеются наруше­ния зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового вос­приятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________ Внимание: а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое Память (преобладающая модальность): а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная Память (проблемы): а) без особенностей; б) медленно запо­минает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забыва­ет; г) иные проблемы __________

Мышление: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ___ Моторика: а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________ Основные трудности, отмечаемые в общении: а) труд­ностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное _________________ Речевое развитие: а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное ___________ Социально-бытовые навыки: а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное ________ Ориентировка в пространстве и времени: а) соответ­ствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное Отношение к занятиям, деятельность: а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, де­тям; д) быстро истощаем; е) иное ________________ Темп деятельности: а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное _ Соматическое здоровье: а) болеет редко; б) часто болеет; простудными заболеваниями; в) имеет хронические нарушения здоровья; г) плохо ест; д) трудно засыпает и беспокойно спит; е) иное ________________________________ Дополнительные особенности развития ребенка: _________________________ ______________________________________________________________________ Общая оценка развития и поведения ребенка, предложения педагога: ______ ______________________________________________________________________ Педагог ___________________________ Заверяю: заведующий ДОУ___________________________ М.П.

ПМП К – ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПМПк ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ УСТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ ОУ, СПЕЦИАЛИСТАМ

МОЩНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ ОБЛАДАЕТ СИСТЕМА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ПРИЗНАННАЯ СЕГОДНЯ ОДНИМ ИЗ КРУПНЕЙШИХ ЦЕНТРОВ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ. ОДНОЙ ИЗ ФОРМ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Они говорят, что я не могу бегать, но я могу смотреть. Они говорят, что я не умею разговаривать, но я могу слушать. Они говорят, что я не могу строить, но я могу задействовать воображение. Они говорят, что я не могу многого: Но я могу подняться в горы … Если ты поможешь мне Тара Никольсон