«ЕГЭ-2015 по обществознанию: особенности и методические рекомендации по подготовке » заместитель председателя региональной предметной комиссии Новосибирской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Об изменениях в ЕГЭ по Обществознанию – 2015
Advertisements

Об итогах ЕГЭ по обществознанию в 2009 году в Краснодарском крае Голикова Наталья Юрьевна – зам. председателя предметной комиссии по обществознанию ЕГЭ.
ЕГЭ 2015 год Предмет: обществознание (общая характеристика) Учитель истории и обществознания Плотникова И.П. ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-
Общие цифры ЕГЭ по обществознанию Минимальный балл 39 Средний балл 56,3857,11 Количество cдававших Не сдали ЕГЭ, % 3,9.
Результаты ЕГЭ 2012 года по обществознанию в Новгородской области.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
Сравнительный анализ содержания КИМов по обществознанию (спецификации 2009г, 2010г.) Блошко А.А., руководитель РМО учителей истории Свердловского района.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
РОССИЯРостовская область Таганрог ТГПИ 2012 (2011) Количество выпускников 11- х классов, сдававших экзамен (408000) (12048) 865 (829) 116.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Анализ ЕГЭ-2012 общестознание.. В экзаменационной работе по обществознанию образца 2012 года, содержалось 37 заданий. Из них 20 заданий части 1 (часть.
ПредметИзменения Математика, биология, иностранные языки, химия, физика Изменений нет Русский язык1. Изменен формат задания А1. 2. Уточнены критерии проверки.
Изменения в КИМах 2015 обществознание история. Обществознание.
ЕГЭ 2014 год Предмет: обществознание (общая характеристика) Учитель истории и обществознания Плотникова И.П. ГБОУ гимназия 192 Калининского района Санкт-
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ у учащихся 7- х классов Методист экспертно - аналитического отдела ГАУ ДПО МЦКО Богданова.
Королева А.А. ГИА 2011 Государственная итоговая аттестация.
Анализ результатов ЕГЭ 2015 по обществознанию по итогам работы предметной комиссии Е.В.Саплина, к.пед.н., доцент кафедры социально-гуманитарного образования.
Анализ ЕГЭ Обществознание Саров, Структура и содержание КИМ Всего 39 заданий Контрольно-измерительные материалы состоят из трех частей: - часть.
Часть 1 содержит 21 задание с выбором ответа (один верный ответ из исторических факторов, процессов, явлений, причин и следствий событий). Общее число.
ЕГЭ 2015 Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей, включающих в себя 40 заданий. Часть 1 содержит 35 заданий с кратким ответом, в их.
Транксрипт:

«ЕГЭ-2015 по обществознанию: особенности и методические рекомендации по подготовке » заместитель председателя региональной предметной комиссии Новосибирской области Наталья Алексеевна Дорошенко, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, МАОУ «Гимназии 7 «Сибирская» Е-mail:

Изменена структура варианта КИМ год Количество заданий Первичный балл минимальный Часть А Часть ВЧасть С Всего /12 = каждый вариант состоит из двух частей; - задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.

Изменения формата ЕГЭ в 2015 по обществознанию Максимальный балл повышен до 62 Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) 04 сентября 2014 года распоряжением установлен минимальный балл, необходимый для поступления в ВУЗы - 42 тестовых балла, что соответствует 18 первичным баллам. Увеличено время выполнения работы с 210 до 235 минут

Оптимизирована структура экзаменационной работы в каждом из пяти содержательных блоков-модулей сокращено по одному заданию на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов; - изменена форма записи ответа заданий 1 части, требуется записывать цифры, соответствующие правильному ответу; -задания на обращения к социальным реалиям (4, 9, 16, 20 ) в блоках «Человек. Общество. Познание. Духовная культура», «Экономика», «Политика», «Право», а также задание 12 в блоке «Социальные отношения», направленное на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма), даны в виде задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (по типу бывших В4, В7);

Структура 1 части работы по обществознанию Содержате льные модули- блоки Человек и общество Экономика Социальные отношения Политика Право Всего заданий С выбором одного ответа из 4-х предложенных 1,2,35,6,7,810,1113,14,1517,18,1915 С кратким ответом (новое)

Успешность выполнения заданий части А в НСО в 2014 году

Примеры задания на определение верности или ошибочности двух приведенных суждений (средний процент выполнения 58%) Верны ли суждения о заключении брака? А. Для заключения брака необходимо достижение женихом и невестой брачного возраста. Б. Права и обязанности супругов возникают со дня регистрации брака в органах ЗАГСА. Верны ли суждения об альтернативной гражданской службе? А. Если гражданин имеет ребенка и воспитывает его в одиночку. Б. Если гражданин имеет ученую степень, предусмотренную государственной системой аттестации. Верны ли суждения о воинской обязанности и военной службе в РФ? А. Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только по достижении ими 18 лет. Б. Граждане отбывающие наказание в виде ареста или лишения свободы, подлежат призыву на военную службу.

Добавлены в 1 часть 4 задания (4, 9, 16, 20), обращенные к социальным реалиям, с выбором нескольких правильных ответов из предложенного перечня 20. В гражданском суде рассматривается иск гражданки М. об установлении отцовства гражданина К. в отношении её несовершеннолетнего сына. Найдите в приведенном списке термины, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) уголовный процесс 2) гражданский процесс 3) истец 4) подсудимый 5) потерпевший 6) ответчик Ответ: 236_____

Введено новое задание, закреплено на отдельной 21 позиции проверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина (1 и 2 главы Конституции РФ) Например: 21. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности. 1)указание своей национальности 2)сохранение исторического и культурного наследия 3)участие в выборах органов власти 4)уплата налогов 5)свободное распоряжение своими способностями к труду 6)пользование родным языком Ответ: _____24____

Закреплено на отдельной 12 позиции в блоке «Социальные отношения», задание, направленное на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма). Например: 12. Социологи провели опрос выпускников школ станы Z. Им задавали вопрос: « Какие сферы жизни, вызывают беспокойство при мысли о будущем?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Распределение заданий 1 части по видам умений и способам действий задания Содержание, вид умений и способ действий 1-20 Проверяют содержание пяти тематических блоков-модулей - Умение определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; - Умение оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; - Умение характеризовать на основе смоделированных социальных ситуация социальные объекты; - Умение осуществлять поиск социальной информации, представленных в знаковых системах (диаграммах и таблицах); - Умение сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия 21 Проверяет знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина (1 и 2 главы Конституции РФ) Умение устанавливать соответствие между существенными признаками социальных объектов, процессов с терминами и понятиями; -работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено; -соотносить родовые понятия с видовыми, выделяя обобщающее понятие

Распределение заданий 2 части по видам умений и способам действий задания вид умений и способ действий Объединены в составное задание с фрагментом научно - популярного текста. Направлены на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в явном виде. Конкретизация текста или отдельных его положений, с опорой на обществоведческие знания. Самостоятельное формулирование и аргументация оценочных суждений 32 Раскрывать смысл понятий и применять их в заданном контексте 34 Анализ информации, аргументация, формулирование оценочных суждений и выводов. Решать познавательные задачи по актуальным проблемам 35 Составлять развернутый план. Систематизировать и обобщать информацию, устанавливать и отражать в структуре плана связи объектов 36 Писать мини сочинение по заданной теме.

Успешность выполнения заданий части С в НСО в 2014 году Коли честв о баллов С1С2С3С4С5С6С7С8С9С10С11 07,915,731,137,455,459,252,267,828,781,863,5 125,535,120,839,626,521,725,827,971,316,934,1 266,549,224,220,614,315,315,93,9-1,32, ,92,43,93,86,00,4---

Задание 32 проверяет знание смысла понятий и применение их в заданном контексте. Необходимо дать определения заданного понятия и составить два суждения, в которых названное понятие должно быть использовано в определенных, указанных в условии аспектах. В Новосибирской области в 2014 году не справились с этим заданием 55,4% выпускников. Пример ошибочного ответа: «Субъекты гражданского права – носители определенных прав и обязанностей. Субъектами гражданского права могут быть только те лица, которые обладают определенным статусом: юридические лица, государство РФ и его субъекты».

Усовершенствованы критерии оценивания задание 32 (бывшее С5), 35 (С8),36 (С9). Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла Баллы Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)Смысл понятия 2)Одно предложение 3)Одно предложение Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия 3 Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлено (-ы) предложение (-я), содержащее (-ие) информацию об одном аспекте понятия ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия 2 Правильно раскрыт смысл понятия. ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) два предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия 1 Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа. ИЛИ Ответ неверный 0 Максимальный балл 3

Одна из важнейших целей курса обществознания - овладение основными понятиями родовое понятие (общее для всего класса предметов ) видовое понятие (указывает существенные отличительные признаки) Примеры ошибочных ответов: С6 (33) Назвать отличительные признаки административно-командной экономической системы «При административно-командной системе все -работают одной командой, у которой есть роль и задачи, -все идет четко по плану». С7 (34) Назвать и конкретизировать основания социальной стратификации. «Получение образования: позволяет человеку перейти в новый класс Перемещение по службе: повышение в должности. Брак: девушка из провинции выходит замуж за олигарха»

Методические приемы работы с понятиями задание 1 К видовым (общим) понятиям, представленным в первом столбце, подобрать родовые (отличительные) понятия из второго столбца Видовые понятия Родовые понятия Дивиденд Политический режим Налог Обязательный платеж Монархия Политическая идеология Семья Форма дохода Авторитаризм Социальный институт Консерватизм Форма правления Труд Фактор производства

Методические приемы работы с понятиями задание 2 Подберите к приведенным в таблице родовым понятиям видовые понятия из предложенного списка Список понятий: договор дарения, государство, акция, закон об образовании, труд, семья, ваучер, игра Видовые понятия Родовые понятия Социальный институт Ценная бумага Вид деятельности Нормативно-правовой акт

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы При анализе ответа учитывается: соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; – наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу; обязательных для раскрытия предложенной темы; – корректность формулировок пунктов плана Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании Один из вариантов плана раскрытия данной темы Отсутствие любых двух из 2,3,4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу. Структура предложенного планаобязательны пункты Корректность формулировок пунктов плана Баллы Три или более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах 2Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу 3 Двапункта, детализированы в подпунктах. ИЛИ Три пункта любойодин из которых детализирован в подпунктах 2Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу 2 ИЛИ Триили более пунктов, любые два из которых детализированы в подпунктах 2Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают плана по существу План по структуре является простым содержит менее пунктов 2 Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу 1 ИЛИ Три или более пунктов, любые один-дваиз которых детализированы в подпунктах 1 ИЛИ Три или пунктов, один-дваиз которых детализированы в подпунктах 2В плане наряду с корректными формулировками имеются ошибочныепозиции, искажающие аспекты темы Двапункта, любой один из которых Детализирован в подпунктах 2Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу Дваиболее пунктов, любой один-дваиз которых детализирован 2Формулировки пунктов плана позволяют в целом раскрыть содержание темы, отдельные неточности в формулировках не искажают план по существу Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2 и 3 балла 0 План представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы Максимальный балл 3

Усовершенствованы критерии оценивания задание 36 Критерии оценивания ответа на задание 36Баллы К1 Раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт. ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его понимании 0 К2 Характер и уровень теоретической аргументации Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл (с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов) Избранная тема(в одном или нескольких аспектах по усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения, рассуждения и выводы 2 В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения 1 Аргументация на теоретическом уровне отсутствует(смысл ключевых понятий не объяснён; теоретические положения, рассуждения и выводы отсутствуют). ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой 0 К3 Качество фактической аргументации Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и(или) другого материала, не засчитываются при оценивани Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения. Приведено не менее двух примеров из различных источников (примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников) 2 Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские представления. ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(- ым) тезису(-ам) примеры из источника одного типа. ИЛИ Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым) тезису(-ам) пример 1 Фактическая аргументация отсутствует. ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису 0 Максимальный балл 5

Этапы написания эссе I. Осмысление выбранной темы II. Формирование своего отношения к выбранному суждению III. Выбор ключевых понятий. IV. Аргументация на теоретическом уровне. V. Подтверждение выводов и суждений фактами и примерами. VI. Формулирование заключительного вывода

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию заданийбаллы Условия оценивания 1-3,5-8,10-15, , Считается выполненным верно, если экзаменуемый записал в бланк номер правильного ответа 4,9,16,20,21, Считается выполненным верно, если ответ записан в форме, которая указана в инструкции по выполнению задания Всего 1 часть 35Составляет 56,5% от баллов всей работы 28, Всего 2 часть 27Составляет 44,5% от баллов всей работы За всю работу 62

Литература, рекомендуемая ФИПИ при подготовке к ЕГЭ по обществознанию ГИА Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. А.Ю. Лазебниковой. М.: Издательство «Национальное образование», (ГИА ФИПИ-школе) ГИА Обществознание: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. М.: Издательство «Национальное образование», (ГИА ФИПИ-школе) ЕГЭ Обществознание: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. М.: Издательство «Национальное образование», (ЕГЭ ФИПИ-школе) ЕГЭ Обществознание: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Е.Л. Рутковской. М.: Издательство «Национальное образование», (ЕГЭ ФИПИ-школе) ЕГЭ-2013 Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2012 ГИА-2013 Экзамен в новой форме. Обществознание. 9 класс/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова - М.: Астрель, 2012 ЕГЭ. Обществознание. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М.: Экзамен, Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2012.

Литература, рекомендуемая при подготовке к ЕГЭ по обществознанию Опалев А.В. Обществознание. –М.:ЮНИТИ,2014 О.А. Котова, Т.Е. Лискова Обществознание. Модульный триактивный курс.- М.:Национальное образование, 2014 К.А. Сорвин, А.А. Сусоколов Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. –М: Русская панорама, 2014 Баранов П.А., Воронцов А.В., С.В. Шевченко Обществознание. Полный экспресс-репетитор.- М.: АСТ; Астрель, 2014 Двигалева А.А. Обществознание. Экзамен на «5».- СПб.: Victory, 2010 Лазебникова А. Ю., Королькова Е. С., Рутковская Е. Л - Репетитор ЕГЭ по обществознанию М.: Эксмо, 2014 Кишенкова О. В.,. Семке Н. Н - ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник. – М.: Эксмо, 2013

Новосибирский институт мониторинга и развития образования

Доля участников ЕГЭ по предметам по выбору (2012 – 2014 гг.)

Средний балл ЕГЭ по обществознанию в НСО (2009 – 14 гг.) год общество знание 55,654,454,951,957,4 51,7 Сравнительная характеристика средних баллов ЕГЭ НСО и РФ 2014 г.

Доля выпускников, набравших 90 баллов и выше по обществознанию в НСО в 2014 году

Итоги ЕГЭ по обществознанию 2014 г. Лучшие результаты продемонстрировали выпускники Советского района (средний балл - 57), Центрального округа (средний балл -56,1) города Новосибирска; в Кочковском районе НСО (53,7), городах Искитиме (53,3), Бердске (53,2); Чановском (52,3), Сузунском (51,9) и Новосибирском (51,7) районах НСО. В остальных районах средний балл ниже аналогичного показателя по области. Тревогу вызывают показатели в Карасукском районе -43,9 балла. Доля выпускников, набравших количество баллов выше среднего по НСО составляет 42,2%. Максимальный балл, набранный участником ЕГЭ в НСО – 96, за 90 баллов получили 8 выпускников области.

Распределения тестовых баллов участников ЕГЭ по обществознанию.

Результат выполнения заданий части А в НСО в 2014 году Средний процент выполнения -63% N заданий Название содержательного модуля % выполнения 1-4Человек и общество 77,4 5-9Экономика 53, Социология 79, Политика 57, Право 54

Кол ичес тво балл ов В1В2В3В4В5В6В7В8 0 52,441,744,439,660,844,526,141,7 1 47,658,326,733,220,618,441,858, ,827,218,637,232,2- Успешность выполнения заданий части В

Спасибо за внимание!