Инновации и образование Основные понятия, содержание, структура
Новшество - выдвижение, творческая проработка новых идей, принципов, доведение их до проектов на том или ином уровне образования
Нововведение - введение нового в существующий процесс (Слободчиков) продукт освоения и внедрения новшества (Хуторской)
Новация – средство (новый метод, методика, технология, программа ит.п.) Инновация – процесс освоения этого средства.
Инновация - введённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. целенаправленное изменение в ключевых элементах системы, вызывающее их переход из одного состояния в другое, более качественное.
Специфичность инноваций в образовании инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы; использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся; внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.
Классификация инноваций по видам деятельности – педагогические, управленческие; по характеру вносимых изменений – радикальные, комбинаторные, модифицирующие; по масштабу вносимых изменений – локальные, модульные, системные; по проблематике – инновации, направленные на разработку новых концепций, на разработку новых форм, технологий, методов учебно- воспитательного процесса, на отработку нового содержания и иных способов его структурирования;
Классификация инноваций по области реализации или внедрения – в содержании образования, в технологиях обучения, в структуре взаимодействия участников по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы); внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы). по масштабу использования – единичные; диффузные. в зависимости от функциональных возможностей – нововведения- условия, нововведения-продукты, организационно-управленческие нововведения по осмыслению перед внедрением инноваций – случайные, полезные, системные.
Классификация инноваций По степени новизны По области распространения
в обучении; в воспитании; в управлении; в переподготовке кадров.
Возникновение новой образовательной модели, её описание и осмысление. Освоение новшества педагогическим сообществом. Внедрение в практику образовательных организаций. Составляющие инновационного процесса
Единичный инновационный цикл определение потребности в изменениях; сбор информации и анализ ситуации; предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения; принятие решения о внедрении (освоении); собственно само внедрение, включая пробное использование новшества; институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.
Кстати... Инновации в образовании задаются сверху педагог – исполнитель (нет субъектной позиции) Образовательные инновации личная потребность субъектная позиция
г. Семинар «Модель инновационной деятельности МАОУ гимназии 13 г. Томска» курсы повышения квалификации «Управление инновационной деятельностью в ОУ»
Лобастова Марина Петровна, заместитель директора по НМР Концепция развития инновационного потенциала педагогов МАОУ гимназии 13 г. Томска
Инновационно-активная школа Ресурсно- внедренческий центр инноваций с 2008 г. Победитель конкурса на денежное поощрение ОУ, внедряющих инновационные программы – 2010, 2011, 2012 г.г. Инновационн о-активная школа Победитель ПНПО – 2006 г.
Миссия гимназии создание единого образовательного пространства, обеспечивающего интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, формирование потребностей гимназистов к самообразованию и саморазвитию посредством взаимодействия основного и дополнительного образования.
Проблема Разрыв между новыми требованиями к квалификации педагога и реальным уровнем овладения профессиональными компетенциями.
Цель инновационной деятельности Изменение качества содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, повышение инновационного потенциала педагогов.
Задачи разработать программно-методическое обеспечение в соответствии с требованиями новых ФГОС; совершенствовать качество системы образования в гимназии посредством развития механизмов сетевого взаимодействия; развивать системный подход к инновационной деятельности, при котором локальные и модульные инновации – подструктуры системных инноваций на уровне совершенствования образовательного пространства гимназии в целом.
Модель инновационной деятельности
Календарь событий за г. Месяц Запланированное событие Базовое ОУ Сентябрь Региональный экологический фестиваль «На лесных тропинках»Богашевская СОШ Октябрь Дебаты «Профессиональный стандарт педагога»Гимназия 13 г.Томска Ноябрь Межрегиональный экспертно-аналитический семинар «Требования ФГОС НОО И ООО к внеурочной деятельности» Гимназия 13 г.Томска Ноябрь Региональный конкурс для младших школьников «Безопасное колесо»Богашевская СОШ ЯнварьКВН «Весна. Любовь. Психея»СОШ 58 г.Томска Февраль Открытый межрегиональный фестиваль-конкурс чтецов «Сокровищница национальной культуры» Гимназия 13 г.Томска Февраль Открытый межрегиональный фестиваль-конкурс чтецов «Чудо-дерево культура»Гимназия 13 г.Томска Февраль Открытая региональная интеллектуальная историко-культурная игра, посвященная 400- летию дома Романовых, «Роль династии Романовых в истории России» Богашевская СОШ Март Открытая межрегиональная с международным участием конференция «История, наука и культура в исследованиях обучающихся» Гимназия 13 г.Томска Март Межрегиональная научно-методическая конференция «Требования к уровню профессиональной педагогической компетентности в условиях ФГОС» СОШ 6 г.Юрги Апрель Открытый межрегиональный с международным участием фестиваль ученических проектов Гимназия 13 г.Томска Апрель Коммуникативно-экономическая игра «Тринландия»Гимназия 13 г.Томска Май Открытый фестиваль искусств «Весенний переполох»Гимназия 13 г.Томска
Деятельность Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДОД Дом детства и юношества «Факел» города Томска Анашкина Елена Брониславовна -заведующий филиалом Центра профилактики девиантного поведения детей и подростков «Альтернатива» МБОУ ДОД ДДиЮ «Факел» города Томска
Материально – техническая база Общая площадь – 272 кв. метра Оборудованные кабинеты для индивидуальных консультаций (психолога и логопеда) Оснащенный кабинет для услуги (телефон доверия) Персональный компьютер – 4 ед. Магнитофон – 2 ед. Сканер, принтер – 1 ед.
Кадровый ресурс Руководитель – 1 чел. педагог – психолог - 7 чел. психотерапевт- 1 чел. нарколог – 1 чел. социальный педагог – 5 чел. учитель – логопед – 1 чел. Общее количество специалистов – 16 чел.
1. Дети и подростки, посещающие творческие объединения и участвующие в мероприятиях учреждения. 2.Несовершеннолетние, находящиеся в социально-опасной жизненной ситуации. 3. Дети с ограниченными возможностями и особенностями развития. 4.Специалисты, работающие с детьми и подростками. 5. Родители (лица их замещающие). Целевые группы
Основные сферы деятельности: 1. Психолого – педагогическое сопровождение творческих объединений ДДиЮ «Факел» 2. Антинаркотический марафон «Здоровы мы -здорова Россия!» 3. Кураторство общеобразовательных учреждений г. Томска 4. Реализация городских программ «Учимся жить вместе», «Здоровье и развитие молодежи» 5. Городское методическое объединение социальных педагогов и педагогов - психологов УДО 6. Проект Телефон доверия «Берег» 7. Организация и проведение массовых профилактических мероприятий
Сопровождение детей « группы риска » Сопровождение общеобразовательных учреждений Сопровождение процесса повышения профессиональной компетенции педагогов Сопровождение проектов Сопровождение творческих объединений Сопровождение сопровождающих Сопровождение сопровождающих Психолого - педагогическое сопровождение Притча про трёх гостей
Кисловская СОШ Риторика Метапредметные понятия Учимся работать с информацией
Командообразование Проекты
Профессиона льный стандарт педагога Профессиональный стандарт педагога.
Спасибо за внимание!