Современный урок как основа развития творческих способностей учащихся и создание условий для их самореализации. Составил и провёл: учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок чтения. 1-2 класс Сказки. Е.Чарушин « Теремок». Автор работы: Третьякова Л.В., учитель начальных классов школы.370 Московского района Санкт-Петербурга.
Advertisements

Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 комбинированного вида Колпинского района г. Санкт - Петербург Информационно.
Обобщающий урок по чтению. «Устное народное творчество» «Встреча со сказкой». Автор: Станкова Наталия Валентиновна, учитель начальных классов МОУ «Беляницкая.
Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п.Агириш Южанина Алла Александровна.
Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель): - образовательные (обучающие), - развивающие, - воспитательные.
Учитель начальных классов Амосова Марина Николаевна МОУ»Весьегонская средняя школа 2»
Урок литературного чтения 3 класс Тема урока: «Былины» Учитель начальных классов : Т.В.Батурова.
Исследовательская работа « Былина и былинные богатыри» Выполнила ученица 5класса Касьяновой Арины.
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения.
Методика обучения изложениям разных видов Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 40 города Твери Королева Ирина Ивановна.
Творческий проект «Русские народные сказки». Автор проекта: Сельцова Е.В. Учитель начальных классов «Дядьковской ООШ».
Путешествие по русским народным сказкам.. Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве Жилибылидеддабаба Жилибылистариксостарухой Разделите строчки на слова.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 100 «Сосенка» Проект Группа «Рыбки» (вторая младшая)
Формирование читательских компетенций младших слабовидящих школьников.
ГРУППА «ЗВОНКИЕ РОСИНКИ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Центр развития ребенка -детский сад 39 «Росинка»
Смирнова И.С. Воспитатель МДОУ 31 г.Апатиты. Цель: формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека. Задачи: воспитывать.
Методика обучения изложениям разных видов. История изложения Еще в дореволюционной школе изложение было одним из самых распространенных видов работы.
Нравственные идеалы Понятие морального сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной.
Дорогами сказок. Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве Жилибылидеддабаба Жилибылистариксостарухой Разделите строчки на слова Какие предложения получились?
Транксрипт:

Современный урок как основа развития творческих способностей учащихся и создание условий для их самореализации. Составил и провёл: учитель русского языка и чтения Пищулёва С.В.

Проблема развития творческой активности личности. Проблема развития творческих способностей школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях.

Поиск форм обучения. Сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности школьников. Исследования особенностей развития творческой активности школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения. Среди разнообразных средств развития творческой активности школьников особое место занимают уроки русского языка и чтения.

Что такое творческие способности на самом деле? Творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Что же такое "творческие способности", или "креативность"? Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач

ИТАК, "творческие способности«… Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Характеристика уровней творческих способностей школьников 1. Высокий уровень. Учащиеся проявляют инициативность и самостоятельность принимаемых решений, у них выработана привычка к свободному самовыражению. У ребенка проявляется наблюдательность, сообразительность, воображение, высокая скорость мышления.

2. Средний уровень. Характерен для тех учащихся, которые достаточно осознанно воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения. Ребенок пытлив и любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет.

3. Низкий уровень. Учащиеся, находящиеся на этом уровне овладевают умениями усваивать знания, овладевают определенной деятельностью. Они пассивны. С трудом включаются в творческую работу, ожидают причинного давления со стороны учителя.

Условия развития творческих способностей уч-ся. Традиционная система образования озабочена тем, чтобы дать учащимся некоторую сумму знаний. Но сейчас недостаточно заучить наизусть какой-то объем материала. Главной целью обучения должно быть приобретение обобщающей стратегии, нужно учить учиться.

Условия творческого развития школьника. Зачастую учитель требует от ученика лишь воспроизведения тех или иных знаний, выданных ему в готовом виде. Это поможет нам реализовать такое (одно из главных)условие, предъявляемое к развивающей деятельности. Оно заключается в том, что деятельность должна быть максимально трудной, но выполнимой, или, иными словами, деятельность должна находится в зоне потенциального развития ребёнка.

Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей Трудно представить себе урок чтения без пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передает содержание книг внеклассного, свободного чтения. Школьник пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передает содержание математической задачи, пересказывает правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения.

Литературное творчество школьников как условие развития творческих способностей Это детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа и письменного изложения обогащается речь школьника, он как бы берет уроки у писателя; с другой - школьник сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи

Пересказ,изложение. Разнообразие видов пересказа, выработанное опытом, вносит оживление в уроки: известен пересказ, близкий к тексту образца (подробный), выборочный, сжатый - с несколькими степенями сжатия, пересказ с изменением лица рассказчика (образец в первом лице - пересказ в третьем), от лица одного из персонажей (бывает воображаемый рассказ от «лица» неживого предмета), пересказ драматизированный - в лицах, пересказ с творческими дополнениями и изменениями, пересказ по опорным словам, по связи с картинками - иллюстрациями, пересказ-характеристика, пересказ - описание экспозиции (места действия); пересказ - устное рисование картин, иллюстраций и пр. Изложение (пересказ) относят к числу творческих приемов развития речи учащихся. Предполагается, что ученик, слушая или читая рассказ, предназначенный для письменного изложения, должен усвоить мысль и передать ее своими словами. В изложении должна звучать живая речь школьника.

Вот например:Методика "Три слова" Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ. Слова для работы: берёза, медведь, охотник. Оценка результатов: 5 баллов - остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником); 4 балла - правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя); 3 балла - банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу); 2 балла - логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя); 1 балл - бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь). Вывод об уровне развития: 5-4 балла - высокий; 3 - средний; низкий

Конспект урока. Устное народное творчество. Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" Тип урока – ознакомление с новым материалом. Цели урока: обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения; учить составлять план произведения.

Задачи урока: Образовательные: познакомить с понятием о былине как жанре фольклора и ее особенностями (напевность, повторы, устойчивые эпитеты) познакомить детей с былиной Илья Муромец и Соловей-разбойник; выявлять художественные особенности былин; Развивающие: развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать; формировать литературоведческие представления Воспитательные: воспитывать любовь к устному народному творчеству, к русской словесности, воспитание патриотических чувств и нравственных качеств личности Планируемые достижения учащихся на уроке: называть правильно былины и выделять их особенности сравнивать героев – положительных и отрицательных

Ход урока. І. Обобщение имеющихся знаний об устном народном творчестве. 1. Ребятам предлагается работа со схемой, в центре которой помещено слово Фольклор, а от него стрелочками обозначаются различные жанры фольклора (сказки, потешки, загадки, небылицы, скороговорки, пословицы. ) Необходимо восстановить недостающий элемент – былины. Таким образом, мы подводим детей к теме урока – былины. На данном этапе идет обобщение имеющихся знаний.

2. Для активизации познавательных процессов детям задается вопрос: Что означает слово былина? (ответы детей). ІІ. Изучение нового материала. Слово Былина означает быль, т. е. правдивое повествование. Раньше былины пелись под гусли, поэтому в исполнении присутствует плавность и напевность повествования. Всего былин больше ста с лишним, а пришли они к нам из времен дальних, передавались народом из уст в уста. А для нас их сберегли собиратели былин, что ездили по городам и селам и записывали их от простых крестьян- сказителей.

Главные герои былин. Главными героями былин являются народные герои – богатыри. Богатыри любят родную землю, стоят на страже её границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Они являются воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине и народу человека. Его не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть! Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Дунай-сват, Василий Казимирович, Сухман – вызывают у нас восхищение, радость, веру в силы народные. Итак, былины – это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Самыми известными былинами стали Добрыня и Змея, Алеша Попович и Тугарин Змеевич, Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча, Илья Муромец и Соловей-разбойник и многие другие.

Сегодня мы познакомимся с одной из них. 3. Слушание былины Илья Муромец и Соловей- разбойник (слушание аудиокассеты с былиной) 4. Анализ текста былины, ответы на вопросы: - Какие чувства вызвали у тебя герои былины? - Каким вы представили Илью Муромца и Соловья- разбойника? - Опиши внешний вид богатыря и Соловья-разбойника. - Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? Какие?

Словарная работа на уроке. Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных Тын - забор Палаты княжеские – большое богатое помещение Кафтан – верхняя одежда мужчин Полно тебе слезить отцов-матерей – заставлять лить слезы, печалить Дружина - княжеское войско в Древней Руси

- Чтение былины детьми по цепочке после учителя. - Последующий анализ: (групповая и индивидуальная форма работы)1 группа (слабая)2 группа (средняя)3 группа (сильная) Найти и прочитать в тексте описание встречи Ильи Муромца и Соловья-разбойника. Найти и прочитать описание поединка. Моделирование плана былины Проверка: чтение отрывка детьми. Проверка: чтение отрывка детьми. Показ составленной модели всему классу Индивидуальное задание ученику: - Расскажи о главных героях былины и передай свое отношение к каждому 5. А теперь посмотрите, как эти герои представлены в к/ф и ответьте на вопрос: - Удалось ли создателям фильма передать характер и внешний вид героев былины?

Кроссворд. 1) Село, в котором жил И. Муромец. (Карачарово) 2) Город, из-под которого приехал богатырь. (Муром) 3) Речка, у которой жил Соловей-разбойник. (Смородина) 4) Кличка коня Ильи Муромца. (Бурушка) 5) Имя отца Соловья-разбойника. (Рахман) 9. Литературный диктант Былина, богатырь, былинный герой, Русь, Илья Муромец, Бурушка-Косматушка, Соловей- разбойник, село Карачарово, речка Смородиная

IV. Итог урока. Интерактивная экскурсия.(Презентация с иллюстрвциями ). Задание на дом: художественный пересказ былины; нарисовать богатырские доспехи.

Этап урока:"Сказочный аукцион". Кому принадлежат эти слова из сказки? "Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано". (Корова - "Хаврошечка") "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная". (Морозко) "Не пей, братец, козленочком станешь". (Аленушка) "Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел". (Баба Яга) "Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой". (Иван-дурак) "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам". (Лиса).

Чьи это слова? "Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы". (Петушок) "Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла". (Волк). "Вижу - вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке". (Маша) "Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве". (Царевна - лягушка) Учитель. Какие признаки русских народных сказок вы знаете? (сказочные зачин и концовка, волшебные предметы, устойчивые сочетания слов) Учитель. Мы летим дальше. Следующая станция называется "Не узнаешь - узнай!" В сказках тема бывает разнообразная. Вспомните сказки, в которых была такая тема: о трудолюбии ("Морозко") о находчивости, смекалке ("Иван-царевич и серый волк") о дружбе, верности ("Кот, петух и лиса") о жадности, скупости ("Хаврошечка", "Лиса и заяц")

о скромности, простоте ("Сказка о молодильных яблоках и живой воде") о смелости, мужестве ("Каша из топора") об уважении к родителям, старикам ("Маша и медведь")