Основные понятия и компоненты ФГОС ООО
ФГОС ООО – федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образовании и науки РФ 1897 от г.
ФГОС ООО система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
ФГОС включает в себя требования к: 1. структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей ООП их объему, а также к соотношению обязательной части ООП и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2. условиям реализации ООП, в том числе кадровым, финансовым, материально- техническим и иным условиям; 3. результатам освоения ООП
Ключевые особенности ФГОС ООО Раскрытие возможностей подростка, подготовка к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода. Преемственность ООП начального и основного общего образования. Индивидуализация обучения. Новые методологические основы построения системы оценки достижений результатов образования
ФГОС нового поколения усиливает ориентацию на достижение РЕЗУЛЬТАТА обучения
Результаты обучения личностные предметные метапредметные
УУД – универсальные учебные действия 1.«умение учиться», т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; 2. совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельномуусовению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Виды УУД 1.личностные; 2.регулятивные; 3.познавательные; 4.коммуникативные
Личностные УУД смыслообразование; нравственно-этическое оценивание; самоопределение
Регулятивные УУД целеполагание; планирование; прогнозирование; волевая саморегуляция; коррекция; контроль; оценка
Познавательные УУД общеучебные действия; логические действия; знаково-символические действия; постановка и решение проблем
Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Основные особенности урока ИЯ в соответствии с требованиями ФГОС
Методические принципы урока ИЯ Субъективизация: ученик – равноправный участник образовательного процесса. Метапредметность: формирование и развитие универсальных способностей. Деятельностный подход: знания не преподносятся в готовом виде, а добываются в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
Коммуникативность: обмен информацией, взаимодействие учащихся на уроке. Рефлексивность: учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность на уроке. Импровизационность: готовность учителя корректировать ход урока в процессе его проведения.
Речевая направленность Комплексность Иностранный язык – цель и способ обучения Максимальная активность всех учащихся на уроке Разнообразие предлагаемых форм работы Мотивационная обеспеченность Основные требования к уроку ИЯ
Ход познания – «от учеников» Преобразующий характер деятельности обучающихся Интенсивная самостоятельная деятельность Коллективный поиск, направляемый учителем Создание педагогических ситуаций общения Гибкая структура урока
Критерии результативности урока 1. Цели задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Критерии результативности урока 5. Учитель эффективно (в соответствии с целью урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Критерии результативности урока 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет позицию ученика, обучает корректным формам выражения своего мнения. 11.Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Проектная деятельность специально организованная учителем и самостоятельно выполняемая учащимися работа, направленная на создание уникального творческого продукта
Цель проектной деятельности понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении ИЯ
Задачи проектной деятельности Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Задачи проектной деятельности Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии); Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Умения, формируемые у учащихся через проектную деятельность 1. Рефлексивные умения: умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения: умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта); умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы; умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Умения работать в сотрудничестве: умение коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
4. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
5. Презентационные умения: умения монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.
Внеурочная деятельность образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Направления внеурочной деятельности в основной школе духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное
Формы внеурочной деятельности по ИЯ кружки; клубы; юношеские организации; краеведческая работа; научно-практические конференции; школьные научные общества; олимпиады; поисковые и научные исследования
Информационно-образовательная среда (ИОС) системно организованная совокупность информационного, технического, учебно- методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса.
ИОС по ИЯ УМК с мультимедийными приложениями; Интерактивная доска с программным обеспечением; Электронные и цифровые образовательные ресурсы; Авторские презентации учителя; Дидактические и методические материалы
ИОС по ИЯ УМК с мультимедийными приложениями; Интерактивная доска с программным обеспечением; Электронные и цифровые образовательные ресурсы; Авторские презентации учителя; Дидактические и методические материалы
Назначение ИОС обеспечивает доступ к информации; формирует ИКТ-компетенцию; способствует достижению планируемых результатов обучения; предоставляет возможность дистанционного, разноуровневого, личностно-ориентированного обучения
Система оценки достижения планируемых результатов – инструмент реализации требований ФГОС
Функции системы оценки ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов; обеспечение эффективной обратной связи
Основные направления оценка образовательных достижений обучающихся; оценка результатов деятельности ОУ и педагогических кадров
Основной объект оценки требования ФГОС планируемые результаты освоения ООП
Итоговая оценка Результаты промежуточной аттестации Результаты итоговой аттестации 43
Промежуточная аттестация – внутренняя оценка внутришкольный мониторинг динамика формирования способности обучающихся к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач, навыков проектной деятельности
Итоговая аттестация – внешняя оценка государственная аттестация уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП
Основной объект итоговой оценки подготовки выпускников – планируемые результаты, отраженные в блоке «Выпускник научится»
Основной объект оценки – Основной объект оценки результатов деятельности ОУ и работников образования – планируемые результаты, отраженные в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»