КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ. В законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша школа», в стандартах.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« «Основы религиозных культур и светской этики». 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской.
Advertisements

Концепция и структура комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
ОРКСЭ Ключевая задача современной государственной образовательной политики Российской федерации Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
ОРК и СЭ Основы религиозных культур и светской этики.
Основы религиозных культур и светской этики. Родительское собрание на тему «Выбор модуля ОРКСЭ» МОУ «СОШ 37» г. Магнитогорска г.
План вводного родительского собрания. 1. Содержание предмета обеспечит знакомство учащихся с духовными традициями многоконфессионального народа России,
Основы религиозных культур и светской этики. Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:
Преподавание основ религиозных культур и светской этики в государственных и муниципальных учреждениях осуществляется в полном соответствии с нормами законодательства.
В федеральный государственный образовательный стандарт введена образовательная область – «Духовно-нравственная культура народов России» Курс «Основы религиозных.
Россия – многонациональная страна. С 2012 года во всех субъектах осуществляется введение в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных.
КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ. С 1 сентября 2012г. курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) вводится во всех школах как обязательный.
С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации в 4 классах вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ)
Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, 34 ч в год 2012/2013 уч.год.
Основы религиозных культур и светской этики ( Родительское собрание по выбору модуля учебного курса ОРК и СЭ) Составила: Дебденко И.В., учитель начальных.
О введении учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Учебный курс знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к.
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от г. 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов.
Автор концепции курса «Основы религиозных культуры и светской этики» – Данилюк Александр Ярославович, советник директора Федерального института развития.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) цели, задачи, основные этапы и принципы апробации, структура курса.
Транксрипт:

КОНЦЕПЦИЯ И СТРУКТУРА КУРСА ОРКСЭ

В законе Российской Федерации «Об образовании», в президентской образовательной инициативе «Наша школа», в стандартах нового поколения в качестве важнейшей приоритетной задачи образования обозначена задача формирования целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений, духовно- нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРИЧИНЫ ВВЕДЕНИЯ КУРСА Падение нравственности. Сокращение рождаемости. Распространение сектантства. 3

По итогам встречи с лидерами религиозных организаций в Барвихе Московской области 21 июля 2009 года Президент России Д.А. Медведев дал поручение Правительству Российской Федерации обеспечить введение с 2010 года в школах 19 субъектов РФ нового предмета - основ религиозных культур и светской этики. История вопроса

Главное предназначение - воспитание порядочных, терпимых, честных граждан, которые с интересом относятся к окружающему миру, с уважением относятся ко взглядам и убеждениям своих сограждан При реализации данной идеи необходимо проявлять: открытость, деликатность, доброжелательность, терпение Выбор учащихся и родителей должен быть добровольным Преподавать должны светские педагоги Преподавание должно осуществляться по светским учебным пособиям Основные идеи введения комплексного курса

1. Основы православной культуры 2. Основы исламской культуры 3. Основы буддийской культуры 4. Основы иудейской культуры 5. Основы мировых религиозных культур 6. Основы светской этики

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДАННОГО КУРСА ШКОЛЬНИКАМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСВОЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ СМЫСЛЫ : каждая культура имеет собственный контекст и свою логику, ни одна культура не может быть лучше другой, каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Основные принципы преподавания курса Светский характер Свобода и добровольность выбора Культурологический подход Преобладание воспитательного аспекта Акцент на активных (интерактивных) формах преподавания, проектных методах работы, необходимости и возможности сотрудничества с родителями. Курс возлагает особую ответственность на учителя, требует от него повышенной тактичности, доброжелательности, постоянного диалога, личного неравнодушия и заинтересованности.

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «О СНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР » Курс содержит разделы, включающие материалы по истории религий, основным религиозным направлениям, включая классификацию религий. Особо рассматривается взаимосвязь религии и общества. Специальный раздел посвящён светской этике.

Россия – наша Родина. Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

М ОДУЛЬ «О СНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ » Курс знакомит школьников с основами духовно- нравственной культуры ислама. Учащиеся узнают о жизни пророка Мухаммада, об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Обращаясь к Корану и Сунне, авторы подчёркивают значение этих книг как источников нравственности. Особое место в пособии уделено жизни мусульман в современной России.

Россия – наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание Пророка Мухаммада. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада. Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы ислама и исламской этики. Исполнение мусульманами своих обязанностей. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность образования и польза учения в исламе. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

М ОДУЛЬ «О СНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ » Учебное пособие знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

У ЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ «О СНОВЫ БУДДИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ » Учебное пособие в доступной для учащихся 4 классов форме знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.

М ОДУЛЬ «О СНОВЫ ИУДЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ » Учебник знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, а также её влияние на историю еврейского народа и мировые религии - христианство и ислам, показывает жизнь евреев в России.

М ОДУЛЬ «О СНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ » Модуль знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.

Т ЕМАТИКА УРОКОВ : Урок 1 Россия - наша Родина Урок 2 Что такое светская этика Урок 3 Культура и мораль Урок 4 Особенности морали Урок 5 -6Добро и зло Урок 7 Добродетель и порок Урок 8 Добродетель и порок Урок 9 Свобода и моральный выбор человека Урок 10 Свобода и ответственность Урок 11 Моральный долг Урок 12 Справедливость Урок 13 Альтруизм и эгоизм Урок 14 Дружба Урок 15 Что значит быть моральным Уроки Подведение итогов Урок 1 Россия - наша Родина Урок 2 Что такое светская этика Урок 3 Культура и мораль Урок 4 Особенности морали Урок 5 -6Добро и зло Урок 7 Добродетель и порок Урок 8 Добродетель и порок Урок 9 Свобода и моральный выбор человека Урок 10 Свобода и ответственность Урок 11 Моральный долг Урок 12 Справедливость Урок 13 Альтруизм и эгоизм Урок 14 Дружба Урок 15 Что значит быть моральным Уроки Подведение итогов

Урок 18 Род и семья исток нравственных отношений Урок 19 Нравственный поступок Урок 20 Золотое правило нравственности Урок 21 Стыд, вина и извинение Урок 22 Честь и достоинство Урок 23 Совесть Урок 24 Нравственные идеалы Урок 25 Нравственные идеалы Урок 26 Образцы нравственности в культуре Отечества Урок 27 Этикет Урок 28 Семейные праздники Урок 29 Жизнь человека высшая нравственная ценность Урок 30 Любовь и уважение к Отечеству

С ТРУКТУРА УЧЕБНИКА Основной текст 2-4 иллюстрации Рубрики: 1. «Вы узнаете» ( формулируются основные вопросы темы). 2. «Это интересно» ( дополнительный материал) 3. «Обсудим вместе» ( проблемный вопрос для коллективного обсуждения). 4. «Вопросы и задания а) направлены на понимание прочитанного текста; б) на беседу с родителями. 5. Словарь в каждом уроке и в конце учебника. 21

П РАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ О ТОМ, КАК В Ы МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «О СНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ »? Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель. 22

Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках. Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности. Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения. 23

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке. 24

25