Типология уроков в современной дидактике « Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский
Урок - ? В 21 веке урок, придуманный Яном Амосом Коменским 400 лет назад, остаётся! Урок – динамичная вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и обучающихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика. Исторически сложились на ранней стадии развития человечества два вида обучения: групповое и индивидуальное. В начале ХVII в. стали формироваться постоянные возрастные группы учащихся. Я.А. Коменский обосновал и ввёл классно-урочную систему. В русской педагогике К.Д. Ушинский разработал теорию урока на основе учения о систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний, наглядности и активности учащихся в обучении.
Каков современный урок? Актуальный Познавательный Эффективный Информационный Здоровьесберегающий
Параметры сравнения Традиционный урок Современный урок Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем Интегральная характеристика Школа памяти Школа развития Девиз педагога «Делай, как я»«Я вместе с тобой» Формы организации Фронтальные, индивидуальные Фронтальные, индивидуальные, больше групповые Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно- дисциплинарных знаний Организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.
+ соответствие материала по сложности и типу класса; оптимальный темп урока; общая эрудиция учителей; культура и выразительность речи учителей; сотрудничество с обучающимися. - недостаточная мотивировка обучающихся ; стандартность форм работы на уроке; недостаточное внимание к созданию ситуации успеха на уроке
Какие приемы могут способствовать формированию положительной мотивации на уроке? создание проблемной ситуации; опора на личный опыт ученика и учителя; похвала и поощрение; выявление причинно-следственных связей; применение новых знаний в жизненной ситуации. Этап усвоения новых знаний проблемные вопросы; самопроверка и взаимопроверка; проектная деятельность; вовлечение каждого обучающегося. Этап восприятия нового материала диалог, беседа, групповая форма работы; яркая наглядность; дифференциация знаний. Этап закрепления новых знаний
Типология уроков в современной дидактике По дидактической цели: Урок усвоения новых знаний; Урок закрепление изучаемого материала; Урок повторения; Урок систематизации и обобщения изученного материала; Урок проверки и оценки знаний; Комбинированный урок По этапам деятельности (формирования навыка): Урок вводный; Урок тренировочный; Урок итоговый По приемам активизации познавательной деятельности: Урок-практикум; Урок-семинар; Урок-лекция; Урок-зачет; Урок-конференция; Урок-игра По способу организации общения обучающихся: Урок организации работы в динамических парах или парах сменного состава; Урок организации работы в статистических парах или парах постоянного состава; Урок работы в малых группах; Урок коллективного способа обучения По креативным способностям: Урок составления и решения задач; Урок-диалог; Урок-фантазия; Урок творчества; Урок моделирования; Урок открытий; Урок-сочинение и др. По методам и приемам обучения: Информирующий урок; Проблемный урок; Исследовательский урок; Урок эвристический
1. Урок усвоения новых знаний Этапы Виды уроков 1. Организационный этап; 2. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний; 3. Этап усвоения новых знаний; 4. Этап закрепления новых знаний; 5. Этап информации о домашнем задании и инструкции по ее выполнению o Урок-лекция; o Урок-беседа; o Урок с использованием учебного кинофильма; o Урок теоретических или самостоятельных практических работ; o Урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке) ! Центральное звено урока – самостоятельное усвоение знаний обучающимися под руководством педагога
2. Урок закрепления изучаемого материала Этапы Виды уроков 1. Организационный этап; 2. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний; 3. Этап закрепления знаний; 4. Этап информации о домашнем задании и инструкции по ее выполнению o Урок-лабораторная работа; o Урок практических работ; o Урок-семинар; o Урок теоретических или самостоятельных практических работ ! Центральное звено урока – закрепление и осмысление изученного в виде соответствующих навыков и умений. Элементы разъяснения, уточнения, углубления могут иметь место.
3. Урок повторения Этапы Виды уроков 1. Организационный этап; 2. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний; 3. Этап повторения; 4. Этап информации о домашнем задании и инструкции по ее выполнению o Урок практических работ; o Урок-семинар; o Урок самостоятельных практических работ ! Основная цель урока – предотвращение забывания усвоенного материала, углубление сведений, уточнение приобретенных представлений.
4. Урок систематизации и обобщения изученного материала Этапы Виды уроков 1. Организационный этап; 2. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний; 3. Этап обобщения и систематизации изученного; 4. Этап информации о домашнем задании и инструкции по ее выполнению o Урок практических работ; o Урок-лекция; o Урок-дискуссия; o Урок-конференция; o Урок-семинар; o Урок-деловая игра ! На уроках выделяются «узловые» вопросы программы, усвоение которых предопределяет овладение предметом. Происходит переход от частных к более широким обобщениям. Охватывают материал уроков.
5. Урок проверки и оценки знаний Этапы Виды уроков 1. Организационный этап; 2. Объяснение цели проверки и инструкция об организации работы; 3. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения; 4. Самостоятельная работа учащихся; 5. Предварительное подведение итогов урока o Письменная контрольная работа; o Устный опрос; o Письменный опрос; o Урок-зачет; o Урок- викторина; o Урок-соревнование; o Защита творческих работ, проектов
6. Комбинированный урок Этапы Виды уроков 1. Организационный этап; 2. Этап проверки домашнего задания; 3. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний; 4. Этап усвоения новых знаний; 5. Этап закрепления новых знаний; 6. Этап информации о домашнем задании и инструкции по ее выполнению Сочетает различные виды o Урок-взаимоконтроля. o Урок-смотр знаний. ! Все остальные типы уроков являются комбинацией этапов комбинированного урока
Общие требования к современному уроку 1. Вооружать обучающихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; 2. Формировать у обучающихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; 3. Повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у обучающихся в процессе обучения черты личности; 4. Осуществлять всестороннее развитие обучающихся, развивать их общие и специальные особенности; 5. Формировать у обучающихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни; 6. Вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; 7. Формировать у обучающихся положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Ресурсы развития современного урока 1 место – здоровьесберегающие и развивающие технологии. 2 место – проектирование образовательной среды урока с использованием современных педагогических технологий обучения. 3 место – проектирование комфортной адаптивной среды (больше свободы, раскрепощения, творчества учащихся на уроке). 4 место – материально-технический, финансовый. Главный ресурс урока – сам учитель.
Проект решения педагогического совета: 1. Педагогам школы активнее внедрять в учебный процесс современные образовательные технологии как необходимый фактор формирования интереса школьников к получению знаний. 2. Для создания эффективной работы в данном направлении развивать обмен опытом работы педагогов школы в рамках предметных недель, заседаний школьных методических объединений, педсоветов, семинаров. 3. Планировать на заседаниях ШМО изучение современных педтехнологий. 4. Начать создание банка данных методических разработок учителей школы, практикующих современные технологии, в том числе ИКТ. 5. Создавать условия для успешного обучения обучающихся с разными образовательными возможностями. 6. Провести мониторинг мотивации обучения обучающихся школы.
Спасибо за внимание!