«Организация психолого- педагогического сопровождения подготовки и адаптации детей к школьному обучению в период реализации ФГОС»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Advertisements

Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Универсальныеучебные действия (УУД) Универсальныеучебные Педагог – психолог МБОУ СОШ 3 поселка Эльбан Процкая Ольга Юрьевна.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Педагогический совет Особенности работы учителя в условиях внедрения ФГОС Подготовила заместитель директора по УВР Шабанова Г.Н. директора по УВР Шабанова.
Транксрипт:

«Организация психолого- педагогического сопровождения подготовки и адаптации детей к школьному обучению в период реализации ФГОС»

Основная цель российского образования Стратегия 2020 Наша новая школа Общественный договор Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества и государства Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Инновационная экономика Экономика знаний Новые технологии Широкое внедрение новых технологий во все сферы жизни Новая цель образования Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России

Основы школьного стандарта Общественный договор (запрос семьи, общества и государства) Общественный договор (запрос семьи, общества и государства) Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция социокультурной модернизации Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепция социокультурной модернизации Научная основа Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания) труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость) социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство) семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); традиционные российские религии (в виде культурологических представлений о религиозных идеалах) природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

В ОСНОВЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Смена «знаниевой» парадигмы образования на системно – деятельностную. Задача школы – не дать объем знаний, а научить учиться. Стандарт фиксирует не само содержание образования, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД является основой ФГОС и обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе к определению цели школьного обучения как формирование умения учиться, формирование у обучающихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. от изолированного изучения учащимися системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения жизненных задач от предметной разобщенности к интеграции школьных дисциплин от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования, к развитию активной учебно-познавательной деятельности учащихся от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении цели

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

Дидактические принципы деятельностного подхода Принцип целостного представления о мире формирование единой картины мира Принцип непрерывности преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики Принцип минимакса ученику предлагается содержание образования по максимальному уровню, а ученик усваивает это содержание по минимальному уровню Принцип психологической комфортности снятие стресс о образующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы Принцип вариативности развитие способности к систематическому перебору гипотез и выбору оптимального варианта Принцип творчества максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности Принцип деятельности самостоятельное «открытие» детьми нового знания

Требования к результатам освоения основной образовательной программы ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков Ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Изменение роли участников образовательного процесса В традиционной системе образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Учитель Транслирует информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Новое качество образования Новое качество образования Новый образовательный результат Новый образовательный результат «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся «Компетентности к обновлению компетенций» и мотивация к обучению на разных этапах развития личности обучающихся

Понятие УУД совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Условия развития УУД цель методика текст Передача готовых знаний Объяснить все так, чтобы ученик запомнил и пересказал знания Репродуктивные вопросы – повторение и запоминание чужих мыслей Необходимо исключить Нужно стремиться Развитие умений по применению знаний Учитель-режиссер. Ученик сам открывает новые знания через содержание УМК. Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Применение знаний в новых условиях. Перенос знаний.

У У Д

ЛИЧНОСТНЫЕ внутренняя позиция; мотивация; нравственно-этическая оценка.

Личностные УУД проявлять интерес к учебному материалу; понимать значение полученных конкретных знаний в жизни человека; иметь первоначальные представления о знании и незнании; осуществлять оценку работы и ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.

Регулятивные УУД Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых языковых фактов и явлений в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ общеучебные логические постановка и решение проблем

Познавательные УУД кодировать информацию в знаково- символической форме в простейших случаях; проводить сравнение; осуществлять поиск необходимой информации в открытом информационном пространстве; строить сообщения в устной и письменной форме; проводить под руководством учителя классификацию изучаемых объектов; устанавливать под руководством учителя отношения между понятиями.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез – составление целого из частей. Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации. Подведение под понятие, выведение следствий. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений. Доказательство. Выдвижение гипотез и их обоснование. Логические УУД

УУД Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли управление поведением партнёра разрешение конфликтов постановка вопросов планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

проявлять интерес к общению; воспринимать мнения одноклассников об изучаемом предмете; принимать участие в работе парами и группами; высказывать свою точку зрения, рассуждать, делать выводы и обобщения; использовать простейшие речевые средства для передачи своего мнения; проявлять интерес к учебному материалу; давать оценку работам и ответам одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; Любящий свой народ, свой край и свою Родину; Уважающий и принимающий ценности семьи и общества; Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Формы адаптации: 1. Адаптация организма к новым условиям жизни и деятельности, физическим и интеллектуальным нагрузкам. 2. Адаптация к новым социальным отношениям и связям. 3. Адаптация к новым условиям познавательной деятельности.

Параметры Высокий уровень адаптации Средний уровень адаптации Низкий уровень адаптации Отношение к школе Положительное и требования воспринимаются адекватно. Положительное, нет отрицательных переживаний. Отрицательное или индифферентное, частые жалобы на здоровье, подавленное настроение, нарушение дисциплины. Усвоение учебного материала Усваивается легко, полно и глубоко, решает усложненные задачи. Понимает материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание. Сам решает типовые задачи. Материал усваивает фрагментарно. Возникают трудности с решением типовых задач. Самостоятельная работа Прилежен, внимателен, проявляет большой интерес к самостоятельной работе, не нуждается во внешнем контроле, готовится ко всем урокам. Сосредоточен и внимателен, но при контроле взрослых или интересном задании, почти всегда учит уроки. Интереса не проявляет, самостоятельная работа затруднена, к урокам готовится нерегулярно, сохраняет работоспособность при длительном отдыхе. Статусное положение Благоприятный статус в классе. Поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками. Близких друзей нет. Обращается по именам и фамилиям лишь с частью одноклассников. Уровни адаптации детей к школе (А. Л. Венгер)

Познавательная сфера Предмет исследования Методы 1. Произвольность психических процессов: -высокий уровень активности, самостоятельности в учебной работе; - способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий; -совершение учебных действий по образцу и правилу, установленному взрослым; -сосредоточение и поддержание внимания на учебной задаче; -наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении задачи. «Графический диктант» Д. Б. Эльконина; «Рисование по точкам» А. Л. Венгера; «"Да" и "Нет" не говорите» Н. И. Гуткиной. 2. Развитие мышления: - высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов окружающего мира; использование схем; способность к обобщению; - начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных. Тест Керна - Йрасека «Рисунок человека»; тест Векслера «Лабиринт»; методика «Последовательность событий» Н. И. Гуткиной; методика Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупрова; методика Равена (модиф. Л. А. Ясюковой); методика А. 3. Зака «Интеллектуальная рефлексия» и «Задачи»; «Действия общего приёма решения задач» А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой. 3. Сформированность важнейших учебных действий: -умение выделить учебную задачу и превратить её в цель деятельности; -сформированность внутреннего плана умственных действий; -умение выполнять задание взрослого. «Методика заучивания десяти слов» А. Р. Лурия; «Кодирование» - тест Векслера в версии А. Ю. Панасюка; сформированность УУД (Г. В. Репкина, Е. В. Заика, Г. А. Цукерман); методика «Задачи» А. Г. Гуружапова; «Выкладывание узора из кубика» П. Я. Гальперина. 4. Развитие речи: -понимание смысла текста или простых понятий; - использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи); - развитие фонематического слуха. «Звуковые прятки» ГГ. И. Гуткиной. 5. Развитие тонкой моторики: - способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию. «Домик» ГГ. И. Гуткиной.

Предмет исследования Методы 1. Владение приёмами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: -установление дружеских отношений; -готовность к коллективным формам деятельности; -умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путём. «Прямые и косвенные задачи» Г. А. Цукерман; целенаправленное наблюдение за поведением детей; «Оцени поступок» Э. Туриеля; опрос родителей. 2. Взаимодействие с педагогами: - установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их; - проявление уважения к учителю. Целенаправленное наблюдение за поведением детей; экспертная оценка Г. А. Цукерман; 3. Соблюдение социальных и этических норм: - принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм. «Рисунок семьи» Т. Хоментаускас. 4. Поведенческая саморегуляция: -произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми; -сдерживание непроизвольных эмоций и желаний; -способность к ответственному поведению. «Рукавички» Г. А. Цукерман; Методика «Зеркало»; «Социометрия» Дж. Морено. 5. Активность и независимость: - активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. «Активность-догадливость» Г. А. Цукерман; метод наблюдения за детьми в процессе учебной работы и внеучебных ситуациях. Особенности поведения и общения школьников

Предмет исследования Методы Отношение к себе: - позитивная «Я-концепция», устойчивая положительная самооценка; -«внутренняя позиция» школьника; -аффективно-потребностная сфера ребёнка; -уровень школьной мотивации. «Беседа о школе» Т. А. Нежновой; «Лесенка» Т. В. Дембо - С. Я. Рубинштейн; «Несуществующее животное» М. 3. Друкаревич; «Определение мотивов учения» М. Г. Гинзбург; «Анкета для изучения школьной мотивации» Н. Г. Лускановой; «Школа зверей» Т. А. Нежновой.

УУДПоказатели сформированности УУД Личностные Проявляет самостоятельность в разных видах деятельности. Оценивает себя и свои поступки. Открыто относится к внешнему миру и чувствует уверенность в своих силах. Соблюдает правила гигиены и ухода за телом. Взаимодействует со сверстниками и взрослыми через участие в совместных играх. Обсуждает возникающие проблемы, правила. Доброжелательно относится к окружающим. Умеет уважать достоинство других. Положительно относится к себе. Коммуникативные Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся предметов и явлений. Обладает способностью договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции. Может поддержать разговор на интересную для него тему. Познавательные (общеучебные) Умеет слушать, понимать и пересказывать тексты. Проявляет самостоятельность в учебной деятельности, выбирая тот или иной способ её осуществления. Умеет использовать предметные заместители, а также понимать изображения и описывать изобразительными средствами увиденное и своё отношение к нему. Познавательные (логические) Умеет следовать образцу, правилу, инструкции. Умеет увидеть целое раньше его составляющих. Задаёт вопросы: как, почему, зачем? Интересуется причинно-следственными связями. Регулятивные Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила. Умеет выбирать себе род занятий. Способен выстроить внутренний план действия в учебной деятельности. Проявляет умения произвольности предметного действия. Показатели сформированности УУД будущего пятиклассника