Дисциплина: «Экономическая информатика» Лекция 14. Государственная политика в области создания информационного общества Лекция 14. Государственная политика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общая архитектура системы электронного правительства.
Advertisements

Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Принципы и подходы к формированию концепции региональной информатизации Роман Валерьевич Урнышев Заместитель директора Департамента координации информатизации.
Представление об информационном обществе. Роль и значение информационных революций Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к.
Концепция развития информационного общества в Тульской области (Основные тезисы)
Муниципальная автоматизированная система управления и обеспечения безопасности жизнедеятельности г. Пенза.
Администрация городского округа Самара 1.Отсутствует научно-методическое сопровождение процессов информатизации. 2.Город не имеет единой телекоммуникационной.
Информационное обслуживание должностных лиц Центрального федерального округа, взаимодействие их с субъектами ЦФО и с вышестоящими инстанциями должна осуществлять.
Формирование информационно- технологической инфраструктуры «электронного государства» Росинформтехнологии Росинформтехнологии (Новосибирск, «ИнфоКоммуникации.
Берестнев Андрей Петрович начальник Управления информатизации Республики Адыгея, кандидат экономических наук Переход Адыгеи на электронный документооборот.
Электронный бюджет – часть электронного государства Электронная модель государственного управления Электронный бюджет Электронное здравоохранение Электронное.
1 Министерство здравоохранения Свердловской области Задачи информатизации, стоящие перед органами управления регионального здравоохранения и МИАЦ. Интересы.
Развитие кластера ИТ в Ульяновской области ГИС БД НАСЕЛЕНИЕ, ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА.
- получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счет обеспечения равного доступа.
ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕГИОН Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Информационно- технологический потенциал Республики Беларусь Выполнила студентка группы ЭС-461 Игнатенко Евгения Геннадьевна.
Стадии и этапы развития электронного правительства в РФ Презентацию подготовили студенты групп У-302 и У-402.
КОСАРЕВ Сергей Николаевич Первый заместитель начальника управления образования и науки Липецкой области.
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2009.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы Комитет по культуре и образованию. г.Инсбрук, Австрия, 3-5 октября 2007 г. Председатель Думы г. Тольятти.
Транксрипт:

Дисциплина: «Экономическая информатика» Лекция 14. Государственная политика в области создания информационного общества Лекция 14. Государственная политика в области создания информационного общества РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Доктор технических наук, профессор Павлов Алексей Николаевич

Вопросы к экзамену: 1. Государственная политика в области информатизации общества, проблемы её реализации. 2. Идеология создания электронного правительства, основные сектора его деятельности. 3. Основные направления использования информационных технологий в органах государственной власти.

3 Характерные черты современных автоматизированных информационных технологий и тенденция их развития Повсеместное использование персональных компьютеров, цифровой техники и телекоммуникационных систем как основных средств реализации информационных процессов; Интеграция возможностей различных информационных технологий в рамках как отдельных программных систем, так и взаимодействующих комплексов программ; Диалоговый режим работы пользователей с программно- техническими средствами с использованием дружественного интерфейса, предоставляющего им удобные средства оперативного доступа к различным информационным технологиям; Широкое использование различных баз данных и других информационных ресурсов на основе удаленного доступа к ним с помощью локальных и глобальных сетей.

Основные положения государственной политики в области информатизации общества Государственная политика информатизации РФ - комплекс политических, правовых, экономических, социально-культурных и организационных мероприятий, направленный на установление общегосударственных приоритетов развития информационной среды общества и создания условий перехода России к информационному обществу. По-английски: Information society policy Информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются: - увеличение роли информации и знаний в жизни общества; - возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; - создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Создание информационного общества Под информатизацией общества понимают организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав физических и юридических лиц на основе формирования и использования информационных ресурсов – документов в различной форме представления. В основу ИО (информационное общество) закладывается : - автоматизированная генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; - глобализация информационных технологий, которая охватывая все сферы социальной деятельности человека; - формирование информационного единства всей человеческой цивилизации; - с помощью средств информатики реализация свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Первоочередные задачи государства в области создания информационного общества Совершенствование информационного обеспечения органов государственной власти; Формирование единого информационного пространства и информационной инфраструктуры органов государственной власти и региональных органов к создаваемым общим государственным информационным ресурсам; Развитие защищенной среды информационного взаимодействия органов власти всех уровней; Обеспечение информационной безопасности деятельности органов государственной власти; Разработку типовых структурных решений и элементов информационно-технической инфраструктуры;

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации Индекс готовности регионов России к информационному обществу рассчитывается на основе показателей, характеризующих факторы развития информационного общества (человеческий капитал, экономическую среду и ИКТ-инфраструктуру), а также использование ИКТ в шести областях (государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства). Для расчета Индекса и его составляющих используются 77 показателей, в число которых входят основные показатели доступа и использования ИКТ, рекомендуемые международными организациями. Индекс позволяет измерить различия между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития. Назначение Индекса Индекс дает возможность оценить текущую ситуацию, выявить наиболее проблемные зоны с точки зрения информационного неравенства регионов и определить зоны отставания и препятствия на пути развития информационного общества в субъектах РФ. Органы власти субъектов Российской Федерации используют данные Индекса для сравнительной оценки ситуации в регионе в сфере использования ИКТ и формулировки целей дальнейшего развития.

Структура индекса готовности к информационному обществу (для РФ) Индекс готовности регионов к информационному обществу Факторы развития информационного общества Использование ИКТ ИКТ инфраструктура Человеческий капитал Деловой климат Электронный бизнес Электронное правительство ИКТ в здравоохранении ИКТ в культуре ИКТ в домохозяйствах у частных лиц Индекс российских регионов строится на показателях, характеризующих три ключевых фактора электронного развития (человеческий капитал, деловой климат, ИКТ-инфраструктура) и показателях доступа и использования ИКТ в пяти сферах деятельности – в бизнесе («электронный бизнес»), государственном управлении («электронное правительство»), здравоохранении, культуре, а также в домохозяйствах и среди частных лиц

Характеристики подындексов для оценки готовности общества Оценка использования ИКТ органах власти (подындекс «электронное правительство») в регионах России также складывается из оценок двух параметров: 1. Доступ органов власти к ИКТ, который характеризуется показателями наличия ПК, локальных сетей и доступа к интернету органов государственной власти и местного самоуправления. 2. Веб-присутствие органов власти региона, измеряемое с точки зрения полноты присутствия органов государственной власти и местного самоуправления в интернете (доля органов власти и местного самоуправления, имеющих сайт в интернете) и с точки зрения функциональной и информационной насыщенности интернет- представительств органов государственной власти региона, оцениваемое по методологии ООН. Например, индекс электронный бизнес включает в себя 16 показателей, которыми оцениваются предприятия и организации страны. Все показатели выражаются в относительных величинах (долях, которые вычисляются на определённое количество жителей или количество организаций в регионе)

Рейтинг регионов Источник:

Сравнение интегрального показателя готовности правительства к электронному обществу Коэфф. отставания 6,331711,0015,88721,4002 Организация объединённых наций проводит независимую экспертизу по выявлению развития информационных технологий, применяемых правительствами стран (всего 194 страны), основываясь на официальных данных статистики государственных учреждений.

Электронный документооборот ЗНАЧИТЕЛЬНО СОКРАЩАЕТ СРОКИ ПОДГОТОВКИ И СОГЛАСОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВ, УПРОЩАЕТ ПРОЦЕДУРУ ИХ ПОИСКА, ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОХРАННОСТЬ ДОКУМЕНТОВ Информационно-управляющие системы ПОЗВОЛЯЮТ ПРОВОДИТЬ МНОГОМЕРНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ, ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ ОБЛАСТИ, ОПЕРАТИВНО ФОРМИРОВАТЬ АГРЕГИРОВАННЫЕ ОТЧЕТЫ Централизованные государственные регистры РЕАЛИЗУЮТ БЫСТРЫЙ ДОСТУП К ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕЙ И ТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ОБ ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТАХ УПРАВЛЕНИЯ Электронные закупки для государственных нужд ОБЕСПЕЧИВАЮТ СНИЖЕНИЕ ЦЕН НА ПРИОБРЕТАЕМУЮ ПРОДУКЦИЮ ЗА СЧЕТ УПОРЯДОЧИВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ПРОЦЕССОВ Взаимодействие граждан и бизнеса с государством СОКРАЩАЕТСЯ ВРЕМЯ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ НА ВЗАМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ ВЛАСТИ ЗА СЧЕТ УМЕНЬШЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА БУМАЖНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ПОДАВАЕМЫХ И ПОЛУЧАЕМЫХ ИЗ ГОСУЧРЕЖДЕНИЙ, УМЕНЬШАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО И СОКРАЩАЕТСЯ ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЙ ГОСУЧРЕЖДЕНИЙ Система ситуационных центров ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИНФОРМАЦИОННУЮ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОГВ, КОЛЛЕКТВНУЮ ПОДГОТОВКУ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ НОВЕШИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Сеть видеоконференцсвязи ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОПЕРАТИВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОБМЕН И НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОГВ и ГРУПП СПЕЦИАЛИСТОВ В ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ, в т.ч. при проведении мероприятий в необорудованных местах и удаленных регионах Структурно-функциональные компоненты системы информационно-технологического обеспечения органов государственного управления

Электронное правительство Создание электронного правительства предполагает построение общегосударственной распределенной системы общественного управления, реализующей решение полного спектра задач, связанных с управлением документами и процессами их обработки. Электронное правительство (англ. e-Government) способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии. Электронное правительство это новая форма организации деятельности органов государственной власти. Ее главная особенность широкое применение информационно-коммуникационных технологий, благодаря которым электронное правительство обеспечивает качественно новый уровень оказания услуг гражданам и организациям.

Структура организации управления РФ 84 субъекта органов местного самоуправления 8 федеральных округов 21 министерство

Цели создания инфраструктуры электронного правительства. Информационная и телекоммуникационная инфраструктура обеспечивает: повышение доступности электронных способов взаимодействия с органами государственной власти для организаций и граждан; уменьшение времени затрачиваемого населением на взаимодействие с органами государственного управления; снижение затрат государственного бюджета на выполнение однотипных функций общегосударственной важности благодаря централизованной их реализации; снижение затрат органов государственного управления на предоставление государственных услуг и выполнение государственных функций в электронном виде; создание единой технологической платформы для оперативного защищенного информационного обмена между органами государственной власти.

Сферы деятельности электронного правительства использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним Электронное правительство – автоматизация процесса предоставления государственных услуг. Под электронным правительством следует понимать – использование информационных и коммуникационных технологий для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним. Государственные службы и граждане (G2C – government-to-citizen) Государственные службы и частные компании (G2B – government-to-business) Государственные организации и их сотрудники (G2E – government-to-employee) Государственные органы и уровни государственного управления (G2G – government-to-government) Виды взаимодействия общества и государственной власти с использованием средств коммуникаций

Государственные службы и граждане (G2C – government-to-citizen принципы взаимодействия) Информационные ресурсы госорганов Единое информационное поле Средства коммуникации – сеть Интернет Граждане России 1-й этап – оказание информационных услуг гражданам в виде предоставления формуляров, справок, пояснений; приём от населения заполненных документов. 2-й этап – обеспечение граждан прямым диалогом с властью, социальными службами, комитетами, вплоть до общения с начальником любого уровня в режиме реального времени. К сложностям внедрения и использования, указанного направления следует отнести: недостаточный охват населения средствами сети Интернет; проблемы с разделением ответственности между ведомствами по наращиванию видов услуг; отсутствие контроля качества, оказываемых услуг в электронном виде. Правительство для потребителя / Citizen (G2C) включает в себя инициативы, направленные на содействие взаимодействия людей с правительством, как потребители общественных услуг и в качестве граждан. Это включает в себя взаимодействия, связанные с предоставления государственных услуг, а также для участия в консультациях и процессе принятия решений.

Исследования отзыва граждан о выполнении государственных услуг

Государственные организации и их сотрудники (G2E – government-to-employee) Режим работы по обеспечению информационной поддержки деятельности ведомства. Режим работы по взаимодействию с гражданами при обращении. Оказание услуги в режиме «одного окна». К сложностям эффективной реализации взаимодействия на основе информационных технологий следует отнести: отсутствие стандартов на документы, касающиеся учётных данных; дублирование информации, которая актуализируется с разными интервалами времени; наличие ведомственных барьеров доступа к некоторым видам документов. Информационные ресурсы ведомств

Наиболее востребованные государственные услуги со стороны граждан РФ 1. Получение и обмен паспорта гражданина Российской Федерации. 2. Регистрация прав на недвижимое имущество. 3. Регистрация прав на земельный участок. 4. Получение водительского удостоверения. 5. Прохождение техосмотра. 6. Получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг. 7. Получение ежемесячного пособия на ребенка. 8. Получение (обмен) заграничного паспорта. 9. Получение регистрации по месту жительства. 10. Получение пособия по безработице. 11. Государственная регистрация брака, развода. 12. Государственная регистрация рождения ребенка. 13. Получение единовременной материальной помощи.

Государственные органы и уровни государственного управления (G2G – government- to-government) принцип взаимодействия) Информационная поддержка уровней государственного управления Сотрудники ведомств и госучреждений К проблемам организации взаимодействия с использованием информационных технологий, следует отнести: электронный документооборот носит ведомственный характер из-за недостаточной правовой базы и единых средств защиты информации; отсутствует координация проведения региональной информатизации (совершенно разные концептуальные подходы).

Система специального информационного обеспечения органов государственной власти

Международный индекс готовности к электронному правительству Индекс готовности к электронному правительству ООН (United Nations e-Government Readiness Index). Раз в два года публикуется Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН, впервые подготовлен в 2001 году. Индекс включает три подындекса, характеризующих состояние человеческого капитала, ИКТ- инфраструктуры и веб-присутствия органов государственной власти. Первые два основываются на официальных статистических данных, а последний строится на основе результатов обследования веб- сайтов правительства и пяти министерств - финансов, здравоохранения, образования, труда, социального обеспечения. Обследование веб-сайтов проводится в рамках подготовки Индекса, они оцениваются с точки зрения информационного наполнения, функциональности, а также их использования для предоставления государственных услуг в электронной форме. Место России в рейтинге стран по этому Индексу входит в число контрольных показателей Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации и государственной программы «Информационное общество ( годы)».

Показатели по версии ООН на 2012 год Обобщённый показатель готовности электронного правительства

Составляющие индекса готовности электронного правительства за 2012 год

Показатели по версии ООН на 2012 год Обобщённый показатель готовности электронного правительства

Показатели по версии ООН на 2012 год Интернет- инфраструктура (Web- подготовленность) 15. Число бизнес-пользователей Интернета, отнесенное к общему числу несельскохозяйственного населения. 16. Число домашних пользователей интернета на одну семью. 17. Число пользователей Интернета, отнесенное к числу студентов и факультетов. 18. Расходы на электронную коммерцию, отнесенные к общему числу пользователей Интернета.

Показатели по версии ООН на 2012 год Индекс - Социальная инфраструктура (человеческий капитал) 19. Гражданские свободы. 20. Количество газет на душу населения. 21. Свобода печати. 22. Число людей имеющих среднее образование. 23. Число людей имеющих высшее образование.

Показатели по версии ООН на 2012 год Информационная инфраструктура (Инфраструктура) 7. Число абонентов кабельного телевидения на душу населения 8. Количество сотовых телефонов на душу населения 9. Стоимость телефонного вызова 10. Количество факсов на душу населения 11. Количество радиоприемников на душу населения 12. Количество ошибок в телефонных линиях 13. Количество телефонных линий на семью 14. Количество телевизоров на душу населения

Показатели по версии ООН на 2012 год Компьютерная инфраструктура (Участие правительства в создании инфраструктуры) 1. Количество ПК на душу населения 2. Число домашних ПК, отнесенное к количеству семей 3. Число ПК в государственных и коммерческих организациях, отнесенное к числу не сельскохозяйственных работников 4. Число ПК в средних и высших учебных заведениях, отнесенное к числу студентов и факультетов. 5. Процент не домашних ПК, подключенных к сетям. 6. Доля затрат на программное обеспечение по отношению к затратам на оборудование.