Модель примерной программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования Презентация составлена Шмаковой Л.Ф., методистом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы организации воспитательной работы с учащимися основной школы в рамках ФГОС ООО Выступление заместителя директора по ВР Аношиной Н.Ю.
Advertisements

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1-4 кл.) «Светлячок»
Дополнительное образование детей основной ресурс организации внеурочной деятельности Наталия Николаевна Жукова, старший методист кафедры общей педагогики.
Из опыта работы Санниковой Галины Георгиевны, классного руководителя 8 «А» класса МБОУ «Калачёвская сош»
Анализ воспитательной деятельности МО классных руководителей МОУ СОШ 24.
Перспективы использования ресурса дополнительного образования в современной школе Корюкина Татьяна Геннадьевна, заместитель директора.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Система работы классных руководителей по воспитанию социально зрелой личности.
Здравствуйте! Здравствуйте! Я – Я – Шушарина Шушарина Ольга Ольга Леонидовна Леонидовна.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
Роль методического объединения классных руководителей в современной школе Из выступления Савеловой на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Педсовет: «Анализ эффективности внеурочной деятельности в школе» МКОУ «Розовская СОШ»
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
Развитие воспитания в современной системе образования: воспитательный компонент Федеральных государственных образовательных стандартов.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ. Классное руководство – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом.
«Формирование личного пространства школьников в условиях воспитания коллектива» Из опыта работы Гукасовой Л.Г. классного руководителя МБОУ лицея 6 г.Ессентуки.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
Транксрипт:

Модель примерной программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования Презентация составлена Шмаковой Л.Ф., методистом МАУ ДПО «ЦНМО» на основе материалов педагогов - практиков

Пояснительная записка Настоящая программа воспитательной работы социальной ориентации основана на положениях воспитательной концепции М.И. Рожкова, П.В. Байбородовой «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка». Программирование воспитательного процесса в классном коллективе опирается на научные труды авторов Петербургской концепции воспитательной системы социальной ориентации Е.Н. Барышникова, И.А. Колесниковой, В.Г. Воронцовой. Основой при организации воспитательной работы в классном коллективе является теория коллектива А.С. Макаренко, где предполагается тесная связь социального коллектива с окружающим социальным пространством, что способствует его преобразованию и улучшению. Содержание воспитательной работы реализуется через технологию И.П. Иванова «Педагогика общей заботы», где классный коллектив выступает как некая ячейка общества, способствующая социализации и преобразованию социума.

Программа воспитательной работы разработана с учетом следующих нормативных документов: - Конституция РФ; - Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г – 1; - Всеобщая декларация прав человека; - Конвенция ООН о правах ребенка; - Письмо Минобразования РФ «О направлении минимального социального стандарта «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательном учреждении общего образования» от 15 декабря 2002 г. 30 – 51 – 914/16; -Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22 августа 2004 г. 124 – ФЗ; - Устав школы; - Воспитательная программа школы; - Положение о классном руководстве; - Должностные и функциональные обязанности классного руководителя

Воспитание, как социально ориентированный процесс, предполагает целенаправленные действия по созданию условий для формирования личности, обладающей компетенциями важными при ее социализации: - коммуникабельностью; - способностью работать в коллективе; - умением находить нестандартные решения; - способностью к самоорганизации; - гибкостью в отношении к изменению требований; - выносливостью и целеустремленностью. Создание таких условий возможно через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, досуговой и практической деятельности, при использовании непосредственного опыта – передачи из рук в руки необходимых жизненных знаний, умений, навыков – и анализа его продуктивности и духовно-нравственной ценности.

Таким образом, целью педагогического коллектива школы является создание образовательного пространства, способствующего социальной и профессиональной адаптации обучающихся в современном обществе. Изучение социального запроса родителей к обучению и воспитанию их детей в школе показало, что большинство семей на первый план ставят подготовку своего ребенка к комфортной жизни в условиях модернизации и инновационного развития государства.

Анализ классного коллектива выявил: В классе обучаются дети из трех населенных пунктов: Уровень культуры в семьях обучающихся ниже среднего, что отчасти обусловлено отсутствием возможности культурно проводить свободное время: посещать музеи, художественные галереи, выставки, театры, кино. Занятость дополнительным образованием высокая: 54% обучающихся занимаются в творческих и спортивных объединениях ЦДТ, 27% в клубах и кружках СДК. Но отсутствие широкого выбора дополнительных образовательных программ и недостаток высококвалифицированных специалистов в этой области является одной из причин ограниченного кругозора детей. Таким образом, выделились следующие проблемы: - ограниченный круг знаний и интересов детей; - бедность опыта взаимодействия с различными социальными группами; - затруднения в учебной деятельности, связанные с адаптацией на новой ступени обучения; - различный социальный статус, уровень жизни семей обучающихся; - разный уровень психофизического развития детей;

Данные проблемы определили цель воспитательной работы с классным коллективом – обеспечение условий для информационно-деятельностного освоения мира. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих воспитательных задач: - Формировать потребность в расширении и углублении имеющихся знаний; - Способствовать развитию социальных навыков и умений в различных видах деятельности; - Создавать условия для осознания и присвоения общепринятых духовно- нравственных ценностей.

В основе деятельности лежат пять принципов воспитания: 1. Принцип гуманистической ориентации воспитания; 2. Принцип социальной адекватности воспитания; 3. Принцип индивидуализации воспитания школьников; 4. Принцип социального закаливания детей; 5. Принцип создания воспитывающей среды.

На основе анализа научных исследований процесса социализации школьников, представляем его содержание в виде следующих взаимосвязанных компонентов: 1.Коммуникативно-деятельный компонент; 2. Когнитивный компонент; 3.Социально-поведенческий компонент; 4. Ценностный компонент.

С учетом компонентов процесса социализации и возрастных особенностей обучающихся программа воспитательной работы состоит из трех этапов: 1 этап – «Испытание» – 5 – 6 класс Специфика воспитательной работы на данном этапе определяется следующими возрастными особенностями: - возрастание поисковой активности, проба сил в различных видах деятельности; - непостоянство интересов, легковерность; - желание обрести самостоятельность; -потребность в продуктивной совместной деятельности. Цель: создание условий для приобретения социального опыта в различных видах деятельности. Задачи: 1. Мотивировать познавательную потребность; 2. Способствовать осознанию собственных возможностей коллективной деятельности; 3. Ориентировать на духовно-нравственное отношение к различным явлениям культуры, окружающего мира.

2 этап – «Поиск» – 7 – 8 класс Специфика воспитательной работы на данном этапе определяется следующими особенностями развития: - интерес к себе, к индивидуально-личностным изменениям; - неустойчивость, эмоциональная незащищенность; - потребность в приобретении нового социального опыта; -потребность в продуктивности личной деятельности. Цель: создание условий для восприятия социального опыта взаимодействия с различными социальными группами. Задачи: 1. Способствовать проявлению инициативы для расширения и углубления имеющихся знаний; 2. Развивать способность к рефлексивному анализу собственной деятельности; 3. Способствовать осознанию ценностей и собственных способностей в различных социальных сферах

3 этап – «Выбор» – 9 класс Специфика воспитательной работы на данном этапе определяется следующими возрастными особенностями: - анализ собственных индивидуально-личностных изменений; - ситуативность реакций и действий, импульсивность; - критическая оценка событий и людей; -желание добиться успеха, высокого результата своей деятельности. Цель: создание условий для осознанного выбора модели социальных взаимоотношений с окружающей действительностью. Задачи: 1. Способствовать реализации собственных познавательных целей; 2. Формировать умение реализовывать себя в различных социальных пространствах; 3. Обеспечивать условия для рационального выбора жизненных перспектив, профессионального самоопределения.

Ведущими технологиями организации воспитательной работы в классе является: коллективная творческая деятельность (КТД), социальное проектирование, социальные практики, социально-игровое моделирование. Основными формами работы с классом являются: коллективные творческие дела, ролевые и деловые игры, общественно - полезные акции, коммуникативные тренинги, экскурсии, походы, игровые и конкурсно-развлекательные программы, фестивали, ярмарки, турниры, соревнования.

Программа воспитательной системы реализуется через совместное управление воспитанников, их родителей и классного руководителя жизнедеятельностью класса – самоуправление. Для организации детского самоуправления используется методика И.П. Иванова «Чередование творческих поручений» (ЧТП), что дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы и возможности в различных социальных ролях и видах деятельности

Для оценки эффективности воспитательного процесса в рамках настоящей концепции воспитательной работы разработаны следующие критерии и показатели: Критерии Показатели Отношение воспитанников к внеклассной работе Достижения воспитанников в различных социальных сферах Состояние уровня нравственной воспитанности обучающихся Высокий уровень нравственной воспитанности Взаимодействие воспитанников внутри классного коллектива Высокий уровень сплоченности классного коллектива, наличие самоуправления Отношение родителей к жизни класса Наличие родительского самоуправления, активное участие родителей в жизни класса Вовлеченность воспитанников в систему дополнительного образования Рост числа воспитанников, занимающихся в различных творческих объединениях, спортивных секциях, кружках. Уровень удовлетворенности родителей и детей жизнью класса, школы Положительные отзывы учащихся и родителей о школе, классе, классном руководителе

Диагностика воспитательной работы проводится ежегодно: в начале учебного года и в конце учебного года. Используются одни и те же диагностические методики. Для отслеживания динамики развития классного коллектива результаты диагностик сравниваются. Компонентами диагностики воспитательного процесса являются: 1. Изучение воспитанности школьников, интегративным показателем которой выступает направленность личности, выражающаяся во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях ребенка. - Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося» - Методика М.И. Рожкова «Диагностика уровня творческой активности учащихся» - Методика Н.П. Капустина «Изучение уровня воспитанности учащихся» - Методика Л.В. Байбородовой «Изучение мотивов участия школьников в деятельности» - Методика Е.Н. Степанова «Определение общественной активности учащихся» - Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся» - Методика Д. Голланда «Определение типа личности»

2. Диагностика уровня развития коллектива и сложившихся в нем эмоционально-психологических и деловых отношений. - Методика А.М. Лутошкина «Какой у нас коллектив?» - Социометрия - Методика Е.Н. Степанова «Мы – коллектив? Мы – коллектив… Мы коллектив!» - Методика Е.Н. Степанова «Ты и твой класс» -Методика О.В. Лишина "Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива« 3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности, направленное на определение наиболее эффективных педагогических средств и установление малорезультативных и отрицательных воздействий, на выявление причин, снижающих эффективность воспитательного взаимодействия, и путей, способствующих развитию процесса воспитания. - Методика А.А. Андреева «Удовлетворенность учащихся школьной жизнью» - Методика Е.Н. Степанова «Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения» - Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения» - Методика Е.Н.Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»

Участниками настоящей программы воспитания являются: - обучающиеся 5 – 9 классов; - родители обучающихся; - классный руководитель; - учителя – предметники; - психолог; - социальный педагог; - школьный библиотекарь; -педагоги дополнительного образования СДК, ЦДТ, ДШИ. Для успешного прохождения воспитательной программы объединены усилия различных социальных слоев: - родительский комитет класса; - администрация школы; - педагоги школы; - школьная библиотека; - сельский дом культуры - сельская библиотека - «Центр детского творчества» - Детская школа искусств - совет ветеранов; - детская организация

Срок реализации программы – 5 лет. Программа делится на 3 этапа: 1 этап 5 класс – 2010 – 2011 учебный год 6 класс – 2011 – 2012 учебный год 2 этап 7 класс – 2013 – 2014 учебный год 8 класс – 2014 – 2015 учебный год 3 этап 9 класс – 2015 – 2016 учебный год

Предполагаемый результат: Реализация данной программы воспитательной работы позволяет воспитать подростка, характеризующегося следующими чертами личности: - законопослушность, ответственность, справедливость по отношению к людям; - соблюдение принципов равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с людьми; - осознание и принятие ценности человеческого общества, социального взаимодействия, свободы и демократии; - гражданин и патриот своей страны; - успешное выполнение всего спектра социальных ролей: ученик, семьянин, житель своего поселка, член детской организации, гражданин своей страны, человек мира; - планирование будущей профессиональной деятельности, осознанный выбор жизненных приоритетов; - способность участия в творческом преобразовании социальной действительности. Успешное освоение данной программы является предпосылкой для успешного становления личности подростка, закладывает фундамент успешности и психологического комфорта в процессе дальнейшей жизни. Реализация данной программы позволит подросткам безболезненно принимать и осваивать новые социальные роли, успешно функционировать в иной системе социальных отношений при выходе из основной школы

Содержание программы воспитания 1 этап – «Испытание» – 5 – 6 класс Специфика воспитательной работы на данном этапе определяется следующими возрастными особенностями: - возрастание поисковой активности, проба сил в различных видах деятельности; - непостоянство интересов, легковерность; - желание обрести самостоятельность; - потребность в продуктивной совместной деятельности. Цель: создание условий для приобретения социального опыта в различных видах деятельности. Задачи: Мотивировать познавательную потребность; Способствовать осознанию собственных возможностей коллективной деятельности; Ориентировать на духовно-нравственное отношение к различным явлениям культуры, окружающего мира.

План реализации: 5 класс Компоненты социализации Воспитат. задачи Мероприятие Ответ. Сроки Коммуникативно- Мотивировать «День Знаний», торжественная линейка Кл. рук. деятельностный познавательную когнитивный потребность. «Спешите творить добро», час общения Совет ветер. Актив «Все работы хороши» КТД Кл. рук Родит. комитет,. «Помогите книжке», акция Кл. рук. Библиот. «Моё место в природе», кл. час Учитель биол. Кл. рук «Моя малая родина» соц. проект Кл. рук. Библиотека «История моего города» Род. комитет Поездка в музей Кл. руковод. «Эти забавные животные» Кл.рук. Интерактивная игра ДДЮТ «Победа деда – моя победа» Кл. рук. Встреча с ветеранами ВОВ Сов. ветеранов Кл. рук.,

Компоненты социализации Воспитат. задачи Мероприятие Ответств. Сроки Социально- Способствовать осознанию Диагностика «Изучение Психолог ППМС поведенческий собственных возможностей социализированности учащегося» Кл. рук. коллективной деятельности «Возрастные особенности пятиклассников» Родительское собрание Кл. рук. «Витамины- польза или вред?» Беседа «Я хороший – я плохой» Кл.рук. Конкурс сочинений Операция «Помогите птицам» Актив класса Диагностика «Изучение мотивов участия школьников в деятельности» Кл.рук. НОТ «Режим дня пятиклассника» Соц.педагог «Я и мой класс» тестирование» Психолог Деловая игра «Я сам» Кл.рук.

Компоненты социализации Воспитат. задачи Мероприятие Ответств. Сроки Ценностный Ориентировать на духовно- КТД «Теплый дом» Актив школы нравственное отношение актив класса к различным явлениям «Кто такие телеуты?» культуры, окружающего поездка в музей Родит. комитет мира. «Мамин праздник» Выставка поделок «Я ребенок – я гражданин» Встреча с инспектором ПДН «Папа, мама, я..» Учитель физ. Спортивный праздник Актив класса Акция «Забота» Кл. рук. «Юный эколог» игровая программа Библиотекарь «У войны неженское лицо» Встреча с труженицами тыла Кл. рук.

2 этап – «Поиск» – 7 – 8 класс Специфика воспитательной работы на данном этапе определяется следующими особенностями развития: - интерес к себе, к индивидуально-личностным изменениям; - неустойчивость, эмоциональная незащищенность; - потребность в приобретении нового социального опыта; -потребность в продуктивности личной деятельности. Цель: создание условий для восприятия социального опыта взаимодействия с различными социальными группами. Задачи: Способствовать проявлению инициативы для расширения и углубления имеющихся знаний; Развивать способность к рефлексивному анализу собственной деятельности; Способствовать осознанию ценностей и собственных способностей в различных социальных сферах.

3 этап – «Выбор» – 9 класс Специфика воспитательной работы на данном этапе определяется следующими возрастными особенностями: - анализ собственных индивидуально-личностных изменений; - ситуативность реакций и действий, импульсивность; - критическая оценка событий и людей; - желание добиться успеха, высокого результата своей деятельности. Цель: создание условий для осознанного выбора модели социальных взаимоотношений с окружающей действительностью. Задачи: Способствовать реализации собственных познавательных целей; Формировать умение реализовывать себя в различных социальных пространствах; Обеспечивать условия для рационального выбора жизненных перспектив, профессионального самоопределения.