Музейное дело в конце ХIХ – начале ХХ вв.. Вопросы 1. Открытие Русского музея имени Александра III. 2. Создание детских музеев. 3. Появление мемориальных.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Художественные музеи музеи. Музей – специальное место, специальное место, где собирают, хранят, показывают и изучают произведения искусства. произведения.
Advertisements

Третьяковская галерея. Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (изве стна также как Третьяковка) художественный музей в Москве, основанный в 1856 году.
Идем в Русский музей 2 «А» класс ГОУ СОШ 1. История создания Русского музея Это первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства.
Государственная Третьяковская галерея. Основатель галереи Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (известна также как Третьяковка) художественный музей.
Поздравляем с днём рождения!. Музеи Санкт-Петербурга Кунсткамера Эрмитаж Зоологический Музей Русский музей.
Целью моей работы является изучить богатства, которые отданы людям. Целью моей работы является изучить богатства, которые отданы людям. Задачей работы.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА И МОСКВЫ
Выполнил: Ларионов Александр,8 «А» класс Школа 543 Проверила: Виноградова Екатерина Геннадиевна.
Государственная Третьяковская галерея (Москва.Лаврушинский переулок)
Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства.
Государственная Третьяковская галллерея Подготовил: ученик 8В класса МБОУ СОШ «Дневной пансион-84» Душкин Григорий.
Музейное дело в I половине XIX века. Вопросы 1. Дворцовые собрания и дворцовые музеи I половины ХIХ в. 2. Румянцевская музейная коллекция в Петербурге.
РУССКИЙ МУЗЕЙ Сокровища Русского музея, представленные в коллекциях фондов.
Русский музей (до 1917 года «Русский Музей Императора Александра III») самый обширный музей русского искусства в мире. Находится в Санкт- Петербурге,
Музеи мира
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ. Госуда́рственная Третьяко́вская галере́я художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым.
Презентацию создавали: Шестакова Лена Корпушкина Катя Презентацию создали : Шестакова Лена Корпушкина Катя.
И.Крамской. ПОРТРЕТ П.М.ТРЕТЬЯКОВА. "Моя идея была - наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы обществу в каких-либо полезных учреждениях",
ЭРМИТАЖ Автор : Гулямова Парване Алиевна. ЭРМИТАЖ - ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ МИРА, ЭКСПОЗИЦИЯ КОТОРОГО РАСПОЛОЖЕНА В БОЛЕЕ, ЧЕМ 350 ЗАЛАХ.
Изобразительное искусство. Жанры изобразительного искусства Пейзаж Пейзаж Натюрморт Натюрморт Портрет Портрет Бытовой жанр Бытовой жанр Исторический жанр.
Транксрипт:

Музейное дело в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Вопросы 1. Открытие Русского музея имени Александра III. 2. Создание детских музеев. 3. Появление мемориальных музеев. 4. Художественные музеи. 5. Технические музеи.

Литература Бурлыкина М.И. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII - первая четверть XX в.). Сыктывкар, Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной политики на их развитие (XVIII - нач. XX в.) // Музей и власть. Ч.1. М., Каулен М.Е., Коссова И.М., Сундиева А.А. Музейное дело России. М., Михайловская А.И. Из истории промышленных музеев и выставок капиталистической России // Очерки истории музейного дела в СССР. Вып.6. М., Музееведческая мысль в России XVIII-XX веков / сост. Э. Шулепова, М. Каулен, А. Сундиева, О. Черкаева, И. Чувилова, М. Юхневич. М., Овсянникова С.Л. Художественные музеи Петербурга и Москвы 2-й половины XIX - начала XX века (Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей) // Вопросы истории музейного дела в СССР. Вып. 4 / Труды НИИ музееведения. М., Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы. М., Поправко Е.А. Музееведение. М., Разгон A.M. Археологические музеи в России ( гг.) // Очерки истории музейного дела в России. Вып.3. М., Разгон A.M. Этнографические музеи в России ( гг.) // Очерки истории музейного дела в России. Вып.3. М., Российская музейная энциклопедия. М., Т.1-2. Сидорова И.Б. Музеи и музейное дело России. Дореволюционный период. Казань, Станюкович Т.В. Этнографическая наука и музеи. Л., Турьинская Х.М. Музейное дело в России в годы. М., 2001 Фролов А.И. Основатели российских музеев. М., 1991 Чижова Л.В. Из истории художественных музеев России. М., Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России. М., Юренева Т.Ю. Музееведение. М., Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003.

1. Открытие Русского музея имени Александра III Вопрос о создании государственного музея русского изобразительного искусства витал в воздухе со времен Павла I. 13 апреля 1895 г. Николай II подписал указ «Об учреждении Особого Установления под названием Русского музея Императора Александра III» и о размещении его в Михайловском замке.

По проекту в музее было три отдела: художественный, памяти Александра III и Этнографический (под последние два планировалось выстроить новое здание). Переделка Михайловского замка и строительство дополнительного здания было поручено В.Ф. Свиньину.

Музей открылся для публики 7(19) марта 1898 г. На приобретение новых экспонатов отпускалось 40 тыс. руб. ежегодно. В 1908 г. выделили 248 тыс. рублей на изготовление специальной музейной мебели и экспозиционного оборудования.

К моменту открытия Русского музея его собрание включало 445 живописных работ, 111 произведений скульптуры, 981 графический лист (рисунки, гравюры и акварели), а также около 5000 икон и изделий декоративно- прикладного искусства древней Руси). Основу собрания составили произведения искусства, ранее хранившиеся в Академии художеств, Эрмитаже, а также Зимнем, Гатчинском, Царскосельском Александровском дворцах, и целые коллекции, переданные музею частными лицами.

Наиболее ценные (уникальные) коллекции В состав коллекции живописи XVIII – первой половины XIX вв. входят произведения замечательных мастеров И. Аргунова, Д. Левицкого, Ф. Рокотова, А. Венецианова, К. Брюллова, О. Кипренского, С. Щедрина, И. Айвазовского, П. Федотова и др. Живопись второй половины XIX в. представлена именами русских мастеров изобразительного искусства – И. Крамского, И. Шишкина, И. Левитана, В. Поленова, Н. Ге, В. Сурикова, И. Репина.

2. Создание детских музеев Детские музеи наряду с редкими и уникальными предметами включают специально сконструированные модели, служащие обучающим целям. Важное значение приобретают экспонаты, которые можно трогать, приводить в движение, использовать в игровой или продуктивной деятельности. Детские музеи в России появились с распространением идеи о необходимости преодоления традиций догматической, книжной педагогики путём использования принципа наглядности. К.Д. Ушинский ( )

«Сетльмент» Черты детского музея прослеживаются в детском клубе, созданном «Сетльментом» – обществом по воспитательной работе среди детей, основанном в 1906 г. А.У. Зеленко и С.Т. Шацким.

Музей «Сетльмента» В одной из комнат «Сетльмента» находилась коллекция по ботанике и зоологии, а также было устроено много полок для детских работ. Дети лет пробовали свои силы в этнографических постройках: начали с русской избы, потом перешли к жилищу ненцев (самоедов). Дети 8-9 лет иллюстрировали сказки, занимаясь лепкой.

Музей «Детского труда» В России существовал еще один музей, построенный на принципах детского труда и самодеятельности – Музей «Детского труда». Он был учрежден по инициативе учителя Н.Г. Гогунцова при Семеновской публичной библиотеке в Курске. Усилия детей направлялись главным образом на изготовления наглядных пособий для школы (музей все расходы на свое содержание покрывал выручкой от продажи работ).

3. Появление мемориальных музеев Мемориальный музей ассоциируется с мемориальным зданием, где сохранена или воссоздана бытовая обстановка, в которой жил человек или происходило событие. К 1917 в. в России насчитывалось около 20 мемориальных музеев, из них 6 частично финансировались государством, остальные существовали на средства обществ и частных лиц.

Пушкинский музей Александровского (Царскосельского) лицея Основан 19 октября 1879 г. Вскоре после открытия музея в него поступил рисунок художника А.Н.Мокрицкого «А.С.Пушкин на смертном одре», перстень, подаренный ему графиней Е.К.Воронцовой, медальон с локоном поэта, переданный в музей после смерти И.С.Тургенева Полиной Виардо, а также портрет Н.Н.Пушкиной (художника К.П.Мазера) и ее фотографии последних лет жизни.

Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище Открыт 18 декабря 1883 г. Инициатива создания музея принадлежала начальнику училища генерал-майору А.А. Бильдерлингу. Музей был призван не только увековечить память Лермонтова в самом училище, но и рассказать русскому обществу о жизни и творчестве поэта.

Толстовский музей в Москве на Поварской улице 11 октября 1911 г. по инициативе Толстовского общества в восьми залах Исторического музея была открыта Толстовская выставка. 28 декабря 1911 года состоялось официальное открытие Толстовского музея – на Поварской, 18. Хранителем музея стал П.И. Бирюков, а после его отъезда в Швейцарию – В.Ф. Булгаков – последний секретарь Л.Н. Толстого.

Музей-архив Д.И. Менделеева Открыт 21 декабря 1911 году в Санкт- Петербургском университете в квартире, где жил ученый с 1866 по 1890 год. Сразу же после организации мемориального кабинета началась каталогизация уникальной библиотеки ученого и части архива, приобретенного вместе с библиотекой. Большое внимание уделялось выявлению и приобретению новых материалов, связанных с жизнью и творчеством Дмитрия Ивановича, в том числе его научных приборов.

4. Художественные музеи В конце XIX в. появляются первые художественные музеи в провинции. 29 июня 1885 г., стараниями А.П. Боголюбова (внука А.Н. Радищева) и его друзей-передвижников в Саратове открылся один из первых художественных музеев в провинции – Музей им. А.Н. Радищева.

Вскоре художественные музеи открылись в Риге, Дерпте (Тарту), Феодосии и других городах как учреждения просветительского и учебного характера. Профиль их не всегда был строго выражен, некоторые музеи имели археологические, этнографические, нумизматические и иные материалы. Последнее относится к церковно- археологическим музеям, основу которых составляли ценные коллекции церковной живописи и предметов декоративно- прикладного искусства.

5. Технические музеи Во второй половине XIX в. Появляются музеи, связанные отдельными отраслями техники. В 1872 г. в Петербурге в здании Телеграфного департамента на Почтамтской улице был создан Телеграфный музей.

Почтово-телеграфный музей В 1884 г., когда добавились отделы: телефонный, электрического освещения, почтовый, музей стал именоваться Почтово-телеграфным. По богатству коллекций не уступал Берлинскому, считавшемуся первым в мире. В 1913 г., после переоборудования здания, превратился в публичный музей.

Центральный музей связи имени А.С. Попова (с 1945 г.)

Железнодорожный музей Музей ведомства путей сообщения имени императора Николая I был открыт в 1902 г. в здании на Садовой улице. В 1910 г. к нему присоединился музей Института инженеров путей сообщения, основанный в 1813 г. Их преемником сейчас является Центральный музей железнодорожного транспорта РФ.

Музей изобретений В 1910 году впервые в России открыт музей изобретений в доме 12 по набережной Мойки. Изобретения принимались от частных лиц и учреждений, оценивались экспертной комиссией. Финансировать музей помогали городская дума и земство.

Музей кинематографии Открыт в 1902 г. по инициативе придворного фотографа и кинооператора А.К. Ягельского. В этом музее предполагалось собрать первые отснятые ленты и кинематографическую технику.