Формирование креативного поля муниципальных инновационных площадок Кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Пирожкова О.Б. Вебинар Февраль 2015г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Advertisements

Инновационное образование. Основные понятия педагогической инноватики Инновация (лат. «in» - в, «novus» - новый) (нововведение) – целенаправленное изменение,
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Педагогические технологии Доклад подготовлен Малон Л.В.
Координационный совет по введению ФГОС общего образования при Минобрнауки России Республика Саха (Якутия), 9-10 ноября 2011 г. Новые подходы к учебно-
Инновационное образование. Основные понятия педагогической инноватики Инновация (лат. «in» - в, «novus» - новый) (нововведение) – целенаправленное изменение,
МОУ СОШ 2 городского поселения «Рабочий посёлок Ванино» Ванинского муниципального района Хабаровского края.
С С Белгородский региональный институт ПКППС Кафедра управления образовательными системами Савина Н.М.
Выполнил: студент 3 «V» курса Исмоилов Сарвар.. Управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Воспитательная система класса. Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе Формирование детско- взрослой общности в школьном коллективе ЯКУШ Ю.И. Директор МОУ «школа.
Создание модели методического сопровождения перехода ОУ НОО на новые федеральные государственные образовательные стандарты, создание предпосылок для реализации.
Управление инновационными процессами в образовании Управление инновационными процессами в образовании Автор: Журавлева Наталья Николаевна, к.п.н, доцент.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ как синтез образовательных ресурсов Л.Н. Бережная, директор ИМЦ Курортного района.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Транксрипт:

Формирование креативного поля муниципальных инновационных площадок Кандидат педагогических наук, ст. научный сотрудник Пирожкава О.Б. Вебинар Февраль 2015 г. Краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического образования

...Главный социально - педагогический смысл инновационного движения в образовании состоит в том, что оно – основная социальная и духовная база, опора образовательной реформы Э. Днепров

Программа проведения вебинара 1. Об особенностях организации и моделирования инновационной образовательной среды. 2. Ответы на вопросы слушателей. 3. Подведение итогов.

Методология Федерального государственного образовательного стандарта Социокультурная образовательная среда школы

Среда – совокупность элементов, составляющих при сложении пространство и условия жизни человека. Образовательная среда – совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит развитие личности.

Образовательная среда школы не является универсальной Современные исследователи при изучении образовательной среды, применяя теорию систем и синергетический подход, подчеркивают, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система (В.Г. Афанасьев, Т. Парсонс, В.П. Казначеев и др.)

Социокультурная образовательная среда школы - основа здоровой социокультурной среды общества

Принципы формирования социокультурной образовательной среды (А.Г. Асмолов) Деятельность-образование-личность открытость, целостность, системность, взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов образовательной среды, имеющей единую системно- деятельностную методологическую основу избыточность ресурсов, обеспечивающая личностный выбор, развитие индивидуальности функциональное разнообразие элементов среды, обеспечивающее освоение различных видов деятельности формирование самоидентификации личности

Пространствен но- семантический компонент Содержательно -методический компонент Коммуникати вно- организационный компонент Структура образовательной среды школы

Пространственно- семантический компонент - архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства школьников; - символическое пространство школы (различные символы – герб, гимн, традиции, настенная информация и др.)

Содержательно- методический компонент - содержательная сфера (концепции обучения и воспитания, образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); - формы и методы организации учебного процесса (формы организации обучения, ученические исследовательские общества, структура школьного и классного самоуправления и др.).

Коммуникативно- организационный компонент - особенности субъектов образовательной среды; -коммуникативная сфера (стиль общения и преподавания, принятая форма одежды, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования и др.); -организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих групп и др.)

ФГОС открывает возможности строить: Школу понимания, деятельностной педагогики, диалога культур Школу развития мотивов Школу жизненных задач Школу формирования мировоззренческой картины мира Школу диагностики развития успехов личности Школу позитивной социализации личности Школу – зону ближайшего развития российского общества А.Г. Асмолов ФГОС – «конституция» развития школы

Инновация – (латин.) обновление, новшество или изменение. Новый – впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый или малоизвестный [С.И. Ожегов].

Новшество - именно средство (новый метод, методика, технология и т.д.). Инновация – как развивающийся по определенным этапам процесс внедрения новшеств.

Инновация педагогическая - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющее целью повышения их эффективности.

Классификация инноваций 1) По области применения (в содержании, в технологии, в организации, в управлении, в образовательной экологии); 2) по способу осуществления нововведений (систематические, плановые; стихийные, спонтанные); 3) по широте и глубине новаторства (глобальные, радиальные, стратегические и др.; частичные, малые); 4) по характеру происхождения (внешние, внутренние). (К. Ангеловски)

1) по отнесенности к той или иной части учебно- воспитательного процесса (в содержании; в технологиях, формах, методах, средствах; в организации; в управлении школой); 2) по масштабу (частные, модульные, системные); 3) по инновационному потенциалу (модификационные, комбинаторные, радикальные); 4) по отношению к своему предшественнику (замещающие, отменяющие, открывающие, ретро введения). (М.М. Поташник, В.С. Лазарев) Классификация инноваций

Этапы развития инноваций Автор 1 этап 2 этап 3 этап 4 этап 5 этап 6 этап Н.Р.Юсуфбе кава Возникновение нового педагогического явления Освоение новшества Применение, внедрение в практику Завершение инновации М.С.Бургин Разработка нововведения Изучение созданного Доработка специалистами Внедрение в практику Дальней шее развитие Завер шение инновации В.А.Сластенин, Л.С.Подымова Рождение новой идеи, концепции новшества Создание новшеств Практическое применение Распростра нение новшеств Господство новшества Сокра щение А.И.Пригожин Зарождение Освоение Диффузия Рутинизация Лапин Н.И., Сазонов Б.В., Толстой В.С. Старт Быстрый рост Зрелость Насыщение Финиш или кризис

Рождение, возникновение инновации Применение инновации Завершение существования Основные этапы «жизнедеятельности» инноваций

Законы протекания инновационных процессов 1. Закон необходимой дестабилизации педагогической инновационной среды. 2. Закон финальной реализации инновационного процесса. 3. Закон стереотипизации педагогических инноваций. 4. Закон цикловой повторяемости педагогических инноваций. (В.А. Сластенин и Л.С. Подымова)

Критерии инновационной деятельности - творческая восприимчивость к педагогическим инновациям; - творческая активность; - методологическая и технологическая готовность к новшествам; - педагогическое инновационное мышление и культура общения.

Инноватика - учение о создании педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом. Инноватика в образовании – учение о неразрывном единстве и взаимосвязи трех основных подпроцессов: инновационного процесса в сфере образования: создание нового - педагогическая неология (новшества, продукта), освоение новшества – педагогическая аксиология (восприятие, освоение, присвоение), применение - педагогическая праксиология.

Инновационные процессы – процессы создания педагогических новшеств, их освоения и оценки педагогическим сообществом, применение и внедрение в практике обучения и воспитания. Инновационная деятельность – деятельность, ориентированная на совершенствование научно- педагогического, учебно-методического, кадрового, организационного, правового, финансово- экономического, материально-технического обеспечения системы образования (ОО), которая осуществляется в форме инновационных проектов и программ.

Инновационная среда – среда возникновения новшеств, их ускоренного усвоения и применения на практике (окружение, где происходит инновационный процесс).

Экспертиза образовательной среды Методика векторного моделирования образовательной среды (В.А. Ясвин)

Построение системы координат Активность «Творческая» «Карьерная» образовательная образовательная среда среда Свобода Зависимость «Безмятежная» «Догматическая» образовательная образовательная среда среда Пассивность

Диагностические вопросы 1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в моей школе? а) личности каждого учащегося; б) общества(коллектива). 2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия? а) воспитатель (учитель) к ребёнку; б) ребёнок к воспитателю. 3. Какая форма воспитания (образования) преимущественно осуществляется? а) индивидуальная; б) коллективная(групповая).

Диагностические вопросы 4. Практикуется ли в школе наказание детей? а) пожалуй, да; б) скорее, нет. 5. Стимулируется ли проявление ребёнком какой-либо инициативы? а) обычно, да; б) пожалуй, далеко не всегда. 6. Всегда ли находят какой-либо положительный отклик те или иные творческие проявления ребенка? а) скорее, да; б) пожалуй, нет.

Построение системы координат Активность Творческая Свобода Зависимость Безмятежная Догматическая Пассивность Карьерная среда зависимой активности Типичная карьерная среда Карьерная среда активной зависимости Карьерная Догматическая среда пассивной зависимости Типичная догматическая среда Догматическая среда зависимой активности Творческая среда свободной активности Творческая среда активной свободы Типичная творческая среда Безмятежная среда пассивной свободы Типичная безмятежная среда Безмятежная среда свободной пассивности

Инновационная среда – среда возникновения новшеств, их ускоренного усвоения и применения на практике (окружение, где происходит инновационный процесс).

Инновационная школа – это школа принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень (В.Кваша). Инновационная школа - это образовательное учреждение, открытое к новому содержанию образования и технологий учебно-воспитательного процесса, в основе которых лежит реализация личностного и творческого потенциала учителя и учащегося на основе психологической и педагогической поддержки и педагогики сотрудничества (О.Б. Пирожкава).

Инновационная среда – среда возникновения новшеств, их ускоренного усвоения и применения на практике (окружение, где происходит инновационный процесс).

Список рекомендованной литературы Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) – Рига: НПЦ «Эксперимент», – 176 с. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики М.: Центр Педагогический поиск, с. Сластенин И.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, М.:ИЧП «Издательство Магистр»,2007, 224 с. Фыркун И.И. Методическая инноватика: научно- методическое пособие. Минск: БГПУ,1996. –152 с. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», – 256 с. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию М.: Смысл, с.