Нормативно-правовая база функционирования дошкольного образования Манюрова Гельнур Халирахмановна, Заведующий лабораторией дошкольного образования ИРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный Основная образовательная программа государственного бюджетного дошкольного образовательного.
2014 г. ФГОС Требования к структуре Основной образовательной программы ДО Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к результатам освоения ООП.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад 1 г. Губаха, Пермский край Примерная общеобразовательная.
« ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Муниципальное бюджетное дошкольное.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
ЧАСТЬ 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ »
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам ДО в соответствии с новым законом «Об образовании в.
Презентация к уроку по теме: ФГОС дошкольного образования
Родителям о ФГОС дошкольного образования
ФГОС дошкольного образования разработан и утверждён советом впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013.
Эта презентация использует макрос Drag and Drop, созданный Основная образовательная программа муниципального дошкольного образовательного.
Транксрипт:

Нормативно-правовая база функционирования дошкольного образования Манюрова Гельнур Халирахмановна, Заведующий лабораторией дошкольного образования ИРО РТ, к.п.н.

Нормативно-правовая база РФ по дошкольному образованию состоит из: - законодательных актов; - указов Президента РФ; - постановлений правительства РФ; - ведомственных правовых актов (приказов, распоряжений, писем Министерства образования и науки РФ); - законов и нормативных правовых актов субъектов РФ.

Международные документы в области образования Всеобщая декларация прав человека (1948) Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования ( ) ратифицирована Россией - начальное образование является бесплатным и обязательным. Конвенция о правах ребенка (1989)

Российское законодательство в области дошкольного образования Конституция РФ ст.43 – общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года: - приоритет образования в политике государства; - бесплатное дошкольное образование – для всех желающих; - обеспечение педагогическими кадрами с высшим образованием -зарплата воспитателей- на уровне средней в образовании; -право на получение досрочной пенсии (25 лет педагогической деятельности)

Указ Президента РФ В.В.Путина от О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки - обеспечить достижение к 2016 году 100% доступности дошкольного образования в возрасте от 3-х до 7 лет. - к сентябрю 2012 года принять меры, направленные на ликвидацию очередей на зачисление детей в возрасте от 3-х до 7 лет в дошкольные образовательные учреждения, предусмотрев расширение форм и способов получения дошкольного образования, в т.ч. в частных дошкольных образовательных учреждениях.

Указ Президента РФ от Национальная стратегия действий в интересах детей на годы В числе проблем отмечены дефицит услуг дошкольного образования, невысокий уровень качества дошкольного образования. Для повышения доступности дошкольного образования необходимо развитие всех форм дошкольного образования: семейный детский сад, служба ранней помощи, лекотека, центр игровой поддержки, инклюзивное образование, развитие негосударственного сектора наряду со строительством дошкольных учреждений.

Основная задача - обеспечение доступности дошкольного образования, расширение его вариативности. Меры: обеспечение государственной поддержки строительство новых ДОУ, а также развитие всех его вариативных форм, создание условий для развития различных региональных вариантов поликультурных дошкольного и общего образования.

Федеральная целевая программа развития образования на годы Цель программы: Обеспечение доступного качественного образования, соответствующего требованиям социально-ориентированного развития РФ Задачи: - обеспечение инновационного характера базового образования; - модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; - создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; - формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

Для осуществления данных задач необходима: модернизация общего и дошкольного образования как инструментов социального развития; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

Как будет решаться задача «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития»? достижение во всех субъектах стратегических ориентиров образовательной инициативы «Наша новая школа»; распространение на всей территории РФ современных моделей успешной социализацией детей; будут созданы стажировочные площадки; модели воспитательных систем, обеспечивающих формирование гражданской идентичности обучающихся;

современные модели, обеспечивающие образование детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей; модели формирования культуры безопасного образа жизни, психолого - педагогического и медико- социального сопровождения обучающихся. создание площадки для обучения управленческих кадров. Предполагается развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в т.ч. в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей ;создание всевозможных центров для обучения детей с ОВЗ, одаренных детей.

Развитие системы оценки качества образования (в т.ч.дошкольного) Разработка моделей оценки качества всех уровней образования, в т.ч.дошкольного. Программой предусматривается внедрение и поддержка государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования, а также механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.

Содержание образования, его модернизация будет базироваться на инициативе «Наша новая школа» Новая школа- это институт, соответствующий целям опережающего развития; новый учитель – совершенствование учительского корпуса; изменение школьной инфраструктуры, условия для развития спорта, здорового образа жизни, современные условия организация питания, информационные технологии; взаимодействие с родителями, семьей, сообществом; переход на новые образовательные стандарты; поддержка талантливых детей; расширение самостоятельности ОУ.

ФЗ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ от Защита прав детей- при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. - Принятие решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, является государственной или муниципальной собственностью, осуществляется экспертиза последствий, т.е.экспертная оценка последствий. - Имущество (земля, здания)образовательных учреждений, переданное им в оперативное управление, может использоваться только в этих целях.

ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ от Предоставление бесплатного общедоступного дошкольного образования является расходным обязательством муниципалитетов. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Сан Пин / постановление Главного государственного врача РФ от /

Закон РФ Об образовании от ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (вместо Типового положения). Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанники в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Содержание образования определяется ФГОС дошкольного образования. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями. Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке РФ. На территориях республик РФ может вводиться преподавания и изучения государственных республик РФ. Освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Группы могут иметь обще развивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.

В группах компенсирующей направленности осуществляется адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. Группы оздоровительной направленности создаются с туберкулезной интоксикацией, ЧБД и др. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ. В образовательной организации могут быть организованы группы без реализации образовательной программы. Режим работы определяется самостоятельно образовательной организацией в соответствии с ее Уставом. По запросам родителей возможно организация работы групп в выходные и праздничные дни. Родители, обеспечивающие воспитание ребенка в форме семейного воспитания, имеют право на получение методической, психолого- педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимании платы, если в образовательных организациях созданы консультационные пункты.

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или в отдельных образовательных организациях.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях ( ). Настоящие санитарные правила устанавливают требования к: - условиям размещения ДОО, - оборудованию и содержании территории ДОО, - помещениям, их оборудованию и содержанию, - естественному и искусственному освещению, - отоплению и вентиляции, - водоснабжению и канализации, - организации питания, - приема детей в ДОО, - организации режима дня, - организации физического воспитания, - личной гигиене персонала.

Отличия от Сан ПиНа 2010 года - Ранее построенные здания ДОО эксплуатируются в соответствие с проектами, по которому они были построены. - Регулируется наполняемость комбинированных групп; - В условиях плотной застройки допускается совмещение прогулочных площадок исходя из режима прогулок. - в ДОО, расположенных в помещениях в жилых домах без медицинского кабинета, возможно оборудовать место для временной изоляции заболевших детей в кабинете заведующей или др.кабинетах; - возможен подвоз питания из организации общественного питания; - Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно- разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года. -В зимнее время рекомендуется проводить очистку территории от снега по мере необходимости, территорию допускается посыпать песком, использование химических реагентов не допускается.

- Здания ДОО могут быть отдельно стоящими, пристроенными к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения, а также встроенными в жилые дома и встроенно-пристроенными к жилым домам. - При размещении дошкольных образовательных организаций в образовательных организациях, в зданиях социально-культурного назначения, пристроенных к жилым домам, зданиям административного и общественного назначения допускается оборудование единого входа в дошкольную организацию без разделения на группы. - Допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем. - Спальни возможно использовать для организации игры и образовательной деятельности. При этом строго соблюдается режим проветривания и влажной уборки. - Работникам пищеблока допускается использовать служебные (комната персонала, раздевалка) и санитарные (душевая и туалет для персонала) помещения дошкольной образовательной организации. - Допускается использование одноразовых полотенец для рук в туалетных для детей.

- Допускается устанавливать шкафы для уборочного инвентаря вне туалетных комнат. - Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях. - Размещение помещений для детей с ОВЗ должно обеспечивать возможность удобного перемещения внутри здания и к игровой площадке. - Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия. - Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать. - Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ - главный нормативный документ, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. Принципы ФГОС: - поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека,самоценность детства; -личностно-развивающий и гуманистический характер; взаимодействия взрослых (родителей и педагогов)и детей; -уважение личности ребенка; -реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы (игре, познавательно-исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

ФГОС построен с учетом принципов дошкольного образования: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, познание ребенка полноценным участником образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования; - учет этнокультурной ситуации развития детей.

Цели ФГОС: - повышение социального статуса дошкольного образования; - обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования; - обеспечение государственных гарантий, уровней и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; - сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования. Задачи ФГОС: - охрана физического и психического здоровья детей, в т.ч. их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психо - физиологических и других особенностей ( в т.ч. ОВЗ); - обеспечение преемственности программ; - создание благоприятных условий развития детей в соответствие с их возрастными и физиологическими особенностями.

- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социо-культурных ценостей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества; - формирование общей культуры личности детей: ценности здорового образа жизни, социальных нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; - обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; - формирование социо-культурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

ФГОС - основа Разработка Программы Нормативы финансового обеспечения и затраты на оказание государствен ной услуги в сфере дошкольног о образования Объективная оценка соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта Формирован ие содержания профессион ального образования и дополнитель ного образования Разработка вариативных (примерных) программ Оказание помощи родителям в воспитании детей

- результатам освоения Программы. Стандарт включает в себя требования к: - условиям реализации Программы; - структуре Программы и ее объему;

ФГОС ДО: ФГОС не предполагает подтверждения результатов освоения дошкольной образовательной программы в виде итоговой аттестации. Т.е. выполнение требований стандарта должно выражаться не в форме проверки знаний, умений, навыков воспитанников, а в форме отчетности работников ДОУ о проделанной работе, направленной на реализацию требований Стандарта

Зачем нужен стандарт? Новый Закон об образовании трактует ФГОС как основу государственных гарантий уровня и качества образования на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, т.е. он конкретизирует обязанности государства по отношению к каждому ребенку дошкольного возраста

Зачем нужен стандарт? ФГОС нужен для того, чтобы обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста: -одинаково хорошие условия ДО в детском саду; -такое содержание дошкольного образования, которое обеспечит ребенку полноценное развитие в специфических видах детской деятельности и достижение такого уровня развития, который позволит ребенку быть успешным при дальнейшем обучении

Требования к структуре образовательной программы: Каждый раздел Программы состоит из 2-х частей: обязательной – не менее 60% от общего объема, вариативной – не более 40% Содержание программы охватывает 5 образовательных областей: - Социально-коммуникативная; - Познавательное развитие; - Речевое развитие; - Художественно-эстетическое развитие; - Физическое развитие.

1) психолого-педагогические: -уважение взрослых к человеческому достоинству детей; - недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей; - построение образовательной деятельности на основе взаимодействия с детьми; - поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; - поддержка инициативы и самостоятельности детей; -возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности; - защита детей от всех форм психического и физического насилия; - вовлечение семьи в непосредственно-образовательную деятельность. Требования к условиям реализации Программы:

Кадровые условия: Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерством здравоохранения и социального развития от н и от г Педагогические работники должны обладать профессиональными компетенциями: 1)обеспечение эмоционального благополучия ребенка через: - непосредственное общение с ребенком; - уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям; 2)поддержку индивидуальности и инициативности детей через: - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - недирективную помощь детям, поддержку их инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной).

3)Установление правил поведения и взаимодействие в различных ситуациях: - создание условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми; - развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации между детьми; - развития умения работать в группе, решая задачи в совместной деятельности; - установление правил поведения в помещении, на прогулке, во время образовательной деятельности, предъявление их в конструктивной (без обвинений и угроз) и понятной детям форме.

4)Построение развивающего образования, ориентированного на зону ближнего развития ребенка: - создание условий; - организацию разных видов детской деятельности; - поддержку спонтанной детской игры, ее обогащения, обеспечение игрового времени и пространства; - оценку индивидуального развития детей в ходе наблюдения. 5)Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч.посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательной инициативности.

Материально-технические: Требования, определяемые в соответствие с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами; Требования правил ПБ; Требования к средствам обучения и воспитания в соответствие с возрастом; Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; Требования к материально-техническому обеспечению (учебно- методический комплект, оборудование, оснащение). Финансовые условия реализации Программы должны: - обеспечить возможность выполнения требования Стандарта и реализацию обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; - отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации Программы, а также механизм их формирования; - финансирование реализации образовательной Программы должно осуществляться в соответствии с нормативами (расходы на оплату труда работников, на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, расходы, связанные с повышением квалификации).

целевые ориентиры дошкольного образования социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования целевые ориентиры дошкольного образования социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

«Закон РТ «О б образовании Стратегия развития образования в РТ на годы –комплексная государственная целевая программа «О введении нормативного финансирования дошкольных образовательных учреждений в РТ»/Постановление Кабинета Министров РТ от / «Об утверждении Положения о семейном детском саде» /Постановление Кабинета Министров РТ от /