Проект « Практики интерактивного обучения » Виноградов В.Л., Асафова Е.В., Голованова И.И., Телегина Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Advertisements

Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Научно-исследовательская деятельность учащихся Крутилина Юлия Анатольевна, учитель истории МОУ СОШ 287 Г. Заозерска Мурманской области.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
1. Сущность понятия «семинар». Задачи и функции семинарского занятия в высшей школе. 2. Типы и виды семинарских занятий. Критерии оценки семинарского.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Проектирование урока на основе системно- деятельностного и культурно- исторического подхода.
Как подготовить и провести открытый урок. МОДЕЛИ ОТКРЫТОГО УРОКА 1. Открытый урок для членов методического объединения. 2. Открытый урок для коллег в.
Мастер- класс по теме «Предприимчивость в профессиональной деятельности.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Проектная деятельность учащихся на уроках истории, обществознания, экономики.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
МЕТОД КЕЙСОВ (ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ)
Транксрипт:

Проект « Практики интерактивного обучения » Виноградов В.Л., Асафова Е.В., Голованова И.И., Телегина Н.В.

Цель и задачи проекта Цель Интеграция методов и форм интерактивных практик в образовательный процесс вуза Задачи ознакомление с интерактивными практиками; развитие умений конструировать учебное занятие с применением интерактивных методов и форм; создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий студентов на основе интерактивных практик; самодиагностика эффективности использования интерактивных методов и форм.

Тренинг « Практики интерактивного обучения » ( с учетом сингапурского опыта и организацией дистанционного обучения в системе LMS MOODLE в КПФУ )

Правила работы Активное участие в происходящем Конструктивная обратная связь Уважение друг к другу Конфиденциальность всего происходящего в группе Соблюдение регламента Сотовые телефоны в режиме « без звука »

В соответствии с ФГОС Результатом освоения обучающимися основной образовательной программы должны стать компетенции : предметные ( специфические умения по применению имеющихся знаний, получение новых знаний в учебно - творческих ситуациях, опыт деятельности ), метапредметные ( универсальные учебные действия ( УУД ), способность их применения, планирование, организация сотрудничества, построение индивидуальной образовательной траектории, др.), личностные изменения ( гражданская позиция, социальные компетенции, способность ставить цели, личностное самоопределение, готовность к саморазвитию, др.).

Интерактивное обучение взаимодействие всех обучающихся, включая преподавателя со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве) обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса смещение акцента с деятельности преподавателя на деятельность студента преподаватель выступает в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы обучающихся новое знание и компетенции формируются на основе прямого взаимодействия обучающихся со своим опытом и опытом своих друзей

Интерактивное обучение рассматривается как приоритетная стратегия и тактика университетского образования, основанная на взаимодействии субъектов обучения (on-line и off-line) при координирующем влиянии педагогической поддержки (сопровождения), способствующая развитию компетенций и самореализации студентов в учебно-профессиональной деятельности.

Интерактивный конструкт РФ – фронтальная работа РМГ – работа в малых группах РП – парная работа РУГ – работа в учебной группе РИ – индивидуальная работа Управление информацией Готовность высказывать свои суждения Самоуправление Ответственность Креативность Лидерство Умение слушать Умение доносить свои мысли Сотрудничество Умение выстраивать отношения Получение новой информации Знания Творчество Суждение Закреплен ие, взаимообучение Применен ие Контроль усвоения Понимание Расширен ие, закреплен ие, Анализ/синтез РФ РМГРП РИ РУГ

Создание вариативность Структура занятия инвариантность Реализация От создания занятия к его реализации

Целеполагание Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Постановка цели - обозначение желаемого результата, который должен быть получен после осуществления действий управления. Цели занятия это то, что отвечает на вопросы: Для чего это занятие? Какой результат я как организатор процесса обучения планирую получить?

Критерии SMART S Specific / Специфичная easurable / Measurable / Измеримая chievable / достижимая Achievable / Ддостижимая elevant / Соответствующая Relevant / Соответствующая imed / Определенная в сроках Timed / Определенная в сроках

Задание Выберите тему одного занятия. Сформулируйте одну из ваших обучающих целей этого занятия. Распишите ее по критериям SMART, отвечая на вопросы. 1. Чего именно я хочу?( Описание) 2. Как я узнаю, что я получил тот самый результат? (Критерии качества) 3. Смогу ли я? Все ли (что) у меня для этого есть?(Ресурсы: время, деньги, люди, умения/навыки и т.д.) 4. Для чего? Зачем мне это необходимо? Кому еще это нужно?(Актуальность цели) 5. Когда?(Срок)

ДА! ДА! ДА! ДА! ДА! ДА! ДА! Цели должны быть конкретны; Цели должны быть операциональны, т.е. иметь возможность проверки на достижимость; Цели должны быть сформулированы «на языке деятельности обучающихся»; Цели должны быть реалистичны, т.е. иметь средства для обеспечения цели (время, способности лектора и др.).

Рекомендации ДА! ДА! ДА! Формулируйте цели в виде конечного образовательного продукта. Формулируйте цели в форме, допускающей проверку уровня их достижения. Цели типа: «Разработать собственные версии происхождения дробей»; «Перечислить исторические события в их жизни и аргументировать их историчность». задают конечный продукт деятельности участников, который может быть продиагностирован и оценен.

Рекомендации Нет! Нет! Нет! Нельзя! Формулировать цели через содержание материала, необходимого для усвоения. Определять цели через деятельность преподавателя (например: «дать знания о…», «научить распознавать…»). Отождествлять темы лекции и цели. Употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять». Формулировки типа: « Получить систематизированные сведения о дробях» «Формировать у обучающегося историческое мышление» целями не являются, они задают направление деятельности, но не ее конечный результат – продукт образовательной деятельности.

Организация фронтальной работы на современном занятии в вузе

Шаги в подготовке к интерактивной работе Продумать организацию пространства и материально- техническое обеспечение Распределить время на виды деятельности Разработать и подготовить наглядность Подготовить выводы-итоги Организовать самостоятельную подготовку студентов Составить план занятия Продумать организацию обратной связи Определить цель Отобрать материал

Шаги в подготовке к интерактивной работе Определить цель

1. Определение цели фронтальной работы Образовательные : Изучение и закрепление нового материала, Расширение представлений, усвоение, углубление и детализация знаний по учебной проблеме на основе изучения разных мнений, Использование и обогащение опыта предметной/межпредметной деятельности. Развивающие : Развитие способности анализировать информацию, выделять главное, делать выводы, Развитие способности к высказыванию суждения, личностной оценки, Развитие коммуникативных способностей и навыков активного слушания, Развитие теоретического мышления, Развитие рефлексии.

Шаги в подготовке к интерактивной работе Определить цель Отобрать содержание материала

2. Отбор содержания материала C В А А – Важно В – Следует С – Может быть

Шаги в подготовке к интерактивной работе Определить цель Отобрать материал Организовать самостоятельную подготовку студентов

3. Организация самостоятельной подготовки студентов к занятию Организация интерактивной фронтальной работы базируется на самостоятельном ознакомлении студентов с лекционным материалом через СОП или учебно-методические материалы, конспекты.

Варианты расположения учебного материала в СОП Вариант Размещаем в СОП Выносим на лекцию, на занятие 1AB, C 2BA, C 3CA, B 4 C 5A, CB 6B, CA

Вариант 1 В СОП располагается материал категории «А» – «Важно». Он может быть представлен как полная лекция или в виде основных положений (базовых понятий). Основные понятия можно сразу внести в тезаурус, что позволит легко вернуться к нужным определениям при работе с последующими лекциями. На занятии после актуализации базового материала (А) деятельность направлена на его расширение за счет материала В и С (от общего к частному).

Вариант 2 В СОП размещается материал категории «В» «Следует». Материал может быть представлен в виде заданий. На занятии обсуждение выполненных заданий (В) направлено на обобщение материала и дальнейшую формулировку основных понятий, относящихся к категории А (от частного к общему). Приведение студентами самостоятельных примеров, ответы на дополнительные вопросы будут относиться к блоку С.

Виды заданий к варианту 2 задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем опросов, интервьюирования, работы с литературными первоисточниками, в музеях, библиотеках и т.д.; задачи с избытком информации (требуется отделить значимую информацию от «шума»); задачи с недостатком информации (требуется определить, каких именно данных недостает и откуда их можно получить); задания на упорядочение информации (выстраивание логических, причинно- следственных связей, хронологическое упорядочение, ранжирование); задания по составлению планов к тексту; задания по составлению вопросов к готовому тексту (например, ссылка на интернет-ресурс или готовый текст); задание по составлению диаграмм, схем, графиков, таблиц и других форм наглядности к тексту; задания, связанные с интерпретацией, анализом и обобщением информации, полученной из первоисточников или из учебных материалов; задания по обобщению материалов состоявшейся дискуссии, обсуждения. подготовка плакатов, презентаций МS Роwer Роinт к учебному материалу.

Вариант 3 В СОП размещается только категория «С» – «Может быть». Материалы этой категории могут быть представлены в виде кейсов и творческих заданий. На основании опыта практической деятельности и базовых знаний студенты выполняют предложенные задания и на занятии анализируют результаты (С), выводят основные понятия и расширяют знания (А, В), корректируют собственные результаты (С).

Виды заданий к варианту 3 практические задачи и кейсы; задания по выполнению учебно-исследовательских работ, носящих прикладной характер. Данные учебные работы предполагают различные методы исследования, в том числе лабораторное наблюдение, эксперимент и др., использование математических методов для обработки полученных данных, а также грамотное представление полученных результатов в форме структурированного научного текста, оформление выводов и т.д.; задания по учебным проектам (индивидуальные и групповые), например, проекты типа «Социологический опрос» с последующей интерпретацией и публичным представлением результатов; задание по телекоммуникационным проектам, предполагающее работу в тематических Интернет-форумах и обмен информацией по электронной почте; задания, связанные с учебно-исследовательскими работами, подготовленными другими студентами, в качестве оппонентов.

Варианты 4,5,6 представляют собой сочетание соответствующих категорий, которые размещаются в СОП. При этом необходимо помнить, что интерактивное занятие должно включать все три категории A, B и C. Если вы размещаете материал в виде индивидуальных или групповых заданий, ВАЖНО ПОМНИТЬ, что : цель задания должна быть сформулирована четко и конкретно ; если необходимо, укажите источники, с которыми необходимо поработать студентам ; если для выполнения задания необходимы координаторы ( ответственные ), составьте для них пошаговую инструкцию заданий ; определите четкие критерии оценки задания.

Критерии оценивания эссе (10 баллов) Научность Связь теории с практикой Креативность Междисципли нарная взаимосвязь Стиль изложения использование основных понятий и категорий связь со своим личным опытом и представление о будущей профессии творческая интерпретация в рамках данного задания разделение областей смежных наук, обозначение связи с другими науками логичность, последователь- ность изложения, структура изложения 0-2 балла 0-2 балла 0-2 балла 0-2 балла 0-2 балла

Шаги в подготовке к интерактивной работе Определить цель Отобрать содержание материала Организовать самостоятельную подготовку студентов Составить план занятия

4. Структура лекции Тема :……. Цель : …….. Вступление. Цель : заинтересовать обучающихся. Основная часть. Цель : информировать, убедить, мотивировать. Ключевая идея 1 Мотивация Доказательства Краткий вывод Переход Ключевая идея 2 Мотивация Доказательства Краткий вывод Переход Ключевая идея 3 Мотивация Доказательства Краткий вывод Переход Заключение. Цель : побудить к изменениям / действиям по саморазвитию.

Основные этапы традиционной вузовской лекции п/п Этап лекции Цель этапа 1Формулировка темы Акцентирование внимания, стимулирование интереса к теме 2Формулировка целей и задач Показ структуры лекции и ее значимости 3Раскрытие содержания лекции Сообщение новой информации 4Обобщение и систематизация содержания лекции Углубление представлений обучающихся, вовлечение их в диалог.

Основные этапы интерактивной вузовской лекции п/п Этап лекции Цель этапа 1Формулировка темы Акцентирование внимания, стимулирование интереса к теме 2Формулировка целей и задач занятия Показ структуры занятия и его значимости 3 Формулировка целей и задач ключевой идеи 1 Показ структуры блока 1 и его значимости 4Раскрытие содержания ключевой идеи 1Работа с новой информацией Мини-лекция Активные формы обучения 5 Обобщение и систематизация содержания ключевой идеи 1 Углубление представлений обучающихся с привлечением обратной связи. 6 Формулировка целей и задач ключевой идеи 2 Показ структуры ключевой идеи 2 и его значимости 7Раскрытие содержания ключевой идеи 2Работа с новой информацией Мини-лекция Активные формы обучения 8 Обобщение и систематизация содержания ключевой идеи 2 Углубление представлений обучающихся с привлечением обратной связи. 9 Формулировка целей и задач ключевой идеи 3 Показ структуры блока 3 и его значимости 10Раскрытие содержания ключевой идеи 3Работа с новой информацией Мини-лекция Активные формы обучения 11 Обобщение и систематизация содержания ключевой идеи 3 Углубление представлений обучающихся с привлечением обратной связи. 12Обобщение и систематизация содержания занятия Подведение итогов занятия

Шаги в подготовке к интерактивной работе Определить цель Отобрать содержание материала Организовать самостоятельную подготовку студентов Составить план занятия Распределить время на виды деятельности

Распределение времени на различные виды деятельности Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания 20 минут. По результатам исследований, внимание студентов начинает ослабевать через 15 минут от начала лекции, а через 45 минут студент начинает забывать информацию, прослушанную в начале лекции.

Распределение времени на различные виды деятельности Самая важная информация А должна прозвучать в первые 20 минут лекции Если Вы предполагаете на лекции использовать только активные формы, то самостоятельно определите количество времени, необходимого на каждый блок. При этом важно учесть, что активные формы обучения требуют на % больше того времени, которое отводится на традиционную лекцию.

Сетка занятия «(______________)» (09:00 – 10:20) (Тема ) Время Описание этапов занятия МетодыКомментарии Материалы 5 минут Цели и задачи занятия Мини-лекция Преподаватель создает проблемную ситуацию или показывает противоречия или выдвигает проблемы, связанные с темой занятия. Слайд 2,3 Развернутое описание мини-лекции. 20 минут Определение понятия «…» 1. Игра «Ассоциация» 2. Групповая работа МГ 3. Мини-лекция + фасилитация 1. Студенты записывают свои ассоциации с понятием «» и озвучивают их (5 минут) 2. Группы вырабатывают определение понятия «…» и представляют его. (10 минут) 3. Преподаватель обобщает и дает определение «…». (5 минут) Флип-листы А, листы А4, маркеры каждому студенту Слайд 4,5 1. Проверить наличие листа А4 и маркера у каждого студента. 2. Дать инструкцию по проведению игры «Ассоциация» (подробно расписать), озвучить время работы студентов. 3. Разбить аудиторию на малые группы (подробно описать принцип деления) 4. Дать инструкцию для групповой работы (подробное описание инструкции), озвучить время для работы. И Т.Д.. Цели занятия: _________________ Задачи занятия: ___________________

Шаги в подготовке к интерактивной работе Определить цель Отобрать материал Организовать самостоятельную подготовку студентов Составить план занятия Распределить время на виды деятельности Продумать организацию обратной связи

«Шесть шляп» «Поле координа т» «3 шага» «Карта ума» «Вопрос- ответ («пинг- понг») «Карточн ый опрос» «Схема анализа» «Вспышк а» «Многопо зи - ционный опрос» «………»

Организация обратной связи Активные методы и приемы обучения Фасилитация Анализ слайдов или учебных фильмов Мозговой штурм Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа "Аквариум" Мотивационная речь Модерация

Метод «Модерация» (термин произошел от итальянского moderare – «смягчение», «сдерживание», «умеренность») – это метод получения нового знания в режиме «здесь и сейчас» с помощью визуализации информации. Метод предполагает, что преподаватель, имеющий четкое представление о том, какие знания должны быть получены в итоге, управляет процессом самостоятельного поиска знания обучающимися. Преподаватель здесь выполняет две функции: с одной стороны, он является носителем образа знания, с другой стороны, он – равноправный участник получения нового знания. Модерация

Визуализация

Метод «Фасилитация» (от англ. to facilitate – «облегчать», «способствовать», «помогать») – метод обучения, в основе которого лежит самостоятельная выработка студентами нового знания в процессе групповой работы в режиме «здесь и сейчас». При использовании метода фасилитации преподаватель выполняет организационную и (если необходимо) мотивационно-целевую функцию, стимулирует деятельность аудитории с помощью вопросов, не вмешиваясь в содержательные аспекты обсуждения. Фасилитация

Фасилитация Модерация Работа ведется только на уровне организации процесса работы группы Работа с группой ведется на уровне двух уровнях – смысловом и организационном Фасилитатор не влияет на принятие группового решения Модератор влияет на принятие группового решения, направляет группу при помощи вопросов, предложения своих вариантов решения, эмоционального воздействия Фасилитатор озвучивает и фиксирует вопросы и ответы от аудитории Модератор собирает ответы аудитории в заранее продуманной визуальной форме Фасилитатор не включен в групповые процессы, внешний консультант. Модератор – член группы Фасилитатолр может не знать предметную область обсуждения. Модератор – эксперт в тематике решаемых группой вопросов. Фасилитация и модерация основные отличия

Мозговой штурм Метод «Мозговой штурм» (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) метод группового творческого мышления. Создан американским психологом Алексом Осборном в конце 30-х годов. Основная идея Осборна проста: отделить процесс генерации идей от их критики.

Этапы мозгового штурма 1. Этап генерации идей 2. Этап анализа выдвинутых идей

I. Этап генерации идей Правила этапа генерации идей : Запрет критики. Запрет обоснований выдвигаемых идей. Поощрение всех выдвигаемых идей, включая нереальные и фантастические. Алгоритм проведения этапа генерации идей : 1. Назначается фасилитатор. Задача фасилитатора : руководить процедурой, эмоционально подбадривать и поддерживать участников. 2. Определяется проблема, которую предстоит решить, и вырабатываются критерии, которым должны соответствовать оптимальные решения. 3. Мозговой штурм. Задача : получить как можно больше идей. Все участники по очереди высказывают свои идеи, идеи записываются или на доске, или на флип - чарте.

Некоторые техники модерации, фасилитации и мозгового штурма Техника 3 шагов. 1. Техника 3 шагов. Шаг 1. Преподаватель формулирует задачу (проблему). Шаг 2. Преподаватель собирает варианты от студентов. Шаг 3. Совместный поиск оптимального решения.

2. Техника « Вопрос - ответ » (« пинг - понг »). Преподаватель организует обсуждение в виде «Вопрос-ответ»: Вариант А. Заранее дает задание студентам подготовить вопросы по теме. На занятии студенты задают вопросы, преподаватель – отвечает, выводы предлагает сделать студентам. Вариант Б. Преподаватель сам готовит вопросы для обсуждения по теме. На занятии задает вопросы аудитории, получает ответы от студентов, делает выводы.

Вопросы Виды вопросов Описание 1 Прерывание речи, использование антиципации (догадки) Прерывание речи на словах, достаточно очевидных с требованием произнести их вслух все, кто догадался, на каком слове прервана речь. Активность слушателей поощряется словесно либо отметкой. 2«Провалы памяти» Якобы забывание достаточно очевидных для аудитории элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.п., - с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных. 3Контрольные вопросы Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа: поощрение активных. 4Наводящие вопросы В случае затруднения ответа на контрольный вопрос, задается вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения. 5 Вопрос-предложение. Смысловая антиципация. Выводы На основании изложенного задается вопрос-предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее пойдет речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу. 6Уточняющие вопросы. Встречные вопросы Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чём пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой.

3. Техника « Карточный опрос » Опрос с использованием карточек (стикеров) служит для сбора и сортировки тем, идей, проблемных пунктов или вариантов решения. Эта техника рекомендуется в ситуациях, когда рассматриваются спорные темы. Эта техника также необходима, когда в аудитории недостаточно открытые отношения и обучающиеся сдержаны или малознакомы.

4. Техника « Схема анализа » Анализ материала осуществляется с помощью таблиц. + -

5. Техника « Вспышка » Обзор мнений обучающихся, например, при анализе «проблемного поля» с помощью визуализации типа:

6. Техника « Многопозиционный опрос » Выбор с помощью голосования. Применяется, когда при множестве альтернатив необходимо сделать выбор или определить отношение экспертной группы к обсуждаемым вариантам. Как вариант может быть использован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше. Альтернативы Количество голосов

7. Техника « Поле координат » Сравнение или расстановка на оси координат или с помощью матрицы. Обязательные характеристики «Есть у всех» Несущественные характеристики «Некоторые имеют, некоторые нет» Пример Антипример Концепция / понятие

Окно Джогари

8. Техника « Карта Ума » Автор: Тони Бьюзен (Tony Buzan, род. 2 июня 1943, Лондон) – психолог, автор методики запоминания, творчества и организации мышления – «Карты ума» (памяти). Удобная техника для стимулирования пошагового мышления и структурирования информации в визуальной форме. Цели создания «Карт ума» могут быть самыми различными: для прояснения какого-либо вопроса, для сбора информации, для принятия решения, для запоминания сложного материала, для передачи знаний ученикам или коллегам и еще множество других.

Этапы составления « Карты Ума »: 1. Возьмите белый лист бумаги. В центре нарисуйте центральный образ, символизирующий основную проблему/идею. Образ должен быть цветным (минимум 3 цвета). Вы можете использовать слова в центральном образе. 2. От центрального образа нарисуйте ветки первого уровня, на ветвях напишите слова, ассоциирующиеся с ключевыми понятиями, раскрывающими центральную идею. Ветки первого уровня должны быть жирными, подобно ветвям дерева. Рисуйте главные ветви «живыми» (волнообразными, зигзагообразными, разной толщины) – ветки должны отражать ритм и эмоции. Все ветви должны быть разных цветов

3. От веток первого уровня при необходимости отходят ветки 2 уровня разукрупнения, раскрывающие идеи написанные на ветках 1-го уровня. По возможности используйте максимальное количество цветов, для рисования карты 4. Нарисуйте на карте рисунки, символы и другую графику, ассоциирующиеся с ключевыми словами. При необходимости нарисуйте стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках.

5. Пронумеруйте главные ветки по последовательности этапов, приоритетности идей и т.д.

позволяет проанализировать проблему с разных сторон разделяет мыслительный процесс на основные этапы позволяет использовать потенциал каждого обучающегося Техника «6 шляп »

Белая Шляпа Белая шляпа – рациональная. Задача – изложить цифры и факты, собрать информацию. Какими фактами, цифрами мы располагаем ? Какая нам нужна информация ?

Желтая Шляпа Желтая шляпа – позитивная, оптимистичная. Задача - смотреть на задачу позитивно, фиксировать выгоды и преимущества. Почему это стоит делать ? Каковы преимущества ? Почему это сработает ?

Черная Шляпа Черная шляпа – пессимистичная, критически настроенная. Задача - предупредить возможные неудачи, оценить слабые стороны. В чем недостатки ? Какие барьеры могут быть на пути решения проблемы ? Какие трудности могут помешать в достижении цели ?

Красная Шляпа Красная шляпа – эмоциональная. Задача – выразить чувства и предчувствия, связанные с ситуацией, высказать интуитивные догадки без каких-либо обоснований. Какие у меня по этому поводу возникают чувства ?

Зеленая Шляпа Зеленая шляпа – творческая. Задача: сосредоточиться на поиске новых решений проблемы, предложить все возможные варианты идей. Какие есть способы в решения ? Какие шаги необходимо предпринять ? Каковы альтернативы ?

Синяя Шляпа Синяя шляпа – подведение итогов. Задача – создание общего представление о ситуации, организация мыслительного процесса, подведение промежуточных итогов, определение направления. Куда мы движемся ? Чего мы достигли ? Что нужно сделать дальше ?

Опишите Ваше состояние перед занятием. веселогрустно чувствую вдохновениечувствую подавленность интересноне интересно не волнуюсьволнуюсь уверен в себене уверен в себе не усталустал старалсяне старался активенпассивен доволен собойне доволен собой успешеннеуспешен не раздражаюсьраздражаюсь терплюне хватает терпения

Задача « Оригами » 01 Сверните нижние углы к верхнему углу. Разверните 02 Сверните верхний угол к низу следуя линиям сгиба из первого шага 03 Заново сверните нижние углы вверх 04 Сверните нижний угол к верху, до уровня палубы корабля, как показано на рисунке Переверните

Маятник обучения 73 Говорите ( инструкции )

Маятник обучения 74 Говорите ( инструкции ) Спрашивайте ( вопросы )

Маятник обучения 75 Говорите Спрашивайте Говорите ( инструкции ) Спрашивайте ( вопросы ) Образовывайте ( диалог )

Мотивационная речь Мотивация - это не информация! Мотивация - это эмоции!!! Когда Вы мотивируете – внутри Вас должна гореть страсть! Бурлить эмоции! Мотивация нужна, чтобы создать действия! Для действий нужна энергия. Когда Вы мотивируете, энергия должна быть в каждом Вашем слове.

Принципы мотивации Принцип 1. Конкретно и четко выражайте то, во что должны поверить слушатели, или что они должны сделать Принцип 2. Формулируйте цели и подавайте информацию, ориентируясь на установки, которых придерживаются ваши слушатели Принцип 3. Речь должна содержать в себе хорошие, разумные доводы и доказательства в поддержку вашей цели Принцип 4. Выстраивайте свои доводы в соответствии с предполагаемой реакцией слушателей Принцип 5. Вы должны позиционировать себя как источник, заслуживающий доверия

Техники мотивации 1. Апелляция к жизненному опыту обучающихся 2. Ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении последующего материала, важность овладения которым сомнения не вызывает 3. Создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов. 4. Ролевой подход

Аквариум Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее. Преимущества метода Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени. Обучающиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков. Стимулирует участников к практической работе.

Работа малыми группами

Шаги в подготовке работы в малых группах Определить размер и способ формирования групп Проверить задание на соответствие целей Определить критерии и способ оценки Продумать представлен ие заданий Определить этап занятия Определить задание Разработать дидактические материалы Определить цель Продумать мотивацию Установить способы фиксации выполнения работы Установить порядок контроля Определить порядок оказания помощи Определить организацию взаимодействия Установить время работы Организовать пространство Подготовить материально- техническое обеспечение

Мотивация 1. Серия вопросов, предполагающих совместный поиск решения проблемы (учебного задания): Хотели бы Вы узнать, как планируют (предполагают) выполнять учебное задание другие члены группы и высказать свою точку зрения? Как Вы считаете, для проработки предложенного учебного задания необходимо объединиться в группы с другими студентами? Считаете ли Вы, что сможете аргументировать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме и убедить членов рабочей группы принять ее? Как Вы думаете, решение поставленной задачи (учебного задания) будет более продуктивным, если работать индивидуально или сообща с другими студентами?

Мотивация 2. Указание на практикоориентированность учебного задания: Выработайте рекомендации, которые будут необходимы для выполнения учебных заданий; Вам предстоит не только разобраться в рассматриваемой проблеме, но и создать продукт (получить результат), найти несколько способов ее решения; Поддержка и критическое суждение позволят справиться с заданием в сжатые сроки (за короткий отрезок времени); Для оценивания практического решения проблемы необходимо суждение эксперта, который может стать членом вашей команды.

Мотивация 3. Ориентация на развитие качеств и умений, необходимых не только для выполнения задания, но и для последующей кооперативной деятельности: умение слушать друг друга; умение доверять друг другу; умение задавать друг другу вопросы; умение давать «обратную связь» (на высказывания или действия товарищей по группе); умение принимать и положительно относиться к различиям между членами группы; умение учить друг друга; умение разрешать споры; умение руководить групповой работой; умение приходить к согласию; умение работать в команде.

Оценка аудитории и обстановки Начиная работу по изменению мотивации участников занятия, Вам необходимо учитывать различные факторы: Что участники занятия уже знают по теме обсуждения? Какой опыт по предмету у них есть? Сколько человек будет в каждой группе, и каков их статус? До какой степени распространяются их нужды в предлагаемом вами материале и как они анализируются? Насколько нужды группы схожи и различны? Какие у них ожидания?

Задачи для работы малых групп Создание темы и идеи Come Alive (живая идея) Анализ примеров Дебаты Телевизионная реклама Создание действий (разыгрывание сценариев) Газетные вырезки Углубление в тему Ответ ВопросТест Стратегия решения ОбзорКоллаж Сказка Закрепление темы и развитие умений Аудирование Рефлексия Рекомендации

1. Создание темы и идеи Come Alive (живая идея) Анализ конкретных примеров. Преподаватель предлагает студентам материал для исследования по изучаемой теме. Материал разделен на отдельные смысловые части. Задание МГ: проанализировать материал. При анализе можно применить один из следующих вариантов: вариант 1 – подгруппы исследуют различные части одной и той же темы; вариант 2 –подгруппы проводят анализ всего материала с разных точек зрения. (Например: «+» и «-» «факторы» и «барьеры» подхода, теории, метода и т.д.) Можно расширить эту задачу с помощью Jigsaw формата (метод пилы). После выполнения задания перетасовать группы так, чтобы в каждой новой группе были участники из всех подгрупп, чтобы они могли донести результат до остальных. Затем информация обсуждается в своей исходной подгруппе.

1. Создание темы и идеи Come Alive (живая идея) Найти и поделиться (газетные вырезки) Преподаватель заранее дает индивидуальные задания найти и принести информацию по изучаемой теме. Источником информации может служить газетно-журнальная публикация, научно-документальные и художественные фильмы, мультфильмы и т.д., связанные с проблемой, которая будет обсуждаться на занятии. Задание МГ: студенты, подготовившие материалы, должны познакомить со своей информацией всех в подгруппе. После этого все члены подгруппы вместе обобщают материал, выявляя в нем общие моменты или принципы. Затем выделяют понятия, общие для всей темы.

1. Создание темы и идеи Come Alive (живая идея) Создать и ввести в действие (разыгрывание сценариев). Задание МГ: создать сценарий на основе ситуации, связанной с изучаемой темой. После того, как сценарии созданы, группы делают инсценировку. Создание телевизионной рекламы. Задание МГ: создать рекламный ролик. Задача прорекламировать предмет изучения, подчеркивая, например, его значение для конкретного человека (или многих людей по всему миру). При создании рекламы желательно использовать образы известных людей, связанных с предметом рекламы. Также студентам предлагается создать слоган для рекламы. При презентации своих идей, группа может либо описать общую концепцию или разыграть ролик.

1. Создание темы и идеи Come Alive (живая идея) Дебаты на тему. Преподаватель предлагает студентам в малых группах 2 противоположных взгляда на тему, которая изучается. Подгруппа делится на две части. Половина студентов защищает одну точку зрения, а вторая половина – другую. Затем они меняются ролями и должны отстаивать противоположную точку зрения. Наконец, все члены подгруппы должны отказаться от своих позиций и прийти к консенсусу по данной теме и подготовить доклад, который синтезирует лучшие доказательства и рассуждения обеих сторон. Очень полезно при выполнении задания фиксировать процесс обсуждения в формате «Fishbowl» (аквариум): либо видеосъемки, либо наблюдателей-экспертов.

2. Углубление в тему Создание вопросов. Преподаватель дает студентам домашнее задание: составить список вопросов по пройденной или по предстоящей теме. Затем студенты в малых группах должны обсудить, возникшие друг у друга вопросы и постараться ответить на них, прежде чем они будут заданы преподавателю и всей группе. В ходе последующей работы преподавателю можно также оставить вопросы без ответа, как предложение для дальнейших самостоятельных исследований. Другой вариант задания: преподаватель дает каждому студенту в конце изучения темы две карточки. 1.вариант: –Карточка 1: «У меня до сих пор вопрос о...» –Карточка 2: «Я могу ответить на вопрос о....» 2 вариант: –Карточка 1: «Чему я научился сегодня? (Что новое я узнал?) –Карточка 2: «Какие вопросы у меня остались?» (Что осталось непонятным и поэтому беспокоит меня?) Задача студентов закончить предложенные высказывания. Задание МГ: выбрать наиболее «актуальные» вопросы и наиболее «интересные» вопросы из карточек членов своих групп. Преподаватель просит группы поделиться своими вопросами и ответами. После каждого озвученного вопроса преподавателю необходимо дать возможность другим студентам из всех подгрупп дать свой ответ. Только после этого преподаватель предоставляет свои собственные ответы.

2. Углубление в тему Создание ответа. задача для МГ: Преподаватель дает подгруппам один или нескольких вопросов по изучаемому материалу для нахождения ответа. Создание теста. Преподаватель делит лекционный материал на короткие сегменты. Студентов необходимо разделить на то же число подгрупп. Задание первой подгруппе: подготовить краткий тест на первую часть вашей лекции. Тест должен состоять максимум из 5 вопросов. Время создания теста 5 минут. Другие группы могут использовать это время, чтобы пересмотреть свои лекционные записи. Первая команда, проводит тест (или викторину) для других подгрупп, либо в целом для всех, либо указывает на конкретную команду. Повторите этот процесс с другими подгруппами после следующих лекций. Тесты могут быть различных вариантов: с выбором ответа, либо предполагающие самостоятельную формулировку ответа. Ответы может давать как все члены подгруппы одновременно, так и один делегированный подгруппой студент. Если на вопрос с выбором ответа отвечает вся подгруппа, то он дается немедленно (без обсуждения) с помощью сигнальных карточек, поднятых пальцев или других видимых элементов. Полученные ответы позднее можно обсудить всей группой.

2. Углубление в тему Вычисление или стратегия решения. Преподаватель выбирает несколько проблем или вычислительных задач по изучаемой теме. Каждая проблема или задача записывается на отдельном листе бумаги. Число проблем или задач должно быть равно числу подгрупп. Каждая подгруппа получает лист с одной из проблем. В подгруппе проходит ее обсуждение, и возможные решения записываются на другом листе. Листы с проблемами передаются по кругу следующим группам. Группы ищут решения для вновь полученных проблем. Решения записываются на чистых листах. Далее листы с проблемами и их возможными решениями (два листа от двух подгрупп) передаются третьим группам. Они знакомятся с вариантами решений и выбирают два самых, с их точки зрения, удачных. Ораторы третьих подгрупп кратко докладывают о результатах работы первых двух подгрупп и обосновывают свой выбор. Подгруппа может дать точный ответ, или, если решение является особенно длинным или сложным, разработать стратегию для использования, чтобы в дальнейшем найти ответ. Подгруппы также могут работать над решением одной и той же проблемы, а затем всей группой сравнивать варианты решения.

2. Углубление в тему Обзор лекций или учебных материалов. Задание МГ: представить краткую информацию о содержании изученной темы или раздела. Для работы необходимо заранее составить вопросы, такие как: Каковы были основные темы, которые мы изучили? Какие вопросы у вас еще есть? Члены подгруппы должны обсудить, что они получили в ходе изучения материала. Например, «составить галерею обучения»: Мы получили новые знания ___, Мы приобрели новые умения ___, Углубили, расширили ___, Появился интереса к ___, Появилась уверенность в ___. Преподаватель просит студентов написать эти списки на больших листах бумаги и разместить их на стене. Студентам дается возможность познакомиться со всеми списками. Далее обсудить результаты, отметив, самые «популярные», «необычные» и «неожиданные» ответы.

2. Углубление в тему Коллаж Преподаватель предлагает студентам в подгруппах на большом листе создать коллаж по одному из аспектов изучаемой темы. Каждой подгруппе предлагается создать свой плакат (бумага, маркеры, журналы с картинками, ножницы, клей готовятся заранее) из рисунков, цитат, схем, таблиц и т.д. Затем каждая творческая группа защищает свой коллаж. Сказка Преподаватель предлагает подгруппам либо закончить сюжет сказки. Либо написать продолжение известной сказки, либо основываясь на известном сюжете написать подобную сказку.

3. Закрепление темы и развитие умений Развитие умений аудирования Преподаватель предлагает подгруппам два ответа на один вопрос по изученной теме. В подгруппах студенты должны определить с каким ответом они согласны или какой ответ они считают наиболее правильным или полезным и почему. Также объяснить ответ с которым они не согласились или посчитали бесполезным и объяснить почему. Также группам необходимо привести конкретные примеры или показать применение материала. Рефлексия по теме Преподаватель предлагает подгруппам составить комментарии по теме, отвечая на вопросы: Какие аргументы были наиболее убедительны? Что больше всего запомнилось в изученной теме? Что еще хотелось бы узнать по этой теме? Разработка рекомендаций Преподаватель предлагает подгруппам выступить в качестве экспертов в пройденной теме. И предлагает в подгруппах разработать рекомендации по практическому применению или конкретные действия.

Группа по желанию обучающиеся сами выбирают тех, с кем они хотели бы работать, т. е. объединяются по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться в двух вариантах: разделитесь на группы по _ человек в каждой. разделитесь на _ одинаковые группы. «Случайная» группа группа, формируемая по принципу случайности. Формирование «случайной» группы: из тех, кто сидит рядом – на одном ряду, за соседними столами, всякого рода жребий. Это может быть билетик с номером или названием группы, полоски бумаги разного цвета, различные геометрические фигуры; фанты; считалки, а также деление по порядку дней рождений (группы образуются из детей родившихся зимой, весной, летом и осенью); расчёт по росту, цвету волос, полу и т.д. Группа, сформированная лидером (капитаном, командиром) формирование группы лидером: Преподаватель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидер набирает себе группу. Эту работу можно провести так: а) первые 4 человека, заявившие о своём желании работать в определённой группе, становятся её участниками. Можно предложить желающим поднять руки или записаться под названием групп на листочках или на доске; б) лидеры по очереди набирают себе команды, (каждый называет по одному человеку, затем по второму, и так далее до полного набора группы). Если же выбор лидеров производится студентами, то преподаватель говорит: «Для работы нам понадобится разделиться на группы. Давайте выберем лидеров, которые эти группы сформируют. Кого бы вы хотели видеть лидерами?» студенты называют кандидатов в лидеры, обсуждают варианты и принимают решение (в крайнем случае, с помощью голосования). Группа, сформированная преподавателем в соответствии с поставленными целями. Например, в такую группу можно объединить лидеров или особо успешных студентов с целью либо получения хорошего результата (например, на конкурсе или олимпиаде), либо для того, чтобы исключить их из общей работы, тем самым, создав условия остальным для самостоятельной работы. «Медленных» участников тоже можно выделить в отдельную группу, чтобы дать им возможность работать с «собственной скоростью». Можно разбить студенческую группу на подгруппы по различным трудностям и проблемам. Так удобнее проводить коррекционную работу. По типу работы Одна группа проектирует, другая проводит исследование, третья решает проблему. По теме работы Группы выполняют задания, отличающиеся по теме работы. По уровню сложности задания Обучающиеся в малых группах выполняют задания различной степени трудности, которые либо преподаватель предлагает студентам, учитывая достигнутый ими уровень усвоения знаний, либо каждый студент выбирает для себя наиболее оптимальный вариант * группы можно сформировать различными способами, но общее правило таково: малые группы необходимо формировать так, чтобы они не повторяли уже сложившиеся в группе группировки и были по настоящему рабочими. Деление обучающихся на малые группы [1

Причины неэффективной работы группы Некоторые студенты ведут себя слишком пассивно или, наоборот, излишне агрессивно. В то время как один или двое студентов делают все работу, остальные молчат или принимают минимальное участие. Некоторые студенты вообще отказываются принимать участие в групповой работе. Студенты боятся или не хотят делать что-то самостоятельно, предпочитая выслушать лекцию и ответить на вопросы. Не все предложенные в группе идеи принимаются во внимание. Студенты несерьезно относятся к выполнению задания. Между группами возникли непримиримые противодействия. В группе один студент агрессивно навязывает свою точку зрения. Студенты не согласны с принципами формирования групп и отказываются работать в сформированной группе Студенты не правильно поняли поставленные перед ними задачи Опираясь на предыдущий опыт, дайте рекомендации по устранению причин неэффективности работы группы.

Работа учебной группы УЧЕБНАЯ ГРУППА В ВУЗЕ - объединение студентов для общего участия в учебной деятельности, основанное на общности их целей, мотивов, перспектив. Характерным для учебной группы являются непосредственные, личные связи всех ее членов, сочетание формальных и неформальных отношений. В студенческой группе имеется официальное руководство (староста), лидеры (авторитетные студенты), которые обеспечивают согласованную деятельность по решению стоящих перед учебной группой задач, укрепляют и поддерживают ее сплоченность.

Контроль и оценка Фокус внимания

Контроль

Контроль Преподаватель делает содержание занятия реалистичным, актуальным, интересным и запоминающимся Студенты готовы делится информацией, выполнять поставленные задачи и взаимодействовать Установление участия группы в происходящем Установление взаимосвязи между содержанием, группой и преподавателем Фокус внимания

Как сохранить фокус на группе и результате Концентрируйте внимание на студентах не на себе. Наблюдайте за происходящем не пытайтесь дать оценку. Не спешите с первоначальными оценками, будьте открыты для восприятия. Концентрируйтесь на происходящем. Успокойте внутренний диалог и удерживайте конечную цель.

Оценка Какие виды оценок существуют ? Какие Вы используете в своей практике ?

Виды оценки Оценка преподавателя Самооценка Взаимооценка Групповая оценка

Что мы оцениваем ? Оценка знаний Оценка компетенций

Критерии оценивания эссе 10 Научность Связь теории с практикой Креативность Междисциплина рная взаимосвязь Стиль изложения использование основных понятий и категорий связь со своим личным опытом и представление о будущей профессии творческая интерпретация в рамках данного задания разделение областей смежных наук, обозначение связи с другими науками логичность, последовательнос ть изложения, структура изложения 0-2

Критерии оценки диалогов 12 Актуальность Научность/ Доступность Наглядность Связь с аудиторией Владение материалом (ответы) Креативность Значение / использование рассмотренног о материала в практике сегодняшнего дня использование основных понятий и категорий /выражение на языке, доступном (интереснгым) для аудитории Использование визуального сопровождения для лучшего восприятия, понимания и усвоения материала Привлечение к диалогу всей аудитории различными способами установления обратной связи Умение дать ответы на возникшие вопросы за рамками материала, представленног о в диалоге Сценарий представления диалога (роли, сопутствующий антураж, идея, действие и т.п.) 0-2

Критерии оценки экспертов 10 Наглядность КритерииОценка ДокладВзаимодействие Презентация: оформление, полнота и доступность информации Критерии, которые выделили эксперты Дифференциация баллов, поставленных студентам Логичность, завершенность структура доклада, информация в презентации и докладе не дублируют друг друга Взаимодействие экспертов в процессе подготовки и проведении совместной презентации в отведенное время 0-2

Распределение ролей в группе неопределенныйзаданный строгое гибкое совместно - взаимодействующий « Перенос пианино » Размер вклада ( сила, деньги, усилия, энергия ) Распределение ролей совместно - творческий « Сотворчество » совместно - индивидуальный « Конструктор » совместно - последовательный « Конвейер »

Ambition. Координация совместной деятельности Стандартизация квалификации Стандартизация операций Прямой контроль низкая высокая Степень сложности рабочего окружения Степень динамизма факторов рабочей среды Взаимное согласование Стандартизация выпуска

Ambition. Совместно - взаимодействующий тип деятельности

Ambition. Совместно - последовательный тип деятельности

Ambition. Совместно - индивидуальный тип деятельности

Ambition. Совместно - творческий тип деятельности