Руководитель ОМКК, доцент А.В.Запорощенко Проректор по учебной работе, д.м.н. С.В.Поройский ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ВолгГМУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ показателей деятельности образовательного учреждения ВПО, необходимых для установления его государственного статуса Критерии показателей.
Advertisements

Структура УМК дисциплин, реализуемых по ФГОС 3 поколения.
Итоги прохождения ЛПП студентов педиатров 4-5 курсов в г. Руководитель Отдела ЛПП КрасГМУ, доцент Шитьковская Е.П. Ответственный руководитель.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Требования ФГОС ВПО третьего поколения. Информация о совещании проректоров в МГМУ от г. Г. МОСКВА Проректор по УВ и СР, доцент З.З.Нажмудинов.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Васильева Е.Ю. – проректор по качеству, Северный государственный медицинский университет (г.Архангельск ) КОНЦЕПЦИЯ работы экспертной группы по теме 2.
Об использовании интерактивных методов обучения на кафедре внутренних болезней Заведующая кафедрой доктор медицинских наук профессор Е.Н. Чичерина.
АУ ЧР НПО «Профессиональное училище 16» ФГОС третьего поколения.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
Формирование рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС ВПО Володина Наталья Геннадьевна – Председатель УМС по отрасли АПК УМО.
Руководитель ЦСТ и ПР ГОУ ВПО ВГМУ Минздравсоцразвития России к.м.н. В.Н. Рассказова.
Реализация образовательных программ при переходе на ФГОС по специальностям – педиатрия, фармация Марина Михайловна Цветкова.
Перспективы развития симуляционного обучения в системе профессионального медицинского образования Свистунов А.А. проректор по учебной работе.
Проект Положения о мониторинге качества основной образовательной программы Основание для разработки : ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета Кемеровского государственного.
Организация учебного процесса в интернатуре А.П.Ребров, Е.Ю.Пономарева, Е.В.Волошинова.
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Мишкинский профессионально-педагогический колледж» ФГОС нового поколения:
Транксрипт:

Руководитель ОМКК, доцент А.В.Запорощенко Проректор по учебной работе, д.м.н. С.В.Поройский ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ В ВолгГМУ

Вопрос практической подготовки студентов - постоянный контроль руководства ВолгГМУ, деканов факультетов и заведующих кафедрами Заседание ЦМС: 2, декабрь 2012 г.: «Оценка качества подготовки специалистов на педиатрическом факультете» - декан пед.факультета, профессор Н.В.Малюжинская 4 март 2013 г.: «Самостоятельная работа студентов в рамках формирования практических навыков» - декан стомат.факультета, д.м.н. С.В.Поройский 3 от г.: «Формирование практических навыков и умений у студентов во время прохождения практики (учебной и производственной)» - руководитель отдела пр.практики, доцент П.Р.Ягупов, руководитель ОМКК, доцент А.В.Запорощенко Заседание Ученого совета: от г.:«Становление инновационной системы освоения практических навыков в ВолгГМУ» - 1-й проректор, профессор В.Б.Мандриков Ректорат: от 24 марта 2014 г.: «Проблемы и перспективы совершенствования системы освоения мануальных навыков на лечебном и педиатрическом факультетах – 1-й проректор, профессор В.Б.Мандриков; руководитель ОМКК А.В.Запорощенко

Освоение практических навыков – место в образовательном процессе (ОПОП, компетенции) /ФГОС ВПО, г., 1118 по специальности «Лечебное дело»/ Семинары (философия, биоэтика, правоведение, экономика и др.) Лабораторные практикумы (физика, математика, химия, биохимия и др.) Практические занятия (биология, анатомия, н.физиология, микробиология, фармакология, оперативная хирургия и топографическая анатомия и др.) Клинические практические занятия (клинические дисциплины – общая хирургия, госпитальная терапия, клиническая фармакология и др.)

Обучение студентов практическим навыкам возможно во время проведения практических занятий по конкретным учебным дисциплинам учебных практик производственных практик в Центрах практической подготовки вуза

1. Обучение студентов во время реализации учебных дисциплин Проблемы: уровень освоения практических навыков студентами оставляет желать лучшего Пути решения проблемы: Активнее привлекать возможности кафедр и лечебных учреждений, на территории которых эти кафедры находятся Продолжать использовать практику учета освоения студентами практических навыков и умений («Книга учета практической подготовки», «Свидетельство практической подготовки» и т.д.). Активнее использовать опыт проведения занятий по освоению студентами практических навыков (на примере подготовки зарубежных студентов на клинических кафедрах)

2. Практика (разделы ОПОП – обязательные, представляют собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся) Учебные практики: -по всем кл.дисциплинам на практич. занятиях в амбулаторно- поликлинических учреждениях (не менее 25 час.) -уход за больными терапевтического и хирургического профиля

Производственные практики (5) -Помощник младшего мед.персонала (4 недели, II семестр) -Помощник палатной м/с (3 недели, IV семестр) -Помощник процедурной м/с (3 недели, VI семестр) -Помощник врача (6 недель, VIII семестр) -Помощник врача амбулаторно- поликлинического учреждения (4 недели, X семестр)

Проблемы (учебные и пр.практики) Самое важное – потеря контроля над студентами Не всегда достаточный уровень доступности практики в лечебных учреждениях для студентов Проведение практик в сжатые сроки и в условиях дефицита времени и физических сил Отсюда следует, что степень участия студентов в диагностических и лечебных мероприятиях во время прохождения практик (как учебных, так и производственных) ниже среднего (!)

Пути решения Реальное распределение студентов по базам практики Привлечение достаточного количества баз практики Активное использование клинических баз практики (например: клиники 1 ВолгГМУ) Осуществление руководства практикой опытными преподавателями кафедры, с активным привлечением будущих работодателей (главных врачей ЛПУ, заведующих отделениями, практических врачей) Жесткий постоянный контроль над прохождением студентами практики со стороны кафедр Осуществление регулярных проверок дневников практики студентов с соответствующими замечаниями и рекомендациями

Центры практической подготовки (4) Межкафедральный фантомный центр освоения практических навыков на стоматологическом факультете (2007) Центр скорой и неотложной помощи (2009) Симуляционный центр по акушерству, гинекологии и перинатологии (2013) Симуляционный центр по сердечно- сосудистой хирургии (2014)

Центры практической подготовки (задачи) Оптимизация и контроль качества высшего профессионального образования путем формирования и совершенствования практических навыков и умений у обучающихся и выпускников университета с привлечением более широкого спектра манипуляций на фантомах Дальнейшее изучение и внедрение передового опыта работы Российских и зарубежных аналогов Центров практической подготовки и Симуляционных центров Организация обучения студентов на базе Центра по формированию практических навыков при работе на муляжах (фантомах) и тренажерах в соответствии с утвержденными рабочими программами ВПО ФГОС 3-го поколения (например, 3, 5 курсы лечебный факультет) Дальнейшее проведение практических занятий с учащимися послевузовской профессиональной подготовки (интернами и клиническими ординаторами) Выделение специальных часов в расписании работы Центров практической подготовки, предусматривающих внеаудиторную самостоятельную работу студентов под контролем преподавателя

Стандарты контроля качества обучения в медицинском вузе г.Архангельск Северный государственный медицинский университет 2012 г учебное пособие: Е.Ю.Васильева и др. (283 с.) В рамках проекта Tempus IV «Система обучения в течение жизни для преподавателей медицинских вузов» 6 медицинских вузов РФ: ПМГУ им. И.М.Сеченова (Москва) СГМУ (Архангельск) ОМГМА (Омск) ДГМУ (Владивосток) ИАПО (Иркутск) ВолгГМУ (Волгоград) 5 европейских вузов (Франция, Германия, Италия, Люксембург)

Стандарты контроля качества обучения I. Устные формы контроля текущей аттестации: 1. Устный опрос 2. Коллоквиум 3. Доклад 4. Ситуационная задача 5. Практические умения и навыки 6. Клинический разбор II. Письменные формы контроля текущей аттестации: Кейс Тест Студенческая история болезни Этапный эпикриз Эссе Конспект Реферат Проект

Стандарты контроля качества обучения /продолжение/ III. Устные формы контроля промежуточной аттестации: Устный экзамен Устный зачет IV. Письменные формы контроля промежуточной аттестации: Письменный экзамен Курсовая работа V. Государственная аттестация выпускников (ГИА) Устные формы контроля ГИА Письменные формы контроля ГИА (портфолио, ВКР и др.)

Средства и методы контроля освоения практических навыков –Тестирование (желательно на компьютере) –Деловая игра (желательно в виде компьютерной программы) –Анализ кейсов –Ролевая игра –Командная работа –Аттестация (экзамен) –Дневник (анализ и собеседование) –Отчеты о прохождении практики, включающие перечень выполненных манипуляций с указанием их количества, текстовый отчет, содержащий анализ условий прохождения практики с выводами и предложениями –Индивидуальные задания (академические, клинические, мини- истории болезни и др.) –Отзыв, характеристика, подписанные руководителями практики от организации, заверенные печатью организации

Средства и методы контроля освоения практических навыков и умений Книга учета практической подготовки студента (как приложение к зачетной книжке)

Производственная практика («Помощник врача скорой и неотложной помощи») - 5 курс лечебный факультет /ГОС/ Умение Уровень усвоения Кол-во ОценкаДата Подпись преподавателя 1Искусственная вентиляция легкихIV30 2Непрямой массаж сердцаIV30 3Наложение различных повязокIV10 4Методика записи ЭКГIV5 5Методика электроимпульсной дефибрилляции сердца III5 6Составить план обследования больного и пострадавшего при каждом ведущем синдроме или заболевании в до госпитальных условиях и условиях скорой медицинской помощи (СМП) IV24 7Диагностика основных терапевтических патологических состояний, встречающихся в работе врача СМП III1212

Специальность – «Медико-профилактическое дело» Производственная практика («Помощник фельдшера скорой и неотложной помощи») – 3 курс медико-профилактический факультет /ФГОС/ Подпись руководителя производственной практики: _______ Умение Уровень усвоения Кол-во ОценкаПриме- чания 1Искусственная вентиляция легкихIV*30 2Непрямой массаж сердцаIV30 3Тройной прием СафараIV30 4Прием СелликаIV15 5Обеспечение проходимости дыхательных путейIV30 6Методы оксигенотерапииIII10 7КоникотомияIII5 8Помощь при обструкции дыхательных путейIV5 9Методика записи ЭКГIII5 10Временная остановка кровотечения (жгут, давящая повязка и др.) IV10 11Наложение различных повязокIV Наложение шин, транспортная иммобилизацияIV5

Свидетельство практической подготовки (ВГМИ, 1985) Правила учета практических навыков: Текущий учет приобретаемых практических навыков студентами, слушателями послевузовской профессиональной подготовки ведется преподавателями ежедневно (во время дежурств, практических занятий, учебной и производственной практик, практической подготовки клинических ординаторов) в журнале преподавателя. Практические навыки оцениваются дифференцированно преподавателями кафедр и руководителями производственной практики в день зачета. Выполнение навыков под контролем оценивается как удовлетворительное, самостоятельное выполнение – оценкой «хорошо», умение применить полученные навыки – оценкой «отлично» и заносится в свидетельство Объем практической работы по каждому навыку, приобретаемому слушателями и студентами, определяется преподавателем индивидуально для каждого. Перечень навыков определяется программами, утвержденными Минобрнауки РФ При переводе из вуза в вуз свидетельство направляется по месту учебы в установленном порядке В период 6 курса в 12 семестре проводится аттестация по практической подготовке. По окончании 6 курса свидетельство заверяется выпускающей кафедрой и является. Наряду с зачетной книжкой, документом-допуском к Государственной Итоговой аттестации

1. Практика в качестве младшего и среднего медицинского персонала по уходу за больными Общий уход за больными п/п Навыки 1 курс 2 курс 3 курс Оценка ПодписьОценка ПодписьОценка Подпись 5Смена нательного и постельного белья 14Уход за ротовой полостью (протирание, орошение, аппликация) 15Уход за больными при рвоте 16Измерение температуры тела и ее графическая запись 21Наружное применение лекарств (нанесение лекарств, растирание кожи)

2. Кафедры внутренних болезней Навыки, приобретаемые в процессе учебы и производственной практики п/ п Навыки Пропедевтика внутренних болезней Факультетская терапия Госпитальная терапия Поликлиническая терапия Оценка ПодписьОценка ПодписьОценка ПодписьОценка Подпись 1Обследование больного: - собирание анамнеза - внешний осмотр больного - пальпация грудной клетки - сравнительная перкуссия легких - аускультация легких - измерение АД - исследование пульса - осмотр и поверхностная пальпация живота -соматометрия и т.д….

2. Кафедры внутренних болезней Навыки, приобретаемые в процессе учебы и производственной практики /продолжение/ 2Общетерапевтические манипуляции: - подкожные инъекции - внутримышечные инъекции - внутривенные инъекции - пункция плевры - расчет дозы, разведение лекарственных средств и т.д…. 3Освоение некоторых диагностических методов: - запись или расшифровка ЭКГ - определение основного обмена и т.д…. 4Трактовка основных лабораторных исследований: - общий анализ крови - общий анализ мочи - анализ желудочного содержимого и т.д….

Средства и методы контроля освоения практических навыков (ГОС) где * - правила учета практических умений: I – иметь представление и уметь объяснить манипуляцию, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению II - участие в выполнении манипуляции (исследований, процедур и т.п.) III - выполнение манипуляции под контролем преподавателя (медицинского персонала) IV - самостоятельное выполнение манипуляции

Средства и методы контроля освоения практических навыков (ФГОС ВПО) выделяется 3 уровня освоения практических навыков: ознакомительный (1 уровень), репродуктивный (2 уровень), продуктивный характер (3 уровень) 1 уровень - Ознакомительный - происходит узнавание ранее изученных объектов, свойств, простое воспроизведение информации 2 уровень - Репродуктивный - происходит выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством, студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература 3 уровень - Продуктивный - студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий и требуется самостоятельный подбор оборудования, выбор способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др. ; студенты проводят планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания

Средства и методы контроля освоения практических навыков ГОС (II)ФГОС (III) Уровень освоения 1 уровень - иметь представление и уметь объяснить манипуляцию, профессионально ориентироваться, знать показания к проведению 1 уровень - Ознакомительный 2 уровень - участие в выполнении манипуляции 2 уровень - Репродуктивный 3 уровень - выполнение манипуляции под контролем преподавателя 4 уровень - самостоятельное выполнение манипуляции 3 уровень - Продуктивный

Векторы –Широкое использование в учебном процессе интерактивных форм обучения (специальность «Лечебное дело» - не менее 5%, «Педиатрия» - не менее 5% и т.д.) с целью формирования мануальных навыков у студентов (например: работа в малых группах; обучающие игры /ролевые/; экскурсии; соревнования; использование и анализ видео- аудиоматериалов; практические задачи; кейс-методы /анализ конкретных ситуаций/; разбор ситуаций из практики и др.) –Унифицирование и модернизация документа учета и освоения практических навыков и умений –Постоянный контроль за уровнем освоения студентами конкретных манипуляций и практических навыков с объективной фиксацией данного уровня в «Книгу учета практической подготовки студента», «Свидетельство практической подготовки» и др. –Активное привлечение возможностей Центров практической подготовки (в т.ч. отдельных кафедр). –Активное внедрение симуляционного обучения, отвечающих требованиям образовательных стандартов (в т.ч. и в Симуляционных центрах), у обучающихся факультета послевузовской профессиональной подготовки –Внедрение элементов симуляционного обучения у студентов всех факультетов ВолгГМУ –На протяжении всего обучения студентов следует вести отработку и закрепление мануальных навыков и умений (например: общеврачебных), а также постоянное знакомство с новыми технологиями (как в пределах одной, так и нескольких кафедр)

Наиболее перспективной является интенсификация подготовки

Я слышу и я забываю Я вижу и я запоминаю Я делаю и я понимаю!!! Конфуций

РЕШЕНИЕ ЗАСЕДАНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА ВолгГМУ (Проект) Заслушав и обсудив доклады руководителя ОМКК, доцента А.В.Запорощенко и проректора по учебной работе, д.м.н. С.В.Поройского по вопросу «Оценка качества знаний и умений студентов в ВолгГМУ», Центральный методический совет постановляет: Заведующим кафедрами ВолгГМУ в рамках преподавания учебных дисциплин, модулей, проведения учебных и производственных практик у студентов всех курсов, факультетов и направлений обеспечить преемственность процесса формирования практических навыков, умений и, в конечном итоге, профессиональных компетенций, на всех этапах образовательного процесса. Признать обоснованным использование в качестве средств учета и контроля за качеством освоения практических навыков и умений «Книгу учета практической подготовки студента». С учетом новых учебных планов и новой трактовки уровней усвоения навыков переработать, модернизировать и оптимизировать «Книгу учета практической подготовки студента», оптимизировать, издать типографским способом и использовать в образовательном процессе при реализации программ как ВПО, так и СПО. Заведующим профильными кафедрами вуза проводить дальнейшее совершенствование практической подготовки студентов и учащихся послевузовской профессиональной подготовки (в рамках практических занятий, учебных и производственных практик) с привлечением возможностей Центров практической подготовки. Рекомендовать применение существующих в ВолгГМУ систем оценки качества знаний и умений для мониторинга качества учебного процесса по направлениям подготовки. Исполнители: деканы факультетов, руководитель отдела производственной практики, руководители направлений подготовки, заведующие кафедрами. Срок исполнения – постоянно. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого проректора, профессора В.Б.Мандрикова.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!