Работу выполнила: Боровинских Лана Васильевна, 9 лет, ученица 3 класса МОУ ДОД « Детская музыкальная школа им. Г.В. Свиридова» Руководитель: Герасимова Галина Ивановна, директор МОУ ДОД « Детская музыкальная школа им. Г.В. Свиридова» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ. Г. В. СВИРИДОВА» Фестиваль «Мои первые открытия»
2 Проблема исследования: сейчас многие школьники почти не слушают классическую музыку, для них она кажется «скучной», «для старых». Объект исследования: классическая музыка. Предмет исследования: песня Г.Свиридова «Борода». Цель: знакомство школьников с классическим музыкальным произведением – песней Г.Свиридова «Борода». Задачи: 1. Изучить текст песни; 2. Изучить историю создания песни; 3. Сделать иллюстрации к песне; 4. Провести эксперимент; 5. Анализировать результаты эксперимента и сделать вывод; 6. Представить полученную информацию. Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников, обобщение полученной информации; практический – эксперимент. Источники информации: словари, статьи в интернете, посвященные творчеству Г.Свиридова, данные опроса школьников, данные эксперимента. Гипотеза: Чтобы понять суть классической песни, надо получить специальную музыкальную подготовку.
3 Описание хода исследовательской работы I этап подготовительный Опрос учеников третьих классов, выделение проблемы, выдвижение гипотезы и планирование исследования. II этап информационный - работа с разными источниками информации; - написание краткой исторической справки, создание видеоролика и размещение его в Интернете по адресу III этап экспериментальный. - составление вопросов к песне для исследования, насколько хорошо ребята понимают песню - рассказ об авторе и о том, как песня была создана; - прослушивание песни и заполнение таблицы; - показ видеоролика с иллюстрацией к песне повторное прослушивание и заполнение таблицы. IV этап аналитический В ходе исследования я получила следующие результаты: 1. Школьникам третьих классов не нравится слушать классическую музыку, потому что они не привыкли вслушиваться в нее. 2. Понять «старые» слова очень сложно, потому что мы их сейчас не используем. 3. Эксперимент показал, что ребята не хотят думать, слушать и читать задания.
4 Работа с информацией в словарях Зимогор – «старообрядец», «кто живет в д.Зимогорье», «бродяга»[1]. В этой песне используется как имя.[1] Вьюн –«рыба», «птица», «улитка», «растение», «вихор» [2], борода была кудрявой[2] Самосад – табак, который высаживали и выращивали сами, не покупали. Покор – «покорность, послушание», «стыд, позор», «урон, изъян»[3][3] Зять – муж дочери (для ее отца) Тесть – отец дочери (для ее мужа) Старорежимная – из старых времен Пружинная дисковая борона – механизм для того, чтобы пахать землю. [1] Словарь русских народных говоров / под ред. Сороколетова Ф.П. Вып.11– С.Пб.: Наука, – С. 280[1] [2] Словарь русских народных говоров / под ред. Сороколетова Ф.П. Вып.6– С.Пб.: Наука, – С. 66[2] [3] Словарь русских народных говоров / под ред. Сороколетова Ф.П. Вып.28– С.Пб.: Наука, – С. 396[3]
5 Анализ ответов на вопросы к песне «Борода» Как ты понимаешь эти слова?Наиболее частые ответы (в %) Зимогор Не знаю (42), Зимняя гора (40) Человек в горах (9), Имя (7) Вьюн Не знаю (44), Вьюга (24), извивается (13) Самосад Не знаю (47), Сад (33), Табак (5) Покор Не знаю (75), Покой (7), Покоряется (4) Попытка (2) Зять Не знаю (40), Отец дочери для мужа (9), Муж дочери (7), Папа мужа(7), Один из членов семьи (5) Дед (5) Тесть Не знаю (56) Папа жены(11) Отец жениха дочери (5) Баба (5) Старорежимная Не знаю (62), Старый режим (18), Старая (5), Сторожить (5) Пружинная дисковая борона Не знаю (87) Деталь (5) механизм (5) В опросе приняли участие ученики третьих классов, которым было дано задание определить: «Какая песня по характеру?» Наиболее частые ответы: «Веселая (47%), задорная (7%)». На вопрос «о ком или о чем эта песня?» Ответы: «О бороде (53%), Не знаю (20%), О человеке (с непобедимой) бородой (10%)» Помогли ли тебе понять песню видеоролик и рассказ об истории ее создания? 19 учеников – 42% ответили утвердительно. Вывод: В эксперименте участвовали 45 учащихся третьих классов. Всего 16% учеников смогли ответить правильно на некоторые вопросы после просмотра фильма. Большая часть учеников (84%) не поняли песню совсем.
6 Вывод исследования для понимания классических музыкальных произведений, таких как «Борода» Г.В.Свиридова, надо больше внимания уделять знакомству детей с классической музыкой и литературой. Моя гипотеза подтвердилась: понять суть классической песни невозможно без специальной музыкальной подготовки.
7 Литература Белоненко А., Свиридов Г. Музыка как судьба /Александр Белоненко, Георгий Свиридов. - М.: Молодая гвардия, – 800 с.+66 Георгий Свиридов в воспоминаниях современников. М.: Молодая гвардия, – 768 с. Словарь русских народных говоров / под ред. Сороколетова Ф.П.- Вып.6 – С.Пб.: Наука, – 360 с. Словарь русских народных говоров / под ред. Сороколетова Ф.П. -Вып.11 – С.Пб.: Наука, – 368 с. Словарь русских народных говоров / под ред. Сороколетова Ф.П. Вып.28 – С.Пб.: Наука, – 400 с.
8 Об авторе Боровинских Лана Васильевна, ученица 3 класса фортепианного отделения МОУ ДОД « Детская музыкальная школа им. Г.В. Свиридова» г.Петрозаводска ученица 3 «в» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа 5» г.Петрозаводска