1. Научное и вненаучное знание 2. Критерии научности – на самостоятельное изучение 3. Структура научного познания, его методы и формы 4. Рост научного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Advertisements

Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 6 Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном.
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Модуль 4 Сущность и формы познания Тема 2 1.Научное познание как высший вид познавательной деятельности 2.Структура и уровни научного познания. Характеристика.
Понятие истины. Религиозное и научное познание Урок 17.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ? ? ? ? ? ? План. 1.Особенности научного познания. 2.Два уровня научного познания. 3.Методы научного познания. 4.Дифференциация и интеграция.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Периодизация истории науки. Наука как социальное явление Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе.
Наука - форма духовкой деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения.
Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация на тему "Научное познание" (Обществознание 10 класс)
Научное познание, его формы и методы. Научное познание, его формы и методы.
Выполнили: Прутников С. Ерлыков С.. Научное познание НАУКА это форма духовной деятельности людей, которая производит знания о природе, обществе и о самом.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Транксрипт:

1. Научное и вненаучное знание 2. Критерии научности – на самостоятельное изучение 3. Структура научного познания, его методы и формы 4. Рост научного знания 5. Типы научной рациональности П РОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Н АУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ Научное знание Вненаучное знание науки Точные (математика,логика) Естественные (физика, биология и т.д.) Технические (инженерные) Гуманитарные (социология, правоведение и т.д.) Наука это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Вненаучное знание – это знание, которое не формализуется, не описывается законами и не имеет точных разъяснений. Донаучное Паранаучное Ненаучное Лженаучное Квазинаучное Антинаучное формы вненаучного знания Обыденно-практическое Личностное

К РИТЕРИИ НАУЧНОСТИ На протяжении всей своей истории человечество накопило огромное количество различных по своему характеру знаний о мире. Наряду с научными существуют религиозные, мифологические, обыденные знания и т.д. Существование различных видов знания ставит вопрос о критериях, позволяющих отличить научное знание от ненаучного. Критерии научности - совокупность признаков, специфицирующих научное знание; ряд требований, которым наука должна удовлетворять.

Критерии: 1. признак объективности и предметности научного познания. 2. нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех объектов, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем. 3. системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. 4. постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается - в той или иной мере - осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 5. объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации "чистоты" его рассмотрения. 6. процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала. 7. строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. 8. применение специфических материальных средств(приборы, инструменты)

В АЖНЕЙШИЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО МЕТОДА : а) объективность опосредствованность достоверным знанием; б) общезначимость всеобщий интерсубъективный характер научного метода в отличие от остающейся уделом не науки персонифицированности, уникальности; в) воспроизводимость инвариантность результатов для любого субъекта в любой сходной ситуации; г) целесообразность определенность, заданность принципов интеллектуального движения, осмысленность реализации как отдельных шагов, так и систем операций в целом; д) необходимость гарантированность результатов в отличие от ненаучной особенности случайного, непреднамеренного их достижения; е) эффективность запланированность социальной ассимиляции, внедрения, потребления результатов, что не свойственно ненаучному познанию, базирующемуся на ситуативном, индивидуально конституированном способе получения и применения результатов.

С ТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ, ЕГО МЕТОДЫ И ФОРМЫ Научное познание Эмпирический уровень Теоретический уровень - это накопление разнообразных фактов, наблюдаемый в природе. -это мысленное созерцание (умозрение) представляет собой объяснение накопленных фактов.

К ЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ : Гипотеза – проверка на логическую непротиворечивость и совместимость с фундаментальными принципами данной науки: Общие гипотезы это предположения обо всем множестве изучаемых объектов, Частные гипотезы о некоторых элементах какого-либо множества, Единичные гипотезы о конкретных, отдельных объектах или явлениях. Проблемы; Теория-это конкретное знание определенной области действительности, представляющее целостную систему утверждений и понятий, позволяющая объяснить функционирование и развитие данной модели.

Большая часть современного научного знания построена с помощью гипотетико-дедуктивного метода, предполагающего выполнение алгоритма, который состоит из четырех звеньев. 1) Обнаруживаются определенные факты, относящиеся к какой-то области действительности. 2) Выдвигается первоначальная – рабочая – гипотеза, которая на основе некой повторяемости найденных фактов конструирует наиболее простое их объяснение. 3) Устанавливаются факты, которые не встраиваются (не вписываются) в него. 4) С учетом выпадающих из первоначального объяснения фактов создается новая, более разработанная, научная гипотеза, которая не только согласует все имеющиеся эмпирические данные, но и позволяет предсказать получение новых. Общие гипотезы это предположения обо всем множестве изучаемых объектов, частные о некоторых элементах какого-либо множества, единичные о конкретных, отдельных объектах или явлениях.

Р ОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Развитие знания сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Томас Сэмюэл Кун Парадигма - научная теория, которой придерживается большинство ученых. Фальсифицируем ость - (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емкость, крите́юрий По́пера) критеюрий научности эмпирической теории.

Свою модель роста научного знания Поппер изображает схемой: Р1ТТЕЕР2, где Р1 некоторая исходная проблема, ТТ противоположная пробная теория, т. е. теория, с помощью которой решается исходная проблема, ЕЕ процесс устранения ошибок в теории путем критики и эксперименталь­ных проверок, Р2 новая, более глубокая проблема, для решения которой нужно построить новую, более глубокую и более информативную теорию. Общая схема (модель) историко-научного процесса, предложенная Куном, включает в себя два основных этапа. Это: - «нормальная наука», где безраздельно господствует парадигма, и - «научная революция», где происходят распад парадигмы, конкуренция между альтернативными парадигмами и, наконец, победа одной из них, т. е. переход к новому периоду «нормальной науки».

Н АУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И СМЕНЫ ТИПОВ РАЦИОНАЛЬНОСТИ Классический тип научной рациональности, сосредотачивая внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании игнорировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования мира, обусловливаются преобладающими в культуре мировоззренческими установками и ценностями. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности.Связи между внутри научными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научного осмысления, хотя они также определяют характер научных знаний. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле осмысления характера научной деятельности. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно- целевыми структурами. Типы научной рациональности: