М. Ю Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» Учитель: Елецкая Н.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Advertisements

Тема урока : «Взгляд в прошлое из настоящего» (по произведению М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Цель.
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Иван IV Васильевич Грозный Великий князь московский с 1533 г. по 1584 г. …нельзя быть царю «без грозы»…
Михаил Юрьевич Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова »
Эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
« Минувшее проходит предо мною…» Беседа по содержанию «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова» с.
Работа выполнена Кривошеевой Галиной Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Моздока.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Романтизм М.Горького. Рассказ,,Челкаш Герои и их судьбы. Урок литературы в 8 классе Выполнила учитель русского языка и литературы Литвишко.
Алешина З.Н.. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (1837)
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
М. Ю. Лермонтов (1814 – 1841). М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Литература 8 класс. Учитель Борисова Е. А.. Романтизм Романтизм – литературное направление. Зародился в Германии. Расцвет – первая половина XIX века.
«А он, мятежный, просит бури…». Такой разный… Может ли человек быть абсолютно свободным?
И.С.Тургенев Повесть «Первая любовь». 1.История любви как основа сюжета повести. 2.Психологизм и лиризм Тургенева. 3.Образ повествователя.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»,ее идейное содержание.
Учитель Кузнецова Н.В. МБОУ СОШ 70 г.Красноярск. Тема: М. Ю. Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Тема урока: Проблематика произведений А.С. Пушкина «Выстрел», М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»,
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Транксрипт:

М. Ю Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» Учитель: Елецкая Н.В.

Умения и навыки, формируемые на уроке. 1. Связный ответ на вопрос учителя. 2. Ответ на проблемный вопрос. 3. Умение анализировать эпизод произведения.

Как правильно дать ответ на проблемный вопрос? 1. Внимательно прочитай вопрос, вдумайся в его суть. 2. Отвечая на вопрос, сформулируй ответ- рассуждение: - тезис-утверждение; - доказательство (обоснование высказанной мысли, доводы, аргументы, примеры, цитаты…); - вывод, начинающийся словами: итак, словом, поэтому, из этого следует, таким образом, в качестве вывода, в заключение…).

Анализ эпизода 1. Кратко пересказать сюжет эпизода. 2. Проанализировать поступки действующих лиц эпизода. 3.Объяснить, как этот эпизод помогает нам понять образ главного героя (или охарактеризовать). 4. Сформулировать вывод, в котором объяснить, как данный эпизод раскрывает идейное содержание произведения.

Романтизм Это творческий метод в литературе и искусстве, в основе которого лежит стремление личности к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира

Основная черта романтизма Трагическое двоемирие. Герой осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними, в то же время желает жить в этом мире, с этими несовершенными людьми, мечтает быть понятым ими.

Черты романтического героя 1. Герой индивидуален, исключителен, отличается внутренней силой, цельностью, сосредоточенностью идее жизни, страстью борьбы. 2. Романтический характер строится по контрасту с обычным, обязательно вступает с ним в борьбу. О непонятен, загадочен. 3. Стремление к свободе. Во имя свободы герой способен бросить вызов всем и всему. 4. Наличие роковых страстей 5. Герой чаще одинок, он вступает в борьбу за свободу. За любовь, за Родину. Увлекает за собой других. 6. Язык романтических произведений необыкновенно богат, используются яркие метафоры, эпитеты, сравнения. 7. Часто используется пейзаж как средство характеристики героя

ЦЕЛЬ УРОКА 1. Познакомиться эпохой, описанной в поэме М. Ю. Лермонтова. 2. Прочитать поэму и обсудить ее основные проблемы. 3. Изучить понятие «литературный конфликт», выяснить, в чем заключается литературный конфликт в «Песне про купца Калашникова» 4. Рассмотреть образ купца, выделив и проанализировав основные эпизоды в произведении.

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. 1. К какому историческому времени относится произведение? Какие события произошли в России в XVI веке? Чем знаменит был царь Иван IV? Почему он был прозван Грозным? 2. Что такое опричнина? Чем опричники отличались от других подданных царя? 3. Почему в заглавии только два имени, а третьего нет? 4. О чем говорит слово «Песня» в заглавии?

Какой конфликт главный в «Песне»? Почему для остроты конфликта М.Ю. Лермонтов выбрал такого опричника, как Кирибеевич? Каково авторское отношение к Кирибеевичу? Подтвердите текстом. Кто в поэме, по-вашему утверждает авторский идеал? К какому типу героя отнесли бы вы Кирибеевича? 4. Что добавляет к вашему представлению о Кирибеевичу его встреча с Аленой Дмитриевной?

1. Что вы узнали о быте и нравах Москвы XVI в. из «Песни»? 2. Почему так сурово встречает купец жену? 3. Почему Алена Дмитриевна «затряслась, как листочек осиновый», увидев мужа, ведь она ни в чем не виновата? Является ли героическим героем Алена Дмитриевна?

1. Почему купец решает идти биться с Кирибеевичем? 2. Найдите сцену, где герои кланяются перед боем. 3. Кому и чему кланяется каждый из них? 4. На чьей стороне симпатии автора? 5. Почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок? 6. Кто вершит суд над Калашниковым? 7. Почему конфликт не мог разрешиться мирно? 8. Кто победил в поединке?

Каков жанр произведения? Почему оно названо «Песней»? Как это проясняет авторскую позицию? Прочитайте заключительные строки «Песни» Почему в финале ни слова не говорится о могиле Кирибеевича? Почему каждая глава начинается и заканчивается упоминанием о гуслярах? Какие строки из «Бородино» подходят к «Песне»? Почему М.Ю. Лермонтов в своем творчестве обращается к истории?

Домашнее задание Написать эссе «Романтический герой в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»