Психодиагностика. Лекция 1. Введение в курс Омельченко Д.А., К.с.н., доцент кафедры ПКиПТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация. Применение математической статистики в школе.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Психологическая концепция извлечения экспертных знаний на моделях медицинской психодиагностики К.Р. Червинская, СПбГУ, Лаборатория клинической психологии.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
Презентация на тему: «Самосознание.» Подготовила студентка 2 курса Группы 310 БУ Глазырина А.Ю.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Воспитание как педагогический процесс.
Лекция 1. ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ.
1.1. Введение в теорию организации. Организация (1) – это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой - либо цели, решения какой - либо.
Транксрипт:

Психодиагностика. Лекция 1. Введение в курс Омельченко Д.А., К.с.н., доцент кафедры ПКиПТ

Предмет психодиагностики Становление психодиагностики в России – конец 1960-х – начало 1970-х. Начальное неприятие тестов официальной академической наукой. Первое использование в условиях клиники психических заболеваний. Предмет психодиагностики связывается с различными психическими аномалиями (например, Войтко и Гильбух, 1976) В 1980-х устанавливается понимание психодиагностики как дисциплины о методах классификации и ранжирования людей по психологическим и психофизиологическим признакам (Гуревич, 1981), затем как о науке и практике постановки психологического диагноза (Бодалев, Столин 1987). Современное понимание (вторая половина 1990-х): Психодиагностика это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Структура психодиагностики Современная психологическая диагностика реализует объективный подход в рассмотрении психической реальности, используя для этого методологию и инструментарий математической статистики и теории вероятностей. В структуру современной психодиагностики входят: Общая теория психологического измерения. Частные теории и методики измерения свойств и поведения личности. Теории и методики оценивания, или вне тестовая диагностика.

Основные отрасли психодиагностики Образовательная психодиагностика – исследование способностей или черт личности, а также измерение успешности усвоения учебного материала (тесты успешности) Клиническая психодиагностика - изучение индивидуально-психологических особенностей больного (структурно-динамические особенности личности, отношение к болезни, механизмы психологической защиты и т. д.), оказывающих существенное влияние на возникновение, течение и исход как психического, так и соматического заболевания. Психологическое консультирование, целью которого является оказание помощи в решении тех или иных психологических проблем. Подчеркнем, что речь идет о помощи индивидам, не имеющим патологических нарушений, т.е. находящимся в рамках медико-биологической нормы, но встретившимся с какими-либо трудностями психологического характера. Профессиональная психодиагностика занимается проблемами профессионального отбора, профессионального консультирования, организации профессионального обучения, оптимизации профессиональной деятельности за счет рационального распределения кадров, выявления причин брака, производственного травматизма и пр. + Проведение судебно-психологических экспертиз, применение в армии, милиции, спорте и т.д.

Взаимосвязь с другими психологическими дисциплинами Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между общей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическиййм методам выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического применения. При анализе индивидуальных особенностей психики психодиагностика исходит из общих положений психологической науки о сущности и закономерностях развития психического. Анализируя и обобщая индивидуально-психологические факты, она тем самым обогащает систему основных психологических знаний. С другой стороны, практические области применения психологии: психология труда, инженерная, социальная, педагогическая, медицинская, юридическая, военная и спортивная психология – при создании и применении психодиагностическиййх методов находят в психодиагностике общий теоретико-методологический базис для оценки личности в системе социальных, экономических и других отношений.

Условия становления психодиагностики Понятие «психодиагностика» появилось впервые лишь после публикации Г. Роршаха [1921]. Но эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль науки уже в начале XX в. Можно говорить о четырех наиболее важных источниках становления психодиагностики: экспериментальная психология дифференциальная психология прикладная психология текстология.

Экспериментальная психология Густав Фехнер [1860] впервые обосновал психофизический закон, заключающийся в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя: В.Вундт заложил основы экспериментальной психологии, и она стала в начале XX столетия ведущим направлением эмпирического психологического исследования. Основной принцип: психические реакции вызываются посредством стандартизированных вариаций раздражителей (системы предъявляемых требований). сила ощущения P пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя S :

Дифференциальная психология Дифференциальная психология – это «название той области психо Основателем является В. Штерн, опубликовавший в 1900 г. свою работу «О психологии индивидуальных различий», которая позднее привела к широкой разработке дифференциальной психологии [1911].логии, которая изучает индивидуальные различия... В методологическом плане она мало чем отличалась от общей экспериментальной психологии. Она изучала не особенности конкретной личности, а ее отдельные свойства, взятые изолированно. «Дифференциальная психология в целом занимается изучением поведения и свойств личности, имеющих значительный разброс. Именно поэтому дисперсионный анализ стал в дифференциальной психологии основным методом эмпирического исследования. Возникновение психодиагностики характеризуется переходом от исследования индивидуальных различий к исследованию индивидуальностей. Этот переход является главным критерием отграничения психодиагностики от дифференциальной психологии.

Прикладная психология (В.Штерн) Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории фундаментальной психологии на практике в смежных областях, или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом. В прикладной психологии Штерн - проводил различие между психологической оценкой (психодиагностика) и психологическим воздействием (психотехника), подчеркивая с одной стороны, специфичность диагностическиййх проблем в области психологии, а с другой сформулировал принцип единства диагностики и развития личности. Этот принцип стал необходимой методологической основой практики диагностирования.

Тестология Под текстологией понимают математизированную технологию создания и использования разнообразных тестов (не только психологических, но и педагогических, медицинских и пр.) Основателем тестовой диагностики единодушно считается известный американский психолог Дж. М. Кеттел [1890], введший термин «тест» для изучения целостной личности, начал практику тестирования абитуриентов при приеме в университет. Дальнейший импульс развития связан с именами А.Бине – создателем теста умственного развития, Э.Торндайк - создатель первых тестов достижения, Ч. Спирмена – разработавшего вычислительную технику факторного анализа.

Психическое – предмет диагностирования – обнаруживается в самых различных формах. Однако диагностическийй релевантными они становятся лишь будучи включены в следующую систему отношений: интраиндивидуальные связи (диагностическиййе данные должны отражать взаимосвязь психических свойств личности); интраиндивидуальные вариации свойств (диагностическиййе данные должны служить основой для установления различий между данным индивидом и другими личностями); отношения «объект – субъект» (диагностическиййе данные о личности имеют ценность лишь в том случае, если они несут информацию об отношении человека к требованиям окружающей среды, а также способах выполнения индивидом общественных требований). Цель психодиагностики в самом общем виде состоит в установлении индивидуальной степени выраженности психических свойств и их интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности.

О понятии свойства в психодиагностике В этой связи возникают три существенных для психодиагностики вопроса: что такое психические свойства? каким образом можно выявлять и описывать психические свойства? какие свойства являются диагностическийй релевантными?

Существует четыре противоположные точки зрения на понятие свойства. 1. Гипотеза идентичности Она предполагает, что психические свойства – это свойства поведения. При таком отождествлении или сведении психического к поведению свойства личности могут пониматься лишь в соответствии с формулой «стимул реакция» (S-R). Гипотеза идентичности существует в двух основных вариантах. Гипотеза отождествления исходит из того, что психическое и поведение – это просто разные обозначения одних и тех же явлений. Гипотеза редукции, хотя и допускает возможность существенных различий между психическим и поведением, исходит, однако, из принципиальной непознаваемости психических свойств. Поэтому ее сторонники обычно ограничиваются выявлением свойств поведения.

2. Гипотеза абстракции Она означает, что психические свойства представляют собой некоторую абстракцию способов поведения, то есть генерализованную форму вероятности реакции. Такое понимание свойств лежит в основе подхода Г. Айзенка к личности как иерархически организованному целому. Его разделяет также Дж. Гилфорд, рассматривающий личность как некоторую целостность, обладающую различного рода свойствами (аспектами). Согласно Гилфорду, «свойство – это любое выявляемое посредством тех или иных методов качество, которым один индивид отличается от другого» [1959, с. б]. К свойствам, по Гилфорду, относятся и морфологические и психологические различия. Личность выступает в качестве некоторой неделимой целостности, а свойства – как ее аспекты, которые в зависимости от частоты их проявления у субъекта могут быть объединены в черты его личности

3. Гипотеза диспозиции Она означает, что психические свойства являются диспозицией поведения, то есть представляют собой «нейропсихическую силу» (причину), детерминирующую, направляющую и регулирующую поведение. Такое понимание идет от В. Штерна [1935], согласно которому диспозициями поведения считаются как врожденные, так и приобретенные потенции и тенденции к тем или иным реакциям.

4. Деятельностный подход Наиболее важный исходный пункт концепции психодиагностики является деятельностная концепция свойств, причем понятие свойства личности выражает отношение взаимодействия, отношения «субъект объект». Совокупность всех индивидуальных субъектно-объектных отношений, всех психических свойств личности и составляет ее сущность при условии, если в определение включить также интраиндивидуальные взаимосвязи между психическими свойствами.

ДИАГНОСТИЧЕСКИ РЕЛЕВАНТНЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ СВОЙСТВА В ПСИХОЛОГИИ 1. Свойства как отношения взаимодействия Психические свойства являются внутренней репрезентацией отношений «личность – окружающая среда» (работы Б.Г. Ананьева, А.Ф. Лазурского). Психодиагностика должна ориентироваться прежде всего на анализ отношений человека к различным общественным требованиям, выдвигая при этом на первый план их содержательные характеристики. Диагностика психических свойств должна исходить из единства содержания сознания и его функции по регуляции деятельности.

2. Уровень осознания свойств От степени осознания психических свойств, уровня рефлексии в значительной мере зависят динамические функции психических свойств. «С того момента, как мы начинаем отдавать себе отчет в ситуации, мы уже перестаем быть прежними. Мужчина, который отдает себе отчет в своей одержимости, женщина, которая поняла, что не любима, рабочий, который осознал себя пролетарием, – все они уже не те, что были прежде, по крайней мере в той области, в которой это стало новым условием их поведения». Осознание отношений «личность – среда», то есть психических свойств, меняет самих людей и характер их поведения.

3. Степень генерализации свойств Среди психических свойств есть такие свойства, которые обнаруживают себя в качестве компонентов регуляции действий в самых различных сферах деятельности. К их числу относятся, например, свойства темперамента. В то же время существуют и такие компоненты регуляции действий, которые тесно связаны лишь с узкоограниченными областями деятельности. Поэтому можно выделить такой диагностическийй релевантный аспект психических свойств, как степень их генерализации.

4. Степень выраженности свойств В традиционной психодиагностике выдвигалось требование как можно более точного определения степени выраженности свойств по биполярной или многобалльной шкале. Подобного рода практика лежит в основе большинства метрических анкет, в которых степень выраженности психических свойств должна точно определяться по трех-, пяти- или семибалльным шкалам оценок. Хотя определение степени выраженности психических свойств является необходимым требованием при оценке личности, оно рационально лишь в соединении с определением степени генерализации данных свойств. Степень выраженности психического свойства дает лишь сведения о значимости и интенсивности этих регулятивных компонентов в управлении поведением.

5. Степень стабильности свойств Мы должны исходить из того, что в психическую регуляцию деятельности входят инвариантные, то есть общие всем людям свойства (например, свойства элементарных психических процессов переработки информации), а также индивидуально-инвариантные свойства (например, свойства темперамента, особенностей восприятия и другие) и свойства, более или менее изменяемые под влиянием обучения, воспитания, опыта. При диагнозе психической структуры деятельности определенной личности необходимо устанавливать взаимосвязи этих общих свойств с их индивидуальными вариантами, а также зависимыми от обучения переменными.

6. Практическая значимость свойств Психодиагностика должна стремиться к выявлению таких генерализованных свойств, «которые определяют качество и общий уровень деятельности личности», то есть центральных свойств личности и соответственно их побудительной силы. Психодиагностика должна выявлять центральные свойства личности, то есть свойства, в наибольшей мере отражающие «убеждения» данной личности. Эти свойства оказывают существенное влияние на эффективность и способ взаимодействия компонентов, регулирующих поведение.

7. Социальный характер психического свойства В традиционной диагностике профессиональной пригодности, как правило, исходят исключительно из наличия (или отсутствия) соответствующих умений и навыков, вместо того чтобы исходить из деятельности, которая почти всегда является социально опосредованной деятельностью. Человек – это, прежде всего социальное существо, и при анализе его действий необходимо принимать во внимание их социальное значение. Все диагностическиййе переменные должны выявляться в своей социальной функции, и поэтому необходимо прежде всего устанавливать такие свойства, в которых выражается социальная сущность человека в его реальной жизнедеятельности.

8. Процесс развития психического свойства. Установление изменчивости свойств – особая задача психодиагностики с позиций диалектического подхода. Из основных принципов психодиагностики следует, что диагностирование свойств личности должно быть всегда направлено на те компоненты регуляции деятельности, которые находятся в развитии – составляют «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Таким образом, необходимо разрабатывать психодиагностику, ориентированную на деятельность и использующую экспериментально-психологические методы.

НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОДИАГНОСТИКЕ Тесная связь психодиагностическиййх методов с методами исследования, используемыми в психологии, ставит вопрос об их сходстве и различии. Психологические методы исследования направлены на выявление отдельных фактов у группы испытуемых, их обобщение и установление на их основе определенных закономерностей. Задача же психодиагностическиййх методов состоит в выявлении множества отдельных фактов у одного испытуемого, их обобщении и предсказании его будущего поведения в соответствии с условиями его жизни и развития. Психодиагностическиййе исследования связаны с теорией и практикой разработки, стандартизации и применения психодиагностическиййх методов для оценки личности.

Направления исследований в области психодиагностики: разработка теоретико-методологических основ психодиагностики; изучение путей практического применения психодиагностическиййх методов и их оптимизация с помощью средств электронной обработки информации; разработка теории применения психодиагностическиййх методов; исследование практических проблем применения психодиагностическиййх методов с целью объединения и координации психодиагностической деятельности психологов в общественной практике. Определение предмета психодиагностики: предметом психодиагностики является теория и практика разработки и применения психологических методов исследования и выявления индивидуальных психических свойств личности, взятых в их развитии и во взаимосвязи, в ходе отражения объективной реальности и регуляции внутренней и внешней предметной деятельности.