Консультация для воспитателей по ознакомлению дошкольников с творчеством Е.И.Чарушина Москва 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитатель Савинова Юлия Александровна МДОУ ЦРР-детский сад 20 «Аленький цветочек»
Advertisements

Презентацию выполнила: учитель высшей квал. категории, учитель начальной школы МАОУ « СОШ 10» г. Пермь Чикилева Ирина Алексеевна Чарушин Евгений Иванович.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Красная книга Липецкой области» (МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 128 Г. ЛИПЕЦКА)
Совята у совушки Умные головушки: На каждый совушкин совет Глазами хлопают в ответ.
Цель : Закрепить интерес к личности писателя и его книгам. Задачи : Выяснить как поняли дети и родители содержание произведений Е. И. Чарушина ; Развивать.
Проект «Приглашение к чтению. Е.И. Чарушин и его творчество» (Часть 1) Стрелкова Т.Н. Стрелкова Т.Н.
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 21б ,
Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный. Цель: формирование у детей младшего дошкольного возраста интереса к чтению сказок. Задачи: Вызвать.
КНИЖНЫЙ УГОЛОК В ДЕТСКОМ САДУ В ДЕТСКОМ САДУ. Принципы организации книжных уголков доступность соответствие возрасту детей эстетичность разнообразие литературных.
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Е.И. Чарушин. Страшный рассказ» УМК «Школа России» учитель начальных классов Вотинцева Оксана Игоревна.
Литературное чтение 2 класс Подготовила: Николенко Р.В. учитель начальных классов МКОУ «Кочкинская СОШ» Размещено на.
Писатель и художник /Е. Чарушин/ Работа выполнена зав. библиотекой МОУ СОШ 10 Исмагиловой О.В. Магнитогорск
«Сузунский детский сад 1». Мини – музей «Курочка – Рябушечка». Продолжительность 3 месяца. Участники проекта: воспитатель, дети, родители. 1 младшая группа.
Всё хорошее в людях – из детства Как истоки добра пробудить ? Прикоснуться к природе всем сердцем : Удивиться, узнать, полюбить. Я хочу, чтоб земля расцветала,
«В гостях у сказки» Воспитатели: Табанакова Е.А. Борзова К.В.
Чарушин Евгений Иванович ( ) Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. Достоевский Ф. М.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 100 «Сосенка» Проект Группа «Рыбки» (вторая младшая)
Разработала воспитатель Гречкина Наталья Михайловна педагог высшей квалификационной категории.
Проект воспитателя МБДОУ 15 г. Коврова Владимирской области Коноплёва Наталья Викторовна 2012г.
З НАКОМСТВО С ПРОИЗВЕДЕНИЯМ И В. В. Б ИАНКИ Старшая группа «Б»
Транксрипт:

Консультация для воспитателей по ознакомлению дошкольников с творчеством Е.И.Чарушина Москва 2013 г.

Знакомство детей с творчеством Чарушина Е.И.

(то, что интересно детям) Немного из биографии и творчества автора (то, что интересно детям) Портрет писателя

11 ноября 1901 г. в небольшом российском городке Вятка родился мальчик, чьи рисунки к детским книгам о животных прославились на весь мир. С детства семья прививала мальчику любовь к природе, животным. Чарушин жил в большой и очень дружной семье. Евгений Иванович Чарушин - оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах

«Отец брал меня во все поездки. Ездили мы с ним и днем и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду… И волки за нами гнались, и глухарей мы вспугивали с вершин сосен. Случалось, что и в болоте тонули. И восход солнца, и туманы утренние, и как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе,- все это я с детства полюбил и пережил.Мама научила меня смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию… Я очень благодарен своим родным за моё детство, потому, что все впечатления остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник, писатель, то только благодаря моему детству». Поездки, природа и особенно охота переполняли молодого художника, что одной кисти ему было мало. На помощь ему пришло – слово. Он старался подметить, и передать пером и карандашом характерное в облике и поведении животного.

1) На страницах его рассказов не встречаются нравоучения и указания, но познакомившись с ними, ребенок сам начинает все понимать. 2) Произведения Е.И.Чарушина учат добру, ответственности и причастности человека ко всему, что его окружает. Они близки русскому фольклору для маленьких. Отличительная черта произведений Чарушина Е.И.

3) При видимой простоте изложения, произведения требуют особой педагогической культуры преподнесения их детям. Соприкасаясь с творчеством Чарушина, педагог должен уметь поддержать авторскую мысль и подать произведение созвучно ей. Взрослый должен пропустить через себя чувство автора, понять его основную мысль и в точности донести до сознания ребенка.

4. Внимание к звериным и птичьим малышам. Он проявляет себя – художником, писателем, натуралистом и ребенком-читателем. «Для меня частые встречи с природой – это возвращение в детство, и в рассказах для детей я пробую смотреть глазами ребёнка». Чарушин до физической ощутимости передает мех, перо, пух, шерсть, окраску зверят и птенцов. Писателя увлекает характер растущего зверя, в рассказах открывается удивительный, интересный мир, очень близкий и доступный детям – мир родной природы. «Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности».

Чарушин владеет и силой педагогического воздействия – вызывает у малышей добрый интерес к природе, дружелюбие и радость познания. Позже в своих произведениях, Чарушин вводит помимо рассказов о животных, присутствие человека – внимательного и доброжелательного наблюдателя. «П осмотрел картинки? Прочел книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты человек-хозяин всей природы, тебе всё знать нужно». В этих словах, в сущности, подчеркнут познавательный смысл всех его книг. Входи в мир природы! Входи внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, будь умелым и гуманным, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной.

В гости к сказке

Анализ произведений автора показал: его маленькие рассказы о домашних животных соответствуют программным требованиям развития детей 2-3 лет. В методическом плане их целесообразно выстроить от более близких к более далеким образам, т. е. вначале знакомить детей с рассказами, в которых описываются животные, живущие «рядом»: кошкой, собакой, птичкой. Однако, чтобы знакомство с творчеством писателя состоялось, малыша необходимо подготовить к восприятию реалистического образа животного. Отбор произведений:

Остановим внимание на том, что желательно рассказы писателя читать на память или близко к тексту, эмоционально и выразительно. Это важно, особенно для малышей, которые должны видеть мимику взрослого, выражение глаз, жесты, т.е. его отношение к тексту.

Начинать знакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина можно с младшего дошкольного возраста, начиная с 1 мл.гр. В течение года, дети знакомятся с рассказами Е.И.Чарушина «Курочка», «Кошка», «Собака», а затем с иллюстрациями к ним. Знакомые иллюстрации способствуют поддержанию у детей интереса к занятию, дед.играм. Во 2 мл.гр. знакомство детей с творчеством Е.И.Чарушина продолжается. После чтения рассказов «Еж», «Утка с утятами», «Волчишко», бесед по их содержанию, уместно во 2 части занятия рассмотреть иллюстрации. Цель таких занятий - учить детей всматриваться в иллюстрации, вызывать у них эмоциональную отзывчивость.

В средней группе знакомя детей с иллюстрациями Е.И.Чарушина, надо обратить внимание на то, как художник передаёт состояние своих героев. Так при рассматривании картины «Трое маленьких зайчат - в травке рядышком сидят!» - спросить у детей: «Почему зайчики сидят, а не бегают?». Можно использовать иллюстрации Е.Чарушина на занятии по рисованию «птичий двор», программное содержание которого: продолжать учить рисовать цыплят, кур, передавая характерные особенности.

В конце года можно провести досуг на любую тему. Цель досуга - вызвать у детей желание рассказывать например о художниках-иллюстраторах (Е.И.Чарушине, Ю.А.Васнецове, о художнике И.М.Шишкине). Работа по ознакомлению с иллюстрациями Чарушина в старшем дошкольном возрасте продолжается. Взрослому надо помочь детям в этом возрасте замечать интересные подробности, отмечать выразительные средства, которыми пользовался художник.

Для более эффективного качества восприятия произведений, педагогу необходимо использовать разные формы работы с детьми: - викторины; - утренники; - досуги; - литературные вечера; - игры-драматизации; - словотворчество; - инсценировки; Методические рекомендации педагогам по работе с произведениями Е.И. Чарушина с дошкольниками: Для повышения интереса детей к творчеству Е, И, Чарушина педагог должен обладать знаниями о жизни и творчестве писателя, знать стиль, особенности его языка, логику фактов, уметь применять наглядные средства, работать с иллюстрациями. Важным условием ознакомления детей с творчеством писателя является создание развивающей среды, а именно: -помещение в «Уголок книги» репродукций рисунков самого автора; -книг автора; -создание театрализованного уголка с атрибутами к играм-драматизациям; -создание уголков природы, живых уголков с целью совместного наблюдения за животными (птицами).

Формы взаимодействия с родителями: Немаловажным условием в работе по ознакомлению дошкольников с творчеством Чарушина Е.И., является привлечение родителей. 1. Анкетирование родителей. Выявить, читают ли родители детям книги, что предпочитают слушать дети. 2. «Круглый стол» с участием родителей и детей. Обсудить цели и задачи. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации ознакомления детей с творчеством Е.И.Чарушина. 3. Подбор библиотеки.Развивать у детей интерес к произведениям Е.И. Чарушина. 4. Акция «Подари книгу детскому саду»(произведения о природе). Пополнить библиотеку книгами о природе. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий. 5. Оформление родительского уголка «Мир Чарушина»: размещение статей, рекомендации по теме проекта. (в виде настенной газеты). Просвещать родителей. 6. Подбор наглядно- дедактических пособий, демонстр. материала для занятий, наборов игрушек животных, птиц, насекомых. Создавать условия для демонстрации произведений Е. И. Чарушина. 7. Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, народные приметы, наблюдения). Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. 8. Создание уголка развивающих игр, мини- викторин, кроссвордов, загадок. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

Педагогу можно организовать консультации, для участия в которых целесообразно объединять воспитателей одновозрастных или смежных групп, чтобы они могли проанализировать нужные им тексты. Проведение таких консультаций можно поручить воспитателю, хорошо владеющему навыками выразительного чтения. Одним из немаловажных условий в работе по ознакомлению дошкольников с произведениями писателя является отражение полученных впечатлений в изобразительной деятельности, а именно на занятиях по рисованию.

Викторина Ребятам о зверятах!

Вопрос 1. Какой зверь свалился на голову охотника. Кошка Маруська

Вопрос 2. Как зовут кошку, которая ловила рыбу в реке? Кот Эпифан

Вопрос 3. Как- то пришёл охотник со службы, а лисят нет. Где он нашёл лисят? В сапоге

Вопрос 4. Куда отвели медвежат, которые разобрали трубы у трёх домов по кирпичику и слушали их шуршание. В зоосад

Вопрос 5. Как называется книга Е.Чарушина «Тюпа, Томка и….

Вопрос 6. Женя говорил так: «Палоход. Талакан. Лыба.» Кто научил его выговаривать букву «Р»? Ворона

Вопрос 7. Кто знал только два слова «злодей» и «кушать»? Скворец

Вопрос 8. Долго выбирал себе Е.Чарушин помощника на охоте. Кого он выбрал? Щенка Томку

Вопрос 9. Какой лесной зверек подружился со щенком Огарком ? Лисенок

«Вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказались очень и очень нужны. Нет большего счастья для художника и для писателя, как создавать свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам. …а ведь Родина – это и запах сосны и ели, и аромат полей, и поскрипывание снега под ногами, и синее небо, и неожиданная встреча с птицей, наблюдение за зверем, и воспоминание о варки ухи на берегу».

Презентации других педагогов : khudozhnik.html khudozhnik.html khudozhnik.html khudozhnik.html echarushina echarushina

Спасибо за внимание!