Экономическая теория, модуль 1 Лекция 3. 22/09/2014 Основы рыночного хозяйства Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры МБФ Ауд.1506, тел. 240-41-93 liliya.zhilina@vvsu.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО СТРУКТУРА Цель лекции: выявить объективные причины появления и условия существования рыночной экономики, ее основные черты,
Advertisements

Рынок : содержание, сущность, категории, типология, структура и инфраструктура.
Экономическая теория, модуль 1 Лекция 4. 26/09/2011 Основы рыночного хозяйства Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры мировой экономики и экономической.
Рыночная инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность.
Рынки факторов производства область экономических факторов производства, таких как: земля, природные ископаемые и сырьевые ресурсы, ресурсы труда различных.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Р Ы Н О К Витебский государственный профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ. 2 Рынок как форма функционирования экономики 1. Формирование рыночных механизмов координации экономического.
ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность.
Тема: «Характеристика фармацевтического рынка» Лекция 45.
Основы бизнеса в ИС 1. Лекция 3 Принципы и признаки бизнеса 3 Принципы бизнеса. 3.1 Бизнес и экономика. 3.2 Товарно-денежная форма деловых отношений.
Экономика хозяйства МакроэкономикаМикроэкономика Мировая экономика.
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области «Барабинский медицинский колледж» Рыночная.
ТЕМА 2 РЫНОК КАК ФОРМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
Рынок и конкуренция Конкуренция равнозначна награде для тех, кто производит лучшие товары по более низким ценам. И. Бентам.
ТЕМА Рынок: содержание, структура и механизм. 1. Сущность и функции рынка.
Экономические системы 1-й способ – административно- плановая система Государственное планирование выпуска эк. благ, распределение факторов производства.
1. Рынок, его виды и основные функции 2. Характерные черты рыночной экономики 3. Конкуренция и её виды 4. Менеджмент 5. Маркетинг.
Условия возникновения и сущность рынка Рынок – понятие историческое. Он возник на определенном этапе социально- экономического развития и с тех пор претерпел.
11 класс Раскрыть основные черты рыночной экономики Тип урока : комбинированный.
Транксрипт:

Экономическая теория, модуль 1 Лекция 3. 22/09/2014 Основы рыночного хозяйства Жилина Лилия Николаевна, доцент кафедры МБФ Ауд.1506, тел

План лекции Рынок как экономическая категория. Условия функционирования рынка. Функции рынка и его роль в общественном производстве. Субъекты и объекты рынка. Структура и инфраструктура рынка, основные элементы инфраструктуры. Товарный обмен и товарное обращение. Деньги как важнейший элемент товарно-денежных отношений. Эволюционная концепция происхождения денег. Функции денег. Закон денежного обращения. Особенности развития рыночных отношений в России.

Определения понятия рынка Стихийный порядок. Институт / механизм взаимодействия покупателей и продавцов товаров и услуг. Взаимная передача прав собственности. Механизм перераспределения доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов. Способ взаимодействия производителей и потребителей на основе без личностного механизма ценовых сигналов при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Совокупность трансакций / товарно-денежных отношений.

Условия возникновения товарного (рыночного) хозяйства общественное разделение труда; экономическое обособление производителей : - собственные экономические интересы; - обособление производственных факторов и фондов; - отношения экономических субъектов на принципах эквивалентности и возмездности; - готовность к обмену при помощи рынка.

Главные черты рыночной экономики Частная собственность. Свобода выбора потребителя. Личная выгода. Саморегулирование. Вмешательство государства по необходимости.

Условия функционирования рынка экономическая свобода производителей (продукт, цены, прибыль…); наличие потребностей в конкретных благах; наличие платежеспособного спроса; отсутствие командной роли государства по отношению к субъектам рынка; наличие рыночной инфраструктуры (в том числе законов и независимого судопроизводства); достаточное число производителей благ, конкуренция между ними.

Конкуренция борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции; движущий механизм рынка; фактор внутреннего развития производителей.

Виды конкуренции внутриотраслевая и межотраслевая; ценовая и неценовая; совершенная и несовершенная. Ценовая конкуренция – на основе снижения затрат производства и цен; используются демпинг, ценовая дискриминация, дифференциация качества товара. Неценовая конкуренция – на основе технического превосходства, высокого качества и надежности товаров и услуг, улучшения методов продаж и условий оплаты. Совершенная конкуренция - влияние каждого субъекта рыночной экономики на общую ситуацию незначительно. Несовершенная конкуренция - возможен контроль над определенной долей рынка.

Модели рынка

Характеристика основных моделей рынка Признаки Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия Количество фирм Множество МногоНесколько Одна фирма Тип продукции Однородная, стандартизированная Мнимая или действительная дифференциация Однородная или дифференцированная Уникальная продукция Степень контроля над ценой Отсутствует контроль Слабый, незначительный контроль Частичный контроль Высокая степень контроля Условия вступления в отрасль Ограничений нет, равный доступ к информации Относительно легкие, удовлетворительный доступ к информации Ограничен доступ на рынок и к информации Доступ на рынок блокирован Неценовая конкуренция Отсутствует Используются реклама, торговые марки и товарные знаки Используется в значительной степени Создание благоприятного имиджа фирмы Примеры Фермерские хозяйства Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. Компании коммунального хозяйства

Функции рынка Информационная. Ценообразующая. Регулирующая. Координирующая. Посредническая. Стимулирующая. Санирующая.

Рынок формирует конкурентную среду; хозяйственные пропорции; системность производственных сил; восприимчивость к техническому прогрессу; условия реализации экономических интересов; ценовую оценку результатов деятельности;

Субъекты рынка - домашние хозяйства; - бизнес; - правительство; - заграница. Продавцы и покупатели; потребители и производители; предприниматели и наемные работники; владельцы ссудного капитала и собственники ценных бумаг и т.п.

Объекты рынка средства производства; продукты труда; научные идеи; рабочая сила; информация; ценные бумаги; валюта…. то, вокруг чего складываются отношения купли продажи

Рабочая сила как объект рынка совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к труду; в условиях рыночной экономики – товар; создает стоимость большую, чем он сам стоит (чем оценивает его работодатель); стоимость рабочей силы зависит от спроса (региона, отрасли), степени развитости социального партнерства, трудового законодательства; от рабочей силы зависит эффективность использования основных и оборотных фондов.

Рыночный кругооборот Рынки факторов производства Фирмы Домохо- зяйства Расходы Доходы Потребительские блага Факторы производства Услуги факторов производства Доходы Товары и услуги Расходы Рынки товаров и услуг Модель не учитывает накопление экономических благ и денег.

Рыночная структура (два подхода) 1. Набор факторов, определяющих характер взаимодействия фирм: количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, тип продукции, соотношение ценовой и не­ценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца. 2. Совокупность отдельных рынков в пределах национальной экономики, мирового хозяйства и его отдельных регионов.

Классификация рынков По территориальному признаку местный (локальный) региональный в стране национальный региональный между странами мировой По механизму функционирования равновесный (спроса = предложению) дефицитный (спрос > предложения) избыточный (предложение > спрос а ) По степени насыщенности равновесный дефицитный избыточный По объекту рыночных отношений товарный финансовый труда По типу рыночной структуры совершенная конкуренция монополистическая конкуренция олигополия чистая монополия

Инфраструктура рынка «Инфраструктура» - "infra" - ниже, под; "structura" - строение, расположение. Бывает: производственная, социальная. Например, совокупность отраслей, обслуживающих функционирование материального производства. Рыночная инфраструктура: совокупность организационно-правовых и экономических отношений.

Элементы рыночной инфраструктуры биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные, труда); аукционы, ярмарки, выставочные комплексы; кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; система регулирования занятости населения; информационные технологии, средства деловой коммуникации; налоговая система; система страхования хозяйственных рисков; рекламные агентства, средства массовой информации;

Элементы рыночной инфраструктуры (продолжение) торговые палаты, общественные, добровольные и государственные ассоциации деловых кругов; таможенная система; профсоюзы работающих по найму; система профессионального образования; аудиторские компании; консалтинговые компании; общественные и государственные фонды стимулирования деловой активности; специальные зоны свободного предпринимательства.

Основные части

Преимущества рыночного механизма Эффективное распределение ресурсов. Свобода выбора потребителей и производителей. Адаптивность к меняющимся условиям. Эффективное внедрение результатов НТП. Заинтересованность в расширении ассортимента продукции. Стремление к расширению доли на рынке и диверсификации рыночных сегментов. Наличие действенных стимулов к повышению качества продукции.

Недостатки рыночного механизма кризисы, инфляция, безработица. Ограниченность стимулов производства общественных благ, соблюдения общественных интересов, охраны окружающей среды, сохранения невоспроизводимых ресурсов.

Внешние эффекты и провалы рынка Внешние эффекты (экстерналии) – воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком (Артур Пигу, «Теория благосостояния», 1920). Например, экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень производства других предпринимателей. При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется «мертвый груз» (Deadweight Loss), нарушается эффективность по Парето, возникает фиаско (провалы) рынка.

Виды экстерналий По результатам воздействия на субъект: отрицательные, положительные. По направлениям действия: производственные, потребительские, смешанные. По характеру воздействия на субъект: технологические, денежные. По степени воздействия на субъект: предельные, интрамаржинальные (мало влияющие). По влиянию на благосостояние других лиц: Парето-непротиворечивые, Парето- противоречивые. По способу трансформации внешних эффектов: устраняются при государственном регулировании, путем переговоров.

Формы рыночных отношений помимо товарообмена арендные отношения; взаимоотношения совместных предприятий с зарубежными фирмами; наем рабочей силы через биржу труда; кредитные отношения; процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Товарообмен и товарное обращение Натуральное хозяйство – продукты труда производятся для удовлетворения собственных потребностей производителя. В основе товарообмена товары. Форма: Т (товар) Т (товар). Товарное производство (рыночное хозяйство) – продукты производятся обособленными специализирующимися товаропроизводителями. Отношения обмена продуктами (купля-продажа на рынке) опосредуются денежным эквивалентом Товарное обращение Форма: Т (товар) Д (деньги) Т(товар).

Сущность денег Историческая категория товарного производства, в которой проявляются экономические отношения между людьми. При помощи денег осуществляются взаимосвязи между участниками рыночного хозяйства. Деньги – всеобщий эквивалент товаров, форма меновой стоимости. Определяют меновые пропорции.

Две основные концепции происхождения денег Эволюционная концепция (К. Маркс): Деньги - объективный результат развития процесса товарного обмена, который независимо от желания людей, постепенно привел к стихийному выделению из общей массы товаров специфического товара, который начал выполнять денежные функции. Рационалистическая концепция, субъективистско- психологическая (Аристотель): Деньги стали деньгами не по своей внутренней природе, а в силу закона, поэтому люди могут изменить этот закон и сделать деньги бесполезными.

Основные виды денег

Уравнение обмена Ирвинга Фишера «Покупательная сила денег», 1911 Чтобы обслужить обращение товаров, необходима определенная сумма денег. М – масса денег для нормального денежного обращения; Р – средний уровень цен товаров и услуг; Q – общий объем товаров и услуг за год; V – скорость обращения денег (число раз, которое каждая денежная единица участвовала в сделках в течение года). M =M = P x Q V

Формула количества денег в обращении

Структура основных денежных агрегатов

Примеры тестовых вопросов К условиям возникновения рынка не относится … разделение труда обособленность хозяйствующих субъектов функционирование института государства свобода осуществления предпринимательской деятельности К функциям рынка относится функция … налоговая ценообразующая предоставления общественных благ распределительная К недостаткам рынка относят … независимость производителей и потребителей в принятии решений отсутствие ориентации на производство социально-необходимых товаров адаптацию к изменяющимся условиям производства способность удовлетворять разнообразные потребности К объектам рынка относят … домашние хозяйства капитал продавцов покупателей

К субъектам рынка можно отнести … недвижимое имущество индивидуального предпринимателя Дмитриева индивидуального предпринимателя Дмитриева деньги на банковском счету индивидуального предпринимателя Дмитриева сотовые телефоны, продаваемые индивидуальным предпринимателем Дмитриевым К признакам совершенной конкуренции относят … ценовую дискриминацию покупателей отсутствие контроля над рыночной ценой товара полный контроль над рыночной ценой товара дифференциацию товара Несовершенная конкуренция характеризуется … отсутствием контроля над рыночными ценами неограниченным числом участников хозяйственных отношений наличием асимметричности информации полной мобильностью факторов производства К естественной монополии можно отнести рынок __________ услуг. страховых жилищно-коммунальных строительных медицинских Примеры тестовых вопросов

К рынку факторов производства относится рынок … рабочей силы товаров и услуг одежды сельскохозяйственной продукции Примером неценовой конкуренции может служить … продажа стиральной машины с оказанием бесплатных услуг по доставке и установке продажа черного хлеба в ларьке по цене ниже, чем в ближайшем магазине установление разной стоимости билетов в музей для школьников, студентов, работающих граждан и иностранцев продажа зерна на внутреннем сельскохозяйственном рынке по цене выше, чем на внешнем рынке Неценовая конкуренция не предполагает … снижение уровня цен на товар дифференциацию товара улучшение качества товара дифференциацию методов сбыта товара Недобросовестная конкуренция не предполагает … соблюдения правовых норм во взаимоотношениях с партнерами осуществления демпинга незаконного использования товарной марки распространения ложной информации о товаре конкурента Примеры тестовых вопросов