Особенности эмоциональной сферы формирование особенностей развития происходит как за счет замедленного созревания эмоционально- волевой сферы, так и за.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова.
Advertisements

Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Адаптация первоклассников к школе.. Адаптация первоклассников к школе - перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально- волевой сфер ребёнка.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Познавательная активность учащихся В основе познавательной активности человека – его положительное отношение к содержанию и процессу Учения. Самоопределение.
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад 49 комбинированного вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений.
О собенности обучения и воспитания Принципы коррекции.
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Инклюзивное образование. «Оказание детям (а детям риска особенно) постоянной необходимой педагогической поддержки делает их успешными, победными как в.
Мотивация учения и адаптация ребёнка в школе. Поступление в школу переломный момент в жизни каждого ребёнка! Поступление в школу переломный момент в жизни.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Дифференциальная диагностика детей с ОНР и другими нарушениями.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
«Использование dans-терапии для гармонизации детско-родительских отношений» Министерство образования и науки Республики Марий Эл ГОУ Республики Марий Эл.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Транксрипт:

Особенности эмоциональной сферы формирование особенностей развития происходит как за счет замедленного созревания эмоционально- волевой сферы, так и за счет нейродинамических и энцефалопатических расстройств, вторично тормозящих темп развития познавательной деятельности. Проблемы в аффективной сфере влияют на характер психического развития, в различных вариантах задержки и ее компенсации.

ЗПР церебрально-органического генеза эмоционально-волевая незрелость, недостаточно выраженная экспрессия, слабо выраженный интерес к оценке, низкую критичность и повышенную внушаемость, повышенное настроение, импульсивность с двигательной расторможенностью, немотивированные колебания настроения в сочетании со склонностью к агрессивным разрядам, дурашливость, бесцельная суетливость, пониженный фон настроения, боязливость, неуверенность, низкая способность к волевым усилиям, преобладание игровых интересов в ситуациях, требующих целенаправленной произвольной деятельности. снижение интеллектуальной деятельности на фоне повышенной истощаемости либо из-за недостаточности отдельных корковых функций.

ЗПР конституционального генеза повышенный фон настроения, непосредственность в поведении, поверхностность в переживаниях, легкая внушаемость, эмоциональная мотивация поведения. отсутствием учебных интересов и преобладанием игровых незрелостью мотивационной сферы

ЗПР психогенного генеза особая импульсивность, быстрая пресыщаемость, аффективная лабильность, повышенная внушаемость, слабая способность к волевым усилиям и произвольной регуляции поведения. неуверенность, отказ и стремление выполнять уже знакомые действия при переключении на новое, сопровождающие эту деятельность капризы, недовольство, жалобы на усталость, раскачивание

ЗПР психического инфантилизма Задержка развития вследствие перенесённых заболеваний, которые влияют на мозговые функции: хронические инфекции, аллергия, дистрофия, стойкая астения, дизентерия. Первично интеллект ребенка не был нарушен. трудности в адаптации, долго не могут освоиться в новом коллективе, скучают и часто плачут. пассивны, бездеятельны и безынициативны. адекватно воспринимают ситуации, но если на них не оказывать руководящего воздействия, они будут не организованны и беспомощны. пониженной мотивации достижения, отсутствует интерес к предлагаемым заданиям, неумение и нежелание преодолевать трудности при их выполнении. в состоянии утомления ответы ребёнка необдуманны и нелепы, часто возникает аффективное торможение: дети боятся ответить неверно и предпочитают молчать. Также при сильном утомлении нарастает головная боль, понижается аппетит, возникают боли возле сердца, что дети используют как повод для отказа от работы при возникновении трудностей.

В психическом статусе ребенка с ЗПР можно выделить ряд особенностей в сенсорно-перцептивной сфере незрелость различных систем анализаторов (особенно слуховой и зрительной), неполноценность зрительно-пространственной ориентированности в психомоторной сфере разбалансированность двигательной активности (гипер- и гиперактивность), импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения; в мнемической сфере преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию ;

Мышление преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления, затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов, наблюдается недостаточная дифференциация лиц и вещей, узость и бедность круга представлений об окружающих предметах и явлениях, требуется большее количество практических проб при решении наглядно-практических задач, хуже развиты действия планирования, сложно сопровождать речью свои действия, подводить итог, давать словесный отчет, описывать или объяснять свои действия

Внимание ослабление направленного внимания, снижение концентрации и сосредоточенности с двигательной расторможенностью, низкая координированность процессов возбуждения и торможения, повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель, инертность - ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. низкая степень устойчивости внимания, повышенная утомляемость,

Речь ограниченность словарного запаса, особенно активного, не всегда правильное использование понятий своеобразная речь замедленное овладение грамматическим строем речи, дефекты произношения,

Эмоционально-волевая сфера незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, высокая эмоциональная лабильность, выраженная эмоциональная истощаемость, замедленное формирование положительных эмоциональных реакций, частая смена настроения, пониженный фон настроения, чувство страха, эмоциональная неустойчивость, низкая эмоциональная компетентность, низкая степень осознанности эмоциональных переживаний, трудности ориентации в эмоциональной оценке другого человека, особая чувствительность к взгляду или прикосновению,

Коммуникативная сфера недостаток правильного понимания социальной роли и положения, выраженные трудности в различении особенностей межличностных отношений, снижена потребность в общении как со сверстниками, так и с взрослыми, снижена готовность к эмоционально "теплым" дружеским отношениям со сверстниками, трудности приспособления к детскому коллективу во время игр и занятий, своеобразие контакта с другими людьми и связанные с этим проблемы, контакт может быть изначально агрессивным, во взаимодействии со взрослыми проявляют негативизм, даже если испытывают потребность во внимании, преобладание установок на недоверие взрослым вплоть до открытой враждебности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, ранимость, чувствительность к предполагаемой обиде, обостренная реакция на отношение к ним окружающих, потребность в сотрудничестве и участии взрослого при решении проблем, потребность во взаимопонимании и эмпатии склонность манипулировать взрослыми нарушение эмоциональных контактов с близкими взрослыми

Эмоциональное напряжение и невротические симптомы запоминание преимущественно негативных событий, что ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, агрессия направленная на себя, хроническое эмоциональное напряжение и возникновении невротических симптомов, сниженный порог к возникновению и закреплению страхов, пугливость, так как у них менее развита сила процессов возбуждения и подвижность нервных процессов, от которых зависит выносливость и быстрота реакции в тревожных ситуациях, страхи характеризуются повышенной интенсивностью, неадекватная активность в эмоционально значимых ситуациях, снижение настроения, капризы при необходимости действовать в новой, нестабильной ситуации или преодолевать какие-либо препятствия, эмоциональное "заражение", особенно негативными эмоциями, повышенная тревожность по отношению к взрослым, поэтому ребенок с ЗПР в трудной ситуации склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью, при этом дети с ЗПР чувствительны к сочувствию, ласке, доброжелательному обращению.

Тревожность большая личностная тревожность, тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность и переживается в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. поведенческие признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и сосать и грызть ручки и т.д

Ситуация обучения деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. может проявляться равнодушие к учению и равнодушие к оценке учителя, основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (школьной) адаптацией и обучением, беспокойство вызывает негативное отношение к себе со стороны учителей, и их особое положение в школе. переживание безысходности своего положения, отсутствия позитивных перспектив, появляется установка на аддитивные формы поведения как способ ухода от переживания своей неполноценности. дети с ЗПР могут тяжело переживать низкое принятие их ближайшим окружением, что приводит к внутриличностному конфликту в процессе самовосприятия, к негативным установкам по отношению к себе.

Особенности игровых действий не сформирована сюжетно ролевая игра не сформирована игра как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается, хуже развивается эмоционально-игровой характер коммуникаций, сюжет игры чаще не выходит за пределы бытовой темы; замысел игры возникает с трудом, сюжеты тяготеют к стереотипам, содержание игры, отношения (игровые и реальные), способы общения и действия, роли бедны, преимущественно затрагивают бытовую тематику, ролевые отношения отличаются импульсивностью, в процессе игры дети мало общаются со сверстниками, игровые объединения неустойчивые, часто возникают конфликты, активность в области самостоятельной игры снижена, интерес к игрушкам чаще обусловлен их новизной, яркостью и привлекательностью,

Особенности игровых действий трудности в самостоятельной организации совместной деятельности в рамках сюжетно-ролевой игры, трудности с определением темы игры, объедении в игровое сообщество, трудности в распределении ролей и выборе игрового материала, развитии сюжета, трудности удержания замысла игры, особенностей своей роли. игровая деятельность процессуальная, с элементами сюжета, которая не является деятельностью совместной, а представляет собой деятельность рядом или деятельность вместе, игровые действия объединены в короткие цепочки вокруг одного более общего, стержневого действия, относятся к тому или иному персонажу, предметы - заместители используют редко,

Родители (А.И. Захаров) 1. повышенная эмоциональная ранимость, 2. склонность фиксироваться на травмирующих переживаниях, относить к себе любое неприятное событие; 3. неуверенность в себе, 4. тревожность непереносимость ожидания, неизвестности, 5. внутренняя конфликтность противоречивость чувств и желаний, 6. моральный дискомфорт, психическая напряженность, проблемы самоконтроля, 7. эгоцентризм сосредоточенность на своих переживаниях; 8. негибкость в поведении, 9. гиперсоциальность, 10. проблемы социально-психологической адаптации,

Психологическая коррекция Во-первых, коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной период. Во-вторых, коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства. В-третьих, коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе. В-четвертых, коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе

Группа психологической поддержки и эмоционального развития для детей с ЗПР Целью групповой работы является улучшение социальной адаптации детей,помощь в переработке агрессивных импульсов, прохождение стадий индивидуального развития, лучшая адаптация к реальности, большая эмоциональная устойчивость, осознание себя и своих чувств в различных ситуациях. Групповая работа помогает : воспринимать себя более позитивно стать более осознанным в своих действиях и поступках в большей степени регулировать свое поведение выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений. улучшить понимание других и взаимодействие с ними

Задачи формирование необходимой среды для полноценного развития личности в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и безопасно, снижение тревожности и улучшение эмоционального состояния, снижение агрессивности, повышение мотивации, предоставление ребенку больше возможностей для развития,

Механизмы психотерапевтического воздействия группы Корригирующее эмоциональное переживание. Принятие ребенка ведущим и другими детьми, признание его ценности и значимости, уникальности его внутреннего мира. Конфронтация – столкновение с самим собой, своими проблемами, установками, характерными поведенческими и эмоциональными стереотипами. Научение в ситуации реального эмоционального межличностного взаимодействия. Отсутствие оценок, эмоциональное принятие. развитие их собственных внутренних ресурсов, способствует возможности делать выбор и отвечать за него. эмоциональное отреагирование. Частичное снятие запретов на возможность эмоционального реагирования. Осознание и принятие негативных эмоций, научение более адекватным способам выражения своих эмоций, что помогает снизить тревогу, повышение стрессоустойчивости,

1Модуль знакомство, формирование чувства принадлежности к группе и эмоциональное включение в групповой процесс. совместная выработка групповых правил создание групповой атмосферы, сближение детей в группе, эмоциональное и моторное самовыражение, снятие напряжения, стимулирование спонтанных поведенческих реакций. развитие и укрепление доверительных отношений между участниками группы, осознание возникающих чувств развитие и стимулирование воображения.

2 Модуль понимание эмоций и чувств, особенностей внешнего проявления(мимика, позы, тон), оживление эмоциональных состояний (воспоминания о переживаниях и разрядка напряжения, связанного с переживаниями. проявление своей "индивидуальности" и получение эмоциональной реакции других на это. перевод взаимодействия в позитивное направление. принятие особенностей каждого члена группы, повышение самооценки

3 Модуль освобождение подавленной эмоциональной энергии, усиление внимания к фантазиям, к чувствам, стимулирование воображения. осознание и проговаривание детьми своего эмоционального состояния. помощь в осознании своих чувств и понимание поведенческих проявлений. отреагирование чувств постепенно заменяется на их вербализацию. обучение различным способам проявления эмпатии

4 Модуль самовыражение ребёнка в условиях группы. поддержка в реализации индивидуальных замыслов. расширение ролевого диапазона. стимулирование интереса детей к себе и друг к другу.

5 Модуль попытки разобраться в и найти причины своих чувств, действий. работа на формирование позитивного отношения к себе принятие себя в мире, себя и других себя в семье большая интеграция личности..