Инновационное промышленное развитие Арктической зоны Российской Федерации ФГБУН Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН VI Инновационный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
Advertisements

Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
И.Э. Фролов Перспективы перехода к долгосрочному управлению инновационными процессами И.Э. Фролов Перспективы перехода к долгосрочному управлению инновационными.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Карамурзов Б.С. Ректор Кабардино-Балкарского.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
XI ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРУМ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич октябрь 2008 года, Томск Значение образования.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
1 Мирный, 2010 г. Программа инновационного развития.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
Транксрипт:

Инновационное промышленное развитие Арктической зоны Российской Федерации ФГБУН Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН VI Инновационный форум «Университет - региону» Цукерман Вячеслав Александрович, заведующий отделом промышленной и инновационнойй политики Института экономических проблем КНЦ РАН

Проект РГНФ «Российская Арктика: современная парадигма развития» ( г.г.). Проект РНФ «Инновационные и оборонные факторы в экономической динамике российской Арктики», конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований вновь создаваемыми научной организацией и вузом совместными научными лабораториями».

Указ Президента РФ от 2 мая 2014 года 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».

Целью государственного регулирования инновационнойго промышленного развития арктических регионов России является формирование институциональных условий, позволяющих обеспечить режим устойчивого и комплексного социально-экономического развития территорий на основе ускоренного перехода к сбалансированному развитию отраслей промышленности, созданию механизмов поддержки реализации достижений научно- технического прогресса, стимулированию действующих и созданию новых территориально- производственных комплексов.

В ряде правительственных постановлений принято противопоставлять минерально-ресурсный и инновационный пути развития, что является принципиально неверным. Добыча и переработка минерального сырья не может быть основана на «стандартных» технологиях. Можно с полной уверенностью утверждать, что минерально-сырьевые продукты все в большей степени становятся наукоемкими.

Наличие осложняющихся факторов и вызовов в зоне Арктики требует применения специальных механизмов, которые позволят обеспечить национальные экономические интересы.

1. Макроэкономический вызов характеризуется деградацией инновационнойго промышленного потенциала Не функционирует системный комплекс «наука – образование – инновации» для развития горнодобывающей промышленности. О возможности формирования инновационной-ориентированной экономики в современных условиях на базе реализации проектов в минерально-сырьевом комплексе наглядно показывает опыт инновационных подходов к освоению ресурсов в благополучных северных странах, таких как Финляндия, Норвегия, Канады, США и др. Основные вызовы инновационнойго промышленного развития АЗРФ:

2. Природно-климатический вызов характеризуется повышением затрат на производство и жизнеобеспечение населения Процесс производства должен быть организован по принципу – «чем более экстремальные природно-климатические условия, тем меньшая доля в производственном процессе должна отводиться персоналу».

Ресурсно-сырьевой вызов характеризуется сокращением разведанных запасов минерального сырья и недостаточно эффективным использованием природных ресурсов. 3. Ресурсно-сырьевой вызов характеризуется сокращением разведанных запасов минерального сырья и недостаточно эффективным использованием природных ресурсов. Процесс воспроизводства минерально-сырьевой базы нарушен. В отличие от мировых тенденций, происходит сокращение разведанных запасов. Инновационно-промышленное развитие должно стать плацдармом для осуществления одного из важнейших приоритетных направлений развития науки - рационального природопользования. Рациональное комплексное освоение минерального сырья по определению предполагает максимально полное выявление и учет всех видов, разновидностей, специфических особенностей, возможных областей и направлений полезного использования недр во всем их многообразии.

4. Технологический вызов заключается в недостаточном обеспечении прогрессивных структурно-технологических сдвигов в промышленности. Инновационно-технологические изменения в экономике промышленности Арктики происходят в рамках третьего и четвертого технологических укладов. Лавинообразно растут отходы горнопромышленного комплекса, при этом используется для нужд народного хозяйства минимальное их количество.

Технический вызов характеризуется состоянием основных фондов и степенью износа технологического оборудования горных предприятий. 5. Технический вызов характеризуется состоянием основных фондов и степенью износа технологического оборудования горных предприятий. Износ основных фондов на ряде предприятий составляет 50%, а удельный вес полностью изношенных фондов – превышает 10 %.

Социально-демографический вызов характеризуется негативными демографическими и миграционными тенденциями. 6. Социально-демографический вызов характеризуется негативными демографическими и миграционными тенденциями. Отсутствие эффективной государственной политики в сфере оплаты труда, северных гарантий, компенсаций и других льгот для работников предприятий и организаций.

Финансовый вызов характеризуется недостатком финансовых ресурсов. 7. Финансовый вызов характеризуется недостатком финансовых ресурсов. При всем разнообразии возможных форм и механизмов финансирования инновационнойго развития основным источником остаются собственные средства предприятий. Возникает замкнутый круг. Промышленность имеет потребность в инновациях, но не имеет необходимых средств. Финансовый сектор обладает свободными средствами, но не готов нести повышенный риск и поддерживать инновационные проекты, имеющие среднесрочный и долгосрочный характер.

Инфраструктурный вызов характеризуется недостаточным количеством структурных объектов, способствующих реализации инновационных технологий. 8. Инфраструктурный вызов характеризуется недостаточным количеством структурных объектов, способствующих реализации инновационных технологий. Низкое развитие инновационнойй инфраструктуры. Незначительное количество инфраструктурных организаций, в том числе консалтинговых организаций, центров трансфера технологий, технопарков, центров научно-технической информации.

Правовой вызов характеризуется несовершенством законодательства в сфере науки и инновационнойй деятельности. 9. Правовой вызов характеризуется несовершенством законодательства в сфере науки и инновационнойй деятельности. Низкая эффективность государственного регулирования инновационнойй деятельности.

Кадровый вызов заключается в недостаточном кадровом обеспечении инновационнойго развития предприятий. 10. Кадровый вызов заключается в недостаточном кадровом обеспечении инновационнойго развития предприятий. Существующая система высшего образования недостаточно ориентирована на запросы реального сектора экономики и не соответствует потребностям рынка труда северных регионов и системы прогнозирования потребности в кадрах. На Севере пока не создана современная система переподготовки и повышения квалификации кадров, которые могли бы служить основой подготовки специалистов и менеджеров различных уровней для перехода предприятий на инновационнойе развитие.

Информационный вызов заключается в несовершенстве информационно-коммуникационного обеспечения. 11. Информационный вызов заключается в несовершенстве информационно-коммуникационного обеспечения. Информационно-коммуникационные технологии не получили широкого распространения на промышленных предприятиях. Не созданы современные центры баз данных научных разработок.

Интеграционный вызов характеризуется практическим отсутствием корпоративных структур, контролирующих существенные доли внутреннего и внешнего рынков. 12. Интеграционный вызов характеризуется практическим отсутствием корпоративных структур, контролирующих существенные доли внутреннего и внешнего рынков. Низкий уровень интеграционных процессов предприятий, в т.ч. с зарубежными партнерами, необходимых для укрупнения бизнеса и повышения его конкурентоспособности.

13. Транспортный вызов характеризуется низким уровнем модернизации и несовершенством северной транспортной системы. Не развита транспортная инфраструктура. Высокие издержки и значительные тарифы на перемещение грузов.

14. Энергетический вызов характеризуется децентрализованным энергоснабжением территорий и использованием несовершенных технологий. Не развивается альтернативная энергетика, при этом имеет место неэффективное управление энергоснабжением и недостаточно реализуются энергосберегающие технологии.

15. Экологический вызов характеризуется крупномасштабным загрязнением природной среды промышленными предприятиями. Экологический фактор становится одним из определяющих факторов экономического развития. Одно из главных направлений в этой области - экологическая безопасность недропользования. Не реализуются инновационные проекты сокращения вредного воздействия отходов.

Рост промышленного производства регионов Севера и Арктики происходил в основном за счет экстенсивных факторов – увеличения объема, а не использования инновационных технологий.

Индекс промышленного производства (к 1992 году) 1992 год - 1

Индекс валового регионального продукта (ВРП) Арктики и Российской Федерации коррелирует с динамикой цен на нефть

Основными причинами низкой эффективности промышленности АЗРФ являются: низкая инновационная активность промышленных предприятий; инновационная деятельность промышленности является по существу имитационной, поскольку происходит заимствование технологий, а не создание и реализация радикальных нововведений; развитие промышленности основывается на опережающей роли доходов от минерально- сырьевого экспорта; отсутствие государственной инновационнойй политики.

Несмотря на имеющийся пакет нормативной базы, действующее ныне нормативно-правовое обеспечение и соответствующий ему организационно-экономический механизм формирования и реализации государственной инновационнойй политики не позволяют реализовать инновационный цикл «фундаментальные исследования – прикладные исследования – разработки – освоение и тиражирование инновационнойй продукции» в полном объеме.

Действующее законодательство по проблемам Севера и Арктики не соответствует задачам устойчивого развития территорий. Правительством РФ разработан проект Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».

Научной общественности следует представить предложения по корректировке этого важного документа, прежде всего в части инновационнойго и территориального развития. Кроме доработки проекта Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» следует незамедлительно разработать и принять Федеральный закон «Об инновациях и инновационнойй деятельности».

Полезно использовать опыт государственного регулирования инновационнойй экономики северных стран. Например, в Финляндии инновационный рост экономики был достигнут, прежде всего, за счет фундаментальных и поисковых исследований, финансируемых преимущественно государством, создания сети региональных центров трансфера технологий; развития элементов инновационнойй инфраструктуры в регионах, участия по линии глобальных сетей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!