Мультимедийный урок 2 Применение сценарного подхода при чтении художественного произведения А.П.Чехова «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» задания, упражнения в формате.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля : один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые.
Advertisements

ТОЛСТЫЙ Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. ТОНКИЙ.
Антон Павлович ЧЕХОВ «Толстый и тонкий» 6 класс Тест Зайцева Анжела Иосифовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 311 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему: Презентация "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий"."
А.П.Чехов «Толстый и тонкий» Урок внеклассного чтения в 5 классе.
Р АЗОБЛАЧЕНИЕ ЛИЦЕМЕРИЯ В РАССКАЗЕ А.П. Ч ЕХОВА "Т ОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ " Автор проекта: Воронина Настя, ученица 6 класса.
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.
Антон Павлович Чехов Составить рассказ, используя ключевые слова: встретились друзья детства приятно ошеломлены.
Разоблачение лицемерия, роль детали в рассказе А. П. Чехова " Толстый и тонкий " Материалы к уроку литературы в 6 классе Учитель Бережко А.Д.
Цель : познакомить с рассказом А. П. Чехова Толстый и тонкий ; научить работать с текстом художественного произведения.
Технология «Развитие критического мышления» Технология «Развитие критического мышления» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной.
Вечный А.П. Чехов Анализ героев рассказа «Толстый и тонкий» Выполнил: учитель русского языка и литературы МОУ ООШ д.Абодим Фоктова Л.А.
А.П. Чехов ( ). Рассказ «Толстый и тонкий»
Урок - консилиум А. П. Чехов : писатель или врач ?..
Дом, в котором родился писатель Родители Чехова Павел Егорович Евгения Яковлевна.
Берегите в себе человека А.П.Чехов Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно М. Горький Дом, в котором родился А.П.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Антон Павлович Чехов Литературная игра. Разминка 1.Чьи это слова: "В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли"? 2.Кто и в.
« Маленькая трилогия » о « футлярной жизни ». Ранние рассказы А.П. Чехова «Канитель» «Злоумышленник» «Хирургия»
Транксрипт:

Мультимедийный урок 2 Применение сценарного подхода при чтении художественного произведения А.П.Чехова «ТОЛСТЫЙ И ТОНКИЙ» задания, упражнения в формате PPTX, задания, упражнения в формате PPTX, текст для прослушивания в формате MP3 Мультимедийный урок разработали старший преподаватель Степаненко Светлана Леонидовна и преподаватель Степаненко Алина Сергеевна кафедры теории и методики преподавания русского языка как иностранного ФМО БГУ

Антон Павлович ЧЕХОВ ИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ДРАМАТУРГ

Вам известно это имя ? Из сказанного понятно, что А.П. Чехов : известный русский писатель драматург его имя Антон его отца звали Павел - Нет, не известно. - Известно, но немного.

А.П. Чехов ( ) Родился в Таганроге в семье купца. Учился в греческой гимназии. Поступил в московский университет на медицинский факультет. За 25 лет творчества Чехов создал около 900 произведений: короткие юмористические рассказы, серьёзные повести, пьесы. Многие из них стали классикой мировой литературы. В его произведениях соединяются юмор и сатира, отражение комических и трагических сторон жизни.

«ТОЛСТЫЙИТОНКИЙ» Сегодня мы будем слушать юмористический рассказ известного русского писателя Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий»

Если нет, попробуйте догадаться, опираясь на свой жизненный опыт. В какой ситуации вы можете встретиться с этими словами?

Предполагаемые ответы : толстый человек – большой в объёме толстая книга – в ней много страниц толстая кишка – человеческий орган толстый карман – у богатого человека много денег тонкий человек – худой, тощий тонкий человек – деликатный, чувствительный, проницательный тонкий вкус, запах – изысканный тонкие черты лица – красивые, изящные

Посмотрите на картинку и скажите, в каком значении будут использованы слова «толстый» и «тонкий» в нашем рассказе

ПРОСЛУШАЙТЕРАССКАЗ Ознакомьтесь со словами из текста : херес голубчик щёголь лютеранка казённый папироса портсигар асессор жалование вельможа тайный советник лосниться навьючить узел (сумка) облобызать дразнить ябедничать окаменеть сгорбиться съёжиться стошнить шаркнуть ошеломить

Ознакомьтесь со следующими речевыми тактиками из прослушанного рассказа и определите их характер доброжелательность разочарованность неуверенность подхалимство униженность любопытство угодничество заискивание отвращение хвастовство изумление радость восторг зависть досада испуг лесть

– Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет! восторг,радость,удивление,искренность,доброжелательность

– Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся? изумление,восторг,радость

– Ах, милый мой! – начал тонкий после лобызания. начал тонкий после лобызания. – Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? радость,восторг,удивление,сравнение,любопытство

– Я уже женат, как видишь… Это вот моя жена, Луиза, урождённая Ванценбах… лютеранка… А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня, друг моего детства! В гимназии вместе учились! хвастовство, горделивость (уверенность в собственном превосходстве)

Нафанаил немного подумал и снял шапку. неуверенность

– В гимназии вместе учились! – продолжал тонкий. – Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо … Детьми были! … А это моя жена, урождённая Ванценбах … лютеранка. радость,восторг,воспоминания,хвастовство,горделивость

Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца. неуверенность,испуг

– Ну, как живёшь, друг? – спросил толстый, восторженно глядя на друга. – Служишь где? Дослужился? восторг,радость,искренность,любопытство

– Служу, милый мой! Коллежским асессором и Станислава имею. Жалованье плохое… Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары!… Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником… Ну, а ты как? Небось, уже статский? А? горделивость,хвастовство,досада,грусть,любопытство

– Нет, милый мой, поднимай повыше. – сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею. уверенность,спокойствие

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой. Сам он съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы съёжились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира… неожиданность,испуг,самоуничижение,чинопоклонничество,подхалимство

– Я, ваше Превосходительство...Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с. страх,чинопоклонничество,подхалимство,угодничество,заискивание,благоговение,лесть

– Ну, полно! – поморщился толстый. Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание! недовольство,удивление,искренность,обида

– Помилуйте… Что вы-с… – захихикал тонкий, ещё более съёживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом… страх,чинопоклонничество,самоуничижение,подхалимство,угодничество,заискивание,благоговение,лесть

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку. разочарование,безысходность,отвращение,неприязнь,досада,грусть

Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец : «хи-хи-хи». Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены. страх,чинопоклонничество,самоуничижение,подхалимство,угодничество,заискивание,благоговение

Прочитайте описания героев рассказа и определите, кому они принадлежат

Он богатый, довольный жизнью человек, ходит важно. Он только что пообедал на вокзале. Губы его, подернутые маслом, лоснятся, как спелые вишни. Пахнет от него хересом и флер-д'оранжем Он беден, только что вышел из вагона, навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей

Она худенькая женщина с длинным подбородком, лютеранка, даёт частные уроки музыки Он высокий гимназист с прищуренным глазом, ученик III класса

Обратите внимание на прозвища главных героев, полученные во время учёбы в гимназии Герострат – прозвище Михаила (толстого) Эфиальт – прозвище Порфирия (тонкого)

Кто такие ГЕРОСТРАТИЭФИАЛЬТ? Герострат – грек, который сжёг храм Артемиды для того, чтобы обессмертить своё имя. Эфиальт – предатель, указал врагам путь к тылу союзников. Имя Герострата известнее, чем имя Эфиальта. Имя Герострата известнее, чем имя Эфиальта.

Как толстый и тонкий получили свои прозвища? Определяют ли они характер героев? Толстого дразнили Геростратом за то, что он казённую книжку папиросой прожег. Тонкого дразнили Эфиальтом за то, что он ябедничать любил.

Обратите внимание на ранги (должности) толстого и тонкого Толстый – тайный советник. Это чин 3 класса, которому соответствовало звание генерала. Тонкий – коллежский асессор. Это чин 8 класса, которому соответствовало звание майора.

Ответьте на вопросы

С какого события начинается рассказ? со встречи двух друзей Вопрос 1

Где происходит встреча? на вокзале Николаевской железной дороги Вопрос 2

Кто первый увидел и окликнул своего друга детства? толстый Вопрос 3

С каким чувством толстый обратился к тонкому? толстый был искренне рад увидеть своего старого друга Вопрос 4

Кто первым начинает разговор после приветствия? тонкий Вопрос 5

С чего тонкий начинает рассказ о себе? С того, чем можно выделиться – его жену зовут Луиза и она лютеранка, сына зовут Нафанаил и он ученик III класса Вопрос 6

О чем вспоминает тонкий? о школьных годах, когда они были равны Вопрос 7

Как толстого и тонкого дразнили в гимназии? толстого дразнили Геростратом, тонкого – Эфиальтом Вопрос 8

Почему толстый не произносит ни одной фразы во время монолога тонкого? он внимательно и с интересом слушает друга, не потешаясь и не унижая его Вопрос 9

С каким чувством задаёт вопрос толстый о жизни тонкого? восторженно смотрит на друга, ему интересно Вопрос 10

Каково материальное состояние тонкого? он беден – маленькое жалование, делает и продаёт дешёвые портсигары, жена подрабатывает уроками музыки Вопрос 11

Каких успехов по службе достиг тонкий? коллежский асессор, имеет орден Вопрос 12

Каких успехов по службе добился толстый? тайный советник, получил 2 звезды Вопрос 13

Какие изменения произошли с тонким после информации о ранге толстого? он побледнел, окаменел, лицо его искривилось широчайшей улыбкой …, съёжился, сгорбился, сузился…, заговорил униженно Вопрос 14

Почему тонкий изменил отношение к толстому после информации о его ранге? его давний друг и соперник опять превзошёл его и уже навсегда, теперь тонкий видит в бывшем друге только высокопоставленного чиновника Вопрос 15

Удалось ли толстому продолжить дружескую беседу с тонким? нет, толстому не понравилась утрата тонким искренности, чувства собственного достоинства, его унижение Вопрос 16

Почему толстый не возражает и уходит? он понял, что бесполезно говорить «другу» что-либо Вопрос 17

Как прошло прощание друзей? как прощание двух чиновников низкого и высокого рангов Вопрос 18

Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце встречи? сначала друзья детства, а в конце – семья тонкого Вопрос 19

В чём заключается основная идея рассказа? обличение чинопочитания, подхалимства и угодничества Вопрос 20

Какое человеческое качество высмеивает Чехов? угодничество,чинопочитание,готовность унижаться Вопрос 21

Описывает ли Чехов душевное состояние героев? нет, но оно видно по их поведению Вопрос 22

Какие чувства возникают у вас при прочтении этого рассказа? стыд за самоунижение тонкого, сочувствие к толстому Вопрос 23

Как вы думаете, что бы было, если бы толстый и тонкий поменялись местами? Вопрос 24

Задания по тексту Задание 1 Выскажите своё мнение о произведении, обосновывая свои утверждения.

Кратко изложите содержание текста. Задание 2 Придумайте новое окончание произведения. Задание 3

Конец