Разработчик : Старший воспитатель С.А. Присяжнюк г. Краснокаменск 2014г. МАДОУ ЦРР – Д/С 2 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Advertisements

ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ КОММУНИКАЦИЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОВЛАДЕНИЕ КОНСТРУКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ И СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ.
- познавательное развитие - речевое развитие Образовательные задачи : 1. содействовать проявлению и развитию у дошкольников потребностей в активном воздействии.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
ГРУППА «ЗВОНКИЕ РОСИНКИ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Центр развития ребенка -детский сад 39 «Росинка»
Сообщение для педагогов Тема: «Развитие речи и формирование коммуникативных способностей детей»
Образовательная область «Коммуникация» Составила презентацию – Хомякова С.Н.
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 45 «Соловушка» общеразвивающего вида КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие связной.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
«Речевое развитие дошкольников в свете ФГОС» Школа молодого педагога ДОУ.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
План проведения 1. Вступительное слово. Консультант отдела мониторинга дошкольного образования Ярушкина Н.Н. 2.Развитие связной речи детей дошкольного.
Организация коррекционной логопедической работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС ДО.
Воспитатели 2 младшей группы Руденко Т.Н. Байтикенова С. М г. Повышение речевой активности у детей дошкольного возраста средствами устного народного.
Презентация проекта МАРАМЫГИНА Елена Леонидовна учитель-логопед МКДОУ детский сад 9 «Росинка» «Животные наших лесов»
Всероссийский конкурс детских и детско-родительских творческих проектов «Солнечный зайчик-2015» Государственное бюджетное образовательное учреждение дошкольного.
Программа и методические рекомендации по обучению детей татарскому языку в дошкольных образовательных учреждениях предназначены воспитателям дошкольных.
Актуальность знакомства дошкольников с художественной литературой в свете ФГОС ДО РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ включает … знакомство с книжной культурой, детской.
Транксрипт:

Разработчик : Старший воспитатель С.А. Присяжнюк г. Краснокаменск 2014 г. МАДОУ ЦРР – Д/С 2 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

План – программа семинара – практикума: I занятие. 1. Сообщение актуальности заявленной проблемы, цели и задач семинара. Презентации: 1) «Образовательная область «Речевое развитие» в соответствие с ФГОС и система работы в МАДОУ» Присяжнюк СА 2) «Развиваем речь и коммуникативные способности детей» Присяжнюк С.А. 3) Мастер – класс «Организация обследования звукопроизношения» Байкова Е.В. 4) Сообщение «Работа с речевыми подгруппами» Коротаева Н.В, II занятие 1.Сообщение: «Ознакомление дошкольников со звуковым строением слова» Лескова С.Н. 2. Мастер - класс: «Методика работы с речевыми подгруппами» Коротаевой Н.В. 4. Анализ открытых просмотров: Улыбиной Н.А. Лесковой С.Н. Шипеловой О.М. Петровой И.А. 5. Справка по результатам тематической проверки «Литературные центры» и конкурса «Игры и материалы для организации занятий по ЗКР»

ПЛАН ОТКРЫТЫХ ПРОСМОТРОВ 1. НОД по развитию связной речи «Игрушки в гостях у детей» Улыбина Н.А. 2. НОД по ЗКР «Звук Л и ЛЬ» Петрова И.А. 3. Артикуляционная гимнастика Лескова С.Н. 4. НОД заучивание стихотворения Соснина О.М.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области… (ФГОС ДО п. 2.6.)Образовательные области: - социально – коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; -художественно – эстетическое развитие; -Физическое развитие.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ВКЛЮЧАЕТ : -Владение речью как средством общения и культуры; -Обогащение активного словаря; -Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи ; -Развитие речевого творчества; -Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; -Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; -Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Одно из направлений этой области - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Формы реализации данного направления тесно интегрируются с образовательной областью Речевое развитие и соответственно с другими областями Направления реализуются в различных видах деятельности - общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: Коммуникация- это общение ради передачи определенной информации и понимания ее смысла собеседником. Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Аналитико-синтетический метод - введение в практику обучения грамоте большого объема звуковой работы, которая имеет многоаспектный характер и преобладает на всех этапах обучения, начиная с введения буквы, которая рассматривается как знак звука: прежде, чем познакомить ребенка со знаком, необходимо предъявить означаемое – звук.

Развитие всех сторон речи дошкольников

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ ГРУПП

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ПРЕДСТАВЛЕНО В МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ К ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети (на примере старшей группы) -Развитие свободного общения со взрослыми и детьми -Развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах деятельности: связная речь, грамматически правильная речь, подготовка к обучению грамоте, зкр, словарь; -Практическое овладение нормами речи (освоение правил речевого этикета)

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ В МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ К ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО» Организация опыта освоения образовательной области Что осваивают дети Воспитатель стимулирует интерес ребенка.. Воспитатель создает условия для речевого творчества, организует игры – драматизации, показы настольного, пальчикового театра, создает условия для игры - фантазирования… Использует игры на словотворчество…. Для освоения правил речевого этикета организует образовательные ситуации…. Для знакомства детей с невербальными средствами общения воспитатель организует игр «Покажи движением»… В данном разделе кратко представлены формы организации совместной деятельности педагога и детей.

ДАЛЕЕ В ПОСОБИИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ В разделах: ведущие задачи и трудности, особенности развития словаря детей, развитие грамматически правильной речи, воспитание звуковой культуры речи. Методика работы по развитию речи детей дошкольного возраста содержит: планирование работы по развитию речи, примерное комплексно – тематическое планирование содержания образовательного процесса, обучение детей составлению описательного рассказа, обучение детей составлению повествовательного рассказа, словарная работа, подготовка к обучению грамоте, развитие содержательности и связности монологической речи, развитие речевого творчество с примерным перспективным планом, организации развивающей среды Предложены конспекты образовательных и развивающих ситуаций, режиссерских и речевых игр Далее система мониторинга достижения детьми планируемых результатов. Недостатки данных методических рекомендаций по всем направлениям – нет четких рекомендаций по системе планирования (т.е. готовой системы планирования). Данная система содержится в Рабочей программа педагога ДОУ с учётом ФГТ. Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под ред. Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой Но система перспективного планирования не соответствует графику НОД МАДОУ- поэтому педагоги пользуются данной Программой только для составления примерного плана занятий.

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА МАЙ МЕСЯЦ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Итоги освоения содержания образовательной области (по всем возрастам): -Достижения ребенка (Что нас радует) -Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ В МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ К ПРОГРАММЕ «ДЕТСТВО»

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ РАЗВИТИЕ СВОБОДНОГО ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ младшая группа Стимулировать эмоционально- содержательное общение со взрослыми, деловые мотивы, внеситуативно – познавательное. Развивать интерес к сверстнику, желание взаимодействовать с ним. средняя группа Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использования в речи элементов описательных монологов и объяснительной речи. Развивать потребность в деловом и интеллектуальном общении со взрослым, ситуативно- деловое общение со сверстниками во всех видах деятельности, воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.

старшая группа Развивать: - умение игрового и делового общения со сверстниками; - умение учитывать эмоциональное состояние, настроение собеседника; -Монологические формы речи, речевое творчество детей; Расширять представления о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения; подготовительная группа Развивать умение строить общение с разными людьми: взрослыми и сверстниками, более младшими и более старшими, знакомыми и незнакомыми. Способствовать проявлению субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками. Способствовать становлению адекватной самооценки и внутренней позиции ребенка посредством осознания своего социального положения в детском сообществе и взрослом окружении.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Младшая группа Развивать: -умение понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; -отвечать на вопросы простым предложением или высказыванием из 2-3 простых фраз; -воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, пользоваться речевым дыханием; Стимулировать: -желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства; -детские высказывания в форме сложного предложения; -правильно сочетать прилагательные и существительные в роде, падеже; Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы и ближайшего окружения, их действиях ярко выраженных свойствах и качествах. Средняя группа Развивать: -связную монологическую речь: составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам; -дилогическую речь: формулировать вопросы, при ответах на вопросы, использовать элементы объяснительной речи; -словарь детей посредством знакомства со свойствами и качествами объектов, предметов, и материалов и выполнения обследовательских действий; -Умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения; Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВСЕХ КОМПОНЕНТОВ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Старшая группа Развивать: - Связную монологическую речь: составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинкам, из личного и коллективного опыта; -Умение участвовать в коллективных разговорах; -Словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей; -Умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их; -Интерес к языку, желание говорить правильно; Воспитывать интерес : -К рассказыванию по собственной инициативе; -К письменной форме речи; Симулировать речевое творчество; Подготовительная группа Развивать: -Умение пользоваться антонимами, синонимами, многозначными словами, понимать при восприятии художественной литературы и использовать в собственной речи средства языковой выразительности: метаморфы, олицетворения; -Самостоятельное речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей; -Умения письменной речи; Воспитывать интерес к языку и осознанное отношение к языковым явлениям.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ НОРМАМИ РЕЧИ Младшая группа Развивать умение: -Использовать дружелюбный тон общения со взрослыми и сверстниками; -Использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться. Средняя группа Развивать умение: -Использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращаться с просьбой; -Использовать вежливые формы обращения к незнакомым людям: детям и взрослым; -Выражать эмоциональное отношение к собеседнику посредством использования средств речевого этикета.

Старшая группа Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета. Расширять представления детей о культуре речевого общения. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия. Подготовительная группа Расширять представления детей о содержании этикета людей разных национальностей. Развивать: -Умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействий; -- умение отбирать речевые формулы этикета для расположения собеседника. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ НОРМАМИ РЕЧИ

ЗАДАЧИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

СИСТЕМА РАБОТЫ В МАДОУ 2 В СООТВЕТСТВИИ С ПРОГРАММОЙ ДЕТСТВО ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 младш. 1 - занятие Развитие речи и коммуникативных способностей 2 – занятия Развитие кругозора и сенсор. культуры В совместной деятельности со взрослым Артикуляционная гимнастика ежедневно, общение, игры, индивидуальные занятия 2 младшая. 1 - занятие Развитие речи и коммуникативных способностей 1 – занятие Мир природы, предм., соц. мир II п/д Чтение худож. литературы В совместной деятельности со взрослым Артикуляционная гимнастика ежедневно, общение, игры, индивидуальные занятия Средняя гр. 1 - занятие Развитие речи и коммуникативных способностей 1 - занятие Мир природы, предм., соц. мир II п/д Чтение худож. литературы Работа с речевыми п/п В совместной деятельности со взрослым Артикуляционная гимнастика ежедневно, общение, игры, индивидуальные занятия

ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Старшая группа. 1 - занятие Развитие речи и коммуникативных способностей 1 - занятие Подгот. к обучению грамоте 1 - занятие Мир природы, предм., соц. мир II п/д Чтение худож. Литературы Работа с речевыми п/п Проектная деятельность с детьми В совместной деятельности со взрослым Артикуляционная гимнастика ежедневно, общение, игры, индивидуальные занятия Подготовительная группа 2 - занятия Развитие речи и коммуникативных способностей 1 - занятие Подгот. к обучению грамоте 1 - занятие Мир природы, предм., соц. мир II п/д Чтение худож. Литературы Работа с речевыми п/п Проектная деятельность с детьми В совместной деятельности со взрослым Артикуляционная гимнастика ежедневно, общение, игры, индивидуальные занятия

ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Группа компенсирующей направленности 1 занятие Лексика/грамм 2 занятия Звукопроизношение 1 занятие Развитие речи и коммуникативных способностей 1 занятие Подготовка к обучению грамоте 1 занятие Познавательно - речевое Логопедический час – ежедневное занятие воспитателя по заданию логопеда II п/д Чтение худож. Литературы Работа с речевыми п/п Проектная деятельность с детьми В совместной деятельности со взрослым Артикуляционная гимнастика ежедневно, общение, игры, индивидуальные занятия.

Методика планирования и организации занятий по развитию связной речи. В примерной перспективной сетке указывается: вид, тема, задачи, обогащение словаря, методы, приемы. Например. Задачи: -образовательная; -речевая; -развивающая; -Воспитательная. Словарная работа: ввести в словарь(активизировать, обогащать и т.д.) Методы и приемы: I часть.(краткая беседа, игровой момент, сюрпризный момент, худ.слово) II часть. (рассматривание, рассказывание, чтение, беседа, составление рассказов детьми ТСО… III заключительная часть: обобщения, анализ рассказов. IV ЗКР как часть занятия (по плану), или игра на развитие речи.

МЕТОДИКА СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ 1. Обогащение словаря - усвоение новых ранее неизвестных слов. 2. Уточнение словаря – словарно – стилистическая работа, овладение прочностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т.д.) 3. Активизация словаря – перенесение как можно большего числа слов из пассивного словаря в активный, включение слов в предложения, словосочетания. 4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Формирование словаря происходит в первую очередь на занятиях, при руководстве детской деятельностью. Приемы: называние (образец произношения) нового и трудного слова, привлечение к нему внимания выделяя дикцией (утрированной артикуляцией чтобы ребенок уловил звуковой состав), произносить медленно орфоэпически правильно, сопровождать толкованием значения слова, произносить с логическим ударением, со сменой силы голоса, делая перед ним паузу, а также прямым указанием «Послушайте еще раз это трудное слово» сопровождая показом картинки, затем картинку помещать в словарик трудных слов в литературном центре. «Почему так говорят?».Д/И «Кто больше увидит и назовет?, «Выдели и назови части в целом», игры на классификацию и т.д.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ I квартал старший возраст Творческое рассказывание. Поговорим по телефону Пересказ произведения Л. Толстого «Два товарища» Составление описательного рассказа по картине «Ёж» Рассказывание о предмете. Рекламируем кафе «Лакомка» Интервью у осеннего леса Пересказ художественного произведения Я. Тайца «По грибы» Составление описательного рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень» Творческое рассказывание. Почемучки Рассказывание по серии картинок «День рождения у медвежонка» Комплексно –тематическое планирование не предусматривает жесткую привязку тематики данных занятий, возможна привязка по сезонным изменениям, или содержание одного из компонентов занятия в соответствии с темой недели (напр.: словарная работа в соответствии с темой недели)

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА МАЙ МЕСЯЦ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

РАЗЛИЧИЯ ДАННЫХ ВИДОВ ЗАНЯТИЙ: -ПО ЗАДАЧАМ; -ПО МЕТОДАМ И ПРИЕМАМ; -ПО СОДЕРЖАНИЮ.

Методика организации занятий по познавательному развитию. В примерной перспективной сетке указывается: вид, тема, задачи, обогащение словаря, методы, приемы. Например. Задачи: - образовательная; - познавательная; - развивающая; -воспитательная. Словарь(смотреть занятия по развитию речи) Материалы к занятию: пособия, алгоритмы, дидактические игры, пособия для опытно – экспериментальной деятельности, ТСО. Методы и приемы: I Вступительная часть (игровая ситуация, сюрпризный момент, беседа…) II Проблемная ситуация III Основная часть поиск способов решения проблемы (построение алгоритма) Опытно экспериментальная деятельность. Логические задачи. Работа в парах, группах. Дидактические игры Проектная деятельность, ТРИЗ – технологии IV Продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, приобщение к изобр. искусству) VВыводы по результатам решения проблемы Анализ, рефлексия.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ планируется 1 занятие Мир природы, предм., соц. мир 2 занятие Организации опытно – экспериментальной деятельности Деятельность в центрах природы и экспериментирования, наблюдение и труд на прогулке Примерная тематика занятий мир природы предм., соц. мир: Беседа «Осенью в лесу» Наблюдение за черепахой Рассматривание и срав­нение овощей и фруктов Беседа о домашних жи­вотных Рассказ педагога «Чудес­ное яблоко, или Зеркало нашей души» Рассматривание и срав­нение лисы и собаки Рассказ о слухе «Самая быстрая улитка в мире» Знакомство с новыми комнатными растениями Комплексно –тематическое планирование предусматривает более жесткую привязку тематики данных занятий, возможна привязка по сезонным изменениям, светским праздникам, или содержание одного из компонентов занятия в соответствии с темой недели (напр.: экспериментирование, практическая деятельность, беседа)

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Такие занятия проводятся в старшей и подготовительной группах. При наличии конспектов занятий в развернутой сетке указывается занятия. Содержание: -Формирование понятий о предложении, их словесном составе, схематическом отображении предложения. -Понятие о слове, его слоговой структуре, звукового анализа слова. -Значение и употребление предлогов: около, возле, рядом, справа, слева, перед, сзади, над, под и т.д. -Лексико – грамматическая сторона слова. -Развитие связной речи. -Словарь. Используемые материалы: буквы, схемы, предложений, звуковые линейки, звуковые часы, сигнальные карточки, игрушки, картинки.

Методика планирования и организации занятий по звуковой культуре речи. В примерной перспективной сетке указывается: вид, тема, задачи, методы, приемы. Например (подготовит группа). Задачи: Обучающая Развивающая -Развитие правильного звукопроизношения, речевого слуха, речевого дыхания, умение дифференцировать ротовое, носовое дыхание, качество голоса, дикции, интонационно – выразительную речь, фонематический слух и звуковой анализ речи. -Воспитательная. (воспитывать культуры общения)

ПЛАН РАБОТЫ НАД ЗВУКАМИ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА (РАЗРАБОТАН НА ВСЕ ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ)

ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЙОТИРОВАННЫХ ЗВУКОВ СХЕМА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА ЗВУКА В СЛОВЕ

ИГРОВЫЕ МОДЕЛИ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОВ ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ С АРТИКУЛЯЦИЕЙ ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ, ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ МОДЕЛЬ ЛЮБОГО ЗВУКА ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ЗВУКОВ

КАРТИНКИ СИМВОЛЫ УТОЧНЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ИЗОЛИРОВАННЫХ ЗВУКОВ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОПОРНАЯ СХЕМА РАССКАЗА О БУКВЕ ТЕХНОЛОГИЯ БАРОНОВОЙ В.В. ТАБЛИЦА ЧТЕНИЯ СЛОГОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ МАСТЕР – КЛАСС БАЙКОВА Е.В. УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД

ИТОГИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТЫ ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ВНЕСЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ В ПРОГРАММУ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ПОДГРУППАМИ И ИНДИВИДУАЛЬНО Сведения о состоянии речи детей Речевой эпикриз. Всего детей в группе - Обследовано детей - Из них: с нарушением звукопроизношения - с нарушением слоговой структуры слова - с нарушением фразовой речи - с нарушением фонематического слуха - с нарушением просодической стороны речи - с заиканием –

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РЕЧЕВЫМИ ПОДГРУППАМИ

Методика организации занятий по ознакомление с художественной литературой На каждом занятии ставятся задачи формирования эмоционально - образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения, малых фольклорных форм), развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве. Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные цели, связанные с тематикой произведений они формируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания. Комплексно –тематическое планирование не предусматривает жесткую привязку тематики данных занятий, возможна привязка по сезонным изменениям, светским праздникам, или содержание одного из компонентов занятия в соответствии с темой недели (напр.: беседа) Ежедневное чтение носит более свободную форму и более жесткую привязку к комплексно – тематическому планированию

Методика ознакомления дошкольников с художественной литературой. В ДОУ организация образовательной деятельности по приобщению к книжной культуре, детской литературе планируется: 1)В форме занятия 1 раз в неделю во второй половине дня длительность в соответствие с возрастными нормами (36 занятий в год), проводится в соответствие с графиком НОД. Традиционные формы: -чтение литературного произведения с последующей беседой о прочитанном; -рассматривание тематических выставок и беседы о творчестве писателей. Нетрадиционные формы: - путешествия по сказкам; - викторины; -концерты и т.д. 2) Ежедневное чтение организуется в форме ситуации общения, развивающей ситуации в литературном центре. Формы: Чтение взрослого, инсценированные произведения, рассматривание иллюстраций, моделирование, театрализованные игры

ОСВОЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ Основные методы Младший возраст: Чтение взрослого, инсценированные произведения, беседа после чтения, рассматривание иллюстраций, игры- драматизации, участие в постановках мини- спектаклей, вечера литературных развлечений. Средний возраст: Чтение (рассказывание) взрослого, последующая беседа, рассматривание иллюстраций, моделирование, театрализованные игры, знакомство с худ.иллюстраторами. Старший возраст: чтение (рассказывание взрослого) или прослушивание звуко - видео записей с последующей беседой, чтение с продолжением, беседа о книгах, метод проектов, литературные праздники. вечера, викторины, тематические выставки. В подготовительной группе дополняется. Прослушивание своих собственных записей, ознакомление с писателями и поэтами.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, Жуковская Р.И., ПЕНЬЕВСКАЯ л.а. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, Хрестоматия для детей среднего дошкольного возраста: Про все на свете: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. / Сост. Н.П.Ильчук и др. М.: 000 «Фирма» Издательство АСТ, Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. / Сост. В.В.Гербова и др. М.: Издательство Оникс, 2007

СХЕМА ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ