Т ИПОЛОГИЯ СИСТЕМ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ (ССМК)
Ч ТО ТАКОЕ « МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ » Массовая коммуникация – это «процесс восприятия текстов или их копий некоторой аудиторией, находящейся в условиях реального или возможного общения». Буданцев Ю.П. Системность в исследованиях массовых информационных процессов. М.: УДН,
КОММУНИКАЦИИ БОЛЕЕ ДРЕВНИЕ БОЛЕЕ ПОЗДНИЕ ЖИВЫЕ:ТЕХНИЧЕСКИЕ:
С ИСТЕМЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ ( ССМК ) - Закономерно возникающие системы массового общения людей
В ССМК ВХОДЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ : 1. «непосредственные участники действия», 2. «средства исполнения», 3. «действие», 4. «воспринимаемая форма действия», 5. «материально закрепленные текстовые формы- средства», 6. «адресант», 7. «адресат». См. Буданцев Ю.П. В контексте жизни. М.: С. 36.
ССМК-1 («К АРНАВАЛ ») - массовые синкретические зрелища Система СМК есть всеохватное действие- зрелище.
ССМК-1 («К АРНАВАЛ ») Нет разделения функций: все они выполняются непосредственными участниками действия. Все - адресанты и адресаты одновременно.
ССМК-1 («К АРНАВАЛ ») Предельно замкнутый характер носит система СМИ общины («в себе, для себя», «для всех и для каждого только из моей общины»).
ССМК-1 («К АРНАВАЛ ») Программа этой системы служит скреплению общины и отделению ее от других общин.
ССМК-1 («К АРНАВАЛ ») Программа этой системы служит скреплению общины и отделению ее от других общин.
Где тут председатель? – (Круглый стол как переходная форма от «Карнавала к Собранию) ССМК-2 («С ОБРАНИЕ »)
Появление участников, пассивных по отношению к действию, первый революционизирующий момент.
ССМК-2 («С ОБРАНИЕ ») Происходит разделение на активных адресантов и …
ССМК-2 («С ОБРАНИЕ ») и пассивных адресатов
ССМК-2 («С ОБРАНИЕ ») и пассивных адресатов
ССМК-3 («К НИГА »)
Появление материально закреплённого текста – ВТОРОЙ РЕВОЛЮЦИОНИЗИ РУЮЩИЙ МОМЕНТ РАЗВИТИЯ ССМК
ССМК-3 («К НИГА ») Происходит разрыв обратных связей, появление прямых связей
ССМК-3 («К НИГА ») «Фиксация текста, его материальное закрепление расчленили словесно- художественное творчество на две великие ветви устное творчество и письменную литературу». Чистов К.В. Специфика фольклора в свете теории информации.
ССМК-3 («К НИГА »): ВИДЫ ЗРЕЛИЩ «Библиотека.
ССМК-3 («К НИГА »): ВИДЫ ЗРЕЛИЩ Выставка
ССМК-3 («К НИГА »): ВИДЫ ЗРЕЛИЩ Музей
ССМК-3 («К НИГА »): ВИДЫ ЗРЕЛИЩ Внешняя реклама
ССМК-3 («К НИГА »): ВИДЫ ЗРЕЛИЩ Архитектура
ССМК-3 («К НИГА »): ВИДЫ ЗРЕЛИЩ Скульптура
ССМК- 4 («Ф ИЛЬМ »)
Третья революция в развитии системы СМК: окончательная трансформация в полную техническую систему
ССМК- 4 («Ф ИЛЬМ ») Современная система СМК делится на три блока элементов: адресант (А) текст (Т) - адресат (В) (Все блоки полностью отчуждены друг от друга)
ССМК-4 («Ф ИЛЬМ »): ВИДЫ ЗРЕЛИЩ Кинематограф
ССМК-4 («Ф ИЛЬМ »): ВИДЫ ЗРЕЛИЩ Телевидение
ССМК-4 («Ф ИЛЬМ »): ВИДЫ ЗРЕЛИЩ Радиовещание
ССМК-4 («Ф ИЛЬМ »): ВИДЫ ЗРЕЛИЩ Печать
ССМК-5(«С ЕТЬ »)
каждый субъект общения сети является: самостоятельным, независимым, полифункциональным анонимным
ССМК-5(«С ЕТЬ ») Пространственных и общественных границ для сетевого общения нет Связи могут быть как прямые, так и обратные.
ССМК-5(«С ЕТЬ ») Примеры сетевой коммуникации: Молва
ССМК-5(«С ЕТЬ ») Примеры сетевой коммуникации: Телефония
ССМК-5(«С ЕТЬ ») Примеры сетевой коммуникации: Стовая связь
ССМК-5(«С ЕТЬ ») Примеры сетевой коммуникации: Интернет
ССМК-5(«С ЕТЬ ») Интернет Элементы ССМК-5 ( сетевые структуры) присутствуют в любом обществе. Например, слухи - жанр сетевой коммуникации (Интернет полнится именно слухами или откровенными выдумками). Анонимность приводит к демонизации участников и примитивизации творчества.
В ЗАИМОДЕЙСТВИЕ ССМК
Тип культуры, порождающий данный тип ССМК Тип ССМК Символическо е обозначение типов ССМК Виды ССМК Тип связи между участниками Взаимоотношения элементов Пространственные границы действия Кем контролируется Воздействие на аудиторию Преимущественный тип влияния Послеклассов ое общество ССМК-5 «СЕТЬ» Интернет, телефонная сеть, любительская радиосеть, молва... Смешанная коммуникация – как живые, так и технические средства Хаотическое общение В пределе – вся ойкумена Неконтролируем ые потоки информации Может повышать, может и понижать творческую активность Все возможные типы информационного воздействия Развитое классовое общество ССМК-4 «ФИЛЬМ» Кинематогра ф, телевидение, радио, печать «Полная техническая коммуникация» (прямые связи) Разделение системы на самостоятельные блоки элементов: адресант-текст- адресат Большие пространства Под контролем господствующих классов Понижение активности аудитории Обращение к уму (доказательство, внушение) Становление классового общества ССМК-3 «КНИГА» Библиотеки, выставки, музеи, наглядная агитация «Неполная техническая коммуникация» (прямые связи) Появление материально закрепленных текстов, опосредующих общение Разложение родового строя ССМК-2 «СОБРАНИЕ» Современны й театр, митинги, собрания Живое общение (появление прямых связей) Разделение на активных и пассивных участников действия Небольшие пространства Под контролем не господствующих классов Повышение активности аудитории Обращение к чувствам (подражание и заражение) Родовой строй ССМК-1 «КАРНАВАЛ» Массовые действия карнавального типа, демонстрации, народный театр, обряд Живое общение (связи обратные) Нет разделения на активных и пассивных участников действия – все активны
П РОНИКНОВЕНИЕ ОДНИХ ТЕКСТОВЫХ ФОРМ В ДРУГИЕ : («Собрание» + «Книга»)
П РОНИКНОВЕНИЕ ОДНИХ ТЕКСТОВЫХ ФОРМ В ДРУГИЕ : «Собрание» + «Фильм»
П РОНИКНОВЕНИЕ ОДНИХ ТЕКСТОВЫХ ФОРМ В ДРУГИЕ : «Карнавал» + «Собрание»
Л ОГИКА ПРИМЕНЕНИЯ ССМК В ПИАР - КАМПАНИИ
«Пиар» (Public Relations – общественные отношения, связь с общественностью)– сложная деятельность по созданию или изменению образа некоторой личности, организации или торговой марки.
«П ИАР - КОМПАНИЯ – это поэтапное комплексное использование всех типов ССМК для создания устойчивой общности (организации целевой аудитории) вокруг какой-либо личности, организации или торговой марки.
Пиар-кампания: «деятельность по подготовке праздника». Принцип последовательного применения ССМК – принцип «от «Сети» к «Карнавалу».
Пиар-кампания успешна, если завершается массовым мероприятием
ПИАР-КАМПАНИЯ = «СЕТЬ» + «ФИЛЬМ» + «КНИГА» + «СОБРАНИЕ» + «КАРНАВАЛ»
П РИНЦИП ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ССМК 1. Создание и раскрутка веб- сайта 2. Размещение материалов в масс-медиа 3. Издание книг и брошюр 4. Презентации и встречи с активистами 5. Массовые мероприятия
М АССОВОСТЬ ТОЛПОТВОРЕНИЯ – ВОТ МЕРИЛО УСПЕХА В ПИАР - ТЕХНОЛОГИЯХ !
С ПЕЦИАЛИСТ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ – ЭТО ОРГАНИЗАТОР - ПЛАНИРОВЩИК ПИАР - КАМПАНИЙ, КООРДИНАТОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕЛОГО КОМПЛЕКСА СИСТЕМ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ. Хороший пиар- менеджер становится важнейшей фигурой в руководстве фирмы: он не просто отвечает за имидж, но и корректирует политику фирмы с учётом возможных откликов в широком общественном мнении, постоянно взаимодействует со средствами массовой информации.