ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. Умственная отсталость У́мственная отста́лость стойкое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Познавательная деятельность детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Advertisements

Характеристика нарушений развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Государственное бюджетное учреждение Республики Марий Эл «Савинский детский дом-интернат.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог-психолог: Загородина Е.С.
Деменция ( лат. dementia) приобретенное слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний.
Ребёнок готов к обучению в школе, если он достиг такого уровня физического, интеллектуального и социального развития, который позволяет ему выполнять.
Возрастные особенности детей 6-7 лет
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
"Условия успешной работы с одаренными детьми". Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность.
1. Письмо Министерства образования РФ от /90-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 2. Положение.
« Работа педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития» педагог-психолог ГКОУ СО «СКОШИ 18» Г.К. Труфанова.
Алгоритм проведения психологического обследования.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ. * Олигофренопедагогика * ( от греч. Olygos – малый и phren – ум ) * это педагогическая наука о воспитании.
Дифференциальная диагностика детей с ОНР и другими нарушениями.
«Формирование качеств будущих школьников у детей неготовых к обучению в школе» Педагог-психолог Надежда Владимировна Резникова «Формирование качеств будущих.
Транксрипт:

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Уумственная остакость У́умственная оста́кость стойкое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

В настоящее время Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в международной классификации болезней десятого пересмотра интеллектуальная недостаточность определяется как состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».

Эмиль Крепелин ( гг.) Термин «олигофрения» был впервые введен в XIX веке немецким психиатром Эмилем Крепелином.

Исторические аспекты Первые упоминания о людях с интеллектуальными нарушениями были обнаружены у римлян, которые иногда держали «дураков» для развлечения домовладельцев и их гостей. Эти люди находились на содержании у богатых, и с ними неплохо обращались. XVI в. Мартин Лютер, немецкий теолог, отец Реформации 1517 года, объяснял, как странная внешность и поведение ребенка (наиболее вероятно, ребенка с умственной остакостью, но это заболевание еще не было известно в то время) связаны с одержимостью дьяволом.

XVIII в. Господствующее неправильное понимание и лечение людей с умственной остакостью начало изменяться к концу XVIII столетия, подпитываемое обнаружением одичавших или «диких» детей, таких как Виктор, «дикий мальчик из Авейрона», и распространением гуманистических усилий помочь другим угнетаемым или игнорируемым группам, таким как рабы, заключенные, душевнобольные и люди с физическими недостатками. XIX в. В середине XIX века доктор Самуэль Дж. Хоу открыл первое гуманистическое учреждение в Северной Америке для людей с умственной остакостью Массачусетскую Школу для слабоумных детей и детей-идиотов.

XX в. Президент Джон Кеннеди, сестра которого страдала задержкой психического развития, сформировал Президентскую Комиссию по умственной осталости в 1962 году и создал национальную программу для борьбы с умственной остакостью.

Распространенность умственной осталости в общей популяции Общая популяция Уумственная остакость 1-3 %

Формы умственной осталости Олигофрения форма психического недоразвития. Характеризуется недоразвитие всех нервно–психических процессов, в большей степени наблюдаются нарушения подвижности внутренних процессов в интеллектуально-речевой сфере и в меньше степени в сенсомоторной. Деменция стойкое ослабление познавательной деятельности, приводящее к снижению критичности, ослаблению памяти, уплощению эмоций. Носит прогредиентный характер. В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга, воспалительных заболеваниях мозга, а также вследствие сотрясений и ушибов мозга.

Причины умственной осталости Экзогенные Эндогенные

Этиологические факторы Наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток Внутриутробные, действующие на зародыш и плод Перинатальные и первых 3 лет вне утробной жизни

Возбудимые дети Возбудимые дети хватают все, что попадает в поле их зрения, не задумываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе им не нужен.

Эти стереотипные действия не проявление любознательности, а плохая привычка. Нередко дошкольники безжалостно и бездумно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их. Но такая деятельность не представляет собой попытку практического анализа предмета, осуществление желания выяснить присущие ему качества и свойства.

Заторможенные дети Заторможенные олигофрены как бы не замечают того, что вокруг них находится. Ничто не привлекает их внимания.

Дети с сохранным поведением Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более адекватно. Они с удовольствием берут в руки ярко окрашенные или новые для них предметы, некоторое время смотрят на них. Однако дети не задают взрослым вопросов, не пытаются об этих предметах узнать что-то новое самостоятельно. Единственное, что, они делают, пытаются засунуть предмет в рот или стучат им по столу или полу.

Степени умственной осталости согласно: МКБ-9 Дебильность - самая слабая степень умственной осталости, обусловленная задержкой развития или органического поражения мозга плода. При нерезко выраженной дебильности ребёнок может внешне мало отличаться от сверстников. Имбецильность - средняя степень слабоумия. Речь и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако лица с имбецильностью не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Идиотия - глубокая уумственная остакость с почти полным отсутствием речи и мышления, потребностью в постоянном уходе и надзоре.

МКБ-10 легкая (IQ 40-69) умеренная (IQ 35-49) тяжелая (IQ 20-34) глубокая (IQ < 20)

КЛАССИФИКАЦИЯ МКБ-10 F-70(IQ50-69) Легкая уумственная остакость F-71(IQ35-49) Умеренная уумственная остакость F-72(IQ20-34) Тяжелая уумственная остакость F-73(IQниже 20) Глубокая уумственная остакость F-78 Другие виды умственной осталости F-79 Неуточненная уумственная остакость

КЛАССИФИКАЦИЯ МКБ-10 К указанным обозначениям могут добавляться цифры..0 – отсутствие или слабовыраженные нарушения поведения;.01 – инфекция, интоксикация;.02 – травма;.03 – фенилкетонурия;.04 – хромосомные нарушения;.07 – недоношенность;.09 – не уточненные причины.

Распространенность степеней умственной осталости

Диагностические критерии умственной осталости Клинический - наличие органического поражения головного мозга; Психологический - стойкое нарушение познавательной деятельности; Педагогический - низкая обучаемость.

Для нарушений познавательной деятельности при ЗПР характерны: -парциальность -мозаичность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. При умственной осталости отмечается: -тотальность -иерархичность нарушений психической деятельности ребенка. Ряд авторов используют для характеристики умственной осталости такое определение как «диффузное, разлитое повреждение» коры головного мозга.

В сравнении с умственно осталыми детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциальные возможности развития их познавательной деятельности, и в особенности высших форм мышления - обобщения, сравнения, анализа, синтеза, отвлечения, абстрагирования Однако нужно помнить, что некоторые дети с ЗПР, как и их умственно осталые сверстники, затрудняются в установлении причинно- следственных зависимостей и имеют несовершенные функции обобщения. Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО (продолжение)

Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики. В то время как у умственно осталых детей данный феномен экспериментально не выявлен. Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО (продолжение)

В отличие от умственной осталости, при которой страдают собственно мыслительные функции обобщение, сравнение, анализ, синтез, при задержке психического развития страдают предпосылки интеллектуальной деятельности. К ним относятся такие психические процессы как внимание, восприятие, сфера образов-представлений, зрительно-двигательная координация, фонематический слух и другие. Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО (продолжение)

Игровое предъявление заданий повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР, в то время как для умственно осталых дошкольников оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания ребенка с выполнения задания. Особенно часто это происходит, если предлагаемое задание находится на пределе возможностей умственно осталого ребенка. Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО (продолжение)

У детей с ЗПР имеется интерес к предметно-манипулятивной и игровой деятельности. Игровая деятельность детей с ЗПР, в отличие от таковой у умственно осталых детей, носит более эмоциональный характер. Мотивы определяются целями деятельности, правильно выбираются способы достижения цели, но содержание игры не развернуто. В ней отсутствует собственный замысел, воображение, умение представить ситуацию в умственном плане. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с ЗПР не переходят без специального обучения на уровень сюжетно- ролевой игры, а «застревают» на уровне сюжетной игры. Вместе с тем их умственно осталые сверстники остаются на уровне предметно-игровых действий. Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО (продолжение)

Для детей с ЗПР характерна большая яркость эмоций, которая позволяет им более длительное время сосредоточиваться на выполнении заданий, вызывающих их непосредственный интерес. При этом, чем больше ребенок заинтересован в выполнении задания, тем выше результаты его деятельности. Эмоциональная сфера умственно осталых детей не развита, а чрезмерно игровое предъявление заданий (в том числе в ходе диагностического обследования), как уже упоминалось, часто отвлекает ребенка от решения самого задания и затрудняет достижение цели. Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО (продолжение )

Большинство детей с ЗПР в различной степени владеют изобразительной деятельностью. У умственно осталых детей без специального обучения изобразительная деятельность не возникает. Такой ребенок останавливается на уровне предпосылок предметных изображений, т. е. на уровне черкания. В лучшем случае у отдельных детей отмечаются графические штампы схематичные изображения домиков, «головоногие» изображения человека, буквы, цифры, хаотично разбросанные по плоскости листа бумаги. Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО (продолжение)

В соматическом облике детей с ЗПР в основном отсутствует диспластичность. В то время как у умственно осталых детей она наблюдается достаточно часто. Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО (продолжение )

В неврологическом статусе детей с ЗПР не отмечается грубых органических проявлений, что типично для умственно осталых дошкольников. Однако и у детей с задержкой можно увидеть неврологическую микросимптоматику: выраженную на висках и переносице венозную сеточку, легкую асимметрию лицевой иннервации, гипотрофию отдельных частей языка с его девиацией вправо или влево, оживление сухожильных и периостальных рефлексов. Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО (продолжение)

Патологическая наследственная отягощенность более типична для анамнеза умственно осталых детей и практически не отмечается у детей с задержкой психического развития. Отличительные признаки разграничения ЗПР от УО (продолжение)

Физические нарушения у детей с умственной остакостью Уумственная остакость от умеренной до глубокой (IQ < 50), % Легкая уумственная остакость (IQ = 50-70), % Сенсорные нарушения 112 Эпилепсия 327 Церебральный паралич 286

Особенности познавательных процессов умственно осталых школьников Патологическая инертность нервных и психических процессов; Интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему; Снижение мотивации деятельности; Тугоподвижность, косность и стереотипность мышления; Нарушение критичности мышления; Нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности; Недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия; Низкая точность и прочность запоминания; Непреднамеренность запоминания; Нарушения речи; Низкая целенаправленность деятельности

ОЩУЩЕНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ ОЩУЩЕНИЕ и ВОСПРИЯТИЕ Сужен объем зрительного восприятия, затруднено ориентирование. Отстает развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов, аномалии зрения и слуха, не ориентируется самостоятельно в ситуации. Восприятие поверхностно, окружающие предметы воспринимаются и различаются удовлетворительно. Психика на низких ступенях развития, с трудом ориентируются, не отличают съедобное от несъедобного. F70 F72 F71 F73

ВНИМАНИЕ и ПАМЯТЬ F70 F71 F72 F73 Уменьшен объем внимания, ухудшена концентрация внимания, произвольное внимание нестойкое; не прочное запоминание, быстрое забывание, механическая память сформирована. Неустойчивое внимание, память развита недостаточно, нарушено произвольное запоминание, механическая память страдает. Внимание серьезно нарушено, малый объем памяти. Внимание и память не развиты.

МЫШЛЕНИЕ F70 F71 F73 F72 Ограничена способность к абстрактному мышлению Относительная сохранность наглядно-образного мышления Отсутствует обобщение Непонимание скрытого смысла Механическое заучивание Хаотично Бессистемно Отсутствие смысловых связей Отсутствие элементарных процессов мышления

РЕЧЬ Запаздывание речи (немота, гнусавость, заикание). Запаздывание речи на 3-5 лет, косноязычие, бедный словарный запас. Недоразвита устная речь, состоит из отдельных слов, структура слов нарушена, пользуются жестами и нечленораздельными звуками. Речь заменяется нечленораздельными звуками. F70 F71 F72 F73

Эмоции остают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной осталости отмечается добродушный настрой, с глубокой - больше злостно-тоскливый). Особенности развития личности и эмоционально- волевой сферы умственно осталых детей В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха. Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.

Мотивация Многие дети, имеющие легкую умственную остакость, достаточно смышлены, чтобы учиться в обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается.

Следовательно, по сравнению с нормально развивающимися детьми одного с ними умственного возраста, дети с умственной остакостью ожидают меньшего успеха, ставят для себя низкие цели и довольствуются минимальным успехом, когда могут достичь большего. Взрослые непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Когда, например, ребенок считается «остающим», взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели, чем если бы он был нормальным ребенком на том же уровне когнитивного развития. Это явление объясняет некоторые из проявляющихся недостатков, обнаруживаемых в деятельности детей с умственной остакостью по мере их роста. Особенно это касается задач, для которых требуются навыки обработки вербальной информации, например: чтения, письма и решения проблем.

Образовательные учреждения для детей с умственной остакостью 1. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ- интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2. Дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно осталых); 3. Группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.

Основные направления коррекционно-педагогического процесса в дошкольных образовательных (коррекционных) учреждениях для умственно осталыхдетей Основные направления коррекционно-педагогического процесса в дошкольных образовательных (коррекционных) учреждениях для умственно осталых детей В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого- педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновре­ менно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка. Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов со­циализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельнос­ти и поведении дошкольника, а также воспитания у него положи­ тельных личностных качеств.

Коррекционная работа Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во- вторых, на преодоление и предупреждение у воспи­ танников детского сада вторичных отклонений в развитии их по­знавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повсед­невной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.

Образовательные задачи Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных осо­ бенностей и возможностей каждого ребенка. Все вышеперечисленные задачи учтены в программе «Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

Группы учащихся с умственной остакостью, по-разному относящихся к учению: Дети с положительным устойчиво- продуктивным отношением Дети с неустойчиво- продуктивным отношением Дети с индифферентным отношением Дети с малопродуктивным отношением

Классификация форм олигофрении по М.С. Певзнер 1) неосложненная форма олигофрении; 2) олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамических процессов; 3) олигофрения с психопатоподобными формами поведения; 4) олигофрения, сопровождающаяся нарушениями работы различных анализаторов; 5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.