«Личность» Цель: сформировать понятие личность, представление о структуре личности, познакомить с основными теориями личности сформировать понятие личность,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных.
Иерархия человеческих потребностей А.Маслоу. А́брахам Масло́у – (1 апреля 1908, Нью-Йорк 8 июня 1970) американский психолог, основатель гуманистической.
ТЕМА 5. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ.
«Формирование мотивации успеха у школьников в образовательном процессе».
Личность – это человек, обладающий совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих его социально значимые поступки. Личность – это целостный.
Психика – особая форма отражения действительности, появляющаяся на определённой ступени биологической эволюции Личность - устойчивая система социально.
Психология физической культуры. Личность – продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой.
Американский психолог Абрахам Маслоу и его пирамида потребностей.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ПРИРОДНАЯСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯСРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность.
Деятельность - способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения. Педагогический семинар.
Тема 5. Мотивация. План лекции Понятие мотивации Содержательные теории мотивации Процессуальные теории мотивации Оценка результатов труда и вознаграждение.
ЛИЧНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ. ИНДИВИД ЧЕЛОВЕК КАК НЕПОВТОРИМЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ РОДА С ЕГО ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТЬ КОНКРЕТНЫЙ.
Тема: Личность как уникальная социальная система. План : 1. Человек, индивиды, личность, индивидуальность. 2. Структура личности. Основные типы личности.
Транксрипт:

«Личность» Цель: сформировать понятие личность, представление о структуре личности, познакомить с основными теориями личности сформировать понятие личность, представление о структуре личности, познакомить с основными теориями личности

План 1. Понятие о личности в психологии; 2. Структура личности; 3. Направленность личности; 4. Основные теории личности в зарубежной психологии; 5. Самосознание личности.

Литература: М.В. Гамезо, И.А. Домашенко Атлас по психологии М., 86 г.; Я.Л. Коломинский Человек: психология М., 86; А.В. Петровский Введение в психологию, М-95 г.; Теории личности в западно-европейской и американской психологии, ред. Сос-ль Д.Я. Райгородский, Самара – 96 г.; Л. Хьел и Д. Зиглер Теории личности., С-Петербург 98 г.; Общая психология., под ред. С.Л. Рубинштейна., С-П 98 г. Социальная психология личности., под. Ред. В.А. Лабунской., М.: С Д. Майерс Социальная психология., С-Пб.:1997., с Общая психология., сост. Е.И. Рогов. М.:1995. С Психологія., під ред. Ю.Л. Трофімова. Київ.: С Л.А. Венгер, В.С. Мухина Психология., М.: 1988., с Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С.Пб: 1999 (Я-концепция с , направленность личности ). Психология,, под. Ред Л.А. Крылова., М.: 1999 (Я- концепция с.243, личность 165). Общая психология., под. Ред. А.В. Петровского., М.: С )

Самостоятельная работа Составить конспект основных взглядов на природу личности зарубежных персонологов (по выбору студента) Составить конспект основных взглядов на природу личности зарубежных персонологов (по выбору студента) Составить конспект основных психологических понятий по теме: Человек, индивид, личность, индивидуальность, интерес, мировоззрение, установка, Я- концепция, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, саморегуляция. Составить конспект основных психологических понятий по теме: Человек, индивид, личность, индивидуальность, интерес, мировоззрение, установка, Я- концепция, самооценка, уровень притязаний, самоконтроль, саморегуляция.

Семинар Теории личности в трудах отечественных и зарубежных ученых

Основные понятия личности в психологии 1. Личность дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем (К.К. Платонов);

2. Личность субъект деятельности (А.Н. Леонтьев);

3. Личность совокупность внутренних условий через которые преломляются внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн)

Личностью следует называть человека достигшего определенного уровня психического развития (Л.И. Божович)

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде (А.В. Петровский)

В структуре личности различают типичное и индивидуальное

Типичное это наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально-волевые проявления и т.п., т.е. то, чем один человек похож на других людей.

Индивидуальное это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., т.е. то, чем отличается один человек от другого

Структура личности по С.Л. Рубинштейну 1. Направленность (проявляется в потребностях, интересах, идеалах,убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения); 2. Знания, умения и навыки (приобретаются в процессе жизни и деятельности); 3. Индивидуально-типологические особенности (проявляются в темпераменте, характере, способностях);

Структура личности К.К. Платонов 1. Направленность личности моральные качества, установки, ее отношения с другими. Определяется эта подструктура общественным бытием человека 2. Опыт (знания умения навыки и привычки). Опыт приобретается в процессе обучения и воспитания. Ведущим в приобретении опыта является социальный фактор. 3. Формы отражения Эта подструктура охватывает индивидуальные особенности психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни и специфически проявляются в познавательной и эмоционально волевой деятельности человека. 4. Биологически обусловленная сторона психических функций личности

Малышев А.А.

Структура личности по А.Г. Асмолову

Структура личности А.В. Петровский 1. И нтраиндивидная (внутрииндивидная), 2. И нтериндивидная 3. М етаиндивидная (надиндивидная) Л

Направленность личности Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующие деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности человека

Потребность внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от конкретных условий существования

Мотив побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности

Направленность личности Осознанные мотивы Интерес По содержанию По цели По широте По устойчивости Убеждения Стремления Неосознанные мотивы Установки Когнитивные Эмоциональные Поведенческие Влечения (Эрос, Танатос)

Основные теории личности в зарубежной психологии З. Фрейд ( ) З. Фрейд ( ) Супер-Эго Морально- этические нормы Эго Принцип реальности.Вторичные процессы мышления Ид Принцип удовольствия. Первичные процессы мышления Сознание. Контакт с внешним миром Предсознательное. Материал который может быть переведен в сознание. Бессознательное Материал, недоступный для сознания..

Юнг Карл Густав ( ) Структура личности: «я» «тень» «тень» (совокупность вытесненных человеком представлений о самом себе) «самость» «самость» (самопознание смысла жизни) «анима» «анима» (источник ласки и влечений) «анимус» «анимус» (источник непререкаемых суждений)

Психика состоит: Сознания Личного бессознательного Коллективного бессознательного (разум наших древних предков, способ, которым они думали и чувствовали, способ, которым они постигали жизнь и мир, богов и человеческие существа)

Классификация личностных типов Основные: Экстраверт Экстраверт Интроверт Интроверт Дополнительные: Мыслительный Мыслительный Эмоциональный Эмоциональный Интуитивный Интуитивный

Адлер Альфред ( ) Индивидуальная психология: основные концепции и принципы 1. чувство неполноценности и компенсации; 2. стремление к превосходству; 3. стиль жизни; 4. социальный интерес; 5. творческое «Я»; 6. порядок рождения; 7. фикционный финализм;

Хорни Карен Клеменгина (1885 –1952) Типы поведения: 1. выражается в «невротическом стремлении к любви» как средству обеспечения безопасности в жизни; 2. проявляется в «невротическом стремлении к власти», которое объясняется не какими-то объективными причинами, а страхом и враждебностью к людям; 3. выражается в стремлении изолироваться от людей; 4. проявляется в признании своей беспомощности («невротическая покорность»). три типа невротической личности: 1) устойчивый, (стремление к людям) 2) устраненный, (стремление отдалиться от людей, стремление к независимости) 3) агрессивный (против людей).

Маслоу Абрахам Харольд ( ) Физиологические (органические) потребности (голод жажда, половое влечение и другие) Потребности в безопасности Чувствовать защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности Потребности в принадлежности и любви Принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятыми ими Потребности уважения (почитания) Компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет Познавательные потребности Знать, уметь, понимать, исследовать Эстетические потребности Гармония, симметрия, порядок, красота Потребность в самоактуализации Реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности

Роджерс Карл Рэнсом ( ) В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию», представленную В качестве ядра личности рассматривал «Я-концепцию», представленную динамикой соотношения «Я-реального» и «Я-идеального». Центральным звеном в теории личности Роджерса является категория самооценки Потребность в позитивном внимании Потребность в позитивном внимании для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Условия ценности Условия ценности (я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть). Безусловное позитивное внимание Безусловное позитивное внимание Ребенка любят и ценят просто за то, что он есть.

Самосознание личности "Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе" используется множество разнообразных терминов, соответствующих по содержанию понятию "Я-концепция": "самость", "самосознание", "образ Я", "Я система", "Я". Американский психолог М. Розенберг в структуре "Я" выделяет: - "настоящее Я" – каким индивид видит себя в действительности, в данный момент; - "настоящее Я" – каким индивид видит себя в действительности, в данный момент; - "динамическое Я" – каким индивид поставил себе целью стать ; - "динамическое Я" – каким индивид поставил себе целью стать ; - "фантастическое Я" – каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом моральных норм; - "фантастическое Я" – каким следует быть, исходя из усвоенных индивидом моральных норм; - "будущее" или "возможное Я" – тип лица, каким как кажется индивиду он может стать; - "будущее" или "возможное Я" – тип лица, каким как кажется индивиду он может стать; - "идеализированное Я" – каким приятно себя видеть; - "идеализированное Я" – каким приятно себя видеть; - ряд "изображаемых Я" – образов и масок, которые индивид примеряет каждый раз, чтобы скрыть отрицательные стороны "реального Я". - ряд "изображаемых Я" – образов и масок, которые индивид примеряет каждый раз, чтобы скрыть отрицательные стороны "реального Я".

Начало изучения "Я" было положено Уильямом Джемсом ( ) "материальное Я" – тело, одежда, собственность (уровень материального обеспечения, как и достижения, и внешность влияют на самооценку человека); "материальное Я" – тело, одежда, собственность (уровень материального обеспечения, как и достижения, и внешность влияют на самооценку человека); "социальное Я" – то, чем признают этого человека окружающие; "социальное Я" – то, чем признают этого человека окружающие; "духовное Я" – совокупность психических способностей и склонностей. "духовное Я" – совокупность психических способностей и склонностей. Самоуважение = успех \ притязания Эта формула лежит в основе иерархии личностей, их стремлении к самосовершенствованию и успеху, их болезней и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций и неврозов, их оценки себя и испытываемых ими эмоций