Приоритетные направления методической деятельности центральных библиотек Консультирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация Заместителя заведующей по воспитательно-методической работе МАДОУ ЦРР детский сад 50 г. Калининград Ивановой Ольги Григорьевны.
Advertisements

Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Роль методического объединения классных руководителей в современной школе Из выступления Савеловой на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года.
Методическое сопровождение введения ФГОС ООО в Курманаевском районе в 2013 – 2014 учебном году.
Консультационное предпринимательство (консалтинг) Выполнил; Худойбердиев. А Приняла ; Ёдгорова.
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
МОУ Заозёрная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 16 Научно-методическое сопровождение проектов и программ экологического.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
И ННОВАЦИЯ КАК УРОВНЕВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ В АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Повышение квалификации педагогов в образовательном учреждении.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Методическая служба как механизм развития профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения 1.
ПРОЕКТ «Создание информационно- аналитического и научно- методического обеспечения инновационного управления образованием» БЕЗМАТЕРНЫХ ТАЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА,
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Презентация по теме: Презентация "Направления работы методической службы школы"
Методическая тема школы: Повышение эффективности и качества образования в условиях реализации Концепции модернизации образования.
ГБОУ ЦО1488 Педсовет «Управление процессом Педсовет «Управление процессом формирования качеств знаний учащихся» формирования качеств знаний учащихся»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Методический центр 2008 Планирование работы методических объединений Методические рекомендации.
Основные направления деятельности методической службы колледжа при переходе на профильные программы Карелина Ирина Григорьевна, методист ГБОУ СПО СК 26.
ШМО учителей начальных классов. Руководитель Барковская Светлана Николаевна.
Транксрипт:

Приоритетные направления методической деятельности центральных библиотек Консультирование

Отказ от командно-административной системы методического руководства не отрицает положительного опыта, достигнуто за годы советской власти. «Cоздание и развитие методических служб одно из достижений советского библиотечного дела, подлинная инновация в мировом библиотековедении». Отказ от командно-административной системы методического руководства не отрицает того положительного опыта, достигнуто ею за годы советской власти [ Ю. Н. Столяров].

Приоритетные направления деятельности библиотек - методических центров выявление и распространение инноваций; система повышения квалификации библиотечных кадров; создание нормативно-инструктивной базы; консультирование.

Принципы методического обеспечения деятельности библиотек Принцип научности. Он означает, что все методические решения и рекомендации должны строиться на основе новейших достижений библиотечной теории, быть научно-обоснованными и экспериментально проверенными, т. е. должны быть результатом научно-исследовательской работы и направлены на совершенствование работы библиотек и преодоление противоречий в их деятельности.

Принцип активности - поиск и освоение библиотечных инноваций. Методические центры не должны ограничиваться пассивной помощью библиотекам по их запросам, а стремиться активно влиять на их работу через методические рекомендации, информацию об инновационном библиотечном опыте, результатах НИР и т. д.

Принцип «рекомендательности». Методические решения и рекомендации не должны быть обязательными или директивными. Они являются лишь рекомендациями, советами или пожеланиями, из которых библиотекари имеют право выбирать те из них, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и условиям работы конкретной библиотеки.

Принцип дифференцированного подхода. Методические центры строят свою деятельность с учетом специфики типов библиотек, профессий, образования и практического опыта библиотечных кадров, условий, в которых они работают. Особое внимание при этом необходимо уделять молодым, начинающим библиотекарям.

Методические центры всегда выделяют главное звено (или несколько звеньев), на которое обращается особое внимание, но это не означает, что можно забыть о других направлениях работы библиотек.

Методическое обеспечение чаще всего направлено на развитие автоматизированных технологий и маркетинговую деятельность библиотек.

Принцип непосредственной связи с библиотеками - методическое обеспечение должно строиться на основе изучения работы библиотек, оказания им помощи на месте. Для совершенствования деятельности библиотек важно оперативно выявлять недостатки и новшества, а затем своевременно оказывать консультационно-методическую помощь, обеспечивать методическими рекомендациями для повышения уровня их работы.

Эффективность методического обеспечения тесно связана с его систематичностью и плановостью. Обеспечить непрерывное совершенствование работы библиотек можно лишь на основе систематической и планомерной помощи библиотекам, а не путем отдельных, разрозненных методических мероприятий.

Методическое обеспечение должно основываться на аналитической работе - на систематическом анализе состояния и развития как отдельных библиотек, так и библиотечной системы в целом. Таким образом, принятие решений базируется на методическом мониторинге, т. е. на отслеживании изменений в деятельности библиотек и определении уровня их работы.

В результате аналитической деятельности методистов осуществляется консультационно- методическая помощь не только по просьбе библиотекарей, но и по инициативе и рекомендациям методистов.

ЦБ-методические центры в силу своего статуса сохраняют вертикальную иерархию отношений с руководителями подведомственных библиотек.

Как преодолеть несоответствие между сохраняющейся системой руководства и инновационным характером методической работы? Формирование профессиональных консультационных организаций, как самостоятельных составляющих методической работы – управление изменениями. Динамика изменений в окружающей среде сегодня настолько высока, а потребности библиотек настолько различны, что диапазон консультирования очень широк и многоаспектен.

Консультирование профессиональная помощь руководителям и специалистам в решении сложных, нестандартных проблем.

В США, Дании, Финляндии и некоторых других странах управленческое консультирование уже давно признано важной профессиональной службой, которая помогает руководителям анализировать и решать стоящие перед ними задачи, усваивать и внедрять инновации. Консалтинговая организация современной методической работы органично вписывается в традиционную деятельность методистов, поскольку консультирование всегда было частью методической работы.

Специфика консультационной деятельности Она является разновидностью экспертной помощи, которая оказывается по заказу руководителей филиалом и имеет для него рекомендательную направленность. Консультант исходит из конкретных проблем библиотеки, начиная работу с диагностики, выявляет вопросы, типовые решения которых адаптируются к специфике заказчика, тем самым облегчается освоение нововведений.

Одна из главных функций консультанта - повышение квалификации руководителей и библиотекарей. Образовательный характер, способность распознавать общие тенденции, причины как традиционных, так и новых проблем, находить их решение, делают управленческое консультирование связующим звеном между теорией и практикой библиотечного дела.

Имидж консультанта Методист как высококлассный специалист адекватно оценивает и осознает свою компетентность, стремится соответствовать уровню ожидаемых от него требований, что может быть достигнуто только непрерывным повышением собственного образования.

Организационная структура консультационного центра эксперты-методисты, т. е. специалисты отделов по основным направлениям деятельности библиотеки; подразделение специальных услуг (консультирование по юридическим вопросам, социальным и психологическим аспектам руководства коллективами, методам и формам управления).

Методист-консультант носитель общечеловеческих и общесоциальных ценностей, т. к. в своей работе он использует все накопленные знания; помощник при выработке каких-либо решений. Методист-консультант формирует условия для принятия этих решений другими, т. к. его главной задачей является запуск механизмов самоорганизации и саморазвития.

Консультант – учитывает правовые, экономические, политические, психологические, экологические и другие аспекты; – предвидит соответствующие последствия своих консультаций; – разбирается во всех уровнях управления, поскольку все они взаимосвязаны;

– привлекает экспертов и специалистов для решения узкопрофессиональных проблем; – работает с творческим "ядром" организации, способствуя становлению управленческой команды; – использует групповые методы работы, позволяющие органично соединять исследование, обучение и практическое решение; – никому и нигде не говорит, кого и по какому вопросу он консультирует, если это не оговорено специально, поэтому ему доверяют библиотекари.

Следовательно, консультирование – это неформальная деятельность, которая является искусством. В экономической системе большинства стран профессиональные консультационные услуги платные.

Условия реализации платного консультирования Платными могут стать услуги, заказанные низовыми библиотеками, например, целевые методические пособия, информационные или обучающие семинары. Персонификация: каждый случай оплаты должен рассматриваться с учетом желания библиотекаря получить консультации, его профессиональной пригодности и материальных возможностей.

Благодарим за внимание! Дергилева Татьяна Владиславовна, канд. пед. наук, Артемьева Елена Борисовна Д-р пед. наук