НЕКОНСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (по материалам методического пособия М.Э.Вайнер ) Презентация составлена педагогом.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причины и типы неконструктивного поведения детей дошкольного возраста Консультация для воспитателей. Подготовила педагог-психолог Матвеева И.М. МБДОУ «Детский.
Advertisements

Тема: Тема: «Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей»
« Под поведением разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой... Обычно выделяют три.
Приёмы работы с гиперактивным ребёнком на уроке и во внеурочное время.
Гиперактивный ребёнок в детском саду «АКТИВНЫЙ» -ДЕЯТЕЛЬНЫЙ, ДЕЙСТВЕННЫЙ «ГИПЕР» - ПРЕВЫШЕНИЕ НОРМЫ.
ГОАУ школа - интернат 12, г. Свободный. ПРОБЛЕМ НОЕ ПОВЕДЕН ИЕ.
Родительское собрание по теме: «Как помочь ребенку стать внимательным»
Причины возникновения речевой неуспешности дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления.
Способы взаимодействия с детьми с СДВГ детско-родительский тренинг.
А ГРЕССИВНОСТЬ У СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА. «Агрессия это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе,
Особенности развития детей 2-3 лет Уйменова Елена Юрьевна педагог-психолог МБДОУ детского сада «Берёзка» Prezentacii.com.
Что такое внимание? Виды внимания Свойства внимания Причины невнимательности Проявления синдромов дефицита внимания Упражнения на развитие внимания Развитие.
Факторы, понижающие уровень риска и обеспечивающие безопасность ребенка: профилактика жестокого обращения с детьми: как работать с агрессивными детьми.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Консультация «Особенности подбора игр и приемов при взаимодействии с агрессивными и тревожными детьми» Подготовил: Педагог-психолог МБДОУ 22 А.И. Карпиевич.
ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Методист организационно- массового отдела ЦВР «Планета.
Комарова Е.А., ГОКУ СКШ 1 г.Черемхово, учитель начальных классов.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Кризис трёх лет (греч. krisis - решение, поворотный пункт) - возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, характеризующийся.
Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным.
Транксрипт:

НЕКОНСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА (по материалам методического пособия М.Э.Вайнер ) Презентация составлена педагогом – психологом Казаковой О.А.

Немного теории С определенными недостатками поведения детей сталкиваются многие взрослые воспитатели, родители, учителя в школе. И сразу у них возникает масса вопросов: можно ли считать эти недостатки поведения типичными? какова их причина? можно ли предупредить их появление? как эффективно решить уже возникшие проблемы? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо понять что же такое поведение вообще и основы какого поведения необходимо заложить в дошкольном детстве и потом закрепить в младшем школьном возрасте. «Под поведением, писал отечественный психолог С.Л.Рубинштейн, разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой... Обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение». Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1986.

Немного теории Инстинктивное поведение основано на инстинктивных действиях и направлено на удовлетворение жизненно важных потребностей. Существенную роль в жизни человека играют навыки, привычки привычное поведение. Реализуя привычное поведение, ребенок поступает правильно потому, что иначе не может поступить. Разумное или произвольное поведение. Произвольное поведение ребенка поведение осмысленное, инициативное и над ситуативное. Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за такими детьми, мы видим, что они, во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе. во-вторых, дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество. в-третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а так­же в тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или сверстников. Некоторым детям приобретение опыта произвольности дается с большим трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное, неадаптивное.

Типичными формами неконструктивного поведения, как правило, являются: импульсивное, демонстративное, протестное, агрессивное, недисциплинированное, конформное, симптоматическое поведение. Типичными формами неконструктивного поведения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте являются: импульсивное поведение (обусловленное, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка); демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное и симптоматическое поведение (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.).

Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствует о недостаточно сформированных у них регуляторных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения. Помимо психологического основания импульсивное поведение может иметь и физиологические причи­ны. В этом случае оно объясняется слабостью тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности, второй сигнальной системы речи. Импульсивное поведение Ребенка с импульсивным поведением отличает: невероятная двигательная активность; повышенная отвлекаемость, невнимательность; постоянные беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и занятия других детей; совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях; нередко ребенок с импульсивным поведением начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать.

Комформное поведение Среди детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста достаточно много тихонь, которые готовы во всем с согласиться со взрослыми и подчиниться им. Такое поведение детей чаще удовлетворяет взрослых, чем пугает и настораживает. Дети-тихони также легко «идут на поводу у более активных и бойких сверстников. Не имея своей позиции, своей точки зрения, они легко принимают чужую. По сравнению со сверстниками эти дети и в младшем школьном возрасте по-прежнему больше подражают, чем действуют самостоятельно, многое принимают на веру, не стремятся активно вникнуть, понять, осознать. Может даже сложиться впечатление, что они умственно неполноценны, несмотря на то, что их интеллект в норме. Вполне закономерно, что дети с конформным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них это избирательность контактов (предпочитают хорошо знакомых взрослых и сверстников) и боязнь публичных выступлений (ответ на уроке, выступление на празднике). Психологической основой конформности является высокая внушаемость ребенка, непроизвольное подражание, «заражение».

Демонстративное поведение Признаками такого поведения - кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом. Кривляется: 1. Только в присутствии взрослых (воспитателей, родителей, педагогов) и только тогда, когда они обращают на него внимание. 2. Когда взрослые показывают ребенку, что они не одобряют его поведение, кривляние не только не уменьшается, а наоборот, усиливается. В итоге развертывается особый коммуникативный акт, в котором ребенок на невербальном (при помощи действий, телесном) языке говорит взрослым: «Я делаю то, что вам не нравится». В словах выражается - «Я плохой». Каприз часто повторяющаяся слезливость, необоснованные своевольные выходки с целью самоутвердиться, обратить на себя внимание, «взять верх» над взрослыми. Капризы сопровождаются активным проявлением недовольства и раздражительности: плачем, двигательным возбуждением, катанием по полу, разбрасыванием игрушек и вещей. Эпизодически капризы возникают в результате переутомления, перевозбуждения нервной системы ребенка сильными и разнообразными впечатлениями, а также как признак или следствие начавшегося заболевания.

Протестное поведение Формы протестного поведения детей это негативизм, упрямство, строптивость. Негативизм такое поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили Типичные проявления детского негативизма это беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе ребенка выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети совершают действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. «Упрямство такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал... Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением» (Выготский Л.С.). Часто упрямство определяется как «дух противоречия» Причина упрямства длительно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно. С негативизмом и упрямством тесно связана и другая форма протестного поведения строптивость. Строптивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столько против руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

Агрессивное поведение Агрессивным называют целенаправленное разрушительное поведение. Реализуя агрессивное поведение, ребенок противоречит нормам и правилам жизни людей в обществе, наносит вред «объектам нападения» (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб людям и вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние психической напряженности, подавленность, страх и др.). Агрессивные действия ребенка могут выступать: в качестве средства достижения значимой цели; как способ психологической разрядки, замещения блокированной, неудовлетворенной потребности; как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении. Физическая агрессия ребенка выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Агрессивность необязательно проявляется в физических действиях. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, обзывают, ругаются).

Недисциплинированное поведение Нередко дети демонстрируют поведение, которое нельзя квалифицировать ни как агрессивное, ни как протестное. Недисциплинированное поведение это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стандарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки. Как правило детям с недисциплинированным поведением свойственны безответственность, развязность, леность, неряшливость, эгоизм.

Симптоматическое поведение Любое уже рассмотренное нарушение поведения может быть квалифицировано как симптоматическое. В этом случае неконструктивное поведение ребенка выполняет функции своеобразной коммуникативной метафоры, с помощью которой он сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем дискомфорте. Симптом это признак болезни, какого-либо болезненного (разрушающего, негативного, тревожащего) явления. Другими словами, симптоматическое поведение или болезнь, как разновидность поведения, своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребенка.

Диагностика и критерии оценки неконструктивного поведения детей Чаще взрослых настораживают некоторые неожиданные или трудно объяснимые поступки ребенка, одолевают тревожные мысли: если подобное поведение однажды возникло, оно со временем исчезнет или закрепится навсегда? стоит ли немедленно обратиться к специалистам, чтобы оказать ребенку психолого-педагогическую помощь или не вмешиваться? подождать и «с возрастом» все пройдет само собой? Чтобы грамотно ответить на эти и подобные вопросы, убедиться присущ ребенку тот или иной тип поведения, и если да, то в какой мере, предлагается воспользоваться диагностической анкетой для определения неконструктивного поведения

Консультативно – коррек ционные групповые занятия во всех классах еженедельно в течение III четверти Большие психологические игры, акции, игровые оболочки Групповые занятия с детьми из «группы риска» Коррекция эмоционального и личностного развития детей Психолог – куратор Команда специалистов: воспитатели, педагоги, сурдопедагоги Система работы интеграционных команд специалистов школы