Оценка качества образования (современные подходы) Еремина Вера Юрьевна, проректор НИРО, к,п,н. 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Advertisements

Мониторинг качества образования Сентябрь, 2008 г. Совещание со специалистами муниципальных органов управления образованием.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Статья 17. Формы получения образования и формы обучения 1. В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА.
О проведении независимой системы оценки качества работы образовательных организаций М.П. Гераськина, начальник отдела дошкольного и общего образования.
Программа повышения качества образования в БМАОУ « Лицей 7» Августовский педагогический совет
Докладчик: Пименова О.В., зам. директора по УВР,.
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
ПРИМЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА 10 – 12 марта 2010 года.
Совершенствование системы качества образования в условиях апробации ФГОС.
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
1 Комплексный проект модернизации образования Саратовской области. Развитие региональной системы оценки качества образования Дорожная карта реализации.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Развитие региональной системы оценки качества образования (РСОКО)
Система оценки качества образования в МБОУ СОШ 31 имени Героев Свири «Образование – величайшее благо мира, если оно наивысшего качества. В противном случае.
Модель школьной системы оценки качества образования МБОУ «СОШ 2» г. Назарово.
1 Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения.
Транксрипт:

Оценка качества образования (современные подходы) Еремина Вера Юрьевна, проректор НИРО, к,п,н г.

Толкование понятия «Качество образования» Многозначная трактовка термина Зависимость трактовки от угла зрения на образование Зависимость трактовки от государственной политики в области образования Современные подходы к оценке качества образования

Качество образования Родители - развитие индивидуальности детей Учащиеся - внутришкольный климат Учителя - наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалам Бизнес и промышленность - жизненная позиция, умения, навыки, знания выпускников Общество - ценностные ориентации, гражданская позиция, технократическая или гуманистическая направленность профессиональной деятельности выпускников

Участие России в PISA PISA 2000 года PISA 2003 года PISA 2006 года PISA 2009 года PISA 2012 года

Год Число стран Читательская грамотность Естественно- научная грамотность Математическая грамотность место место 22 место место 24 место место место место место место 39 место 38 место

Традиционная оценка ОУ Успеваемость (медалисты, неуспевающие) Олимпиады, НОУ Соревнования Конкурсы Правонарушения Травматизм Охват горячим питанием Итоги аттестации педагогических работников Готовность ОУ к учебному году

Государственная политика в области образования ЕГЭ ГИА-9 в новой форме НПФ Реструктуризация Сетевое взаимодействие НСОТ ФГОС Информатизация Государственно-общественное управление Публичный отчет Аттестация педагогов

Нормативно-правовая база Приказ Минобрнауки «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» от 6 октября 2009 года 373. Приказ Минобрнауки «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных ОУ» от 24 марта 2010 года 209 Приказ Минобрнауки «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования». от 17 декабря 2010 года Приказ Минобрнауки «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования» от 17 мая 2012 года 413 Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (утв. Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. 607) (в редакции Указа Президента РФ от 14 октября 2012 г. 1384)Указа ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года 273

Современные подходы к оценке деятельности ОУ Оценка качества образования Степень государственно-общественного управления Публичный отчет Здоровье обучающихся Стандарт бюджетной образовательной услуги Информатизация Кадры Введение НСОТ Введение НПФ Введение ФГОС Соотношение ученик-учитель Удельный вес детей, получающих услуги по дополнительному образованию Удовлетворенность населения качеством общего образования

Качество как понятие 1. Абсолютное значение - наивысший уровень качества 2. Относительное значение - продукция или услуга отвечает требованиям соответствующих ей стандартов или спецификации, т.е. 1) это соответствие стандартам или спецификации; 2) соответствие запросам потребителя

Качество образования - качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. (Концепция ОСОКО) качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы (ФЗ 273 «Об образовании в РФ»)

Контроль качества образования 1. Стартовая диагностика в 1-х классах. 2. Итоговая аттестация в 4-х классах. 3. Степень готовности к обучению в основной школе в 5-х классах. 4. ГИА-9 в новой форме. 5. Степень готовности к обучению в средней школе в 10-х классах. 6. ЕГЭ в 11-х классах.

Оценка качества образования не сводится только к тестированию знаний учащихся (хотя это и остается одним из показателей качества образования) осуществляется комплексно, образовательные результаты учитываются во всех направлениях деятельности школы предполагает оценку результата и процесса деятельности образовательного учреждения Должен быть учет компетентностных достижений, которые можно оценить: самостоятельность, инициативность, креативность, информационную, правовую, экономическую компетенции

Мониторинг качества образования определение стандартов; индикаторы (измеряемые величины) стандартов; установление критерия, по которому возможно судить о достижении стандартов, сбор данных; оценка результатов, принятие соответствующих мер, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами

Планирование качества образования связано с разработкой долгосрочного направления деятельности образовательного учреждения на основе информирования и обсуждения в обществе результатов оценки качества

Основные тенденции развития в области оценки качества образования Внедрение элементов системы оценки качества образования, способствующих развитию школы и повышению качества образования (сочетание внутренней и внешней оценки; сочетание оценочной деятельности как средства отчетности, так и средства оказания поддержки школе в ее развитии; самообследование школы как основа для ее развития и др.).

Статья 29. Информационная открытость образовательной организации П. 2. Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность: 3) отчета о результатах самообследования. Показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, и порядок его проведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере образования;

Задачи в области оценки деятельности ОУ Необходимо создать систему, позволяющую потребителям получать более ясные сигналы о результатах функционирования образовательной системы в контексте их собственных представлений о качестве этих результатов. На этой основе развивать формы общественного влияния на поведение образовательной системы.

ОСОКО - система внешней оценки результатов образования в интересах общества, то есть основных общественных групп. Многие годы содержание образования и требования к результатам определялись самим профессионально- педагогическим сообществом Систематическая внешняя оценка дает долгосрочные и ясные ориентиры для преподавателей, более объективную основу для оценки их труда.

Актуальность оценки качества образования Государственная политика в области образования предъявляет новые требования к условиям организации учебного процесса и оценке результатов образования Государственно-общественный характер управления ОУ расширяет требования к информированию заинтересованных сторон о качестве образовательных услуг

В достоверной информации о качестве образовательных услуг ОУ становятся заинтересованными следующие стороны: учащиеся и их родители как потребители образовательных услуг, выбирающих то ли иное ОУ; руководство ОУ и его сотрудники, для которых эта информация становится основанием определения стратегии развития учреждения; партнёры, вступающие во взаимосвязь с образовательным учреждением; работодатели, которые принимают в свои организации выпускников образовательных учреждений; общество и государство, принимающие выпускников в качестве граждан и членов социума.

Необходима единая технология оценки качества образования в общеобразовательном учреждении, обеспечивающая сопоставление результатов как в ОУ, так и внутри муниципальной и региональной образовательных систем

ОКО должна обладать способностью дать информацию о состоянии образования, начале негативных (позитивных) процессов Цель ОКО – выявление опасностей, проблем, чтобы вовремя среагировала система управления ОУ или МОУО или региона.

Риски РСОКО Избыточность или недостаточность информации для ОКО Под вопросом открытость и доступность информации по ОКО Непредсказуемость социальных последствий оценки деятельности образовательных учреждений и тем более муниципальной системы образования

Наша новая школа «Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом». Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". Приказ Президента Д. А. Медведева от Пр-271 В режиме доступа: (дата обращения )

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы должна: обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы.

Государственная политика Одними из основных государственных приоритетов в области общего среднего образования сегодня являются развитие школьной инфраструктуры, социального партнерства родителей и образовательных учреждений, эффективности муниципального и регионального управления образованием. Решение этих задач и должна обеспечивать система оценки качества образования. Председатель Правительства России Дмитрий Медведев провёл селекторное совещание по итогам учебного года. В режиме доступа: /2329 (дата обращения )

ФЗ «Об образовании в РФ» 273 от г., нацеленный на защиту интересов человека, общества, государства в области образования, предписывает осуществлять контроль качества образования как основной характеристики деятельности образовательного учреждения

Задачи формирования технологии оценки качества образования 1. Определение номенклатуры и значений показателей качества образования; 2. Разработка процедур измерения и оценки качества образования; 3. Разработка технологии оценки качества образования; 4. Разработка технологии предоставления результатов оценки качества образования в различных общеобразовательных учреждениях и их сравнения на уровне муниципальной системы образования; 5. Разработка технологии сравнения результатов оценки качества образования в муниципальных образовательных системах на уровне региональной системы общего среднего образования; 6. Апробация технологии оценки качества образования; 7. Обобщение и оформление результатов апробации.

Принципы оценки качества образования информативность; системность; технологичность; минимизация затрат; периодичность; ориентированность на управленческую практику; ориентированность на потребителя.

Структура показателей качества общего среднего образования Динамика индивидуальных достижений обучающихся планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС (начального, основного, полного среднего образования) и общая результативность деятельности ОУ; Уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством деятельности образовательного учреждения. Степень соответствия условий и организации образовательного процесса государственным требованиям к деятельности общеобразовательного учреждения.

Проблема В общеобразовательных учреждениях отсутствует опыт комплексной оценки индивидуальных результатов освоения основной образовательной программы на основе единых подходов к психолого- педагогической диагностике предметных, метапредметных и личностных результатов обучения в соответствии с требованиями ФГОС.

Оценка результатов образования состоит из двух блоков - индивидуальная оценка качества образования обучающегося; - оценка качества образования в целом по ОУ Оценка строится на сопоставлении входной, промежуточной и (или) текущей, итоговой диагностики.

Оценка качества образования предполагает Оценку результатов освоения ООП: - Предметных (персонифицированная систематическая оценка уровня освоения ООП обучающимися) - Метапредметных (психолого- педагогическая диагностика уровня адаптации обучающихся к освоению ООП) - Личностных (неперсонифицированная оценка результатов образовательной деятельности школы)

Инструментальный набор оценки качества образования содержит перечень показателей результатов освоения ООП и методик их отслеживания (апробированных и вновь созданных)

Перевод шкалы измерения по выбранной методике в единую систему оценивания. Показатели результатов (предметных, метапредметных, личностных) освоения ФГОС Диагностические методики (тесты, опросники, анкеты и др.) Результаты диагностики по данной методике (баллы, уровни проценты и др.) Уровень результатов (в единой системе оценивания)

Индивидуальная карта обучающегося Низкая степень готовности/ низкий результат Средняя степень готовности/ средний результат Высокая степень готовности/ высокий результат Входная диагностика Текущая диагностика Итоговая диагностика

Сводная таблица результатов мониторинга класса Низкая степень готовности/ низкий результат Результат ниже среднего Средняя степень готовности/ средний результат Результат выше среднего Высокая степень готовности/ высокий результат Входная диагностика 20%60%20% Текущая диагностика 10%15%50%10%15% Итоговая диагностика 0%5%65%10%20%

Мониторинг результатов освоения ООП по ФГОС Ниже требований стандарта На уровне требований стандарта (ученик научился) Выше уровня требований стандарта (ученик получил возможность научиться) Текущая диагностика 5%85%10% Итоговая диагностика -90%10%

Система показателей результативности деятельности ОУ Предметные: итоги ЕГЭ и ГИА, наличие призеров олимпиад и НОУ, выдача аттестатов Личностные: доля участников и наличие призеров спортивных соревнований и творческих конкурсов Охват горячим питанием Участие педагогов в профессиональных конкурсах и экспериментальной работе Наличие органов самоуправления и публичного отчета руководителя Отсутствие случаев травматизма, карантина и правонарушений Отсутствие обоснованных жалоб участников образовательного процесса Сохранение контингента обучающихся

Степень соответствия условий и организации образовательного процесса государственным требованиям к деятельности ОУ. Развитие инфраструктуры ОУ, выполнение норм Сан Пин, Роспотребнадзора, Пожнадзора Соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС Информатизация образовательной деятельности Требования к квалификации педагогических и руководящих работников ОУ Выполнение требований к оснащенности школьной библиотеки, количество учащихся, обеспеченных учебниками из бюджетных средств школы Количество детей, обучающихся по программам дополнительного образования Степень эстетического совершенства школьной среды Организация медицинского обслуживания

Уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг качеством деятельности ОУ Результат исследования: - социологический портрет семей обучающихся - информация об удовлетворённости родителей качеством образования в конкретном образовательном учреждении, - ожидания родителей от школы, - уровень выполнения в семье воспитательной функции по отношению к ребёнку, межличностных отношениях в семье ученика

Система показателей удовлетворенности потребителями деятельностью ОУ Удовлетворённость организацией режима обучения, уровнем безопасности в ОУ, комфортностью школьной среды, материально- техническим оснащением образовательного процесса Удовлетворённость образовательными программами, реализуемыми в учреждении, организацией воспитательной работы и системы дополнительного образования, качеством педагогических кадров учреждения, качеством и доступностью различных видов обучения (индивидуальное, дистанционное, экстернат и др.), Удовлетворённость организацией работы с одаренными и детьми из неблагополучных семей Удовлетворённость деятельностью ОУ по сохранению и укреплению здоровья, организацией медицинского обслуживания в учреждении, организацией горячего питания в учреждении Удовлетворённость работой органов общественного самоуправления, организацией системы информации о деятельности учреждения, работой администрации образовательного учреждения

Информационная карта оценки качества образовательных услуг Соответствие условий и организации образовательного процесса государственным требованиям и стандартам Мнение потребителей образовательной услуги Статистика результатов деятельности ОУ

Столбиковая диаграмма оценки качества образовательных услуг

Лепестковая диаграмма

«Успешная школа» Опыт «успешных школ» необходимо обобщать и распространять.

«Социально-ориентированная школа» «Социально-ориентированные школы» нуждаются в развитии инновационных педагогических технологий, повышающих результативность педагогической деятельности.

«Результативная школа» В «результативной школе» необходимо подкрепление образовательных достижений положительным имиджем ОУ и развитием ресурсной базы для улучшения условий образовательного процесса.

«Школа-фантом» Положительный имидж «школы-фантома», не подкрепленный реальными образовательными достижениями и соответствующими требованиям условиями обучения, может сформироваться в случае отсутствия у родителей альтернативы выбора ОУ (например в отдаленном селе), выбор дальнейшей стратегии развития «школы-фантома» должен строиться на основе тщательного анализа социкультурной среды ОУ.

«Неэффективная школа» В «неэффективных школах» необходимо повышать качество управленческой деятельности и ориентировать на эффективное использование ресурсной базы в образовательном процессе.

«Школа недостаточного имиджа» В «конфликтных школах» необходимо развивать организационную культуру и формировать социально-психологический климат, ориентированный на эффективное взаимодействие с обучающимися и их родителями.

«Перспективная школа» «Перспективные школы» нуждаются в развитии ресурсной базы при поддержке учредителей.

«Школа-аутсайдер» Деятельность «школ-аутсайдеров» должна вызывать комплекс управленческих воздействий, сформированных в каждом отдельном случае индивидуально.

Преимущества лепестковой диаграммы Наличие или отсутствие признака (фактора) позволяет соотнести - условия предоставления образовательной услуги, - мнение потребителей и - статистику результатов

На уровне образовательного учреждения можно определить уровень качества образования как соответствие достигнутых результатов запланированным появляется возможность мониторинга индивидуальных результатов обучающихся, классов и педагогов в динамике

На уровне муниципальной системы образования - выстраивается профиль каждого образовательного учреждения в соответствии с данными типовыми моделями и разрабатываются стратегии развития общеобразовательных учреждении с учетом проблемных зон, выявленных в ходе оценки качества образования в школе. - выстраивается профиль района

Профиль района

На уровне региона - обозначаются профили муниципальных образовательных систем в зависимости от того, к каким типовым моделям относятся общеобразовательные учреждения в данном муниципалитете - появляется возможность мониторинга, сопоставления, анализа, стратегии

Профили качества образования муниципального района

Минусы и плюсы ОКОУ Минусы диагностики Плюсы диагностики 1. Сложность сбора информации 1. Объективная информация 2. Информация из разных источников 2. На соотношении трех групп показателей строится достоверная оценка 3. Возможное сопротивление ОУ многофакторной оценке 3. «Нечего на зеркало пенять…» 4. Выявляются распределенные конкретные дефекты управления ОУ 5. Результаты оценочных процедур приведут к адекватным управленческим решениям 6. Технология ОКОУ позволит проводить мониторинг на уровне ОУ, на уровне МОУО и региона

Механизм применения многофакторной оценки качества образовательных услуг Самообследование ОУ (внутренний аудит) Внутриведомственная оценка деятельности ОУ (внешний аудит) Независимая оценка деятельности ОУ в интересах потребителя образовательных услуг Комплексная форма оценки

Распределенный характер оценки Как и ответственность за качество образовательной услуги, доступ к результатам оценки также должен носить распределенный характер. Полным правом, на наш взгляд, обладает учредитель ОУ, в остальном ОУ работает с информацией в интересах развития своего учреждения и повышения качества образовательной услуги.

Основные трудности в диагностике Наименее разработанным и наиболее сложным направлением является изучение мнения потребителей Существующий опыт не отвечает направлениям модернизации системы образования и не ориентирован на практику управления и развитие ОУ

В чем могут заключаться основные цели оценивания в классе Поддержка учащихся в процессе обучения Диагностика проблем возникающих в процессе обучения Предоставление информации учащимся о том, насколько успешно они усваивают учебный материал Информирование родителей о том, как учится их ребенок Определение дальнейших методических шагов Оценивание учащихся Принятие решения о переводе учащихся в следующих класс (на следующий уровень) Ведение официального учета учащихся Мониторинг уровня качества образования Выполнение требований по оцениванию на уровне всей школы Обеспечение контроля за работой школы Обеспечение контроля за работой учителей

Стратегия ОУ на основе измерений Важная цель - оценка консеквентной валидности – определение значимости последствий применения оценочных процедур для управления качеством образования, а более широко - для общества в целом Важный вопрос - каким образом обеспечить максимальное использование результатов оценки образовательных достижений Важная задача - перевести результаты работы по оценке качества образования на язык, понятный всем пользователям

Благодарю за внимание Еремина Вера Юрьевна 2013 год