Интернет-семинар (вебинар) Методика подготовки к заочному этапу XIV турнира им. М.В. Ломоносова для учителей литературы и родителей участников турнира 19 января 2015 г.
Цель турнира - поддержать и развить познавательные интересы учеников в области литературной истории и теории; - оценить уровень знаний по литературе школьников с целью отбора их для участия в очном этапе Ломоносовского турнира.
Структура заданий для 5-11 классов задания части В, которая содержит: 5 класс – 20 вопросов, 6 класс – 20 вопросов 7 класс - 21 вопрос, 8 класс – 23 вопроса, 9 класс – 26 вопросов, 10 класс – 26 вопросов, 11 класс – 23 вопроса, предполагающих краткий ответ (слово, словосочетание, название произведения, имя автора или персонажа).
Максимальный балл: 5 класс – 43 6 класс класс – 47 8 класс – 49 9 класс – класс – класс- 48
Содержание разделов. 5 класс: Знание биографии писателя Теория литературы Культурный контекст Произведения фольклора Тексты художественных произведений русской литературы ХIХ века
Содержание разделов. 6 класс: Знание биографии писателя Теория литературы Культурный контекст Произведения фольклора Тексты художественных произведений русской литературы ХIХ века
Содержание разделов. 7 класс: Тексты художественных произведений русской литературы ХIХ века Теория литературы Знание биографии писателя Культурны контекст Мифология
Содержание разделов. 8 класс: Произведения фольклора Тексты художественных произведений русской литературы ХIХ века Теория литературы Мифология Историко-литературный процесс Культурны контекст
Содержание разделов. 9 класс: Тексты художественных произведений русской литературы Теория литературы История литературы Интеграция искусств
Содержание разделов. 10 класс: Тексты художественных произведений русской литературы XVIII- ХIХ вв. Теория литературы История литературы Интеграция искусств Биография писателя
Содержание разделов. 11 класс: Тексты художественных произведений русской литературы ХIХ-XX веков Теория литературы Поэтика История литературы Интеграция искусств
Перечень проверяемых умений Знание изучаемых текстов, способность тонкого и глубокого понимания произведения (5-11 классы) Умение чувствовать неповторимость и точность художественного слова, его смысловую и стилистическую особенность (5-11 классы) Знание литературоведческих терминов и понятий, умение определять стихотворный размер (5-11 классы) Литературный кругозор в области мифологии (7-8 классы) Знание словесного художественного текста и его интерпретации средствами других искусств (5-11 классы) Знание фактов биографии писателя (5-11 классы)
Рекомендательная литература: Ляпина А.В. Задания Ломоносовского турнира. // Филологическое образование школьников: теория и практика. Омск, 2011 Демченков С.А., Ляпина А.В. и др. Задания Всероссийской олимпиады школьников по литературе. // Филологическое образование школьников: теория и практика. Омск, 2011 Энциклопедический словарь юного литературоведа/Сост. В.И. Новиков. М., Мифы древней Греции. М., 2009 (любое издание) Мифологический словарь/ гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ Продолжите строку из басни И.А. Крылова: 1) У сильного всегда … 2) Избави бог и нас от этаких… 3) А Васька слушает, да…
ОТВЕТ 1) …бессильный виноват 2)…судей 3)…ест
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ В басне И.А. Крылова «Квартет» среди музыкантов оказался один лишний. Найдите этого «лишнего» участника квартета и впишите в Бланк ответов: Мартышка, Баран, Козел, Медведь, Осел (2 б.)
ОТВЕТ баран
8 класс 1. В каждом ряду найдите лишнее слово и впишите в Бланк ответов после указания соответствующей буквы через запятую: а) Сонет-рассказ-новелла-повесть б) Гринев, Швабрин, Савельич, Данко 2. О каком древнерусском живописце известный кинорежиссер А. Тарковский снял фильм? (2 б.)
ОТВЕТ 1) сонет 2) Данко 3. Андре Рублев
9 КЛАСС 1. Узнайте имя литературного героя, назовите произведение и его автора (3 балла) 2. Этот герой родился в Европе, но отлично освоился в России. Его происхождение связывают с обрядами и ритуалами; в переводе имя этого героя означает «крепкий орешек» или указывает на цвет грубой ткани; он сотворен из материала, в котором живет душа человека.
ОТВЕТ Буратино
10 КЛАСС 1. У какого русского классика XIX века три романа начинаются на букву «О»? Назовите эти произведения. 2. Одна из баллад немецкого поэта 18-го века вошла в историю русской литературы. В 1812 году вышло переложение этой баллады, сразу же ставшее очень популярным. Другой русский поэт вступил в спор и соревнование с первым, в 1816 году выпустив своё вольное переложение этой же баллады. Укажите авторов и названия оригинала и русских переложений (3 б.)
ОТВЕТ И.А. Гончаров: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» Жуковский «Светлана» (1 б.), Катенин «Ольга» (1 б.). Бюргер «Ленора». (1 б.)
Впишите в Бланк ответов «лишнее» слово: «Нетте» – «Ласточка» – «Гамбринус» – «Атлантида» (2 б.)
ОТВЕТ «Гамбринус»
Турнир им. М.В. Ломоносова 24 января - литература
Спасибо за участие!