Деградация книжно- славянского типа языка в повествовательной литературе (вторая половина ХVII в. – ХVIII в.) Лекция 8 (1)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Художник Клеопа Марина.
Advertisements

Игра «Чем богаты, тем и рады» Русские народные сказки Автор игры Кирякова В.Н.
Прощальная беседа Иисуса Христа. Перед самым праздником Пасхи ученики спросили Господа: -Где приготовить для Тебя пасху?
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ. ДИКТАНТ 1 1.Утро мудро. 2.Будь здоров. 3.Делай добро. 4.Беда ум родит. 5.День – труден.
Страх Господень. Быт.31:42 Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и Страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие.
Литературная викторина
Пословицы и поговорки. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» А. С. Пушкин.
ДОБРОВОЛЬНАЯ ДУХОВНАЯ ДИСТРОФИЯ Послание к Колоссянам 3 глава.
О Равнодушии
ПИСЬМО ЛЮБВИ ОТЦА СО ЗВУКОМ Может быть ты не знаешь меня, но Я знаю о тебе всё… Пс 138:1 Я знаю, когда ты садишься и когда встаешь… Пс 138:2 Мне известны.
Урок-презентация учителя православной культуры МБОУ «ООШ 6» Гараниной О.М.
Внутреннее положение России в середине XYII века.
« Что за прелесть эти сказки ! Каждая есть поэма !» А. С. Пушкин.
Я верю в Бога, Отца Всемогущего, усыновившего меня! В Господа и Спасителя моего Иисуса Христа! В Духа Святого – Господа Животворящего, Утешителя моего!
Семья. Почитание родителей.. Очень люблю, когда все собираются. Белою скатертью стол накрывается. Бабушка с мамой, папа и я, Мы называемся вместе - семья.
З Л О Добрым быть совсем - совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, ни конфета. Доброта с годами.
Историческая мозаика. 15 мая в XII веке на пиру у боярина отравлен князь Киевский и Суздальский. После кончины князя киевляне разграбили княжеский дворец.
Дитя не плачет, мать не разумеет. Дитя плачет, а у матери сердце болит. Нет роднее дружка, чем родная матушка. При солнышке тепло, при матери добро. Родительское.
Давид и Ионафан – пример настоящей дружбы. 11 И сказал Ионафан Давиду: иди, выйдем в поле. И вышли оба в поле. 12 И сказал Ионафан Давиду: жив Господь.
Транксрипт:

Деградация книжно- славянского типа языка в повествовательной литературе (вторая половина ХVII в. – ХVIII в.) Лекция 8 (1)

ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ – предыстория (причина поставления монастыря); – поиски места; – знамение; – расчистка места; – строительство монастыря; – сообщение о его процветании.

Князь же великий, сия от него слышав, рече ему: «Аще восхотелъ еси женится, да поимели ceбе жену от велможъ погатых, а не от простыхъ людей, и не погатых, и худейших, и безотечественныхъ, да не будешь в поношении и уничижении от своихъ родителей, и от поляръ и друговъ, и от всехъ ненавидим будешь, и от мене удален стыда ради моего».

Бяше по девица сия благочсетива и кротка, смиренна и весела, и разум имея великъ зело, и хождаше во всехъ заповедехъ господнихъ, и почиташе родители своя зело, и повинуется яма во всемъ, от младых ногтей Христа возлюбила и последуя ему, слышаше по от отца своего святое писание и внямаше прилежно всемъ сердцемъ своимъ.

И увидел стадо лебедей на Волге реке, и такой повеле пустите вся своя птицы, соколы и ястребы, пусти же и сокола своего любямаго и поямаше много лебедей… Девица же рече отроку: «Не вели спешите ничемъ, да еще у меня будетъ гость незваной, а лучше всехъ и званных гостей».

ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ В том же граде Орле бысть некто мещанин града того, именем и прослытием Бажен Второй, уже по престаревся в летах, и знаем баше во многих градех благондравнаго ради жития его, понеже и погат бе зело и попремногу знаем и дружен бе Саввину отцу Фоме Грудцыну…

Штампы: ненавидят же добра роду человеку супостат диавол, стрелою страха пожия уязвлен, скрывает злобу в сердце своем, уловлен бысть женскою лсетию. Устойчивые опороты: нелепая словеса, лукавого умышления, от великого уныния и скорби. Сравнения: яко лютая львица, яко змия хотящие яд свои изблевати на него, в кале блуда яко свинья валяющиеся.

Оле безумие отрока! Ведый по, яко никоторое царство прилежит в близости к Московскому государству, но все обладаем бе царем Московским. Благочсетивый государь, царь и великий князь Михаил Феодорович всея России возжелаше послать воинство свое противу короля польского.

Торговая терминология: струги с товаром, по купеческому делу, ради конские покупки, прибытки, лавка. Военная лексика: новобрачных солдат, воинский артикул, учения, солдатский напор, полковник, команда, ратные люди, стрелецкий сотник, поставлен в доме, грамоты, таборы, вылазки, свальным поем, тыл показующе, караул.

СКАЗАНИЕ ОБ УБИЕНИИ ДАНИИЛА СУЗДАЛЬСКОГО И О НАЧАЛЕ МОСКВЫ И почему было Москве царством быть, и кто то знал, что Москве государством слыть? Были тут по Москве-реке села красные, хороши поярина Кучка Стефана Ивановича. И бысть у Кучка поярина два сына красны, и не было столь хороших во всей Руской земле.

Изведавъ про них князь Данило Суздальский и спроси у поярина Кучка Ивановича двух сыновъ к себе во двор с великим прением. И глагола: «Аще не дашь сыновъ своих ко мне во двор, и яз-де на тебя с войной приду, и тебя мечем погублю, и села твои красные огнем пожгу».

Есть-де у насъ песъ-выжлец. И какъ князь Данило понижает на грозные попоища против тотаровей и крымских людей и заказывает мне поедучи: «Липо- де я от тотаровей или от крымских людей убит буду, или на поле случитце мне смерть безвестная, и в трупу человечье меня сыскать или опознать будет не можно, или и в полонъ возьмут жива меня тотаровя, и которой дорогой в кою страну свезут меня жива в свою землю, и ты пошли искать меня своих дворян с тем со псом выжлетом…

Леонтий Магницкий Арифметика, сиречь наука числительная, 1703 г. Прiими юне премудрости цветы Разумныхъ наукъ обтица# ветры. Ариfмеiике любезно учись#, В ней разных правилъ и штукъ придержись#.

Демократическая литература второй половины ХVII – начала ХVIII в. Лекция 8 (2)

ПОВЕСТЬ О ФРОЛЕ СКОБЕЕВЕ В Новгородском уезде имелся дворенинъ Фролъ Скобеевъ. В том же Ноугородском уезде имелись вотчины стольника Нардина- Нащекина, имелась дочь Аннушка, которая жила в тех новгородских вотчинахъ.

«Ну, плутъ, чем станешь жить?» «Изволишъ ты ведать опо мне: полее нечем, что ходить за приказным деламъ». «Перестанъ, плут, ходить за ябедою! И имения имеется, вотчина моя, в Синбирском уезде, которая по переписи состоит въ 300-х сот дворах. Справь, плут, за сопою и живи постоянно».

Новые заимствования квартира (стал на квартире – приехал к себе на фатеру), реестр, персона (особа), делал банкеты, карету и возняков, кучер, лакейское платье, публикация, реэстръ

«Сестрица, что я не вижу Аннушки?» И сестра ему ответствовала: «Полно, братецъ, издеваться! Что мне делать, когда я несчастна моим прошением к тебе? Просила ея прислать ко мне; знатно, что ты мне не изволишь верить, а мне время такойво нет, чтобъ послать по нея».

Повесть о Шемякином суде В некоихъ местехъ живяше два брата, земледельцы, единъ погатъ, други упогъ. Богатый же ссужая много летъ упогова и не может исполнить скудости его. По неколику времени приедет упоги к погатому прости лошади, на чемъ ему себе дровъ привсети…

Юридическая терминология: бить челомъ; будетъ на него из города посылка, а не ити, ино будетъ езда приставом платить; Принесе же брать его челобитную на него исковую; изыдоша истцы со ответчиком ис приказу; по судейскому указу.

Повесть о Ерше Ершове сыне Лета 7105 декабря в день было в польшом озере Ростовском съеждялися судии всех городов, имена судиям: Белуга Ярославская, Семга Переяславская, поярин и воевода Осетр Хвалынского моря, окольничий был Сом, польших Волских предел, судные мужики, Судок да Щука-трепет уха.

Человек я доброй, знают меня на Москве князи и пояря и дети поярские, и головы стрелецкие, и дьяки и подьячие, и гости торговые, и земские люди, и весь мир во многих людях и городах, и едят меня в ухе с перцемь и шавфраномь и с уксусомь, и во всяких узорочьях, а поставляють меня перед сопою честно на блюдах, и многие люди с похмелья мною оправдиваютца.

А мы, господа, стороны, про нево скажем вправду. Знают Ерша на Москве бражники и голыши и всякие люди, которым не сойдетца купить добрые рыбы, и он купит ершов на полденьги, возьмет много есть, а полее того хлеба разплюеть, а досталь собакам за окно вымечють или на кровлю выкинуть.

Коли яз пошел из вотчины своей, из Волги-реки, Которостию-рекою к Ростовскому озеру, и тогда яз был здвоя тебя и толще и шире, и щеки мои были до переднего пера, а глава моя была что пивной котел, а очи – что пивные чаши, а нос мой был корабля заморского, вдоль меня было сем сажен, а поперек три сажени, а хвост мой был что лодейной парус.

Калязинская челобитная Великому господину преосвященному архиепископу Симеону Тверскому и Кашинскому бьют челом погомольцы твои, Колязина монастыря крылошаня, черной дьякон Дамаско с товарищами.

Пожалуй нас, погомольцев своих; вели, государь, архямарита счесть в колоколах да в чепях весом, что он ис колокол много меди из звонили с печей много железа перебил; и в той утерянной казне отчет дать и свой милостивой указ учинить.

Казны не бережет, ладану и свеч много жжет, и тем, он, архямандрит, церковь запылил, кадило закоптил, а нам, погомольцам твоим, выело очи, засадило горлы. А на стол поставят репу пареную да ретку вяленую, кисель з братом да посконная каша на вязовой ложке, шти мартовские, а в братины квас наливают да на стол поставляют.

Вязига да икра, белая рыбица, тельное да две паровые, тимошка б во шлях да ушка стерляжья, трои бы пироги да двои блины, одна бы с маслом, а другие с медом, пшенная бы каша да кисель с патокою, да пиво б поддельное мартовское, да переварной бы мед.

И у него, архямарита, на то и смыслу нет: у нас, знающих людей, не спросится, сам во нраве своем один живет, а з горя один хлеб жует, весь мед перекис, а сам воду пьет. И он, архямарит, родом ростовец, а нравом поморец, умом холмогорец, на хлеб на соль каргополец. А нам, погомольцам твоим, и так не сладко: детка да хрен, да чашник старец Ефрем.

Азбука о голом и непогатом человеке Азъ есмь нагь; Добро бы онъ, человекъ, слово свое попомънилъ, и денегь мне дал; Земля моя пуста.

Живу я, доброй молодец… Покоя себе, своей бедности, не обретаю. Твердъ животъ мой. Мыслию своею всего бы у себя много видель. Богъ душу мою ведаеть. Ерычитца по брюху с великих недоетковъ.

Служба кабаку греху учитель, душевному дому разорение, людям обнажение великие, от всего добра отводитель, погатства истощитель, злосмердение и зло неверие, аду сопрестолниче, сатане себеседниче, диаволу спутнике, душам губителю

с похмелья великая соната, очам потемнение, уму омрачение, рукам трясение в тюрьму вселился еси, и тамо сущую мзду трудов своих прием – ожерелье в три молоты стегано, перстень бурмитской на обе руки наложил еси, и носе свои во кладе утверди

Дом потешен, голоду и холоду изнавешан, ребята пищать, сети хотеть, а мы право пожимся, что и сами не етчи ложимся. Был со всем, а стал ни с чем; Когда сором, ты закройся перстом; Было да сплыло; Люди в рот, а ты глот.

Ныне отпущаеши с печи мене, раба своего еще на кабак по вино и по мед и по пиво… Егда славнии человеки, в животех искусный, в разуме за уныние хмелем обвеселяхуся, тогда егда во многие дни се твориша, питием омрачаху свои суши и разум... Сподоби, господи, вечер сей без попоев до пьяна напиться нам.

Повсети о Горе и Злосчастии (Как горе-злосчастие довело молодца во иноческiй чинъ) Еще у молодца был мил-надежен друг – Назвался молодцу названой брат, прельстил его речми прелестными, зазвал его на кабацкой двор, завел его в избу кабацкую, поднас ему чару зелена вина и кружку поднас пива пьяного…

меду сладково, под буйну его голову, тело белое, люди добрые, милый друг, высок терем; чужую страну, далну, незнаему; на все четыре стороны, говорит такойво слово; зачем ты на пиру невесел сидишь, кручиноват, скорбен, нерадостен.

Полетел молодец ясным соколом, а Горе за ним белым кречетом… Молодец стал в поле ковыль-трава, а Горе пришло с косою вострою… Пошел молодец в море рыпою, а Горе за ним с частыми неводами.

Безпечална мати меня породила, гребешком кудерцы розчесывала, другими порты меня одела и, отшед, под ручку посмотрела, хорошо ли мое чадо в других портах? А в других портах чаду и цены нет!..

Повсети или пословицы всенароднайшие по алфавиту (изданы П.К. Симони в 1899 г.) Ахъ да рукою махъ, и на том реки не переехать; Азъ пью квасъ, а кали вижу пиво, и не про(й)ду ево мимо; Азъ буки веди страшит что медведи; Артамоны едят лимоны, а мы молодцы едим огурцы; Без денег в город – сам себе ворог.