Тема: «Культура Руси XIV-XV вв.». План темы: 1. Архитектура XIV-XV вв. 1) Крестово-купольный храм. 2) Архитектурные школы Руси XIV-XV вв. 3) Шедевры архитектуры.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Архитектура Древней Руси. Киевская Русь (10-11 вв) Главным культовым зданием Киева был величественный Софийский собор (заложен в 1037 г.), увенчанный.
Advertisements

РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XV ВЕКОВ Урок истории в 10 классе Учитель : Е. Н. Усанова.
15 век можно считать золотым веком древнерусского искусства, а произведения московской школы - его классикой. Строительство новых храмов было связано.
Экскурсия по кремлю. Москосвский Кре́мль древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно- религиозный и историко-художественный комплекс.
Культура русских земель начала XII – первой половины XIII веков.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
МОУ «Спасская основная общеобразовательная школа» Архитектура во второй половине 13 – середине 15 века. Подготовила ученица 6 класса ученица 6 класса Галузина.
1.Архитектура. -Отличия архитектуры XII – начала XIII в. от архитектуры Киевской Руси. -Храмы Юга Руси. -Храмы Новгорода. -Зодчество Владимиро-Суздальской.
Культура Руси X- XV. Жанры и тематика древнерусской литературы Летописи Жития святых Поучения и наставления Слово Хождения Повести Произведения о борьбе.
Московский Кремль древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы, официальная.
Культура русских земель вв. Выяснить особенности культуры русских земель в вв; Охарактеризовать зодчество вв.; Охарактеризовать живопись.
Культура Киевской Руси IX – XIV век. 1.Письменность 2.Литература 3.Архитектура 4.Живопись Учитель истории и обществознания Нечаева М.Л.
Архитектура Руси формировалась в IX – XIII веках на основании деревянного зодчества местного образца и византийских каменных храмов. Существовали величественные.
Борисов Павел, Золотов Алексей 10 класс. Деревянная архитектура, которая восходит к Руси языческой Каменная архитектура, которая связана с Русью христианской.
Архитектура Владимиро- Суздальского княжества Автор: О.Р.Солодова МБОУ «Белокурихинская СОШ 1»
Зодчество Зодчество это отрасль строительного искусства, занимающаяся художественной отделкой и возведением зданий в соответствии с законами красоты.
Путешествие по святым местам России. Цель: рассказать об Успенском соборе во Владимире как об одном из красивейших храмов «Золотого кольца» России.
Школы русской иконописи Иконописные изображения известны на Руси с X века. За 11 веков существования русская икона прошла большой путь развития. Появились.
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля собирательное название, под которым с 1992 в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО фигурируют восемь памятников.
Интегрированный урок - экспедиция истории и изобразительного искусства.
Транксрипт:

Тема: «Культура Руси XIV-XV вв.»

План темы: 1. Архитектура XIV-XV вв. 1) Крестово-купольный храм. 2) Архитектурные школы Руси XIV-XV вв. 3) Шедевры архитектуры XIV-XV вв. 2. Живопись XIV-XV вв. 1) Фресковая живопись. 2) Иконопись в) Андрей Рублев. г) Даниил Черный. д) Феофан Грек.

Цель урока: 1. Охарактеризовать уровень изобразительного искусства древней Руси. 2. Сформировать представления об особенностях русской культуры изучаемого периода. 3. Охарактеризовать главные достижения культуры XIV-XV вв.

Ход урока: I.Повторение изученного материала Ответить на вопросы: 1. Что изображено на этой картинке? 2. Где было найдено? 3. Какие знания о письменности и грамотности древней Руси мы можем получить на основе этой находки?

1. Что изображено на этой фотографии? 2. Для чего использовался этот предмет?.

План крестово-купольного храма Такой тип постройки был создан в XII в. Он сохранялся на протяжении веков. Это крестово-купольный храм: четырехстолпный, с одной полукруглой главой на высоком барабане и тремя выступающими полуцилиндрическими апсидами с восточной стороны. Как называется такая постройка храма?

Крестово-купольные храмы XII в. Церковь Покрова́ на Нерли. (1165 г.) Белокаменный храм во Владимирской области России, По преданию, церковь была построена в память о рано умершем сыне Андрея Боголюбского - Изяславе Андреевиче. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.

Дмитриевский собор (1194-7) города Владимира - придворный храм, возведенный Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе. Храм одноглавый, четырех- столпный, трехапсидный. Собор знаменит своей белокаменной резьбой - его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX.

Успенский собор ( ) во Владимире - кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмам Владимиро-Суздальской Руси. Храм поражает своей красотой и высотой внутреннего пространства, общей гармонией и изяществом, обилием украшений из золота: не только внутри, но и снаружи.

Шедевры архитектуры XIV-XV вв. В разных частях Руси предпочитали различные строительные материалы, по- особому украшали здания, в конструкции которых также появились отличия. Иными словами, древнерусская архитектура XIV-XV вв. представляла собой объединение нескольких зодческих школ отдельных земель.

Архитектурные школы Руси XIV-XV вв. Западная и юго-западная Основной строительный материал – «белый камень». Фасады богато украшали резьбой, цветным камнем, скульптурами, расписанными красками или позолоченными Сильное влияние романской западноевропейской архитектуры (наличие «романских стекол» - витражей Южная Киевская, Черниговская, Переяславская Кирпичная кладка стен Капители и колонны из белого известняка Новый тип крестово- купольного храма, в котором центральная часть здания приобретает башнеобразную форму Большое внимание к внешней отделке

Владимиро-суздальская Кладка из плит белого известняка Резьба по камню на растительно-звериные сюжеты Устремленность к небу глав с большими крестами Внешняя легкость здания Искусство вписывать постройки в пейзаж Влияние деревянного зодчества и западноевропейской готики Новгородская Кладка из камня-плитняка простота и герметичность форм (отсутствие резьбы, аркатурных поясов и т.д.) Строгое и простое внутреннее убранство Небольшие храмы, часто приземистые, словно демонстрирующие свою прочность - «храмы- крепости».

Храмы Новгорода Церковь во имя Иоанна Предтечи на Опоках была построена в XII в. по инициативе князя Всеволода Мстиславича - внука Владимира Мономаха. Это шестистолпная, трехапсидная церковь с одной главой. В конструкции храма проявились новые тенденции новгородского храма- строительства: сокращение масштабов постройки и упрощение архитектурных форм.

Георгиевский собор Юрьева монастыря - православный храм в Юрьеве монастыре, построен в 1119 г. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1830-е годы была проведена реставрация собора, в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века. Оригинальная фресковая живопись сохранилась только на откосах окон и в верхней части лестничной башни. Собор был полностью расписан заново

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице - храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году. Роспись храма сохранилась не полностью. Большая ее часть погибла, однако то что сохранилось - единственные сохранившиеся в мире монументальные работы Феофана Грека.

Сравните постройки XII в. и XIV в.

Храмы Московского княжества Успенский собор Московского Кремля православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружен в под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Храм шестистолпный, пятиглавый, пятиапсидный. Построен из белого камня в сочетании с кирпичом.

Архангельский собор православный храм, расположенный на соборной площади Московского Кремля. Храм пятиглавый, шести- столпный, пятиапсидный, восьми-придельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части на втором ярусе. Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения.

Московский кремль Московский Кремль древнейшая часть Москвы, главный общественно-политический, духовно-религиозный и историко-художественный комплекс столицы. Расположен на высоком, левом берегу Москвы-реки Боровицком холме, при впадении в неё р. Неглинной. Веками складывался редкий по красоте и своеобразию архитектурный ансамбль Московского Кремля. Эти мощные стены и башни стоят уже 500 лет. Они были возведены в течение десятилетия: в годах, во время интенсивного строительства, которое вёл великий князь "всея Руси" Иван III. Для этой работы в Москву были приглашены лучшие мастера из древнерусских городов и итальянские архитекторы.

Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите

Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском

Красный Кремль

Троицкая башня Кремля Спасская башня Кремля

Кремль в Великом Новгороде

Кремль в Нижнем Новгороде

Кремль в Суздале

Фресковая живопись. В Древней Руси получила распространение фресковая роспись по сырой штукатурке. Замечательный памятник фресковой живописи - Софийский собор в Киеве. Многие из фресок посвящены бытовым сюжетам: изображение семьи Ярослава Мудрого, борьба ряженых, охота на медведя и т.д. Во внутренних помещениях собора сохранились и великолепные мозаики - изображения, составленные из мельчайших кусочков смальты. Первая фресковая живопись появляется на Руси во второй половине XI века, а массовое распространение фрески происходит в XII веке. Живопись XIV-XV вв.

Иконопись. Икона - в христианстве, изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания. Иконы XII в. еще находятся в зависимости от греческого искусства. Колорит их сдержан и сумрачен. Однако уже в XIII веке этот сумрачный колорит начинает сменяться характерно русскими яркими красками. В XIV в. иконы приобретают русский характер. Появляется больше внутренней и внешней динамики, склонность к большей плоскостности. Иконы этого периода отличаются свежестью и непосредственностью выражения, яркими красками, чувством ритма и простотой композиции.

Андрей Рублев Андрей Рублев (ок.1430) - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века, преподобный. Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Св. Руси. Икона «Троица»

Самая известная и хорошо сохранившаяся фреска Андрея Рублева и Даниила Черного - «Страшный суд»

Даниил Черный Даниил Черный - русский живописец. Совместно со своим другом Андреем Рублевым и другими мастерами работал в Успенском соборе (во Владимире и Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в Загорске. Ему приписывается участие в выполнении некоторых икон для этих соборов (иконы владимирского Успенского собора ныне в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Ленинграде). Икона «Апостол Павел»

Андрей Рублев и Даниил Черный Богородица с предстоящими ангелами. Успенский собор г.

Феофан Грек Феофан Грек (1340 (?)- 1410(?)) - великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей. В творчестве Феофана Грека нашли свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и ее отражения в культуре - классическое начало и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое. Икона «Преображение»

Фреска «Троица»

Подведение итогов урока 1. Что нового вы узнали о культуре Руси? 2. Какие постройки вам наиболее запомнились? 3. Назовите имена выдающихся русских живописцев XIV-XV вв.