Синтаксис ранних детских местоимений Софья Краснощекова Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург 26 сентября 2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Advertisements

Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Классификация словосочетаний. Словосочетание Словосочета́ние это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически,
…такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их конкретно. Местоимение вне контекста имеют.
Личные Разряды Возвратное Притяжательные Указательные Определительные Относительные Вопросительные Отрицательные Неопределенные.
самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их. Слово « местоимение » означает – « вместо имени ».
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
МестоименияМестоимения. Местоимение как часть речи 1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
МЕСТОИМЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЕ – часть речи, которая указывает на предмет, лицо, признак, количество, но не называет их конкретно. Например: Коля – он, дети.
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ г.
МЕСТОИМЕНИЯ Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики.
Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.
Местоимение Местоимение Работу выполнила Работу выполнила ученица 10 класса Бишевской СОШ Апастовского района РТ Миннуллина Роза Руководитель: Алексеева.
Местоимение Местоимение – это самостоятельная часть речи, указывающая на предмет и признаки.
Косвенная речь. Косвенная речь - это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
Виды связи в словосочетаниях. Согласование подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках. Главное.
Транксрипт:

Синтаксис ранних детских местоимений Софья Краснощекова Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург 26 сентября 2014

Освоение синтаксической системы: периодизация Период однословных высказываний (голо фраз): до 1;4-1;5; у некоторых детей позже Период двухсловных высказываний: от 1;5 до 2 лет (Телеграфный период) (Период трехсловных высказываний) – выделяется обычно на англоязычном материале [Brown 1973]) Период многословных высказываний: с 2 лет Возникновение анафоры: примерно 2;0-2;2 Возникновение сложных предложений: примерно 3 года [Цейтлин 2009], [Кларк 1984] [Лепская 1997]

Синтаксис местоимений: вопросы ? Как осваиваются синтаксические свойства местоимений? ? Как функционируют местоимения на каждом этапе развития синтаксиса? На раннем этапе полнозначные слова: А) Описывают ситуацию целиком, гештальт но; Б) Могут не связываться грамматически. ? Как ведут себя в это время местоимения? ? Какие синтаксические процессы затрагивают местоимения на следующих этапах? (Ср. на англоязычном материале: Структура вопросительного предложения, анафора, вложенные клаузы [Eisenbeiss 2014])

Syntax-first Модель syntax-first [Borer, Rohrbacher 2002]: первыми осваиваются синтаксические структуры, которые влияют на освоение морфологических показателей и развитие морфологической системы. Предположительно, эта модель работает на материале русских местоимений.

Материал: местоимения Местоимения, связанные с дейксисом: Личные Притяжательные Возвратные (себя и свой) Указательные Относительные + местоименные наречия, близкие к местоимениям (указательные там, здесь и т.д.; относительные где, когда) + указательная частица вот Всего 6000 контекстов.

Материал: дети Записи речи 14 детей (родительские дневники и расшифровки аудио- и видеозаписей из Фонда данных детской речи РГПУ им. А.И.Герцена и базы CHILDES). 4 полных корпуса (от 1;5 до 4 лет). Первая фиксация местоименного слова – 1;3 года.

Освоение местоимений: периодизация «ранние» местоимения: от 1;3-1;5 до 2:0-2;2 Я, мой, мы, ты, он, там, здесь, тут, это, вот «местоименный взрыв»: от 2;2 до 2;6-2;8 (частотность местоимений в речи резко возрастает) Твой, наш, его, ее, их, такой, туда, сюда, тогда «поздние» местоимения: после 2;6-2;8 Себя, свой, тот, вы, ваш, который

Местоимения на этапе однословных высказывания На этом этапе местоимения уже появляются. Там, тут, вот, это; реже – я, мой Ребенок: показывает на предмет и произносит местоимение. Локативные элементы сочетаются с указательным жестом; повторяет за взрослым; обычно – отвечает на вопрос. Референция: Указание на конкретный референт (все единицы) Указание на ситуацию в целом (я, мой) Голофразы-местоимения используются более ограниченно, чем голо фразы-полнозначные слова: выражения побуждения к взрослому нет, синкретизм при указании на ситуацию менее выражен. Мама: Рома, скажи «я». – Ребенок: Я. (Рома, 1;8;12) Мама: Где киска? Где собачка? – Ребенок: Там. (показывает на дверь соседской квартиры) (Боря, 1;3;15) Мама: Где папа? – Ребенок: Де («здесь»). (показывает на фотографию) (Рома, 1;3;24) Мама: Чего ты хочешь? – Ребенок: Эту. (показывает на фломастер) (Родя, 1;11;15)

Местоимения на этапе двухсловных высказываний: pivot-грамматика Pivot-grammar [Braine 1963] (см. также [Tomasello 2006]) Речь состоит из pivot-конструкций: Слово-ось (pivot-слово, слово-опора) + открытая позиция. Слово-ось занимает фиксированную позицию, не меняется, регулярно повторяется. Второй элемент выбирается из открытого класса слов. Например: Дай Х, Вот Х, Х моё, Х нет, …

Pivot-конструкции с местоимением в позиции оси На этапе двухсловных высказываний местоимения обычно выступают в функции оси pivot-конструкции. Такие сочетания крайне частотны. Подобные конструкции с местоимениями помогают осваивать синтаксический механизм предицирования. Сочетания: Это Х Вот Х (Х такой) Х там, там Х Даня! Там Даня! (Света, 1;3;20) Это тетя. (Варя, 1;7;13) Это горячий. (Варя, 1;7;13)

Pivot-конструкции с местоимениями в открытой позиции Такие конструкции используются реже, чем предыдущий тип. Иногда ребенок уже обладает достаточной грамматической компетенцией и способен приписывать форме местоимения правильный падеж. Дай Х (где Х = это, эту) (Ваня и бабушка рисуют машинки) Еще эту. (Ваня, 2;1;28)

Местоимения в других двухсловных сочетаниях Кроме pivot-конструкций, ближе к концу этапа двухсловных высказываний ребенок осваивает конструкции, в которых обе позиции заполняются словами из открытого списка. Это шаг к возникновению полноценных многословных высказываний. Эту наденем. А эту снимем. (Варя, 1;7;13) Ляг ко мне. (Саша, 1;9;25) Вывод по двум первым этапам: действительно, местоимения принимают синтаксические свойства раньше, чем морфологические. Первые сочетания включают неизменяемые или замороженные формы; местоимения в косвенных формах возникают позже, в уже отработанной позиции.

Местоимения на этапе многословных высказываний: основные позиции Местоимения начинают занимать позиции, характерные для полнозначных слов: Актантные позиции (субъект, объект, косвенный объект) Предикат Атрибут Сирконстантные позиции Местоимения в зависимости от семантики тяготеют к той или иной синтаксической позиции. Важное место в материале продолжают сохранять конструкции типа «это Х».

Актантные позиции Субъект при действии: личные местоимения 1, 2 и 3 лица. Субъект при предикате-прилагательном: местоимение он, реже этот Субъект при предикате-существительном: это, реже он. Прямой объект: он, этот Косвенный объект (адресат): местоимения 1 лица; себя Таким образом, в конструкциях с глагольными предикатами чаще всего встречаются личные местоимения; он фигурирует при прилагательных, этот – при существительных и указании на ситуацию. Для личных местоимений 1 и 2 лица не характерна позиция прямого объекта, которая, напротив, частотна для местоимений он (в основном при указании на одушевленные референты) и этот (при указании на неодушевленные референты). Платье намочила я. (Аня, 2;1;20) Мама: Соня, не обижай цветочки. – Ребенок: Они будут плакать. (Соня, 2:3:20) Почему они холодные? (Аня, 2;4;22) Это мышка в сеточку залезла (засовывает руку в сетку) (Лиза, 3;6;2). Гадкий утенок спал, а потом проснулся, и все его прогнали. (Дима, 2;8;0) А детки меня на санках катали, а я говорю, что не хочу, ещё в садике. (Саша, 2;6;12)

Атрибутивная и предикативная позиции Предикативная позиция: притяжательные местоимения («Х моё») Атрибут: притяжательные местоимения, этот, тот, такой. Притяжательные местоимения начинают использоваться в роли предикатов, позже – как атрибуты. Этот и тот начинают использоваться субстантивированно, в актантных позициях, позже – как атрибуты. Такой – первое местоимение, для которого атрибутивная позиция первична. Мама – моя. (Аня, 1;9;26) Забыла зонтик наш. (Лиза, 1;10;10) Открой Мите эту, буду конфеточку, открой. (Дима, 1;11;30) Вот этий медведь встретил медведя. (Ваня, 2;5;8) Он тоже хотел зайти в тот дом. (Витя, 3;6;0) Такой дом такой, башня. (Ваня, 2;3;19)

Сирконстантные позиции В основном – локативные употребления. Центр – наречия там, здесь и т.д.(88% от всех локативных употреблений – собственно локативные значения). Периферия – сочетания с предлогами типа в этом, в том, в нем (по 6% + дополнительные значения). Доктор ездит на вот этом. (Ваня, 2;3;19) Трактор. Дядя на нем ехаит. (Аня, 2;6;28)

Возникновение сложных конструкций с местоимениями: анафора С увеличением длины реплик местоимения начинают использоваться как средства связности текста. См. : [Baylin 1992], [Аврутин 2002] Основное анафорическое местоимение – он (анафора возникает уже при появлении, в 2;0); указательные местоимения анафорический используются редко, причем из них: чаще – локативные наречия (отсылка к антецедентам с локативным значением), реже – местоимения этот, тот, такой. Мою шарик. Грязный он, грязный. (Аня, 2;0;1) Дождик ходил. Он покапал. (Оля, 2;6;3) Потом лиса поймала и побежала. А птичка за ней. (4;3;15) Жвачка у меня была. В ларьке купили. Это такая шоколадка. (Аня, 2;6;7) Ехал он мимо болота, и там аист захотел поехать, и он сказал, можно. (Лиза, 3;7;4) Остановилась она, а там милиционер идет. (Витя, 3;6;0)

Анафора: возвратные местоимения Нет анафорическийх ошибок, ошибок в связывании, ошибок в функционировании; вызванных неверным употреблением, коммуникативных неудач. Анафорические отношения уже усвоены на «ранних» местоимениях затруднений нет. Стратегии: ребенок привязывает возвратные местоимения к я и ты; ребенок привязывает возвратные местоимения к он и существительным. Не хочу себе клипсы надевать. (Аня, 2;7;10) Львенок сейчас оторвет себе хвост. (Ваня, 2;8;17)

Подчинительные конструкции Возникновение – 2;5–3 года. Использование ограничено. Основное поддерживающее местоимение – такой. Такой… как, такой… где, такой… который Местоимение тот (частотное в подобных конструкциях у взрослых) – редко. Такой зеленый, как телефон. (Аня, 2,6,13) Такая знак, что у него нету колес. (Ваня, 3;3;18) Откуда мы взяли отворот такой, который сломался? (Витя, 4;0;3) Основное полнозначное слово – существительное (прилагательные, наречия – редко, с местоименным оттенком значения). Я кот, который любит винегрет и всякие вещи такие … свеклу. (Лиза, 4;1;29) Я только умею чинить, по-другому чинить разные, которые чинятся хорошо. (Витя, 3;6;25) Ошибки не связаны с анафорой. Когда оденешь, когда увидишь злых котов. (Ваня, 3,6,20) А, а там говорил крокодил, какой читал книгу. (Ваня, 3;5;27)

Выводы На этапе однословных высказываний возникают и используются относительно регулярно местоимения я, мой, там, здесь. На этапе двухсловных высказываний местоимения используются в основном в позиции «оси», реже – в свободной позиции; на основе pivot- конструкций осваиваются синтаксические свойства предикативных высказываний. На ранних этапах для местоимений характерна модель syntax first. На этапе многословных высказываний каждое местоимение тяготеет к своим предпочтительным позициям. С развитием синтаксической системы и появлением длинных связных нарративов возникает необходимость в анафорическом связывании. Анафора возникает около 2 лет, осваивается на местоимении он; к 3 годам анафорическийе свойства распространяются на возвратные, относительные и (в меньшей степени) указательные местоимения. Дети не допускают ошибок в использовании «поздних» анафорическийх местоимений Подчинительные конструкции с относительными местоимениями возникают в возрасте 2;5-3 лет, однако используются ограниченно.

Литература Аврутин С. Усвоение языка// Современная американская лингвистика: фундаментальные направления. М., 2002 Кларк Е.В. Универсальные категории: о семантике слов-классификаторов и о значениях первых слов, усваиваемых детьми// Шахнарович А.М. (сост.). Психолингвистика. М.: Наука, 1984 Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез языковой коммуникации). М.: Филол. фак. МГУ, 1997 Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009 Baylin J.F. LF Movement of Anaphors and the Acquisition of Embedded clauses in Russian// Language Acquisition (4). P. 307–335 Borer H., Rohrbacher B. Minding the Absent: Arguments for the Full Competence Braine M. The ontogeny of English phrase structure// Language P. 1–14 Brown R. A first language: The early stages. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1973 Eisenbeiss S. Syntax and Language Acquisition// T. Kits, A. Alexiadou (eds.). Syntax: an international handbook. 2nd edition. Berlin: Mouton de Gruyter, 2014 (to appear) Hypothesis// Language Acquisition P. 123–175 Tomasello M. Acquiring linguistic constructions// R.Siegler, D.Kuhn (eds.). Handbook of child psychology: Cognitive development. New York: Wiley, 2006

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!